Методические основы отбора специалистов для служб контроллинга

Васильева Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В организациях, руководство которых пришло к выводу о необходимости создания службы контроллинга, неизбежно возникает проблема подбора квалифицированных специалистов в этой области. С одной стороны, профессионалов-практиков по данному профилю на рынке труда практически нет, поскольку контроллинг в России находится на самых ранних стадиях своего развития. С другой стороны, высшие учебные заведения не занимаются подготовкой контроллеров. Отсутствуют специализированные курсы и программы обучения.

Ключевые слова: подготовка персонала, контроллинг, руководитель службы контроллинга



В организациях, руководство которых пришло к выводу о необходимости создания службы контроллинга, неизбежно возникает проблема подбора квалифицированных специалистов в этой области. С одной стороны, профессионалов-практиков по данному профилю на рынке труда практически нет, поскольку контроллинг в России находится на самых ранних стадиях своего развития. С другой стороны, высшие учебные заведения не занимаются подготовкой контроллеров. Отсутствуют специализированные курсы и программы обучения.

В рамках данной статьи предлагается методика подбора и обучения кандидатов на должности контроллеров в российских предприятиях различных сфер деятельности. Основу предлагаемой методики составляют два базовых принципа:

‑ минимизация затрат, связанных с набором и подготовкой контроллеров;

‑ отбор наиболее подходящих кандидатов по знаниям, способностям и психологическим характеристикам.

Требования к специалистам служб контроллинга изложены в работах [2, 3].

Этапы отбора кандидатов для службы контроллинга представлены в виде алгоритма (Рис. 1).

На первом этапе необходимо обеспечить максимальное количество претендентов на должности контроллеров, используя два источника набора специалистов:

  • Внешний, т.е. привлечение специалистов ранее никак не связанных с организацией. Способы привлечения – размещение объявлений в газетах, обращение в кадровые агентства и т.д.
  • Внутренний, т.е. привлечение специалистов экономических и финансовых служб предприятия, желающих освоить данную профессию.
  • Исходные требования при наборе кандидатов в основном касаются образования (например, обязательно наличие высшего образования) и возраста (не старше 45 лет).

    На следующем этапе целесообразно провести анкетирование кандидатов с целью получения первичной информации о них.

    Анкета включает в себя следующие обязательные вопросы: предыдущее место работы, стаж, образование и специальность, изученные в учебном заведении дисциплины и оценки по ним (экономика, бухгалтерский учет, организация производства, планирование, маркетинг и т.д.), умение работать на компьютере. Среди вопросов анкеты могут быть вопросы о том, кем человек видит себя в отделе контроллинга, на какую заработную плату рассчитывает.

    Полученная в ходе анкетирования информация в дальнейшем поможет при распределении кандидатов по группам подготовки. Например, кандидат с экономическим образованием больше подойдет для должности контроллера производственных процессов или куратора отделов обеспечения ресурсами. Финансовое или бухгалтерское образование желательно для претендента на должности контроллеров финансов, инвестиций или инновационных процессов.

    Тестирование позволяет выявить способности и основные черты характера человека. Специфика работы контроллера требует от кандидата наличия абстрактного мышления, способности аналитически мыслить, высокой работоспособности. Кроме того, контроллер должен быть общительным, тактичным, самодостаточным, но не высокомерным. Контроллер должен уметь ясно изъясняться, отстаивать свою позицию.

    Выявить психологическое и интеллектуальное соответствие кандидата должности контроллера позволят ряд широко известных тестов (см. табл. 1, 2).

    Таблица 1

    Тесты на оценку способностей кандидатов

    Оцениваемые способности
    Тест
    Источник информации
    Оценка интеллектуальных способностей. Обладание нестандартным мышлением
    Вербальный тест Айзенка
    [4 с. 12]
    Устойчивость внимания и работоспособность
    Методика “таблиц Шульте”
    [4 с. 87]
    Абстрактное мышление
    Методика “сложных аналогий”
    [4 с. 104]
    Логический аспект математического мышления
    Методика “числовые ряды”
    [4 с. 111]
    Логическое мышление
    Методика “оценка логического мышления”
    [4 с. 113]

    Таблица 2

    Тесты на оценку психологического соответствия кандидатов

    Особенности характера
    Тесты
    Источник
    Склонность к творчеству
    Конфликтность
    Трудолюбие
    Коммуникабельность
    Тест психогеометрии
    [6 с. 473]
    Общительность
    Эмоциональная стабильность
    Покорность
    Смелость
    Жесткость
    Проницательность
    Спокойствие
    Самодостаточность
    Самомнение
    Методика многофакторного исследования личности
    [4 с. 199]

    После анкетирования и тестирования целесообразно провести собеседование. Собеседование позволит оценить внешний вид, умение говорить и слушать, степень самооценки. По результатам собеседования составляется оценочный лист, в котором выставляются бальные оценки кандидатов по каждому из рассматриваемых характеристик.

    На этапе первичного отбора рекомендуется устранить от дальнейшего участия в отборе только тех кандидатов, которые явно не подходят на должность контроллеров и выходят за крайние значения параметров, предусмотренных личностной спецификацией контроллера и должностной инструкцией. Например, кандидат показал отсутствие логического и абстрактного мышления, склонность к конфликтам, высокомерное поведение.

    Для организации эффективной профессиональной подготовки оставшихся претендентов распределяют по группам, учитывая их личные пожелания, уровень образования и опыт работы. Предлагается выделить группы подготовки контроллеров, курирующие:

  • Информационные потоки;
  • Вопросы стратегического развития;
  • Производственные вопросы: контроллер отдела обеспечения ресурсами, контроллер в области логистики, контроллер производственных процессов;
  • Финансовые и инвестиционные вопросы: контроллер финансов, контроллер инвестиций, контроллер инновационных процессов, специалист по управленческому учету;
  • Маркетинг.
  • Каждая группа контроллеров обучается по программе, учитывающей специфику вопросов, с которыми придется столкнуться в процессе работы.

    Известны три способа профессионального обучения кандидатов:

  • Внутрифирменная форма обучения,
  • Внешняя форма обучения,
  • Претендент самостоятельно изучает материал по выданной программе, которая включает в себя перечень рекомендуемой литературы.
  • Применение третьей формы обучения в настоящее время является наиболее предпочтительной. Она не требует существенных материальных затрат, позволяет проверить способность человека к самостоятельному обучению и стремление кандидата к освоению нового материала. Кроме того, в условиях дефицита специалистов, в том числе преподавателей, данная форма обучения может быть незаменима в отдаленных регионах России.

    Возможен вариант комбинированной подготовки: ряд дисциплин изучается самостоятельно, ряд с привлечением преподавателей.

    По окончании срока, отведенного на изучение материала, проводится тестирование на степень усвоения знаний. Тесты составляются таким образом, чтобы определить знание инструментов контроллинга и необходимых базовых дисциплин: теории принятия решений, прогнозирования, планирования и т.д.

    На заключительном этапе каждый претендент получает комплексную оценку своих способностей, знаний, психологического и физического состояния.

    Получение итоговой оценки соответствия кандидата должности контроллера сводится к построению для всех претендентов их суммарного рейтинга на основе использования результатов расчета промежуточных рейтингов по способностям, знаниям и физическому состоянию. Кандидаты, получившие наиболее высокие рейтинги, могут быть зачислены на работу в отдел контроллинга.


    Источники:

    1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 560 с.
    2. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.
    3. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкина, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 279 с.
    4. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 376 с.
    5. Управление персоналом в строительстве. – М.: 1999. – 146 с.
    6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами – СПб.: “ДваТрИ”, 1996. – 610с.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:19