Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции

Дробот Е.В.1, Клевлеева А.Р.1, Костылева С.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (7), Июнь 2014

Цитировать:
Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. – 2014. – Том 4. – № 1. – С. 27-31.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289261
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ конкурентоспособности российской экономики на основе сравнения индексов Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Международного Института развития управления.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурентное преимущество, индекс глобальной конкурентоспособности



В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Национальная конкурентоспособность определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития.

Факторы конкурентоспособности, обеспечивающие конкурентные преимущества, подразделяются на 2 основных вида: ресурсные и технологические. Ресурсные факторы – это обладание богатыми и дефицитными природными ресурсами; возможность достижения низких издержек производства или маневрирование валютным курсом в сторону снижения и др. конкурентное преимущество, получаемое за счет этих факторов, обладает низкой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества легко доступен конкурентам [1].

Основы технологических преимуществ – такие факторы, как ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционные ресурсы. Их развитие базируется на благоприятной экономической среде и адекватном социально – политическом климате в стране, детерминирующих инвестиционные возможности экономики, ее способность к созданию и усвоению новой технологии и технологическому заимствованию. Страна с такими преимуществами будет конкурентоспособной на мировых рынках, поддерживая высокие доходы и уровень жизни населения. Этот вид конкурентного преимущества, требующий сочетания крупных капиталовложений с высоким качеством осуществления деятельности, удерживается более длительное время.

Определяющими факторами конкурентоспособности в современный период развития национальных экономик являются инновации, образование и экология. Они существенно влияют на уровень экономического и социального развития страны. Если государство будет проявлять достаточно влияния повышению квалификационного уровня рабочей силы, обеспечению всесторонней поддержки интеллектуальной деятельности, разработке экологических стандартов, способствующих интеграции отечественных производителей в мировое экономическое пространство, то национальная экономика будет занимать ведущие позиции на мировых рынках.

Для изучения и сравнения конкурентоспособности экономик существует несколько рейтингов. Первый – это рейтинг Всемирного экономического форума (ВЭФ) [2]. Рейтинги конкурентоспособности основаны на совокупности общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – многостороннего ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах. Анкета охватывает длинный перечень факторов, влияющих на климат в бизнес-среде. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Россия в этом году в рейтинге поднялась до 64 позиции. Соседями России в списке на этот раз оказались Венгрия и Шри-Ланка. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом стабильное положение России ухудшилось по таким факторам как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум позициям: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, основными проблемами для экономического развития в России бизнесмены называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

The IMD World Competitiveness Yearbook – ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Международный Институт развития управления проводит с 1989 года вместе с исследовательскими организациями во всем мире. До 1996 года Институт готовил отчеты о конкурентоспособности экономик совместно с аналитической группой Всемирного экономического форума, а с 1996 года эти две организации выпускают два разных исследования.

На сегодняшний день The IMD World Competitiveness Yearbook – одно из всеохватывающих исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики в области конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях [3]. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 333 критериев по четырем основным показателям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять факторов. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций и партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в исследуемых странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети – статистические данные и одна треть – экспертных оценок.

В этом году Россия улучшила свой показатель в глобальном рейтинге на шесть позиций, переместившись на 42 место из 60 возможных – между Литвой и Перу (в 2012 году Россия занимала 48 место среди 59 стран). Подняться на шесть ступеней в рейтинге Россия смогла за счет снижения показателей ряда стран еврозоны и улучшения макроэкономических показателей. Среди участников рейтинга по этому параметру у страны зафиксирован самый быстрый рост – на 11 позиций. Положение России по остальным критериям по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования и занятости, квалификацию рабочей силы и общую устойчивость экономики [4]. Среди главных негативных факторов названы низкий уровень диверсификации экономики, низкий уровень производительности, низкая восприимчивость к инновациям, а также низкая эффективность государственного управления, в частности по таким показателям, как простота ведения бизнеса, открытость рынка, налоговая нагрузка, защита прав частной собственности, административные барьеры и коррупция [5–7].

Повысить конкурентоспособность России можно с помощью:

· Укрепления макроэкономического, политического, правового и социального компонентов институциональной среды.

· Улучшения бизнес – среды, посредством повышения уровня конкуренции в экономике, активизации процесса международной торговли и инвестирования иностранного капитала, укрепления структуры управления, повышения прозрачности глубины финансовых рынков, ограничения роли правительства в экономике;

· Проведения перестройки системы образования и профессиональной подготовки;

· Укрепления научно – исследовательских учреждений и улучшения их связей с экономикой;

· Перехода к кластерному типу развития;

· Интенсификации экономического развития в регионах;

· Установления взаимовыгодных экономических связей с ближним зарубежьем [4].


Источники:

1. Дробот, Е. В. Особенности формирования конкурентоспособности национальной экономики России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Е.В. Дробот. - СПб.: СПБГУЭИФ, 2004.
2. Официальный сайт Всемирного Экономического Форума [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://www.weforum.org/
3. Официальный сайт The IMD World Competitiveness Yearbook [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://www.imd.org/wcc/
4. Портер, М. Конкурентоспособность на распутье : направления развития российской экономики. / М. Портер. - М.: ЦСР, [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http ://sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER RFstrategy.pdf
5. Дробот Е.В. Перспективы развития современного мирового сообщества в контексте процессов глобализации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 (38). С. 89-94.
6. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37337
7. Дробот Е.В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37376

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:51:36