Повышение роли интеллектуального капитала в современном государственном предпринимательстве

Турова Э.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963463
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлен новый взгляд на современное развитие субъектов государственного предпринимательства с активным задействованием и развитием компонентов интеллектуального капитала как приоритетного фактора повышения конкурентоспособности современной государственной предпринимательской структуры (госкомпании) в условиях экономики знаний. Обозначены новые траектории развития субъектов государственного предпринимательства и раскрыта специфика их инновационного поведения.

Ключевые слова: государственное предпринимательство, менеджмент, инновационное поведение, интеллектуальный капитал, обучающаяся организация, креативность, предпринимательский потенциал, государственные предприятия



Основными ресурсами новой постиндустриальной экономики становятся знания [1] и технологии, что приводит к глубоким структурным и качественным трансформациям основ конкурентных преимуществ и экономического поведения предпринимательских субъектов. Предпринимательство в экономике знаний ориентировано на достижение максимизации рыночной стоимости компании, в которой все большую роль играют нематериальные составляющие стоимости – интеллектуальные, неосязаемые активы [2].

Динамичность и инновационность

Бурный экономический рост и последующий кризис выявили усиление роли государства как участника корпоративных отношений и собственника в контексте соответствующей заинтересованности. Усиливается тенденция концентрации контроля и собственности в руках государства посредством механизма передачи госпакетов в управление госкорпорациям, расширения объема и видов активов государственных компаний – акционерных обществ с государственным участием и крупных холдингов. Управление такими высококонцентрированными субъектами государственной предпринимательства (ГП) требует разработки новых стратегических ориентиров и совершенствования механизмов эффективного управления (в том числе достижения высоких нематериальных показателей развития), которые были бы направлены на активизацию использования и развития составляющих интеллектуального капитала как приоритетного фактора повышения конкурентоспособности.

Многие исследователи отмечают, что в современной экономике и в условиях нарастающего государственного капитализма деятельность субъектов государственного предпринимательства становится все более инновационно ориентированной и динамичной.

В зарубежных исследованиях сегодня активно обсуждаются направления повышения эффективности субъектов ГП, в том числе отмечается, что признаки успешной государственной организации имеют нематериальную природу. Так Хэйл отмечает, что высокоприбыльные государственные организации придерживаются следующих принципов: процессы постоянного обучения, определение четкой миссии и стратегической цели (артикуляция ее всем членам организации и стейкхолдерам), построение поддерживающей организационной культуры с фокусом на командное управление, гибкое распределение властных функций; создание системы лидерства [1].

Сегодня государственные организации используют и развивают компоненты ИК в целях позиционирования в качестве коммерческих структур с собственной стратегической базой и операционной деятельностью. Интеллектуальный капитал позволяет выработать стратегический подход к идентификации своего набора функций и реализовать предпринимательский потенциал.

Стратегия эпохи перемен

Тенденция развития компонентов интеллектуального капитала в деятельности субъектов ГП (как госагентств, так и госкомпаний) усиливается, что также связано со следующими особенностями:

- в субъектах ГП, в отличие от частных компаний, где доминирует материальное выражение стоимости (ценности), разнообразие целевых установок имеет нефинансовую природу (например, обеспечение благосостояния, удовлетворения потребностей населения);

- результатом операций субъекта ГП становится предоставление определенной услуги и продукции населению, что требует высокого сосредоточения интеллектуальных ресурсов [5].

В академических исследованиях зарубежных авторов часто отмечается, что субъекты государственного предпринимательства (государственные организации (предприятия), государственные агентства и др.) являются громоздкими, исключительно монополистическими структурами, не имеющими конкурентных механизмов для стимулирования инновационных процессов [3].

Государственные предприятия воспринимаются как государственные хозяйствующие субъекты, находящиеся в государственной собственности, сталкивающиеся с«мягкими» бюджетными ограничениями [4]; страдающие от низкого качества управления, имеющие бюрократическую культуру, сильную иерархическую организацию взаимосвязей и пр.

Среди основных барьеров на пути внедрения предпринимательских принципов (инноваций и других компонентов ИК) в государственный сектор исследователи отмечают конфликт с традиционными ценностями бюрократических организаций, т.е. отсутствие гибкости со стороны менеджеров в процессах подотчетности; неприятие перемен в постановке задач и рутинных процессов; отсутствие вовлеченности в организационные процессы управления и низкую степень удовлетворенности, что вызвано нечеткими процедурами управления персоналом и слабой связью между производительностью труда и системой поощрения; отсутствие долгосрочного планирования; политику избежания рисков.

В условиях изменчивости окружающей среды любое вмешательство в сложившиеся практики воспринимаются как значительные перемены, что стимулирует субъектов государственного предпринимательства мыслить стратегически, чтобы адаптировать рутинную деятельность к новым ожиданиям внешней среды.

В исследовании Сэдлера о государственном предпринимательстве [3] отмечается, что организации с предпринимательским типом активности в государственном секторе отличаются от консервативных тем, что они:

- воспринимают внешнюю среду как более неопределенную и турбулентную;

- имеют тенденцию к партисипативному процессу принятия решений и формированию разнонаправленных потоков распределения властных функций, что ускоряет формирование субкоалиций, ориентированных на генерирование инновационных решений и идей;

- ориентированы на результат на выходе, на совершенствование эффективности в предоставлении услуг инновационного характера конечным потребителям.

Новыми траекториями развития современных госкомпаний становятся:

- построение внутренних (эндогенных) стратегий, управленческих систем и развитие технологических способностей для совершенствования бизнес-процессов и инноваций;

- специфическая деятельность по финансированию инноваций через диверсификацию своих операций;

- конкуренция с частным сектором за внедрение новых технологий и инноваций, создание клиентской базы и получение приверженности потребителя, выход на новые рынки (например, госкомпании, конкурирующие в динамически развивающихся отраслях – ИКТ и медицина).

Те государственные компании, которые претерпели стратегические изменения, приобрели важнейшие характеристики обучающихся и инновационных организаций.

Современное инновационное развитие госкомпаний приобретает следующую специфику:

- госкомпании сегодня имеют тесную связь с внешней бизнес-средой (что может повлиять на изменение принципов корпоративного управления);

- госкомпании как субъекты государственного предпринимательства способны эффективно функционировать в долгосрочном периоде, интегрируя национальную экономику на глобальный уровень. Сегодня госкомпании являются глобальными игроками;

- приватизационные механизмы не всегда оказываются подходящими инструментами в обеспечении эффективности госпредприятий;

- успешные госкомпании всегда ориентированы на своих потребителей и коммерчески ориентированы (их капитализация сегодня превышает стоимость частных компаний).

Важным инструментом достижения конкурентного преимущества субъектов ГП становится активное использование и развитие компонентов ИК – инноваций, современных бизнес-процессов, ориентированных на рынок, развитие высококвалифицированного персонала, и эффективных отношений со стейкхолдерами.

В силу ослабления различий между компаниями с различными формами собственности, перед государственными компаниями встают сходные проблемы обеспечения своей организационной эффективности, что и в субъектах ЧП. Современные тенденции и подходы к определению факторов успеха функционирования предпринимательской структуры можно применить к специфике государственных организаций.

Вывод

Тенденции динамического развития внешней среды, внедрение новых принципов государственного управления, усиливающаяся конкуренция со стороны корпоративного сектора экономики усиливают предпринимательскую активность государственных организаций и стимулируют их к инновационному и стратегическому, активному развитию своего интеллектуального капитала.

[1]Преимущественно кодифицированные, то есть воплощенные в информационных носителях и продуктах.

[2]Ресурсы интеллектуального капитала могут быть определены как неденежные и нематериальные ресурсы, которые полностью или частично контролируются организацией и участвуют в создании стоимости. Интеллектуальный капитал имеет преимущественно трехзвенную структуру и подразделяется на три вида: человеческий, структурный (организационный), отношенческий (клиентский). Согласно Руусу, Пайку и Фернстрёму, отношенческий капитал – это клиенты, поставщики, партнеры, объединения, рыночные каналы, источники новых знаний; организационный капитал – направленные вовнутрь: управленческие бизнес-процессы, организационная структура, системы, информация в базах данных, программное обеспечение; направленные наружу: бренды, торговые знаки, сервисные предложения, продуктовые концепции, патенты, авторские права; человеческий капитал – образование, квалификация, компетенции сотрудников, установки, интеллектуальная гибкость.

[3]С точки зрения нового государственного управления государственный сектор экономики включает в себя: 1) государственные коммерческие предприятия (фирмы, находящиеся в собственности государства); 2) государственные учреждения, производящие и предоставляющие общественные (public goods) и социально значимые блага и финансируемые из государственного бюджета (например, школы, больницы и пр.); 3) учреждения, являющиеся органами государственной власти и управления, также финансируемыми из бюджета.

[4]Ситуация, при которой фирма может продолжать свое функционирование даже при отрицательном финансовом результате или большей эффективности альтернативного использования её активов


Источники:

1. Hale S.J. Achieving High Performance in Public Organizations. In J. L. Perry (ed.), Handbook of Public Administration. (2nd ed.) San Francisco: Jossey. – Bass, 1996.
2. Stevenson H.H., Jarillo J.C. A paradigm of entrepreneurship: entrepreneurial Management // Strategic Management Journal. Vol. 11. 1990.
3. Sadler R.J. Corporate en trep reneurship in the public sector: The dance of the chameleon / / Australian Journal of Public Administration (Australia). Vol. 59(2). 2000.
4. Baez B., Abolafia M.Y. Bureaucratic Entrep reneurship and Institutional Change: A Sense-Making Approach / / Journal of Public Administration Research and Theory. Vol. 12 (4). 2002.
5. Mouritsen J., Bukh Per N., Johansen Mette R. Intellectual capital and new public management. Reintroducing enterprise// The learning Organization, Vol. 11, No.4/5, 2004.
6. Cinca C.S., Molinero, C. M. & Queiroz, A. B., (2003) The measurement of intangible assets in public sector using scaling techniques. Journal of Intellectual Capital, 4, 249.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:23