Формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников при переходе к инновационному типу экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (91), Июль 2014
Цитировать:
Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников при переходе к инновационному типу экономики // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 124-130.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21753007
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Отражена проблема оценки конкурентоспособности выпускников вузов, приводятся результаты апробации методики расчета конкурентоспособности. Также рассматриваются показатели, оказывающие непосредственное влияние на формирование конкурентоспособности, и предлагаются рекомендации по вычислению интегрального показателя диагностики уровня овладения студентами знаниями и умениями.
Ключевые слова: рынок труда, конкурентоспособность, человеческий капитал, кадровый потенциал, экономика знаний, показатели конкурентоспособности, модель оценки, выпускник
Развитие рыночных отношений в России все более инициирует процессы совершенствования современного образования. Существенно возрастает роль человеческого капитала. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что России необходимо повышать свой уровень конкурентоспособности в мире за счет повышения качества подготовки профессиональных кадров, их социализации и кооперационности [1].
Рынку нужны все!
Глобальная мировая конкурентоспособность напрямую зависит от компонентов ее составляющих. Так, конкурентоспособность выпускника вуза связана с конкурентоспособностью специалиста и с конкурентоспособностью предприятия, отрасли и наоборот. Исследования, проводимые в данной области, показывают, что «создание» конкурентоспособности выпускника – процесс системный, комплексный и трудоемкий.
В связи с этим на региональных рынках труда наблюдаются постоянно возрастающие требования работодателей к выпускникам вузов, которые заключаются не только во владении определенным набором знаний, но и перечнем необходимых личностных, творческих, практико-ориентированных характеристик.
Взаимодействие рынка труда и рынка образования не организовано таким образом, чтобы исключить ситуацию невостребованности выпускников на стадии окончания высших учебных заведений. Эта проблема достаточно остра и вызвана многими причинами, такими как высокий уровень конкуренции между вчерашними студентами, низкий уровень знаний, и, как было сказано ранее, несоответствие требованиям работодателей. Рынок труда непредсказуем, и постоянные изменения в спросе на рабочую силу влекут за собой ситуацию, когда огромное количество выпускников различных специальностей и направлений подготовки вынуждены обращаться в службу занятости, расходовать дополнительные средства: личные, предприятия и государства – на переобучение.
Поэтому во избежание массовости этих процессов необходимо создание организационного механизма взаимодействия вузов и рынка труда. Данный механизм должен основываться на интеграции мероприятий двух субъектов: высшего учебного заведения и работодателя (предприятия). Вуз рекомендуется рассматривать как синтез уровней: руководства вуза, выпускающих кафедр и непосредственно студентов. Меры, реализуемые на каждом из вышеперечисленных уровней, позволят реализовать новый инновационный подход к решению накопившихся проблем [2].
Конкурентоспособность выпускника вуза мы понимаем как обобщенную характеристику, являющуюся результатом слияния профессиональных и личностных компетенций, которая позволяет конкурировать на рынке труда за право получения достойного рабочего места в сравнении с аналогичными выпускниками.
Спроектированная авторами система показателей основана на выделении общих и частных показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника [3]. Общие показатели при этом разбиты на 5 крупных групп (см. табл. 1).
Таблица 1
Система показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника
Интегральный показатель бизнес-ориентированной
конкурентоспособности выпускников (КВинт)
|
Общий показатель
|
Частный показатель
|
Профессионально-познавательный
(К1)
|
Наличие
высшего образования по формам обучения (очная, заочная, очно-заочная) (К11)
| |
Средний
балл диплома (К12)
| ||
Наличие
второго высшего образования (К13)
| ||
Наличие
дополнительного образования по специальности (курсы, тренинги) (К14)
| ||
Способность
к данному виду деятельности (К15)
| ||
Знание
иностранных языков (К16)
| ||
Высокая
степень обучаемости (К17)
| ||
Стремление
к получению новых знаний (К18)
| ||
Участие
в конференциях, в научно-исследовательской деятельности (К19)
| ||
Владение
компьютерными программами (К110)
| ||
Личностно-ценностный
(К2)
|
Целеустремленность
(К21)
| |
Желание
саморазвиваться и самосовершенствоваться (К22)
| ||
Активность
(К23)
| ||
Лидерские
качества (К24)
| ||
Коммуникабельность
(К25)
| ||
Независимость
(К26)
| ||
Четкость
поставленных целей и методов их достижения (К27)
| ||
Умение
брать на себя ответственность (К28)
| ||
Физиологический
(К3)
|
Уровень
здоровья (К31)
| |
Отсутствие
вредных привычек (К32)
| ||
Занятие
спортом (К33)
| ||
Социально-ориентированный
(К4)
|
Творческая
активность (К41)
| |
Вежливость,
тактичность (К42)
| ||
Культура
речи, общения (К43)
| ||
Трудолюбие
(К44)
| ||
Умение
разрешать конфликты (К45)
| ||
Стрессоустойчивость
(К46)
| ||
Умение
работать в коллективе (К47)
| ||
Умение
управлять своими эмоциями (К48)
| ||
Практико-ориентированный
(К5) |
Прохождение
практик с высокой степенью ответственности и результативности (учебная,
производственная, преддипломная) (К51)
| |
Наличие
опыта работы в процессе обучения в вузе (К52)
| ||
Прохождение
стажировок в крупных компаниях отрасли (К53)
| ||
Стремление
к инновациям (К54)
|
Применение данной системы показателей позволит работодателям комплексно оценить информацию о выпускнике, его конкурентные преимущества с целью принятия решения о возможности трудоустройства его на предприятие, а также о выборе должности. Преимущества данной системы заключаются в универсальности подбора критериев, которые можно регулировать и направлять под определенный вид деятельности, и во всестороннем охвате личных и профессиональных качеств молодого специалиста, что позволит не только выявить недостатки в уровне подготовки выпускника, но и проанализировать, насколько высока степень влияния частного показателя конкурентоспособности на интегральный.
Части «интегрируются» в целое
Следующим рациональным этапом в оценке бизнес-ориентированной конкурентоспособности является расчет интегрального показателя, который предлагается вычислять по формуле [4]:
(1)
Кi определяется по модифицированной формуле, предложенной Р.А. Фатхутдиновым [5]:
, (2)
где Кi – общий показатель конкурентоспособности выпускника; k = 1, 2, …,
n – количество экспертов; j = 1, 2, …,
m – количество оцениваемых частных показателей конкурентоспособности выпускника;
– весомость j-го частного показателя конкурентоспособности выпускника;
– оценка k-ым экспертом j-го частного показателя конкурентоспособности выпускника по десятибалльной системе;
10n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (10 баллов – n экспертов).
В качестве примера предлагается использовать весомость частных показателей, определенных методом экспертных оценок, для оценки общего показателя бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника (см. табл. 2).
Таблица 2
Весомость (важность) частных показателей для оценки общего показателя конкурентоспособности выпускника
Общий показатель
| |
Профессионально-познавательный (К1)
| |
Частный показатель
|
Весомость частного показателя
|
Наличие
высшего образования по формам обучения (очная, заочная, очно-заочная) (К11)
|
0,1
|
Средний
балл диплома (К12)
|
0,3
|
Наличие
второго высшего образования (К13)
|
0,03
|
Наличие
дополнительного образования по специальности (курсы, тренинги) (К14)
|
0,06
|
Способность
к данному виду деятельности (К15)
|
0,1
|
Знание
иностранных языков (К16)
|
0,03
|
Высокая
степень обучаемости (К17)
|
0,1
|
Стремление
к получению новых знаний (К18)
|
0,1
|
Участие
в конференциях, в научно-исследовательской деятельности (К19)
|
0,03
|
Владение
компьютерными программами (К110)
|
0,15
|
Итого
|
1
|
Каждый частный показатель характеризует собой совокупность определенного набора качеств выпускника. Долю выраженности таких качеств можно представить количеством баллов (от 1 до 10).
Установим следующие условия оценки экспертами конкурентоспособности выпускника:
– 1–2 балла – отсутствие у выпускника качеств, выраженных в данном показателе;
– 3–4 балла – данный показатель имеет низкое значение; либо качества, удовлетворяющие данному показателю, проявляются редко, несистематически;
– 5 баллов – средний уровень показателя;
– 6–8 баллов – уровень показателя выше среднего, характеризует частое проявление качества у выпускника;
– 9–10 баллов – высокий уровень; качество проявляется систематически, комплексно, устойчиво.
Подставив в формулу балльную оценку экспертов, получаем значение общего коэффициента конкурентоспособности выпускника, не превышающего единицу. Таким образом, максимальное значение интегрального коэффициента конкурентоспособности может равняться 5 (при условии, что по каждому общему показателю выпускник наберет максимальное значение показателя, равное1).
Применение данной методики позволяет произвести расчет показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности студентов на третьем курсе обучения в университете и на стадии окончания обучения.
Проиллюстрируем полученный уровень конкурентоспособности всех студентов выбранной «пилотной» группы на двух уровнях – промежуточном и итоговом – на рисунке.
Рис. Расчет интегрального показателя бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников вузов на промежуточном и итоговом уровнях
Вывод
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что уровень конкурентоспособности можно повысить за период обучения в вузе, но для этого необходимо проводить диагностику по разработанной авторами методике и знакомить студентов с результатами расчетов с целью проведения ими «работы над ошибками». Таким образом, будет достигаться равновесие между требованиями, предъявляемыми работодателями к будущим выпускникам, и знаниями, полученными студентами в процессе освоения дисциплин, умениями – в период саморазвития и самосовершенствования, и практическими навыками.
Источники:
2. Матвеева Т.В., Турчанинова Г.В., Машкова Н.В. Механизм повышения конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования в условиях усиления глобальной конкуренции // Материалы III международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества». – Екатеринбург. – 2012.
3. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Модель конкурентоспособности выпускника и система показателей ее оценки // Дискуссия. – Екатеринбург, 2012. – № 12.
4. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Комплексная модель оценки конкурентоспособности выпускников вузов // Казанская наука. – Казань: Казанский Издательский дом. – 2012. – № 11.
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:29:27