Менеджмент коммуникативности, или управление коммуникативной компетентностью

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (18), Июнь 2008

Цитировать:
Мартынов Л.М. Менеджмент коммуникативности, или управление коммуникативной компетентностью // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 6. – С. 20-22.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394878
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций с использованием новейших информационно-компьютерно-телекоммуникационных систем, сетей, средств и технологий. Такая среда все больше становится «вторым, артефактным бытием» жизнедеятельности людей. При «вхождении» в это «бытие» (дополняющее естественную материальную среду) люди и организации, применяя ИКСТ, могут не менее плодотворно и результативно достигать цели в режимах телесотрудничества, телепартнерства, телевзаимодействия, телеуправления, т.е. дистанционного управления, в том числе и людьми, в отличие от так называемого «информационного менеджмента» и «коммуникационного менеджмента», не учитывающих когнитивную сущность менеджмента, формирование и использование ресурса «знания».

Ключевые слова: информационные технологии, знания, инфокомный менеджмент, коммуникации



Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций с использованием новейших информационно-компьютерно-телекоммуникационных систем, сетей, средств и технологий (ИКСТ). Такая среда все больше становится «вторым, артефактным бытием» жизнедеятельности людей. При «вхождении» в это «бытие» (дополняющее естественную материальную среду) люди и организации, применяя ИКСТ, могут не менее плодотворно и результативно достигать цели в режимах телесотрудничества, телепартнерства, телевзаимодействия, телеуправления, т.е. дистанционного управления, в том числе и людьми (в отличие от так наз. «ин-формационного менеджмента» и «коммуникационного менеджмента», не учитывающих когнитивную сущность менеджмента, формирование и использование ресурса «знания»).

В «традиционной» экономике, использующей материальные ресурсы с реализацией схемы «от контактов – к контрактам», заключающимся, как правило, при личных встречах людей. В рассматриваемой артефактной [1] среде (АС) циркулируют такие нематериальные ресурсы как знания, идеи, концепции и другие виды комплекса нематериальных ресурсов (КНР) и поэтому в АС реализуется схема «от телеконтактов – к телеконтрактам», которые заключаются дистанционно (с использованием закрепленной законодательством электрон- ной цифровой подписи) в ходе опосредованных коммуникаций.

Такие трансакции не имеют принципиальных системно-сетевых ограничений, а их ценность, как и ценность любой составляющей КНР, определяется содержанием в них знаний сотрудников, фирмы.

Используя возможности современных ИКСТ, все большее число организаций начинают применять схемы «от Интранет – через Интернет – к Экстранет». Это позволяет организациям успешно взаимодействовать, вступая в самые разнообразные альянсы, объединения, союзы, «не ощущая» географической удаленности друг от друга, разницы часовых поясов и сохраняя режим реального времени.

Указанные условия (как бы сжатого континуума «пространство-время») требуют адекватных новых принципов, методов, средств, форм, технологий, методик, процедур, правил, а также инструментария управления организациями (коммерческими и некоммерческими), их персоналом в масштабе указанной АС.

Менеджмент коммуникативной компетентности (МКК) – это авторские идея, теоретико-методологические и концептуально-методические основы управление любыми организациями, коллективами, отношениями сотрудников в условиях современной АС, отличающийся тем, что он (в отличие от традиционного «управления технологиями» и персоналом), представляет собой практическую реализацию перехода:

‑ к «управленческим технологиям»;

‑ к организационно-управленческим новациям;

‑ к дистанционному управлению персоналом с использованием опосредованных коммуникаций, но сохраняя при этом их интерактивную основу по схеме «мышление ‑ действие», сочетая системно-сетевые новации организационно-управленческих архитектур любых (вплоть до глобальных) масштабов с «глубиной» когнитивно-интерактивной сущности менеджмента.

МКК – это концепция (система из 35-ти принципов) управления любыми рассредоточенными организациями и коллективами, причем, чем более рассредоточенными они являются, тем более оправдано применение данного МКК, отвечающего «природе» АС.

МКК – это управление экономикой, использующей комплекс нематериальных ресурсов и производящей, прежде всего, нематериальную продукцию в условиях артефактной среды, базирующееся на:

‑ согласовании хозяйственных интересов всех участников основных и вспомогательных экономико-управленческих процессов в данной артефактной среде;

‑ гармонизации их телевзаимодействий и даже на их синхронизации независимо от географической удаленности друг от друга, что требует формирования, поддержания и развития соответствующей коммуникативной компетентности.

Достижение цели в таких условиях требует наличия и реализации этой компетентности и на всех уровнях управления, и в плоских, сетевых, виртуальных, неиерархических, плоско-слоистых структурах, для чего необходима развитая сеть коммуникационных связей во всей адекватной АС организации, а также в ее внутреннем и внешнем окружении.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:29:20