Особенности развития инфокоммуникаций
Скачать PDF | Загрузок: 27
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (73), Январь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809622
Аннотация:
Стратегия развития инфокоммуникаций при минимальных финансовых затратах может дать приемлемый результат при минимуме финансовых вливаний. Немалую роль здесь играют профессионализм и патриотизм связистов, мудрость бизнес-элиты и представителей власти всех уровней, сплоченность, неравнодушие и образовательный уровень потенциальных пользователей.
Ключевые слова: менеджмент, экономика знаний, валовый региональный продукт, Томская область, контент, телефонная плотность, оператор связи, Тонет, информационно-коммуникационная система, интернет-население
Зависимость степени телефонизации страны от благосостояния нации впервые в 1963 году была представлена графически в виде корреляционной функции между телефонной плотностью (ТП) и валовым внутренним продуктом, соотнесенным с количеством душ населения (ДВВП).
Автор этой идеи А. Джипп опубликовал статью «Благосостояние нации и телефонная плотность» и представил график соответствующей функции, которая в дальнейшем и получила название диаграммы Джиппа [1]. В логарифмических координатах эта зависимость может быть представлена следующим образом:
ln D = A + ε ln G0,
где D – телефонная плотность (ТП), G0 – ДВВП, A = lna – нормирующая постоянная, ε – коэффициентрегрессии, количественно выражающий корреляционную зависимость.
Не ресурсом единым
В течение ряда лет многие исследователи полагали, что показатель степени корреляционной зависимости близок к единице, то есть между D и G существует зависимость, близкая к линейной. Однако, как отмечают Т.А. Кузовкова и Л.С. Тимошенко, в действительности корреляционная зависимость, близкая к линейной имеет место только в случае тенденции роста без насыщения. При достижении же определенного уровня развития связи и инфокоммуникаций начинает сказываться насыщение и корреляционная зависимость становится нелинейной [3].
Мы полагаем, что нелинейность данной функции может быть обусловлена не только степенью насыщения, но и рядом других факторов, которые обнаруживает современная практика.
В ранее опубликованных работах мы отмечали, что имеющее место быть мнение о том, что чем богаче государство (регион, территория), тем лучше там обстоят дела с внедрением информационно-коммуникационных технологий с целью социально-экономического развития, вызывает серьезные сомнения [4]. Подтверждением тому является опыт Томской области в этой сфере социально-экономической деятельности, где данным регионом получены уникальные результаты в условиях ограниченности ресурсов. Диаграмма Джиппа для Томской области показывает нелинейную зависимость между душевым валовым региональным продуктом и телефонной плотностью на 1000 жителей (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная зависимость между душевым валовым региональнымпродуктом и телефонной плотностью (на 1000 жителей) в Томской области
Мы считаем, что нелинейность в данном случае объясняется тем, что при прочих равных условиях в случае разумно выстроенной системы управления региональным фрагментом отрасли связи и информатизации могут быть получены результаты, превосходящие ожидаемые и не соответствующие ранее выявленным тенденциям. В связи с чем опыт Томской области заслуживает детального изучения.
Стратегия в действии
Действительно, в рейтингах регионов Российской Федерации по ряду экономических показателей Томская область не занимает лидирующих позиций.
Однако по показателям информационно-коммуникационного развития находится в тройке лидеров (табл. 1).
Талбица 1
Социально-экономические показатели Томской области в 2009 г.
На наш взгляд, успех Томской области в сфере внедрения информационно-телекоммуникационных технологий стал возможен благодаря ряду обстоятельств и правильно выбранной стратегии развития. Одним из главных факторов положительного воздействия на процесс развития стало то, что в 1985 году вступил в должность руководителя Томского областного производственно-технического управления связи В.Ф. Попов [2], который сумел сформировать вокруг себя команду профессионалов, патриотов города Томска и Томской области, умелых менеджеров, способных убеждать, доказывать, договариваться, что и привело к тому, что к ним стали прислушиваться хозяйственники, представители бизнеса, сотрудники исполнительной власти всех уровней, а с некоторых пор и законодатели регионального уровня. В результате в Томской области были объединены, скоординированы и нацелены на результат усилия прогрессивно мыслящих представителей профессионального сообщества в сфере инфокоммуникаций.
Не менее значимым для развития современных телекоммуникационных технологий области оказался тот факт, что исторически город Томск оказался расположенным в некоторыом транспортном, а в дальнейшем и в инфокоммуникационном «тупике». Технологическая и организационная ограниченность магистральных телекоммуникационных ресурсов привела к тому, что в условиях дефицита внешних информационных ресурсов стала бурно развиваться внутренняя информационно-коммуникационная сеть региона как часть Рунета в пределах Томской области, получившая название Тонет. Эта часть сети получила толчок в своем развитии благодаря совместным усилиям научного сообщества, профессиональных связистов, представителей бизнеса, региональных властей [6].
Следует иметь в виду, что одним из главных ресурсов в Томске является его специфическое интернетнаселение, под которым мы в дальнейшем будем понимать всех тех, кто неравнодушен к состоянию информационных технологий родного города.
Это и разработчики, и системные администраторы, идеологи создания сети, рядовые пользователи, инвесторы и просто увлеченные жители города Томска и не только.
Портрет пользователя
На наш взгляд, особый интерес представляют инициативы, которые были реализованы в сети еще в начале двухтысячных годов. Здесь ведущие веб-разработчики объединились в неформальную организацию под названием «Томский проект», по инициативе которой была проведена выборочная перепись интернет-населения. С этой целью было опрошено более трех тысяч респондентов, и с их помощью удалось сформировать представление о «томском пользователе».
В результате выяснилось, что больше половины это молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет. Детей и подростков – примерно четверть, 16% пользователей в возрасте от 26 до 33 лет. Больше половины опрошенных являлись учащимися, при этом лидируют студенты ТПУ, ТУСУРа и ТГУ. 60% пользователей отдают предпочтение томским ресурсам, а их интересы (по убыванию) распределились следующим образом: общение, развлечения, деловая информация, новости, спорт [5].
Характеристика телекоммуникационной компании, благодаря которой были осуществлены столь кардинальные изменения будет неполной, если не представить информацию о ее принципиальном отличии. Томсктелеком один из немногих традиционных операторов электросвязи, оказывавший, в том числе, и услуги телевизионного и радиовещания. Для этой цели в компании было сформировано структурное подразделение Областной центр телекоммуникаций (ОТЦ).
К началу 2001 года телерадиовещательный комплекс включал в себя более 400 телевизионных и радиовещательных передатчиков. И что особенно важно, для подачи программ телевещания на эти передатчики, расположенные в районах области, компания имела в тот момент времени собственную разветвленную сеть радиорелейных линий связи, протяженностью более 1835 километров. Наряду с телерадиовещанием ОТЦ специализировался и на предоставлении услуг радиотелефонной и пейджинговой связи, кабельного телевидения и проводного радиовещания.
Вывод
Таким образом, региону, несмотря на многочисленные реструктуризации основного оператора связи, удалось при минимальных финансовых затратах выстроить достаточно развитую информационнотелекоммуникационную систему, и во многом опыт Томской области может быть полезен другим российским регионам.
Источники:
2. Интервью В.Ф. Попова для журнала «Промышленник России» [Электронный ресурс] / /http://duma.tomsk.ru/page/7750/.
3. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций [Текст]. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009.
4. Кузьмина Н.Н, Попов Н.А. Зависит ли уровень распространения информационных технологий только от социально-экономического состояния субъекта РФ? [Текст] // Креативная экономика, 2011, № 4,
5. Матренина М. Особенности провинциального интернета [Электронный ресурс] // http://old.russ. ru/netcult/20030519_mitrenina.html.
6. Попов В.Ф. Томсктелеком: 5 лет на рынке Интернет-услуг [Текст и электронный ресурс] // Компьютеры&Связь, 2002, № 10. http://www.tomsknet.ru/press/press1.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010.
Страница обновлена: 04.08.2025 в 21:47:12
Download PDF | Downloads: 27
Features of Infocommunications Development
Kuzymina N.N., Popov N.A.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 / January, 2013
Abstract:
In minimal financial expenditure, the infocommunications development strategy may give satisfactory result with a minimum of financial injection. Professionalism and patriotism of operators, wisdom of business elite and public agents of all levels, as well as solidarity, fascination and educational level of potential users play considerable role.
Keywords: management, knowledge economy, content, gross regional product, telephone density, telecoms operator, Tonet, information and communication system, Internet population
