Особенности развития инфокоммуникаций

Кузьмина Н.Н., Попов Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (73), Январь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809622

Аннотация:
Стратегия развития инфокоммуникаций при минимальных финансовых затратах может дать приемлемый результат при минимуме финансовых вливаний. Немалую роль здесь играют профессионализм и патриотизм связистов, мудрость бизнес-элиты и представителей власти всех уровней, сплоченность, неравнодушие и образовательный уровень потенциальных пользователей.

Ключевые слова: менеджмент, экономика знаний, валовый региональный продукт, Томская область, контент, телефонная плотность, оператор связи, Тонет, информационно-коммуникационная система, интернет-население



Зависимость степени телефонизации страны от благосостояния нации впервые в 1963 году была представлена графически в виде корреляционной функции между телефонной плотностью (ТП) и валовым внутренним продуктом, соотнесенным с количеством душ населения (ДВВП).

Автор этой идеи А. Джипп опубликовал статью «Благосостояние нации и телефонная плотность» и представил график соответствующей функции, которая в дальнейшем и получила название диаграммы Джиппа [1]. В логарифмических координатах эта зависимость может быть представлена следующим образом:

ln D = A + ε ln G0,

где D – телефонная плотность (ТП), G0 – ДВВП, A = lna – нормирующая постоянная, ε – коэффициентрегрессии, количественно выражающий корреляционную зависимость.

Не ресурсом единым

В течение ряда лет многие исследователи полагали, что показатель степени корреляционной зависимости близок к единице, то есть между D и G существует зависимость, близкая к линейной. Однако, как отмечают Т.А. Кузовкова и Л.С. Тимошенко, в действительности корреляционная зависимость, близкая к линейной имеет место только в случае тенденции роста без насыщения. При достижении же определенного уровня развития связи и инфокоммуникаций начинает сказываться насыщение и корреляционная зависимость становится нелинейной [3].

Мы полагаем, что нелинейность данной функции может быть обусловлена не только степенью насыщения, но и рядом других факторов, которые обнаруживает современная практика.

В ранее опубликованных работах мы отмечали, что имеющее место быть мнение о том, что чем богаче государство (регион, территория), тем лучше там обстоят дела с внедрением информационно-коммуникационных технологий с целью социально-экономического развития, вызывает серьезные сомнения [4]. Подтверждением тому является опыт Томской области в этой сфере социально-экономической деятельности, где данным регионом получены уникальные результаты в условиях ограниченности ресурсов. Диаграмма Джиппа для Томской области показывает нелинейную зависимость между душевым валовым региональным продуктом и телефонной плотностью на 1000 жителей (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционная зависимость между душевым валовым региональнымпродуктом и телефонной плотностью (на 1000 жителей) в Томской области

Мы считаем, что нелинейность в данном случае объясняется тем, что при прочих равных условиях в случае разумно выстроенной системы управления региональным фрагментом отрасли связи и информатизации могут быть получены результаты, превосходящие ожидаемые и не соответствующие ранее выявленным тенденциям. В связи с чем опыт Томской области заслуживает детального изучения.

Стратегия в действии

Действительно, в рейтингах регионов Российской Федерации по ряду экономических показателей Томская область не занимает лидирующих позиций.

Однако по показателям информационно-коммуникационного развития находится в тройке лидеров (табл. 1).

Талбица 1

Социально-экономические показатели Томской области в 2009 г.

На наш взгляд, успех Томской области в сфере внедрения информационно-телекоммуникационных технологий стал возможен благодаря ряду обстоятельств и правильно выбранной стратегии развития. Одним из главных факторов положительного воздействия на процесс развития стало то, что в 1985 году вступил в должность руководителя Томского областного производственно-технического управления связи В.Ф. Попов [2], который сумел сформировать вокруг себя команду профессионалов, патриотов города Томска и Томской области, умелых менеджеров, способных убеждать, доказывать, договариваться, что и привело к тому, что к ним стали прислушиваться хозяйственники, представители бизнеса, сотрудники исполнительной власти всех уровней, а с некоторых пор и законодатели регионального уровня. В результате в Томской области были объединены, скоординированы и нацелены на результат усилия прогрессивно мыслящих представителей профессионального сообщества в сфере инфокоммуникаций.

Не менее значимым для развития современных телекоммуникационных технологий области оказался тот факт, что исторически город Томск оказался расположенным в некоторыом транспортном, а в дальнейшем и в инфокоммуникационном «тупике». Технологическая и организационная ограниченность магистральных телекоммуникационных ресурсов привела к тому, что в условиях дефицита внешних информационных ресурсов стала бурно развиваться внутренняя информационно-коммуникационная сеть региона как часть Рунета в пределах Томской области, получившая название Тонет. Эта часть сети получила толчок в своем развитии благодаря совместным усилиям научного сообщества, профессиональных связистов, представителей бизнеса, региональных властей [6].

Следует иметь в виду, что одним из главных ресурсов в Томске является его специфическое интернетнаселение, под которым мы в дальнейшем будем понимать всех тех, кто неравнодушен к состоянию информационных технологий родного города.

Это и разработчики, и системные администраторы, идеологи создания сети, рядовые пользователи, инвесторы и просто увлеченные жители города Томска и не только.

Портрет пользователя

На наш взгляд, особый интерес представляют инициативы, которые были реализованы в сети еще в начале двухтысячных годов. Здесь ведущие веб-разработчики объединились в неформальную организацию под названием «Томский проект», по инициативе которой была проведена выборочная перепись интернет-населения. С этой целью было опрошено более трех тысяч респондентов, и с их помощью удалось сформировать представление о «томском пользователе».

В результате выяснилось, что больше половины это молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет. Детей и подростков – примерно четверть, 16% пользователей в возрасте от 26 до 33 лет. Больше половины опрошенных являлись учащимися, при этом лидируют студенты ТПУ, ТУСУРа и ТГУ. 60% пользователей отдают предпочтение томским ресурсам, а их интересы (по убыванию) распределились следующим образом: общение, развлечения, деловая информация, новости, спорт [5].

Характеристика телекоммуникационной компании, благодаря которой были осуществлены столь кардинальные изменения будет неполной, если не представить информацию о ее принципиальном отличии. Томсктелеком один из немногих традиционных операторов электросвязи, оказывавший, в том числе, и услуги телевизионного и радиовещания. Для этой цели в компании было сформировано структурное подразделение Областной центр телекоммуникаций (ОТЦ).

К началу 2001 года телерадиовещательный комплекс включал в себя более 400 телевизионных и радиовещательных передатчиков. И что особенно важно, для подачи программ телевещания на эти передатчики, расположенные в районах области, компания имела в тот момент времени собственную разветвленную сеть радиорелейных линий связи, протяженностью более 1835 километров. Наряду с телерадиовещанием ОТЦ специализировался и на предоставлении услуг радиотелефонной и пейджинговой связи, кабельного телевидения и проводного радиовещания.

Вывод

Таким образом, региону, несмотря на многочисленные реструктуризации основного оператора связи, удалось при минимальных финансовых затратах выстроить достаточно развитую информационнотелекоммуникационную систему, и во многом опыт Томской области может быть полезен другим российским регионам.


Источники:

1. Варакин Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики [Текст]. – М.: МАС, 2006.
2. Интервью В.Ф. Попова для журнала «Промышленник России» [Электронный ресурс] / /http://duma.tomsk.ru/page/7750/.
3. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций [Текст]. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009.
4. Кузьмина Н.Н, Попов Н.А. Зависит ли уровень распространения информационных технологий только от социально-экономического состояния субъекта РФ? [Текст] // Креативная экономика, 2011, № 4,
5. Матренина М. Особенности провинциального интернета [Электронный ресурс] // http://old.russ. ru/netcult/20030519_mitrenina.html.
6. Попов В.Ф. Томсктелеком: 5 лет на рынке Интернет-услуг [Текст и электронный ресурс] // Компьютеры&Связь, 2002, № 10. http://www.tomsknet.ru/press/press1.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:24:06