Экономика развития: инновационное образование – ключ к развитию экономики XXI века

Ловецкий Н.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (26), Февраль 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701943
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современный этап социально-экономического развития стран мира связан, прежде всего, с ростом взаимозависимости их экономик, а значит с необходимостью формирования единого экономического пространства и международного разделения труда. Все это сопровождается ускоряющимся распространением и применением инновационных технологий в производстве и потреблении конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, требует построения принципиально новых взаимоотношений образования и рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, инновационные технологии, образование, профессиональное образование, новая экономика, экономика знаний, единое экономическое пространство



Современный этап социально-экономического развития стран мира связан, прежде всего, с ростом взаимозависимости их экономик, а значит с необходимостью формирования единого экономического пространства и международного разделения труда. Все это сопровождается ускоряющимся распространением и применением инновационных технологий в производстве и потреблении конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, требует построения принципиально новых взаимоотношений образования и рынка труда.

Процессы формирования единого международного образовательного пространства требуют интернационализации образования, обеспечения повышенного качества образовательных программ, равенства образовательных возможностей, развития трансграничного образования, роста академической мобильности, взаимного признания дипломов. Они способствуют формированию новых механизмов и форм управления и работы образовательных учреждений, созданию международных стандартов качества образовательных услуг.

Назрела необходимость в изменении характера взаимодействия образования и рынка труда

В эпоху глобализации современный этап социально-экономического развития мирового сообщества можно охарактеризовать как качественно новый феномен многовекторной интернационализации и идеологизации, заключающийся в центростремительном втягивании всех национальных институтов различных стран в однополярные интеграционные процессы глобализации [1] (рис. 1). А это возможно лишь на основе дальнейшей трансформации научно-технического прогресса (НТП) в научно–инновационно–образовательный прогресс (НИОП) и перестройки характера взаимодействия образования и рынка труда.

Рис. 1. Модель центростремительного втягивания национальных институтов в однополярные интеграционные процессы глобализации

В условиях глобализации повсеместно пересматривается роль, которую играет профессиональное образование в достижении устойчивого экономического роста.

Каким должно быть образование будущего?

Анализ показывает, что на первом (доиндустриальном) этапе эта роль состояла в формировании светско-религиозной элиты, способной к осуществлению государственного управления, а также в сохранении и передаче накопленных знаний.

На втором (индустриальном) этапе профессиональное образование выступает как институт для независимой генерации и трансформации знаний. В это время совмещается решение задач фундаментальной и практической подготовки.

Имеются веские причины предполагать, что в настоящее время второй этап завершается, и достижения устойчивого социально-экономического развития любой страны требует усиленного развития научно-технического потенциала, что, безусловно, предполагает пересмотр принципов и подходов к достижению эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.

В этой связи все большее значение приобретают:

а) формирование гибкой системы взаимодействия государство – вуз – работодатель – индивид;

б) сочетание науки и практики в ходе обучения, стимулирующие развитие тесной связи образования с рынком труда, превращающие вузы в активного участника регионального экономического профилирования;

в) развитие инновационно-профессионального образования (качественно нового, то есть образования, получаемого в научных школах нового поколения), задача и функция которого заключается в качественно новой подготовке человеческого капитала, формировании творческого потенциала индивида, предполагающего наличие широкого спектра научных практических знаний не только для удовлетворения текущих потребностей на рынке труда, но и на перспективу.

Инновационный путь развития системы профессионального образования

Новая образовательная система, являясь основным механизмом воспроизводства человеческого капитала:

‑ строится на базе специализированных образовательных стандартов;

‑ удовлетворяет растущие профессиональные потребности индивида;

‑ обеспечивает наибольшую его академическую и трудовую мобильность;

‑ формирует новые образовательные стандарты и систему гарантий качества образования;

‑ способствует как росту творческого капитала, так и непрерывному инновационному процессу в практике управления и производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Это еще раз подтверждает, что достижение устойчивого экономического роста в эпоху глобализации возможно лишь при условии формирования и развития инновационной системы (творческой научно-инновационно-образовательной среды), способной обеспечить рост научно-технического потенциала страны, развитие креативного мышления будущих специалистов, заложить основу для формирования рынка интеллектуального труда, работать на развитие научно-инновационно-образовательного прогресса как парадигмы новой экономики. Но это невозможно без усиления взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, что, в свою очередь, зависит от перехода на инновационный путь развития системы профессионального образования.

При этом создание системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний, расширение финансовой самостоятельности с одновременным повышением ответственности вузов за качество образовательного процесса и за конечный результат, построение инновационной образовательной системы, создание благоприятных налоговых механизмов, стимулирующих инновационную деятельность, развитие системы образовательных кредитов становятся обязательными условиями развития инновационно-профессионального образования.

Несколько слов о том, что нельзя упускать из виду

Таким образом, алгоритм перехода на инновационный путь усиления взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, на наш взгляд, должен учитывать:

‑ методологию инновационного развития профессионального образования в рамках образовательных областей, обеспечивающих информационную целостность получаемого индивидами знания;

‑ образовательные компоненты инновационно–профессионального образования, определяющие личностно-значимые для человека того или иного психолого-физиологического склада ценности;

‑ образовательные уровни инновационно-профессионального образования, фиксирующие согласно индивидуальным особенностям технологическую и смысловую преемственность этапов обучения;

‑ последовательность формирования у каждого учащегося индивидуального восприятия мира в его целостности, предметного и профессионально-ориентированного творческого способа мышления;

‑ интеграцию образования, науки и производства с обновлением содержания образования и технологий обучения путем создания производственно-инновационно-научно-образовательных комплексов, реализующих инновационно-профессиональное образование;

‑ механизмы содействия вовлечению в хозяйственный оборот и эффективному использованию научной и научно-технической деятельности при закреплении права собственности на продукты интеллектуального труда, а также определению порядка передачи прав на результаты научно-технической деятельности и на интеллектуальную собственность в процессе получения инновационно-профессионального образования


Источники:

1. Шудегов В. Е. Инновационный путь развития России возможен только при глубокой трансформации отечественной науки и высшей школы // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. – №2. – С. 7-12
2. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. – М.: Издательство ГУ – ВШЭ, 2005.
3. Глазьев С.Ю. О задачах структурной политики в условиях глобальных технологических сдвигов // Экономическая наука современной России. – 2007. – № 3. – С. 49-62.
4. Белкин В.Д. Старошенко В.П. «Российский синдром голландской болезни и лекарство для ее лечения» // Экономическая наука современной России. – 2007. – №3. – С. 75-84.
5. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:37:30