Перспективы совершенствования управленческих методик и нормативного регулирования в развитии нефтегазовой добычи на территории Арктического шельфа

Щербук К.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Щербук К.А. Перспективы совершенствования управленческих методик и нормативного регулирования в развитии нефтегазовой добычи на территории Арктического шельфа // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – doi: 10.18334/epp.14.8.121316.

Аннотация:
Статья посвящена комплексному исследованию управленческих практик в технологической, инфраструктурной и социальной сфере, применяемых на МЛСП «Приразломная», осуществляющей нефтедобычу на территории Арктического континентального шельфа Российской Федерации. Рассмотрен правовой статус морских платформ в международном и национальном праве, выявлены специфические черты данных объектов по сравнению с судами. Проанализированы управленческие практики, связанные с медицинским обеспечением работников МЛСП «Приразломная», а также с системой премирования и мотивации к труду. Рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта и иных цифровых технологий в нефтегазовой добыче на континентальном шельфе. Предложен ряд практических рекомендаций по внедрению управленческих методик в контексте разработки континентального шельфа, а также по нормативному регулированию в данной сфере.

Ключевые слова: Арктика, континентальный шельф, нефтегазовая добыча, Приразломная, правовое регулирование, управленческие практики

JEL-классификация: J53, L60, L16



Введение

Управление в сфере добычи нефти и газа на Континентальном шельфе Российской Федерации представляется крайне актуальной проблемой. Особенную сложность в обсуждаемом вопросе вызывают организация вахтового труда большого числа людей на удалении от крупных городов, применение грамотного сочетания уникальных технологических, логистических и инфраструктурных решений, отвечающих специфическим и невероятно суровым климатическим условиям Крайнего Севера. Ярким примером ситуации, когда непростой, но столь важный и продуктивный для национальной промышленности и экономики физический труд осуществляется на Континентальном шельфе в Арктическом регионе, является организация деятельности морской ледостойкой стационарной платформы (далее – МЛСП) «Приразломная». Данная статья посвящена комплексному анализу управленческих практик, применяемых на указанном объекте нефтегазовой инфраструктуры, а изучаемый в ней опыт может быть использован для всестороннего развития экономического потенциала Российской Федерации на территории всего Арктического континентального шельфа.

Ключевым нормативным правовым актом, утверждающим перспективы развития описываемой 0территории, является Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [4]. Само его существование в рамках правового поля страны подтверждает высказанный ранее тезис о важности и перспективности исследования, освоения и развития территории континентального шельфа. Как отмечается в пп. «а» п. 5 раздела второго обсуждаемого нормативного правового акта: «Арктическая зона обеспечивает добычу более 80% горючего природного газа и 17% нефти (включая газовый конденсат) в Российской Федерации». Данный факт вновь подтверждает критическую важность описываемой территории для функционирования всей экономики Российской Федерации, во многом ориентированной именно на нефтегазовую отрасль.

Данная статья исследует ключевые управленческие практики, используемые на МЛСП «Приразломная» для максимизации итогового экономического результата, качественных показателей работы, обеспечения безопасности и стабильности функционирования самого объекта инфраструктуры, эффективного использования человеческого капитала, а также сохранения жизни и здоровья вахтовых работников. Кроме того, в ней будут комплексно изучены различные правовые подходы, применяемые к определению статуса МЛСП в рамках российского и международного законодательства.

Цель данной статьи – комплексное изучение управленческих практик, применяемых крупными нефтегазовыми компаниями для обеспечения безопасности, эффективного функционирования и качественной социальной инфраструктуры для вахтовых работников на примере МЛСП «Приразломная», а также формирование практически применимых рекомендаций по их совершенствованию.

Среди задач, выполнение которых позволит реализовать заявленную цель, необходимо выделить:

– изучение перспектив развития нефтегазовой добычи на территории Арктического континентального шельфа;

– выявление значимых технологических и инфраструктурных отличий между морской стационарной платформой (далее – МСП) и МЛСП ;

– определение особенностей правового регулирования МЛСП на территории Континентального шельфа Российской Федерации, а также формирование рекомендаций по совершенствованию актуального законодательства в данной сфере;

– установление наиболее эффективных управленческих практик в сфере инфраструктурного обеспечения платформы, применения современных технологических решений, потенциально используемых для развития нефтегазовой добычи на Арктическом континентальном шельфе;

– определение лучших подходов к управлению развитием, безопасностью и медицинским обеспечением человеческого капитала на территории Арктического континентального шельфа;

- формирование практических рекомендаций, способных усовершенствовать существующие управленческие практики в описываемой сфере промышленности. Перспективы и особенности нефтегазовой добычи на территории Арктического шельфа

Изучение и освоение Арктического шельфа является одним из самых значимых и перспективных направлений для всей российской экономики, а в особенности для нефтегазовой промышленности, составляющей около 16,5% ВВП Российской Федерации на момент 2023 г. по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [24]. По актуальным оценкам экспертов, текущий нефтяной запас на территории шельфа составляет 17,3 млрд тонн (включая газовый конденсат), а природного газа – 85,1 трлн кубометров, в то время как сами описываемые ресурсы встречаются на 70% территории Арктического шельфа. Наибольшее их число (43,5%) сосредоточено в Ямало-Ненецком автономном округе. Следует сказать, что данные цифры регулярно увеличиваются, пропорционально открытию все новых месторождений [14].

Высокотехнологичная добыча полезных ископаемых на Арктическом шельфе является одним из самых многообещающих направлений развития национальной экономики. Стоит отметить, что большая часть ресурсов российского шельфа является трудноизвлекаемыми, потому на текущий момент многие крупные промышленные компании, такие как ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК Роснефть» только подходят к вопросу освоения данной территории. Отмечается, что разработка месторождений на Арктическом шельфе не способна предоставить крупным вертикально интегрированным нефтегазовым компаниям высоких доходов в текущем промежутке времени, однако, гарантирует стремительное развитие технологичности бизнес-процессов, а также сверхприбыль через некоторое время [11]. Таким образом, развитие обсуждаемой территории не принесет резкого экономического скачка прямо сейчас, однако, будет серьезно сказываться на росте промышленного сектора России в будущем. Именно поэтому пример МЛСП «Приразломная» является столь актуальным в контексте обсуждаемой темы, так как данный проект является своеобразным первопроходцем в вопросе освоения недр Арктического шельфа.

Сам же нераскрытый потенциал континентального шельфа вкупе со стратегической значимостью нефтегазовой отрасли в контексте долгосрочного развития России обусловливает огромную значимость темы работы [12].

Различия использования МСП и МЛСП в нефтегазовой добыче

Климатические условия Арктического шельфа существенно отличаются от большинства территорий, на которых осуществляется нефтегазовая добыча. В частности, среднегодовая температура в описываемой зоне способна варьироваться от -15°С до -30°С, в декабрьские ночи достигая пиковых значений в -40°С. Лишь в летний период температура воздуха способна подниматься до 10°С. Подобные условия не только существенно осложняют сам процесс операционной нефтегазовой добычи для самого персонала стационарной платформы, но и регулярно сказываются на ее общем износе и затратах компании на амортизацию.

Особое значение в данном контексте имеет проблема глобального потепления, сказывающаяся на общем климатическом состоянии региона. Общий прирост температуры на территории Арктического шельфа составляет около 2°С в год, а совокупная площадь ледников сократилась с 7,5 млн км в 1980 г. до 3,7 млн км в наши дни [10]. Благодаря климатическим изменениям происходит массовое движение ледников, следствием чего является повсеместное образование айсбергов, а также крупных волн, способных нанести непоправимый ущерб водной и прибрежной инфраструктуре.

Именно постоянная необходимость противостоять подобным условиям окружающей среды и отличает МЛСП «Приразломная» от иных стационарных морских платформ. Даже в наименовании данного объекта отдельное внимание уделяется ее ключевой характеристике – «Ледостойкости», отмеченной в аббревиатуре буквой «Л». Сама платформа оснащена специальными дефлекторами, равными 16,4 м, позволяющими объекту выдержать прямой удар волны, доходящей до 10 м в высоту, а также ветровую нагрузку в 51 м/с. В ней также присутствует замкнутая система циркуляции и очистки буровых растворов, что позволяет защитить морскую среду от выброса загрязнений, как в процессе бурения, так и в момент добычи углеводородов [16].

Следует упомянуть и некоторые климатические риски, с которыми может столкнуться нефтедобыча в течение нескольких ближайших лет. Многие современные исследователи отмечают, что из-за перспективы глобального потепления, стоит существенно пересмотреть текущие стандарты безопасности при строительстве МСП на территории Арктического шельфа [18, с. 87]. Особенно это касается предельной допустимой высоты защиты платформы от удара волн [17].

Расширение ареала нефтегазовой добычи на шельфе возможно лишь с применением технологий, позволяющих обеспечить достаточный уровень безопасности в специфических климатических условиях, характерных для Арктического региона. Именно поэтому МЛСП «Приразломная», являющаяся первой нефтедобывающей платформой, используемой на территории Арктического шельфа, может стать примером применения совокупности конструктивных, технологических и управленческих решений, необходимых для повсеместного развития промышленности, как Российской Федерации в целом, так и описываемого региона в частности.

Правовой статус МЛСП «Приразломная»

В контексте управленческих практик, применяемых на платформе, которые будут рассмотрены ниже, необходимо определить, каким правовым положением обладает сама МЛСП «Приразломная». От этого во многом зависит, какое нормативное регулирование будет относиться к данному объекту.

Рассматривая феномен морских ледостойких стационарных платформ с юридической точки зрения, обратимся к определению данного термина, предложенному регулятором в рамках п. 1.1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ»:

«морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа» [8].

Отметим, что законодатель четко разграничивает понятия «судно» и «морская стационарная платформа», определяя ключевые различия между данными объектами классификации. Исходя из определения, отличительными признаками МСП являются:

– наличие верхнего строения и опорного основания;

– фиксация на все время использования на грунте;

– использование для обустройства морских месторождений нефти и газа.

Судно же определяется по следующим отличительным особенностям:

– самоходное или несамоходное плавучее сооружение;

– использование для торгового мореплавания.

Таким образом, регулятор отмечает специализированное назначение функционирования морских нефтяных платформ для осуществления деятельности по добыче нефти и газа, выделяя их как отдельных субъект морского права. В соответствии со ст. 16 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» как самостоятельные объекты существуют искусственные острова, установки и сооружения [3]. И МЛСП «Приразломная», с точки зрения действующего законодательства, относится именно к данной категории объектов.

Ст. 4 указанного закона устанавливает основные понятия данной отрасли. В числе прочего, данная статья определяет установки или сооружения как «гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины)».

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод о том, что МЛСП «Приразломная» относится законодателем к сооружениям или установкам. В соответствии с Приказом Минтранса вокруг МЛСП «Приразломной» определена зона безопасности, а сама платформа названа «искусственной установкой, расположенной на континентальном шельфе Российской Федерации» [7]. Вместе с тем, правовой статус установки не урегулирован на уровне федерального законодательства, что порождает правовой вакуум в данной сфере. В 2020 году Минэнерго был подготовлен Проект Федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотрение которого на сегодняшний день фактически не осуществляется [9]. Считаем целесообразным инициировать ускорение процесса внедрения данной новации в российское законодательство.

Теперь, когда мы рассмотрели особенности правового регулирования и основы статуса МСП в целом, для достижения цели статьи необходимо перейти к анализу основных управленческих практик, применяемых на конкретном объекте, а именно, на МЛСП «Приразломная».

Основные управленческие практики, применяющиеся на МЛСП «Приразломная»

Стоит отметить, что при строительстве и вводе платформы в эксплуатацию имели место существенные проблемы управленческого характера, что неудивительно, если учесть экстраординарную сложность реализации проекта и его беспрецедентность. В частности, срок постройки и ввода в эксплуатацию в несколько раз превысил заявленные показатели в 36 месяцев и составил более чем 15 лет (!), а система управления персоналом была не до конца сформирована.

Как отметил на пресс-конференции в 2011 начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Владимир Вовк, на момент принятия решения о строительстве платформы окончательной технической документации еще не существовало [23]. А первый же крупный шторм, случившийся в октябре 2011 года, оставил платформу без трапа [26]. То есть, на начальном этапе строительство платформы и ее ввод в эксплуатацию сопровождались техническими и организационными проблемами. Вместе с тем, по ходу функционирования платформы были сформулированы и внедрены многие практики в сфере управления материально-техническим и человеческим капиталом, которые позволяют ей эффективно работать на протяжении многих лет.

Ниже данные управленческие решения будут подробно раскрыты и проанализированы в контексте внедрения в другие высокотехнологичные производства нефтегазовой и смежных областей.

Медицинское обеспечение работников

Ключевым аспектом управления человеческим капиталом в рамках физически и психологически тяжелого производства следует считать медицинское обеспечение. Среди мер, направленных на минимизацию рисков производственных травм и заболеваний на таких объектах как МЛСП «Приразломная», можно выделить две группы:

– Превентивные меры, цель которых – не допустить заболевание или травматизацию работника. В первую очередь, к таким мерам относится обязательный медицинский осмотр, направленный на выявление острых и хронических заболеваний, которые могут привести к нежелательным последствиям непосредственно на месте работы. Такой медосмотр, выявляющий текущие острые и хронические заболевания, а также возможные физические ограничения, должны проходить все без исключения работники, направляющиеся на МЛСП «Приразломная». Кроме того, в рамках профилактики заболеваний руководство платформы поощряет занятия спортом, для чего непосредственно на платформе создан спортивный зал. Отдельно отметим, что на платформе действует нулевая толерантность к любому алкоголю.

– Меры, направленные на излечение получивших травмы и заболевания. К ним относится, в первую очередь, обеспечение экстренного медицинского реагирования, быстрого доступа работников к квалифицированной медицинской помощи с использованием лекарств и оборудования. На платформе действует несколько профессиональных медицинских бригад, которые обладают практическим опытом и необходимыми знаниями и могут прийти на помощь работнику, получившему травму или страдающему от тех или иных заболеваний.

Отдельно стоит отметить, что помимо квалифицированного медицинского персонала для обеспечения высокой эффективности помощи работникам необходимо также качественное медицинское оборудование. Здравпункт МЛСП «Приразломная» еще в 2015 году получил лицензию на осуществление анестезии и реанимации, что беспрецедентно для платформ на территории Российского континентального шельфа [28]. А в 2021 году в целях борьбы с Covid-19 на МЛСП «Приразломная» установили инновационную систему очистки воздуха «Аэролайф», которую впоследствии продемонстрировали на Петербургском экономическом форуме [29]. Применение рассмотренных мер позволит максимизировать эффективность работы на Арктическом шельфе с учетом закрепленного в Конституции принципа – рассмотрения человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности [1].

Премирование и иные формы стимулирования работников к повышению производительности труда

Обсуждая условия жизни и профессиональной деятельности на МЛСП «Приразломная», невозможно не коснуться специфики работы в условиях Крайнего Севера. Для того, чтобы обеспечить человеческий капитал наилучшими условиями труда и, как следствие, мотивацией для повышения производительности труда, необходимо реализовать ряд управленческих мер.

Именно системам поощрения трудящихся, а также эффективности применяемых методик стимулирования вахтовых работников и посвящено высококачественное научное исследование, проведенное профессором А.Н. Силиным [20]. Благодаря результатам исследования удалось установить, что интересы сотрудников напрямую зависят от той возрастной категории, к которой они относятся. К примеру, представители поколения X (люди, родившиеся в период с 1960 г. по 1985 г.) считают важнейшими аспектами качества трудовой деятельности: «сохранение стабильности» и «удобный режим работы». С другой же стороны, сотрудники, относящиеся к поколению Y (люди, рожденные с 1981 г. по 1996 г.) скорее предпочтут иные условия: «профессиональное развитие» и «перспективы карьерного роста». Единственное, что объединяет всех вахтовиков – заинтересованность в «справедливой заработной плате».

В рамках данной работы среди вахтовиков было проведено собственное социологическое исследование на предмет влияния факторов рабочей среды на их заинтересованность в труде, а также его качестве. По результатам опроса было выявлено следующее:

– 57,9% респондентов считают, что наибольшее влияние на их деятельность оказывает «высокий уровень заработных плат, совмещенный с возможностью их ежегодной индексации»;

– 47,4% опрошенных заинтересованы в «высоких премиях, зависящих от показателей труда»;

– 42,1% респондентов говорят о важности «быстрого карьерного роста», а также «возможности выбирать режим работы и иметь дополнительные часы отдыха».

Данный результат подтверждает гипотезу о том, что оклад, премии и надбавки играют важнейшую роль в привлекательности вахтового труда для потенциальных кадров организации, осуществляющей свою деятельность на территории Крайнего Севера.

Законодательство Российской Федерации предусматривает особые льготы для работников, трудящихся в районах Крайнего Севера. В частности, дополнительный отпуск в 24 дня, возможность взять дополнительный неоплачиваемый выходной и т.д. Гарантии труда вахтовых работников, трудящихся в районах Крайнего Севера, установлены ст. 302 ТК РФ [2].

Отметим, что МСП «Приразломная» находится на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, который Постановлением Правительства № 1946 целиком является территорией Крайнего Севера [5]. Таким образом, к работникам применяются все гарантии, предусмотренные гл. 50 ТК РФ. В частности, к заработной плате работников нефтегазовой отрасли применяется повышающий коэффициент, составляющий 1.8 [6].

Заработная плата работников МСП «Приразломная» не раскрывается, и ее размер невозможно установить, исходя из открытых источников. Вместе с тем, именно повышение заработной платы является ключевым фактором, влияющим на эффективность труда. Именно такой ответ дало большинство участников анкетирования, которое мы провели среди вахтовых работников, трудящихся на Крайнем Севере. Таким образом, повышение заработных плат высококвалифицированных вахтовых работников следует считать приоритетом дальнейшего развития государственной политики в данной сфере. Еще одним важным направлением является улучшение инфраструктурного обеспечения объектов проживания вахтовых работников.

Цифровизация и внедрение различных технологий, оптимизация производственных процессов

Говоря о разработке шельфовых месторождений, необходимо учитывать, что эта деятельность сопряжена со значительными рисками. Для минимизации таких рисков необходимо системное внедрение современных информационных технологий, которые способны обеспечить как высокую производительность труда, так и безопасность.

На МЛСП «Приразломная» реализована автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ). Подсистемы, входящие в данную систему «обеспечивают управление производством, сигнализацию о нештатных ситуациях и остановку» [30]. Среди внедренных и работающих подсистем следует выделить:

– Систему управления производством (СУП), обеспечивающую коммуникацию и способствующую рациональной организации процессов на платформе. Система управления производством отвечает, в том числе, за координацию работников и особенно интересна в контексте принятия управленческих решений.

– Систему пожарной и газовой сигнализации (СПГС) осуществляющую контроль при помощи системы датчиков, оповещающих об утечках газа, приводящих к нарушению пожарной безопасности.

– Систему аварийной остановки (САО), обеспечивающую остановку технологических процессов при выявлении признаков аварийной ситуации.

Из трех перечисленных систем вторая и третья призваны контролировать технологическое состояние платформы и функционируют автоматизировано.

Обращаясь к анализу влияния цифровизации на финансовые показатели организации, скорость и эффективность ее роста и развития, следует упомянуть исследование, проведенное аудиторско-консалтинговой группой «Технологии Доверия», утверждающей о перспективах сокращения производственных затрат нефтегазовых компаний на 20% при повсеместном применении цифровых технологий и суммарной экономии рынка, достигающей 1 трлн долл. США [31].

На данный момент самыми востребованными технологиями в сфере нефтегазовой добычи и геологоразведки, согласно этим данным, являются:

1. Применение технологии «интернета вещей» (IoT)

Интернет вещей (IoT – internet of things) – уникальная технология, применяемая большинством зарубежных нефтегазовых компаний, таких как BP, Royal Dutch Shell и ExxonMobil. Ее применение позволяет в режиме реального времени отслеживать различные показатели функционирования платформы, оперативно реагируя на любые изменения, снижая необходимость в постоянной вовлеченности человеческого капитала. Данная технология позволяет компаниям собирать разностороннюю и объективную статистику, значительно снижая затраты на амортизацию, а также стоимость самой добычи сырья. Ее функционирование осуществляется благодаря системе «умных датчиков», закрепленных за каждым объектом промышленной инфраструктуры. Примером успешного применения данной технологии можно привести случай нефтегазовой компании Apache Corporation, сумевшей предотвратить крупную поломку электронных погружных насосов, имеющих критически важное значение для всей инфраструктуры добычи. Интернет вещей является одной из самых перспективных и полезных технологий для развития всего нефтегазового рынка, а его экспериментальное применение уже сейчас происходит на базе МЛСП «Приразломная». То же самое можно сказать и о смежной технологии блокчейн [21].

2. Использование искусственного интеллекта в аналитической и геологоразведочной деятельности

Несмотря на свою экспериментальность, применение искусственного интеллекта (ИИ) в процессе анализа ключевых показателей добычи, а также поиска и открытия новых месторождений, в короткие сроки позволяет многим крупным компаниям, таким как ПАО «Газпром нефть» достичь высоких аналитических результатов, значительно снизив необходимость вовлечения высококвалифицированного человеческого капитала в рутинную и трудозатратную деятельность. Технология «Цифровой геолог» уже находит свое применение в бизнес-процессах многих крупных добывающих компаний, осуществляющих полный цикл деятельности, такие как Royal Dutch Shell, British Petroleum, Роснефть и Газпром нефть [15]. На текущем этапе развития она является дополнительным механизмом, позволяющим без вмешательства специалиста определить расположение гипотетических месторождений на основе совокупности показателей волновых картин. Технология развивается крайне стремительно, а в перспективе избавит крупные компании от необходимости применения ручного труда в геологоразведке. Различные примеры эксплуатации ИИ в рамках поиска новых месторождений уже возникают на рынке. К примеру, использование описываемой технологии ПАО «Газпром нефть» позволило ускорить процесс в 2 раза, при этом снизив вовлеченность ручного человеческого труда на 60% [25].

3. Внедрение технологий роботизации, автоматизация процессов, снижение необходимости использования человеческого капитала в операционной деятельности

Кроме того, необходимо выделить такую тенденцию как переход промышленности от ручного труда к роботизированному. Следует отметить, что это одно из самых перспективных направлений технологического развития операционных процессов большинства крупных нефтегазовых компаний. Подобная модернизация производства позволяет сократить издержки, связанные с привлечением дополнительной рабочей силы, а также выполнением работ в специфических, порой даже непригодных для человека условиях. На данный момент большинство технологов определяют следующие виды применяемых в нефтегазовой добыче роботизированных решений:

– Гусеничные и колесные роботы, осуществляющие общие функции по очистке и мониторингу сохранности оборудования;

– Телеуправляемые подводные аппараты, занимающиеся локальной очисткой отдельных корпусных конструкций;

– Беспилотные летательные аппараты, осуществляющие визуальную инспекцию оборудования со стороны.

Следует отметить, что на данный момент подобные технологии используются лишь при осуществлении общего спектра задач, связанных с поддержанием жизнедеятельности бизнес-единицы, а также амортизацией производственных процессов, однако, перспективы перехода нефтегазовой отрасли к роботизации остаются бесспорными, а новые практики внедряются ежемесячно, что положительно сказывается на ключевых показателях и общей результативности компании [19].

4. Применение технологий AR и VR для всестороннего обучения и развития сотрудников без необходимости нахождения на самой МЛСП.

Использование технологий дополненной реальности стало позволяет сравнительно быстро, эффективно и дешево обучить персонал владению базовыми навыками по взаимодействию с системами платформ, далеко не все из которых функционируют, не требуя участия человеческого капитала в амортизационном, производственном и иных процессах. Большую часть работы на МЛСП все еще осуществляют специально подготовленные операторы. Для наилучшей подготовки данных кадров был создан КТК – компьютерный тренажерный комплекс, моделирующий работу большинства внедренных систем. К примеру, в контексте МЛСП «Приразломная» используется виртуальный тренажер, разработанный специально для обучения сотрудников алгоритму правильных действий на месторождении [22].

В целом можно сказать, что в отношении работников МЛСП «Приразломная» в полной мере соблюдаются нормы трудового права, что способствует их лояльности по отношению к компании и является значимым фактором. В контексте дальнейшего развития экономической деятельности на континентальном шельфе считаем важным продолжение усилий, направленных на обеспечение наилучших условий труда работников.

Обеспечение безопасности работников

На МЛСП «Приразломная», которая является производственным объектом 1 класса опасности, внедрен ряд управленческих решений, направленных на минимизацию возможных рисков для работников.

В частности, в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, разработан внутренний документ «Декларация промышленной безопасности». Вместе с тем, основополагающим документом является HSE Case, где HSE расшифровывается как «Health, Safety and Environment». Данный документ был разработан на основе анализа рисков и представляет собой структурированный текст, включающий сведения, относящиеся к обеспечению безопасности производства. Необходимо отметить, что данный документ составлен понятным языком и включает ряд диаграмм, схем и пояснений относительно должностных обязанностей персонала [13]. Ключевым элементом данной системы является модель оценки рисков с опорой на такие принципы как определение, оценка, контроль и восстановление. При этом, любой риск, возникающий в ходе функционирования Платформы, доводится до уровня «Практически целесообразный низкий уровень».

Еще одна важная управленческая практика, применяемая на МЛСП Приразломная – организация специализированных сменных бригад нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ). Данные бригады призваны локализовать источник опасности и в любой момент свести риск к обозначенному выше уровню. Участники таких бригад проходят комплексное обучение и обладают как техническими, так и медицинскими компетенциями, а также регулярно проходят поведенческий аудит.

Подготовка и оснащение таких групп представляется крайне эффективной с точки зрения обеспечения безопасности. Вместе с тем, небольшие предприятия, находящиеся на удалении от больших городов, вынуждены обходиться без специализированных отрядов быстрого реагирования, поскольку их содержание представляется дорогостоящим. Для крупных и, в особенности, высокотехнологичных производств данная практика, на наш взгляд, крайне актуальна, и может быть широко применена.

Выводы

МЛСП «Приразломная» действительно является уникальным примером реализации широкого спектра множества новаторских управленческих практик, как в технологической и инфраструктурной сфере, так и в области управления человеческим капиталом. Рассмотренные механизмы могут быть применены на множестве крупных, средних и малых предприятий промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории Арктического континентального шельфа России. Это особенно актуально в контексте дальнейших перспектив освоения и развития данного региона, с неизбежным созданием комплекса высокотехнологичных объектов инфраструктуры.

Однако, следует отметить тот факт, что рассмотренные управленческие механизмы зачастую доступны преимущественно крупным предприятиям, обладающим значительными финансовыми ресурсами. К примеру, подготовка и применение специальных бригад быстрого реагирования, обеспечение медицинского персонала высокотехнологичным оборудованием и т.д. С другой стороны, многие из рассмотренных практик могут активно применяться также и на небольших предприятиях, функционирующих в условиях Крайнего Севера с учетом эквивалента, соответствующего размеру предприятия.

Данное исследование в очередной раз подтвердило высокую важность и перспективность освоения и развития Арктического континентального шельфа для национальной промышленности и экономики, равно как и подметило некоторые недостатки и пробелы, существующие в рамках текущего правового регулирования шельфовой зоны, а именно самого статуса МЛСП. В рамках же проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

– на данный момент Арктический континентальный шельф Российской Федерации служит ключевым источником природного газа, являясь стратегическим запасом сырьевых ресурсов для всей национальной экономики. Кроме того, именно там расположено большинство трудноизвлекаемых углеводородов, что делает описываемую зону одной из самых многообещающих для развития нефтяной и нефтехимической отрасли, а возникающие перспективы глобального потепления способны облегчить доступ к большей части ископаемых, создавая при этом необходимость значительного повышения качества производственной безопасности на большинстве месторождений;

– особенностью морской добычи на Арктическом континентальном шельфе является применение особого вида платформ (МЛСП), ключевой характеристикой которых является повышенные критерии безопасности, прочности, а также их ледостойкость. Подобная специфика обусловлена низким уровнем температур, характерных для региона Крайнего Севера, а также повышенной миграцией айсбергов, связанной с наступлением глобального потепления;

– морские стационарные платформы, с точки зрения современного российского законодательства, являются самостоятельным объектом правового регулирования. Вместе с тем, на сегодняшний день можно отметить недостаточность правового регулирования данной сферы. В связи с этим необходимо принятие профильного нормативного правового акта, закрепляющего статус МСП и МЛСП на уровне Федерального закона или Постановления Правительства;

– развитие управленческих практик в сфере нефтегазовой добычи на территории Арктического континентального шельфа очень тесно связано с применением множества современных технологий, отвечающих специфическим условиям обсуждаемого региона. Использование интернета вещей (IoT), совмещенное с роботизацией процессов и применением ИИ в геологоразведке позволяет значительно снизить необходимость использования высококвалифицированного и дорогостоящего человеческого капитала в осуществлении тяжелой, опасной и рутинной работы. Кроме того, эффективное сочетание данных технологий позволяет предотвратить многие издержки, связанные с необходимостью амортизации оборудования и исправления непредвиденных поломок, а также ускорить аналитические, производственные и логистические процессы;

– исходя из проведенного в рамках данного исследования социологического опроса вахтовых сотрудников, был сделан вывод, что ключевыми факторами, влияющими на желание работника продолжать свое профессиональное развитие на территории Арктического шельфа являются: высокий уровень заработных плат, совмещенный с их ежегодной индексацией; наличие премий, напрямую зависящих от эффективности труда, а также возможностей карьерного роста. Кроме того, сами интересы вахтовиков зачастую связаны с их возрастной группой. Представители более старшего поколения прежде всего заинтересованы в финансовой стабильности, а также качественных социальных условиях, предоставляемых компанией; наиболее молодые вахтовики, напротив, ориентированы на стремительный карьерный рост, возможность работать по удобному для них графику;

– по итогам рассмотрения различных аспектов функционирования МЛСП «Приразломная» было выработано несколько рекомендаций по совершенствованию управленческого механизма и законодательного регулирования. В частности, очень важным является принятие профильных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения на Арктическом шельфе и устанавливающих дополнительные гарантии для работников. Особенно актуальным является распространение высокого уровня инфраструктурного обеспечения, присущего работе МЛСП «Приразломная», на остальные предприятия, функционирующие на шельфе. Особую роль в этом должно играть государство, регулирующее правоотношения и стимулирующее участников рынка внедрять инновационные решения, а также обеспечивать для работников наилучшие условия, в том числе, медицинского и инфраструктурного характера.


Источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFrj (дата обращения: 19.06.2024).
3. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «О континентальном шельфе Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https: //clck.ru /3BRFqw (дата обращения: 17.06.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 18.06.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР»
6. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 N 165/15 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга»
7. Приказ Министерства транспорта РФ от 16 июля 2014 г. N 186 «Об установлении границы зоны безопасности вокруг искусственной установки «МЛСП «Приразломная». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFpm.
8. Приказ Министерства транспорта РФ от 09.07.2003 N 160 (ред. от 29.12.2003) «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2003 N 4894). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFpQ (дата обращения: 16.05.2024).
9. Проект Федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFsn (дата обращения: 20.05.2024).
10. Алексеев Г.В. Потепление климата Арктики: расхождения между глобальными моделями климата и наблюдениями и возможные причины // Гидрометеорология и экология. – 2023. – № 71. – c. 207-230. – doi: 10.33933/2713-3001-2023-71-207-230.
11. Бояринов А.Ю., Литвинова О.В. Перспективы освоения арктического шельфа // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 2-2(104). – c. 19-22. – doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.034.
12. Воронина Е.П. Анализ рисков при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 1(31). – c. 159-168.
13. Гильфанов Р.Р., Васильев А.Б., Гайдуков О.Н., Мохнаткин И.В., Билалов А.Д., Карамутдинова Д.М., Шакурьянова Ю.Р. Современные подходы к комплексной оценке безопасности производственных объектов на шельфе арктических морей российской федерации на примере приразломного нефтяного месторождения. Экологическая и промышленная безопасность. [Электронный ресурс]. URL: https://proneft.elpub.ru/jour/article/view/231/231.
14. Ресурсы арктического шельфа - это наш стратегический запас // Энергетическая политика. – 2019. – № 3(141). – c. 6-9.
15. Кузьмин Д.Е. Участие искусственного интеллекта в решении задач нефтегазового комплекса // Вестник науки. – 2024. – № 4(73). – c. 732-741.
16. Malyukov V.P., Fedin V.D. Environment protection in oil production at the prirazlomnoe field on the pechora sea shelf // Mining Informational and Analytical Bulletin (Scientific and Technical Journal). – 2018. – № 5. – p. 95-101. – doi: 10.25018/0236-1493-2018-5-0-95-101.
17. Нефедова Л.В. Адаптация энергокомплекса к изменениям климата в Арктике // Энергетическая политика. – 2020. – № 9(151). – c. 92-103. – doi: 10.46920/2409-5516_2020_9151_92.
18. Пусенкова Н.Н. Нефть арктического континентального шельфа России: оптимизм, пессимизм, реализм // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – № 5. – c. 86-108. – doi: 10.23932/2542-0240-2019-12-5-86-108.
19. Пучков А.И., Окунев Д.В., Белоусов Р.О., Паршиков А.Ю., Мажорова Н.И. Поиск и испытания роботизированных решений для очистки и мониторинга состояния на МЛСП «Приразломная» // PROнефть. Профессионально о нефти. – 2021. – № 3. – c. 152-158. – doi: 10.51890/2587-7399-2021-6-3-152-158.
20. Переладов А.М., Силин А.Н. Мотивационный механизм у разных групп персонала в Арктике // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2022. – № 2. – c. 67-76. – doi: 10.31660/1993-1824-2022-2-67-76.
21. В «Газпром нефти» испытали блокчейн и интернет вещей в логистике. Газпром нефть. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFnZ (дата обращения: 26.05.2024).
22. «Газпром нефть шельф» внедрил виртуальную реальность в обучение сотрудников. Газпром нефть шельф. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFms (дата обращения: 01.06.2024).
23. Газпром умеет делать хорошо. Но не нам. Infox. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFmA (дата обращения: 01.06.2024).
24. Доля нефтегазового сектора в валовом внутреннем продукте Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFkJ (дата обращения: 14.06.2024).
25. Применение технологий искусственного интеллекта для задач геологоразведки. ООО «Газпром недра». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFfp (дата обращения: 31.05.2024).
26. «Приразломная», шторм, сорванный трап. YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFgR (дата обращения: 01.06.2024).
27. Каменномысское море. ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFhL (дата обращения: 17.06.2024).
28. Здравпункт платформы Приразломная лицензирован на проведение анестезии и реанимации. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFho (дата обращения: 18.06.2024).
29. Нефтяники представили уникальную систему защиты от COVID на международном форуме. Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFiX (дата обращения: 18.06.2024).
30. Платформа «Приразломная»: новый уровень цифровизации на шельфе. Газпром Нефть. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFjC (дата обращения: 17.05.2024).
31. Нефть и газ: цифровые технологии в геологоразведке и добыче. Технологии Доверия. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BRFjY (дата обращения: 21.05.2024).

Страница обновлена: 07.07.2024 в 15:50:24