К вопросу об определении понятия «предпринимательская среда»
Перфильев С.В.1, Авилкина С.В.1![]()
1 Рязанский государственный радиотехнический университет
Скачать PDF | Загрузок: 45
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 20, Номер 2 (Февраль 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Понятием «предпринимательская среда» активно оперируют исследователи, представители государственных органов власти, представители бизнеса, широкая общественность. Однако определение исследуемого понятия отсутствует в энциклопедических изданиях, ученые достаточно широко трактуют понятие «предпринимательская среда».
В статье исследованы теоретические подходы к определению понятия «предпринимательская среда». В ходе исследования приведены варианты определения составляющих компонентов данного термина, которые предлагаются энциклопедическими изданиями; исследована распространенность применения термина. Проведен обзор существующих трактовок исследуемого понятия.
В ходе анализа опубликованных в Российской Федерации научных и учебно-методических трудов авторы статьи обозначают следующие неточности, встречающиеся при определении понятия: часто «предпринимательская среда» представляется в виде «ситуации» или в виде «процесса»; отмечается только положительное влияние предпринимательской среды на развитие предпринимательства.
Авторами статьи предложены два подхода к определению исследуемого понятия, которые могут быть использованы при проведении научных исследований. Первый подход основан на представлении предпринимательской среды в виде совокупности факторов (для исследования предпринимательской среды применим факторный анализ). Второй подход основан на том, что предпринимательская среда может быть описана, смоделирована как социально-экономическая система (в этом случае применима теория систем).
Представленные в статье результаты исследования могут быть использованы специалистами в области предпринимательства, экономистами, предпринимателями.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская среда, слова: среда
JEL-классификация: L26, L20, M21
Источники:
2. Ахмедзянова Ф.К., Галанцева И.В., Ющенко А.Л. // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 14. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-predprinimatelskoy-sredy-regionov-rossii-1.
Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. – 816 с.
Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888 с.
Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2004. – 1376 с.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. / 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 858 с.
7. Буханцева С.Н. Формирование эффективной предпринимательской среды // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 471-475.
Винокур Г.О., Ларин Б.А., Ожегов С.И., Томашевский Б.В. и др. Толковый словарь русского языка. / В 4 т. - М.: Государственный институт «Советская энциклопедия».
9. Ворожбит О.Ю., Титова Н.Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 134-139.
Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. / учебное пособие. - М. Издательство «Консалтбанкир», 2002. – 704 с.
11. Гибадуллин Р.В., Маликов Р.И., Гришин К.Е., Мухаметова Д.Д. Институциональная конфигурация региональной деловой среды как фактор конкурентоспособности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – С. 2505-2526. – doi: 10.18334/rp.18.17.38282.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. / Учебное пособие. - Таганрог, 2003.
Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2016. – 576 с.
14. Дашкевич О. Бизнес-среда и предпринимательская активность // Эковест. – 2006. – № 5. – С. 112.
15. Драгунова Е.В. Анализ качества предпринимательской среды для развития российских быстрорастущих технологических фирм // Российское предпринимательство. – 2017. – № 21. – С. 3135-3150. – doi: 10.18334/rp.18.21.38507.
16. Забазнова Т.А. Сущность бизнес-среды и предпринимательской среды в сельских территориях // Пространство экономики. – 2009. – № 2-2.
Кан С.Л. Формирование благоприятной внешней предпринимательской среды. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com.
Лапуста М.Г. Предпринимательство. / Учебник.(Высшее образование). - М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
Левушкина С.В. Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). [Электронный ресурс]. URL: http://www.sisp.nkras.ru.
20. Левушкина С.В. Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды // Российское предпринимательство. – 2016. – № 18. – С. 2319-2334. – doi: 10.18334/rp.17.18.36569.
21. Макаревич А.Н. // Вестник НовГУ. – 2012. – № 69. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predprinimatelskoy-sredy-malogo-biznesa-v-sfere-sotsialno-znachimyh-uslug.
22. Марченко Г., Мачульская О. Предпринимательский климат в крупных городах России // Эксперт. – 2003. – № 19(373). – С. 88-93.
Новейший энциклопедический словарь. / 20 000 статей. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 1424 с.
Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://merit.consultant.ru/documents/78756?items=1&page=19.
25. Плешакова М.В., Кудряшова И.В. Проблемы и перспективы развития предпринимательской среды в сфере малого бизнеса // Известия ВолгГТУ. – 2011. – № 12.
Покропивний С.Ф., Колот В.М. Підприємництво: стратегія, організація, ефективність. / Навч. посібник. - К.: КНЕУ, 1998. – 352 с.
27. Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – С. 417-425. – doi: 10.18334/rp.18.3.37306.
Шевченко С.А. Предпринимательская среда: организация и управление. / Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 76 с.
Tnurow L. Jnwestment in Human Capital. - Belmont, 1970. – 15 с.
Страница обновлена: 08.09.2025 в 13:31:21
Download PDF | Downloads: 45
To the question of the definition of "entrepreneurial environment"
Perfilev S.V., Avilkina S.V.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 20, Number 2 (February 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The concept of "entrepreneurial environment" is actively operated by the researchers, representatives of state authorities, business representatives and the general public. However, the definition of the studied concept is missing in encyclopedias, and the scholars widely interpret the concept of "entrepreneurial environment".
The article studies theoretical approaches to definition of the concept "business environment". The study shows the options for determining the constituents of the term, offered in encyclopedic publications; the prevalence of the use of the term is investigated. A review of existing interpretations of the studied term is given.
During the analysis of the scientific and educational-methodical works published in the Russian Federation, the authors indicate the following inaccuracies encountered in the definition of the concept: often "entrepreneurial environment" is submitted in the form of a "situation" or a "process"; there is only a positive effect of business environment on entrepreneurship development.
The authors propose two approaches to the definition of the studied concept that can be used in the research. The first approach is based on the representation of the business environment in the form of a combination of factors (for surveys of the business environment applies factor analysis). The second approach is based on the fact that the business environment can be described, modelled as a socio-economic system (in this case, the systems theory is aplicated).
The results of the study can be used by specialists in the field of entrepreneurship, economists, entrepreneurs.
Keywords: entrepreneurship, environment, business environment
JEL-classification: L26, L20, M21
