Менеджмент в виртуальной среде
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (40), Апрель 2010
Цитировать:
Мартынов Л.М. Менеджмент в виртуальной среде // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 128-134.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534976
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены принципиальные возможности использования принципов инфокомного менеджмента с целью значительного расширения экономического использования инфокомной среды. В частности, реализация схемы перехода «от телеконтактов к телеконтрактам», то есть перехода от прямых к опосредованным коммуникациям с использованием электронной цифровой подписи.
Ключевые слова: информационные технологии, инфокомный менеджмент, информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, инфокомная среда, нематериальные ресурсы
Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций, в рамках которой используются новейшие информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, а также средства систем и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Такая среда в наших работах была названа инфокомной средой (ИКС) [1].
Данная среда, являющаяся по своей природе виртуальной средой, имеющая артефактную1 основу, в настоящее время приобретает все больше значение «квази-бытия», дополняющего естественную среду жизнедеятельности. Поэтому люди и организации, применяя ИКСТ, могут в инфокомной среде достигать своих целей в таких коммуникативных режимах как телесотрудничество, телесодействие, телевзаимодействие, телевоздействие [2].
(1 Артефакт, как известно, содержит в себе одновременно и материальную, и идеальную (концептуальную) основы. Артефакты – материальные объекты, они создаются в процессе целенаправленной человеческой деятельности, но они также и идеальные объекты, так как их материальная форма формируется на основе прошлого опыта в процессе взаимодействия сознания с внешним миром; при этом они продолжают участвовать в этом взаимодействии и в настоящем в качестве опосредующего звена.)
В условиях инфокомной среды можно эффективно управлять участниками соответствующих экономиких процессов. Данное управление способно учитывать своеобразное триединство особенностей, а именно:
Поэтому в инфокомной среде возможна реализация схемы «от телеконтактов к телеконтрактам» [3]. Теперь они заключаются в ходе не прямых, а опосредованных коммуникаций с использованием электронной цифровой подписи. Осуществление подобных трансакций с применением ИКСТ не имеет принципиальных ограничений системно-сетевых масштабов, а их ценность2 определяется содержащимися в них знаниями сотрудников организаций. Вот почему «знания» как экономический ресурс рассматриваются в инфокомной среде в качестве приоритетного среди всех других нематериальных ресурсов. (2 Как и ценность любой составляющей указанных нематериальных ресурсов.)
Используя возможности современных ИКСТ все большее число организаций начинают осваивать Интернет для своего бизнеса. Это позволяет им успешно сотрудничать с партнерами, вступая с ними в самые разнообразные деловые интеракции, реализуя следующее триединство условий:
а) «не ощущая» географической удаленности от партнеров (β1);
б) невзирая на разницу часовых поясов (β2);
в) сохраняя телевзаимодействия в режиме реального времени(β3).
Указанные условия, как бы сжатого континуума «пространство-время» для нематериальных ресурсов, быстро распространяющихся в инфокомной среде, требуют новых управленческих принципов, методов, средств, форм, методик, процедур, правил, инструментария, технологий.
Поэтому нами ранее были предложены механизмы инфоком-менеджмента [4], адекватные «природе» рассматриваемой среды. Данное направление в менеджменте содержит теоретико-методологические и методические основы управления организациями, персоналом именно в условиях современной бурно развивающейся инфокомной среды. Сегодня оно представляет собой теоретическую и методическую основу для реализации своеобразного триединства переходов:
1) к управленческим технологиям на базе ИКСТ(γ1);
2) к организационно-управленческим новациям на основе ИКСТ (γ2);
3) к телеуправлению организациями, персоналом с использованием ИКСТ в опосредованных коммуникациях (γ3).
Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:
Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:
Необходимость учета указанных здесь «триединств» особенностей, условий и черт управления в ИКС, обозначенных нами как (α), (β), (γ), (δ) и (ε), является актуальной. Можно рассматривать их взаимосвязи, например, попарно, а также в форме соответствующих матриц или по схеме, показанной на рисунке 1 в виде системы взаимосвязанных «блоков».
Не менее полезным является использование для этого «когнитивных карт» [5] или, например, стратификации для рассмотрения взаимосвязей этих «блоков» в ракурсе соответствующих страт (слоев), что схематично показано на рисунке 2.
Все эти и другие подобные методы позволяют учесть взаимосвязи каждого «элемента» одного «триединства» с другими подобными «элементами» и получить многие актуальные теоретические обобщения и выводы, полезные для практики инфоком-менеджмента [3]. Так нами были разработаны принципы инфоком-менеджмента, реализующие следующую нашу гипотезу: «два принципа могут порождать множество других принципов, формируя, тем самым, их концептуальную систему».
Рис. 1. Схема, поясняющая взаимосвязи рассматриваемых «блоков»
Рис. 2. Схема стратификации рассматриваемых «блоков»
В заключение можно сделать выводы:
1. Любой организации, осуществляющей свое функционирование и развитие в инфокомной среде, и потому применяющей инфоком-менеджмент, необходима развитая сеть коммуникационных телесвязей как между сотрудниками в ее внутренней среде, так и с партнерами во внешней среде. Определяющую роль при этом играют профессиональный выбор, умелое применение и эффективное использование соответствующих ИКСТ.
2. Важной задачей инфокомного менеджмента является формирование и развитие должной организационной культуры в условиях инфокомной среды с учетом специфики ее системно-сетевой «природы», имеющей инфокомную основу [6].
3. Рассмотренная здесь инфокомная среда – есть среда виртуальная, но действия людей, осуществляемых ими в этой среде, благодаря практическому использованию своих интеллектуально-креативных способностей, приводящих к вполне ощутимым результатам – абсолютно реальная.
4. Темпы развития экономики и важность компетентного управления ею в условиях бурно развивающейся инфокомной среды неуклонно возрастают, все более существенно дополняя «традиционные» экономику и менеджмент в материальной сфере.
Источники:
2. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
3. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. Монография. – М.: ГУУ, 2008.
4. Личный сайт автора: www.infocommanager.narod.ru
5. Мартынов Л.М. Когнитивная карта для применения принципов инфоком-менеджмента // Креативная экономика. – 2008. – № 12.
6. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:18:43