Оценка курсовой стоимости ценных бумаг

Селюков В.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Продолжение. Начало в №№ 1-12/2000, №№ 1-2/2001 В последней публикации мы начали рассматривать вопросы оценки курсовой стоимости ценных бумаг. Был рассмотрен математический аппарат вычисления курсовой стоимости ценных бумаг и технический анализ рынка ценных бумаг. Продолжим этот разговор и рассмотрим наиболее популярные теории, отражающие то, как работу рынка ценных бумаг.

Ключевые слова: ценные бумаги, фондовый рынок



Продолжение. Начало в №№ 1-12/2000, №№ 1-2/2001

В последней публикации мы начали рассматривать вопросы оценки курсовой стоимости ценных бумаг. Был рассмотрен математический аппарат вычисления курсовой стоимости ценных бумаг и технический анализ рынка ценных бумаг. Продолжим этот разговор и рассмотрим наиболее популярные теории, отражающие то, как работу рынка ценных бумаг.

Теория “эффективного” рынка.

В соответствии с теорией “эффективного” рынка цены акций отражают всю или почти всю доступную информацию. Обосновывается это тем, что на РЦБ существует сильная конкуренция между большим числом покупателей и продавцов ценных бумаг, между фондовыми аналитиками, оснащенными самыми современными вычислительными средствами. Любые новые сведения мгновенно отражаются в ценах, которые не имеют “памяти” и колебания которых носят случайный характер. В связи с этим никакие дополнительные исследования рынка не принесут дохода. То есть рынок по сути своей является “эффективным”, и шансы участников переиграть его равны нулю. Имеется возможность получить среднерыночный доход. Для этого необходимо сформировать хорошо диверсифицированный портфель ценных бумаг, состав которого должен соответствовать структуре рынка (структуре наиболее популярного фондового индекса). Все исследования РЦБ в соответствии с рассматриваемой теорией связаны с обоснованием состава портфеля ценных бумаг и механизмами управления им.

Теория рыночной психологии участников.

Эта теория объясняет движение цен рыночной психологией участников, которые считают, что “от рынка можно ожидать всего”. Если достаточное число участников РЦБ оптимистично настроено в отношении фундаментальных условий или перспектив отдельных компаний, то акции этих компаний покупаются. Цены начинают расти. Если участники настроены сверхоптимистично, то покупка акций продолжается до тех пор, пока цены на них не вырастут до непозволительной с точки зрения здравого смысла большинства участников высоты. При этом на рынке все больше и больше начинают преобладать пессимистические настроения, и участники начинают продавать акции. Рост цен замедляется, а затем начинается их падение. Если пессимизм становится чрезмерным, то инвесторы продают ценные бумаги до тех пор, пока цены на них не упадут до немыслимого с точки зрения здравого смысла большинства участников уровня. Начинается покупка акций. Процесс повторяется.

По этой теории покупатели и продавцы ценных бумаг являются сторонниками крайних взглядов. Настроение их меняется от чрезмерного оптимизма до преувеличенного пессимизма. Это приводит к постоянным колебаниям цен относительно текущих трендов.

Теория рефлексивности Дж. Сороса.

В качестве основных положений теории рефлексивности можно назвать следующие:

1) рынок ценных бумаг есть исключительно сложный для анализа механизм. Сложность эта прежде всего объясняется действием рефлексивных связей между превалирующими предпочтениями участников и котировками ценных бумаг, между котировками ценных бумаг и фундаментальными условиями, формирующими предпочтения участников (см. рис. 23);

2) рефлексивные связи действуют не постоянно, а лишь в те моменты, когда возникают соответствующие условия;

3) из-за одновременного действия нескольких рефлексивных связей котировки ценных бумаг находятся в постоянном колебательном движении и в каждый момент времени адекватно не отражают фундаментальных внешних условий (в таких ситуациях они вообще ничего не отражают);

4) при воздействии котировок на фундаментальные внешние условия (в частности, на финансово-экономическое положение компании) вероятность изменения ранее установившегося тренда велика;

5) предложенная модель движения цен содержит следующие этапы последовательности “подъем — спад” ( рис. 4):

непризнание участниками тенденции движения цен — 1;

начало самоусиливающегося процесса (тенденция признается и усиливается доминирующим предвзятым мнением участников) — 2;

период проверки (успешное преодоление колебаний) — 3;

растущая убежденность, приводящая к росту расхождения между ожиданиями и реальностью (продолжают существовать и предвзятое мнение участников, и тенденция изменения цен) — 4;

момент истины (реальная ситуация уже не соответствует завышенным ожиданиям участников) — 5;

точка экстремума (“период полумрака” — люди продолжают играть в игру, хотя больше не верят в положительный исход) — 6;

точка перехода (тенденция начинает ослабевать, а предвзятое мнение участников начинает работать в противоположном направлении) — 7;

крах (катастрофическое ускоренное движение в обратном направлении) — 8.

Знание этой последовательности этапов (по мнению Дж. Сороса) позволяет прогнозировать движение цен на рынке.

Рис. 1. Модель движения цен по Соросу


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:57:09