Особенности и проблемы оценки влияния международной миграции на развитие предпринимательства в Камчатском крае

Алфёров А.А.1
1 Камчатский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 4 (Февраль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года Камчатский край включен в программу по созданию территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка». Данное решение повлечёт серьёзные финансовые поступление из федерального бюджета для осуществления крупных проектов по созданию и развитию инфраструктуры. В сложившихся условиях потребуется значительное привлечение иностранной рабочей силы, что повлечёт дополнительные риски в экономике региона. Автор статьи рассматривает структуру привлекаемых иностранных работников в сферы занятости региона с учётом его отраслевых особенностей, указывает на проблемы, связанные с привлечением трудовой миграции, способные повлиять на развитие предпринимательства в Камчатском крае. Данное исследование будет полезно экономистам, изучающим миграционные процессы в России, чиновникам, участвующим в разработке региональной миграционной политики, а также специалистам в сфере занятости населения.

Ключевые слова: предпринимательство, трудовые ресурсы, региональная экономика, миграция, миграционная политика, рынок труда Камчатского края, миграционные процессы



Введение

Трудовая миграция является одной из главных форм международных экономических отношений и в современных условиях имеет глобальное значение. Наличие мирового рынка рабочей силы возможно только благодаря такому процессу, как международная миграция. Главная причина перемещения наемной рабочей силы заключается в неравномерном распределении трудовых ресурсов и существенном различии условий и оплаты труда.

В современных непростых экономических условиях, связанных с введением санкций со стороны Запада и низкими ценами на нефть и другие сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, привлечение международной миграции должно стать одним из основных факторов роста экономики регионов и Российской Федерации в целом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года регион включен в программу по созданию территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка». Согласно документу, полуостров в ближайшем будущем должен стать крупным инфраструктурным объектом в динамично развивающемся Северном морском пути, а также мировым туристским центром. Развитие порта увеличит потребность в привлечении специалистов и рабочих рук, покрыть которую из числа внутренних резервов региона не представляется возможным. В настоящее время уже осуществляются крупные инфраструктурные проекты: строительство краевой больницы, реконструкция спортивного стадиона, модернизация транспортного сообщения.

В данной ситуации снятие миграционных ограничений способно обострить социальную обстановку в крае, однако слишком жесткая иммиграционная политика может негативно отразиться на экономике в ближайшие десятилетия.

На долю международной миграции в Камчатском крае приходится 25,4% миграционного потока. При этом преобладает въездной поток мигрантов.

По данным Камчатстата, в 2014 году на территорию Камчатского края прибыло 3918 международных мигрантов, подавляющая часть которых (около 90%) – с целью найти работу.

Следует отметить, что изменилась структура привлекаемых иностранных работников в сферы занятости региона. За период с 2012 по 2014 год возросло количество трудовых мигрантов, привлекаемых в строительство (с 38,7% в 2012 году до 56,9% в 2014 году), в то же время уменьшилась доля иностранцев, занятых в рыболовстве (с 5,3% до 1,2% за тот же период) и работающих на транспорте (с 7,1% до 4,4%), практически не изменилось число мигрантов, работающих в торговле (11,5% в 2012 году и 9,1% в 2014 году), в сельском хозяйстве (1,2% и 0,8%), в здравоохранении (0,5% и 0,4% соответственно).

Рисунок. Структура привлекаемых иностранных работников

в сферы занятости Камчатского края.

Источник: данные Агентства по занятости населения

и миграционной политики Камчатского края.

Объем привлечения иностранных работников в регион координирует Межведомственная комиссия по миграционной политике в Камчатском крае, которая подходит к вопросу определения потребности края в иностранных работниках с учетом социально-экономической, демографической и политической ситуации в регионе.

По данным Агентства по занятости населения и миграционной политики Камчатского края, в настоящее время наиболее ощутима потребность рабочей силы в таких видах экономической деятельности, как строительство – 25,5% от всех поступивших вакансий с начала года, рыболовство, рыбоводство – 15,0%, обрабатывающие производства – 11,1%, торговля – 6,4%, образование – 6,1%, здравоохранение – 5,0%.

По словам предпринимателей Камчатки, им необходимы специалисты определенного профиля, которые полностью отсутствуют на местном рынке труда, например автослесари и ряд специалистов в области добычи полезных ископаемых. К сожалению, обучение профессиональными образовательными учреждениями края по многим профессиям, представленным в заявках работодателей на привлечение иностранной рабочей силы, на сегодняшний день в Камчатском крае не ведется. Особенно это касается ряда строительных и инженерно-технических специальностей. Зачастую единственной возможностью восполнить кадровый голод является трудоустройство иностранных работников.

Одной из проблем, связанной с трудоустройством граждан, остается негативное влияние несоответствия спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, а также предложение со стороны работодателей относительно низкой заработной платы (28% заявленных вакансий в течение 2014 года имели уровень заработной платы ниже прожиточного минимума).

Для того чтобы эффективно использовать миграцию как драйвер экономического роста в Камчатском крае, необходимо уметь управлять этим сложным процессом, а также иметь четкое представление о его влиянии на устойчивую работу предприятий региона.

Одной из проблем при формировании миграционной политики и составлении заявок на привлечение иностранной рабочей силы для предпринимательских структур является нелегальная миграция. Исходя из географического положения региона, проконтролировать поток международных мигрантов достаточно просто – попасть на полуостров возможно только авиатранспортом. С каждым годом правительство края уменьшает квоты на привлечение внешних трудовых ресурсов. В 2013 году было выделено 4,3 тыс. квот, в 2014 в полтора раза меньше – 2,8 тысяч.

Тем не менее, не все мигранты торопятся покинуть Камчатский край в установленный законом срок. Подсчитать количество нелегальных мигрантов достаточно сложно. По разным оценкам, в том числе сотрудников Федеральной миграционной службы Камчатского края, на территории полуострова иностранцев с нелегальным статусом может находиться от двух до десяти тысяч.

С 1 января 2015 года кардинально изменилось законодательство в отношении миграционной политики. С 1 января 2015 года безвизовый въезд на территорию Российской Федерации возможен для граждан большинства стран СНГ, не входящих в Таможенный союз (Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана). Максимально упрощена процедура пересечения границы для жителей Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана) – необходимым документом для въезда является только внутренний паспорт. Таким же льготным режимом из-за сложной политической ситуации могут воспользоваться граждане всех регионов Украины. Таким образом, не регистрируясь органах ФМС, гражданам СНГ можно пребывать на территории РФ совершенно легально до 180 суток в год.

На 2015 год выделен лимит на привлечение мигрантов в Камчатский край из Дальнего Зарубежья в количестве 351 человек, но даже эта незначительная квота по итогам года была реализована только на 72% (253 мигранта). Потребность предприятий региона в трудовых ресурсах не могла измениться существенно в течение одного года, исходя их чего можно сделать вывод о том, что значительную долю внешней трудовой миграции составляют граждане стран СНГ. Фактически в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой проконтролировать поток мигрантов не представляется возможным.

Следует отметить, федеральное законодательство в отношении миграционной политики также изменяется достаточно часто и нередко кардинальным образом, что не может положительно влиять на устойчивое развитие предпринимательских структур Камчатского края, привлекающих внешние трудовые ресурсы. С 1 января 2015 года основным документом для иностранного работника на территории Российской Федерации является единый патент. Ранее для трудоустройства на предприятии и для работы у индивидуального предпринимателя требовались разные документы. По новым правилам иностранному работнику требуется сдать экзамены на знание русского языка, истории России, предоставить необходимые медицинские справки, а также заплатить за патент. Часто эти вопросы приходится решать самим работодателям

Основным фактором для трудовых мигрантов при выборе места работы, безусловно, является заработная плата, которая выплачивается в местной валюте. Курс рубля за последние два года стал очень волотилен и обесценился по отношению к доллару практически в 2 раза. Таким образом, Российская Федерация и Камчатский край в частности теряет свою привлекательность для иностранных работников.

Заключение

1. Привлечение международных мигрантов на территорию Камчатского края необходимо. Без этого процесса невозможно реализовать крупные программы по развитию региона, разработку месторождений полезных ископаемых на полуострове, строительство крупных инфраструктурных объектов. Некоторые предприятия могут вообще прекратить свою деятельность, не имея возможности привлекать трудовых мигрантов.

2. Внешне трудовые ресурсы оказывают серьезное влияние на развитие предпринимательства региона, однако оценить это воздействие непросто, так как на процесс привлечения мигрантов в Камчатском крае влияют сложно предсказуемые факторы:

– изменяющееся законодательство в вопросах трудоустройства иностранных работников;

– бюрократические сложности при оформлении трудовых мигрантов;

– отсутствие должного контроля миграционных потоков со стороны региональных властей;

– противоречивые статистические данные, особенно в отношении нелегальной миграции.


Источники:

1. Аносов А.В. Миграция и использование китайской рабочей силы на Дальнем Востоке: проблемы и направления их разрешения // Экономика и управление. – 2009. – №10. – С.15–22.
2. Анохина Н.Ф., Перевалова К.С. Роль России в международной трудовой миграции // Проблемы и перспективы экономики и управления: Сборник материалов конференции. – СПб: Реноме, 2013. – 144 с. – С. 38-40.
3. Воронова К.П. Современные тенденции трудовой миграции в России // Социальная политика и социология. – 2010. – № 1. – С. 139-148.
4. Горбачева А. Условия повышения эффективности трудовой миграции // Человек и труд. – 2009. – № 3. – С. 36-38.
5. Латкин А.П., Корнейко О.В. Особенности государственного регулирования предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности (на примере Приморского края): Монография. – Владивосток: ВГУЭС, 2011. – 179 с.
6. Латкин А.П. Мнимые и реальные перспективы реализации долговременной программы развития российского Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия. Проблемы и возможности модернизации: Сборник научных трудов. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2012. – 217 с. – С. 20-28.
7. Доклад руководителя Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края, Ниценко Н.Б., на семинаре с работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу [Электронный ресурс] // Камчатский край. – 2014. – 21 марта. – Режим доступа: http://www.kamgov.ru/
8. Постановление Правительства Камчатского края от 11.11.2013 № 490-П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Содействие занятости населения Камчатского края на 2014-2018 годы».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка».
10. Социально-экономическое положение Камчатского края [Электронный ресурс] // Камчатский край. – Режим доступа: http://www.kamgov.ru/socio-economic-situation
11. Макарова К.И., Раковская В.С., Барышева Г.А. Взаимодействие внешней трудовой миграции и системы социально-трудовых отношений // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10-2. – С. 54-58.
12. Рыжкова А.Н. Понятие и виды трудовой миграции // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 535-538.
13. Рязанцева М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 18. – С. 3091-3102. – doi: 10.18334/rp.16.18.1954
14. О миграционной ситуации в Камчатском крае: Пресс-выпуск № 02-01-41/9с [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной государственной службы статистики по Камчатскому краю. – Режим доступа: http://kamstat.gks.ru/
15. Сайт Федеральной службы государственной статистики.
16. Чернов А.С. Влияние трудовой миграции на региональный рынок труда // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2012. – Т. 15. – № 1. – С. 245-249.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 14:08:25