Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов
Матаев Т.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Государственно-частное партнерство *
Том 1, Номер 1 (Октябрь-Декабрь 2014)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Матаев Т.М. Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов // Государственно-частное партнерство. – 2015. – Том 1. – № 1. – С. 9-18. – doi: 10.18334/ppp.1.1.22.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23398662
Цитирований: 24 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Реализация инфраструктурных проектов в форме государственно-частного партнерства имеет долгую историю, однако до настоящего времени отсутствовала однозначная трактовка этого понятия и классификация его видов.
Проведенное исследование заключалось в анализе определений государственно-частного партнерства в российских и зарубежных источниках, а также в рассмотрении основных направлений проектов, реализуемых по этой схеме.
Результатом исследования стала классификация форм государственно-частного партнерства, которая может быть полезной при выполнении исследований, направленных на повышение эффективности государственных вложений.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктурные проекты
Численность стран, где в разных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах Европы, Азии, Латинской Америки был осуществлен ряд мероприятий по поддержке механизмов такого партнерства. Это было вызвано, с одной стороны, ростом требований к общественным услугам и инфраструктуре, а с другой – ограниченностью государственных бюджетов.
Подходы к определению государственно-частного партнерства
«Законодателем мод» в государственно-частном партнерстве (ГЧП) является Великобритания, где в 1992 г. была создана Частная финансовая инициатива, основанная на договорах концессии и которая значительно повлияла на региональное развитие. По ее общей схеме частный сектор проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует активы в соответствии со спецификациями представителей государственного сектора.
Механизм государственно-частного партнерства предусматривает, что государство является заказчиком услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудничества, создает возможности принятия управленческих решений для частного сектора, а также осуществляет постоянный мониторинг, при этом объект инвестирования остается в государственной собственности. Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению инноваций в проект и приводит к эффективному и качественному предоставлению конечных услуг.
Однозначное толкование понятия «государственно-частное партнерство» в рамках современных подходов, равно как и общепризнанная классификация его форм, отсутствует в зарубежном и российском законодательстве, в литературе, посвященной вопросам государственно-частного партнерства [4, 6, 7, 9, 11].
Развитые зарубежные страны в понятие государственно-частного партнерства вкладывают различные варианты осуществления проектов, широкий спектр бизнес-моделей и отношений использования ресурсов частного сектора (капитал, ноу-хау, опыт менеджеров) для удовлетворения общественных нужд (дороги, парки, связь, недвижимость и т.п.) [5].
В настоящее время существует несколько научно-методических подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство». Так, Всемирный банк рассматривает ГЧП как договоренность между государственным и частным сектором в вопросе производства, а также предоставления инфраструктурных услуг, которые необходимы для цели притяжения дополнительного финансирования и, самое главное, как возможность увеличения результативности государственных вложений.
В российской литературе термин «государственно-частное партнерство» применяется, исходя из четкого определения ведущей роли государства, учитывая менталитет и главенствующую роль органов государственной власти. Вместе с тем надо подчеркнуть, что именно государство является инициатором многих проектов ГЧП.
По мнению автора, ГЧП – это форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.
Основные направления проектов ГЧП
Во многих странах мира институту государственно-частного партнерства, который внедряет общественно значимые проекты, отводятся следующие роли в системе экономических взаимоотношений государства [13]:
– формирование общих инвестиционных ресурсов государственного и частного секторов для достижения общественно значимых результатов;
– повышение эффективности использования объектов государственной собственности на основе предпринимательской мотивации;
– создание новых методов управления;
– создание добавленной стоимости для потребителей и общества в целом;
– объективное определение нужд рынка;
– оптимальное использование ресурсов.
Большинство проектов ГЧП направлены на развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг. На рисунке 1 представлены основные направления проектов, которые реализуются через механизмы государственно-частного партнерства.
Рисунок 1. Основные направления проектов, которые реализуются через ГЧП (источник – составлен автором)
На рисунке 2 изображена принципиальная схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Рисунок 2. Схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов (источник – составлен автором)
Классификация типов проектов
В зависимости от характера задач, которые решаются с помощью механизмов государственно-частного партнерства, выделяют несколько типов таких проектов, признанных в мировой практике:
– Строй-обладай-эксплуатируй (Build-Own-Operate) – частный партнер строит и эксплуатирует объемы или оказывает услуги без передачи права собственности государственному сектору;
– Строй-эксплуатируй-передавай (Build-Operate-Transfer) – частный партнер строит объекты в соответствии со спецификацией, согласованной с государственным агентством, эксплуатирует их на протяжении определенного периода времени и затем передает государству;
– Покупай-строй-эксплуатируй (Buy-Build-Operate) – правительство продает существующий объект предприятию частного сектора, которое затем производит обновление или расширение, необходимые для его эффективной эксплуатации с точки зрения затрат;
– Проектируй-строй-эксплуатируй (Design-Build-Operate) – приватный партнер проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе;
– Строй-развивай-эксплуатируй (Build-Develop-Operate) – приватный партнер берет в лизинг или покупает существующий объект у государственного агентства, инвестирует собственный капитал для обновления, модернизации, затем эксплуатирует по договоренности с правительством.
Таким образом, существуют государственно-частные партнерства, в которых, во-первых, сотрудничество между государственным и частным сектором базируется исключительно на контрактных связях, а во-вторых – сотрудничество между государственным и частным секторами предусматривается в рамках определенного владения.
Формы и инструменты ГЧП
Вопрос классификации форм государственно-частного партнерства в научной литературе является спорным. В зарубежной и отечественной литературе существует множество классификаций форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере.
В мировой практике классификации моделей государственно-частного партнерства принято выделять следующие его формы [12]:
– контракты как административный договор между органом местного самоуправления и частным партнером на осуществление общественно необходимых видов деятельности;
– аренда, которая в зависимости от определенных договором условий может предусматривать выкуп государственного или муниципального имущества;
– концессия, которая предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии; концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером;
– соглашения о распределении продукции являются подобными концессионным договорам, но в отличие от них предусматривают распределение произведенной концессионером продукции между государственным и частным партнером;
– договоры об общей деятельности, в рамках которых государство принимает постоянное участие в административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности созданного общего предприятия в зависимости от доли в уставном или акционерном капитале.
Российским законодательством предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:
– контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставки продукции для государственных нужд;
– аренда;
– лизинг;
– соглашения о разделе продукции;
– использование средств Инвестиционного фонда РФ;
– создание особых экономических зон;
– создание совместных государственно-частных предприятий;
– концессия;
– технопарки.
Сущность форм государственно-частного партнерства и инструменты его реализации в Российской Федерации представлены в таблице.
Таблица. Сущность форм ГЧП и инструменты его реализации: опыт России
Инструменты
|
Сущность
|
1. Особые экономические зоны:
промышленно-производственные, технические, туристско-рекреационные, портовые |
Создание полюсов роста на определенных
обозначенных территориях за счет притяжения финансирования
на выгодных условиях. |
2. Инвестиционный фонд
Российской Федерации
|
Содействие в реализации инвестиционных
проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на
условиях государственно-частного партнерства на конкурсной основе.
|
3. Концессия
|
Передача объекту государственной или коммунальной
собственности для строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации управление,
обслуживание коммерческой организации на закрепленных в договоре условиях.
|
4. Национальные проекты
|
Целевая и адресная поддержка развития
ключевых направлений: обеспечение жильем, здравоохранение, образование,
агропромышленный комплекс.
|
5. Формирование
интегрированных структур
|
Создание или расширение холдингов и
других интегрированных структур, которые включают несколько предприятий в
одной или сопредельных областях.
|
Выводы
Таким образом, развитие таких видов деятельности ГЧП, как создание экономических зон со специальным статусом, формирование инвестиционных фондов, применение инструментов концессии, осуществление целевой и адресной поддержки приоритетных направлений развития и создание интегрированных структур в виде холдингов даст возможность осуществлять взаимоотношения между государством и частным сектором на долгосрочной основе. Это будет способствовать привлечению инвестиций в страну, даст возможность дополнительного финансирования, повысит эффективность государственных вложений.
Страница обновлена: 26.07.2024 в 11:19:05