Современные особенности развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Холодова О.А.1
1 Высшая школа экономики

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 24 (Декабрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Настоящая бюджетная политика Российской Федерации вынуждена развиваться в качественно новых экономических условиях. Наличие серьезных противоречий между федерацией и регионами, а также исследователями в данной области по принятым и запланированным изменениям в отдельных отраслях межбюджетных отношений создают необходимость для комплексной оценки существующих поправок и их соизмерения с выявленными проблемами в бюджетной политике. Дополнительную сложность в запланированном анализе добавляет ежегодное изменение в правилах предоставления всех типов межбюджетных трансфертов. В ходе проведения исследования была поставлена следующая гипотеза: существующая государственная политика в области межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов в частности не содействует развитию самостоятельности работы субъектов РФ и их финансовой независимости от федерации. Результатом работы стало подтверждение поставленной гипотезы. В будущей модели развития межбюджетной политики в России возможно придется качественно поменять стратегию реализации, в случае, если существующая концепция не позволит решить вопрос постоянного роста долговых обязательств регионов.

Ключевые слова: бюджетная политика, межбюджетные отношения, дотации, регионы, межбюджетные трансферты

JEL-классификация: H70, H77

Тезисы (Highlights):

  • • Одной из основных задач развития межбюджетных отношений в России ставится повышение самостоятельности в работе субъектов РФ
  • • Главным вызовом системы бюджетных отношений в России является сильный рост и объем долговых обязательств субъектов
  • • Существующая система распределения дотаций делает их новым видом целевого трансферта
  • • Новые изменения в области предоставления межбюджетных трансфертов повышают тенденцию зависимости регионов от федерации

Источники:

Постановление Правительства РФ от 27.12.2016 N 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 24.04.2017 ).
Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=118111&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4fGjtyUkb ( дата обращения: 25.04.2017 ).
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016). Ст.132. Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 18.05.2017 ).
Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 (ред. от 13.03.2017) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 18.05.2017 ).
Годовой отчет за 2016 год о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=118111&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4gfNetB7o ( дата обращения: 07.05.2017 ).
6. Ерошкина Л.А. Стратегические направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. – 2016. – № 7. – С. 7-15.
7. Лавров А. М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. – 2016. – № 5. – С. 16-27.
Результаты внешнего государственного аудита. Информация Официального сайта Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://results.audit.gov.ru/public/Report2016_45.pdf ( дата обращения: 10.05.2017 ).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 20.05.2017 ).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 05.05.2017 ).
Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 05.05.2017 ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 15.05.2017 ).
Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 N 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 15.05.2017 ).
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2016 года №1505 «О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 15.05.2017 ).
Ерошкина Л.А. Стратегические направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/seminars/seminars5/?id_57=114691&page_id=4108&popup=Y&area_id=57 ( дата обращения: 07.05.2017 ).
16. Канкулова М.И. Невский Д.А. Межбюджетные отношения в контексте вызовов экономического развития и возрастающих бюджетных рисков субъектов Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 36(318). – С. 39-45.
17. Назаров В. Эволюция моделей федерализма - российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. – 2007. – № 1. – С. 125.
18. Юшков А.О., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 49-64.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru ( дата обращения: 09.05.2017 ).
Официальный сайт Федерального Казначейства России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru ( дата обращения: 07.05.2017 ).
Портал Госпрограмм. [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/Portal ( дата обращения: 12.04.2017 ).

Страница обновлена: 07.08.2025 в 18:21:25

 

 

Features of modern development of inter-budget transfers in the Russian Federation

Kholodova O.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 24 (December 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Russian current budgetary policy develops in qualitatively new economic conditions. There are serious contradictions between the federation and regions in the sphere of adopted and planned amendments in certain inter-budgetary relations. It calls for a comprehensive assessment of these amendments and their comparison with revealed problems in the budget policy. The annual change in regulations of all intergovernmental transfers complicates the planned analysis. During the research, we’ve put forward the hypothesis that the existing state policy in the sphere of inter-budgetary relations and intergovernmental transfers does not promote the development of autonomy of Russian Federation entities and their financial independence from the federation. The work resulted in the confirmation of the hypothesis. We might have to qualitatively change the implementation strategy in the future models of the development of intergovernmental policy in Russia if the existing concept would not solve the issues of permanent growth of regions’ debt obligations.

Keywords: regions, subsidies, budget policy, interbudgetary relations, intergovernmental transfers

JEL-classification: H70, H77

Highlights:

  • • Одной из основных задач развития межбюджетных отношений в России ставится повышение самостоятельности в работе субъектов РФ
  • • Главным вызовом системы бюджетных отношений в России является сильный рост и объем долговых обязательств субъектов
  • • Существующая система распределения дотаций делает их новым видом целевого трансферта
  • • Новые изменения в области предоставления межбюджетных трансфертов повышают тенденцию зависимости регионов от федерации