БРИКС на пути создания новой мировой валютно-финансовой системы
Ковальчук А.П.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Цитировать:
Ковальчук А.П. БРИКС на пути создания новой мировой валютно-финансовой системы // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 95-100.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289320
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируются возможности создания эффективных финансовых институтов на пути реформирования международной финансово-валютной системы с целью сбалансированного развития стран группы БРИКС.
В настоящее время мировая экономика проходит через очередной этап глубокой перестройки устоявшихся парадигм отношений, сложившихся в ней за долгие десятилетия. Как показывает история, такие трансформации происходят периодически. Они, как правило, сопровождаются протяженными по времени кризисными явлениями в мировом хозяйстве и существенными изменениями в позициях и потенциалах основных экономических центров силы в мире [1].
Кризисные проблемы мировой экономики сегодня во многом обуславливаются неэффективностью распределения глобальных финансовых ресурсов. Стало очевидным, что современные международные финансово-экономические институты – Всемирный банк и Международный валютный фонд не справляются с задачами поддержания стабильности мировой валютно-финансовой системы.
Сегодня особую актуальность приобретает исследование новых возможностей для разработки альтернативных подходов к организации мировой валютной и финансовой системы. Предметом исследования в данной статье является анализ возможностей реализации различных подходов по реформированию действующей мировой финансово-валютной системы. Одним из таких подходов является более глубокая интеграция стран БРИКС в мировую финансовую систему путем создания новых международных и региональных финансовых институтов, таких как Банк развития стран БРИКС, и интернационализация их валют.
В последние годы отмечается растущее влияние стран БРИКС на мировую экономику. Страны-участники БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская республика претендуют на роль новых мировых лидеров. Эти страны в настоящее время активно стремятся укрепить свое влияние в международных организациях, принимают участие в решении глобальных проблем, поддерживают современный вектор реформирования мировой финансовой архитектуры, отстаивают идеи экономического и политического влияния развивающихся стран.
БРИКС занимают на карте мира порядка четверти суши, а их общая численность населения составляет порядка 45 % населения всего земного шара [2]. В этих странах в настоящее время проживают около 3 млрд. человек или 45 % населения мира [3]. ВВП государств группы за последние 13 лет вырос с 19 % до 30 % от общемирового [4]. По итогам 2014 года страны-участницы составляют более 17 % объемов мировой торговли, 13 % мирового рынка услуг, 45 % мирового сельхозпроизводства [5].
Анализируя динамику ВВП стран БРИКС за период с 1998 г. по 2014 г., как изображено в таблице 1, данный показатель увеличился почти в 6 раз с $2799 млрд. до $16984 млрд.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт стран БРИКС (в текущих ценах, $ млрд.)
Страны
|
1998
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2008
|
2010
|
2012
|
2014
|
Бразилия
|
871
|
645
|
553
|
552
|
1089
|
1653
|
2142
|
2413
|
2346
|
Россия
|
404
|
260
|
306
|
430
|
990
|
1661
|
1525
|
2016
|
1861
|
Индия
|
423
|
464
|
492
|
617
|
873
|
1238
|
1594
|
1831
|
2067
|
Китай
|
953
|
1198
|
1320
|
1640
|
2714
|
4522
|
5931
|
8461
|
10360
|
ЮАР
|
148
|
133
|
118
|
168
|
247
|
286
|
284
|
397
|
350
|
Итого
|
2799
|
2700
|
2789
|
3407
|
5913
|
9360
|
11476
|
15118
|
16984
|
ВВП стран БРИКС значительно превысил данный показатель у США ($15660 млрд., 19 % ВВП мира) и ЕС ($15700 млрд., 20 %) [6].
Страны БРИКС в 2005-2008 гг. обеспечили более 50 % прироста мирового ВВП. Хотя темпы роста государств БРИКС замедлились в 2012-2014 гг., в некоторых они значительно превышают среднемировые показатели (табл. 2). Иными словами, группа БРИКС вносит важный вклад в динамику мировой экономики.
Таблица 2
Годовые темпы прироста ВВП (в %)
Страна
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Россия
|
6,4
|
8,2
|
8,6
|
5,3
|
-7,8
|
4,0
|
4,3
|
3,4
|
1,3
|
0,6
|
Бразилия
|
3,2
|
4,0
|
6,1
|
5,2
|
-0,3
|
7,6
|
2,7
|
0,8
|
2,5
|
0,1
|
Индия
|
9,3
|
9,3
|
9,8
|
3,9
|
8,2
|
9,6
|
7,7
|
4,0
|
5,0
|
5,8
|
Китай
|
11,3
|
12,7
|
14,2
|
9,6
|
9,2
|
10,4
|
9,3
|
7,8
|
7,7
|
7,4
|
ЮАР
|
5,3
|
5,6
|
5,6
|
3,6
|
-1,7
|
2,8
|
3,5
|
2,5
|
2,2
|
1,4
|
Мир в целом
|
4,8
|
5,0
|
4,9
|
2,2
|
-0,4
|
5,0
|
3,7
|
2,9
|
2,9
|
3,3
|
Естественно, многие суммарные показатели БРИКС в значительной мере обеспечиваются за счет Китая.
Страны БРИКС занимают ведущие позиции в мире по объему накопленных золотовалютных резервов, динамика роста которых представлена в таблице 3.
Таблица 3
Золотовалютные резервы, $ млн.
страны
|
2000
|
2011
|
2012
|
Бразилия
|
33011
|
352012
|
373147
|
Россия
|
242630
|
441162
|
528236
|
Индия
|
38694
|
303818
|
287200
|
Китай
|
1 655740
|
3 181148
|
3 311600
|
ЮАР
|
7534
|
48860
|
50735
|
Как представлено в таблице 3 за период с 2000 по 2012 гг. наблюдается существенный рост золотовалютных резервы стран БРИКС, что подтверждает высокий уровень платежеспособности и устойчивость финансового положения данных стран. В 2014г. величина золотовалютных резервов стран БРИКС составила $4,4 трлн., что соответствует 35 % всех мировых [7].
Перспективы создания валютно-финансового союза между странами БРИКС, основываются, прежде всего, на макроэкономических факторах, определяющих экономический потенциал этих стран. Страны БРИКС в современной мировой экономике имеют большой потенциал роста, являются наиболее динамично развивающимися и располагают крупнейшими в мире золотовалютными резервами.
Страны БРИКС на своих саммитах всегда согласованно выступают с более предложениями относительно реформы мировой валютной системы. В Делийской декларации 2012г. заложено движение «к созданию и совершенствованию справедливой международной валютной системы, которая могла бы служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран» [8]. В Этеквинской декларации 2013 г. говорится: «Мы поддерживаем реформу и усовершенствование международной валютной системы, которая предусматривает универсальную международную систему резервных валют, обеспечивающую стабильность и надежность. Мы приветствуем дискуссию о роли Специальных прав заимствования в существующей международной валютной системе, включающую вопрос состава валют в корзине СПЗ» [9].
Кроме того, страны БРИКС поддерживают расширение использования национальных валют во внешнеэкономических сделках, что позволит диверсифицировать структуру мирового валютного рынка, снизив степень его «доллароцентричности».
Таким образом, проведя анализ основных макроэкономических показателей, характеризующих экономический рост стран-участниц БРИКС за период с 2000 до 2014 гг., можно прийти к заключению, что их экономики являются более динамично-развивающимися и конкурентоспособными, чем ряд развитых стран, в том числе США и стран Еврозоны. Растущий экономический потенциал стран БРИКС является основой для создания валютно-финансового союза между данными странами, и включения их национальных валют в систему международных расчётов. Первый шаг на пути к этому уже был сделан: им стало принятие соглашения о предоставлении кредитов в национальных валютах стран.
Ключевую роль в усилении интеграции должны сыграть БР БРИКС (далее БР БРИКС) и пул валютных резервов. Одной из основных целей создания нового финансового института является разработка и внедрение нового финансового инструмента в качестве альтернативы уже существующим. Также возможно в будущем создание общей валюты, на основании бивалютной корзины с равными долями всех стран.
Согласно Форталезской декларации, принятой по итогам шестого саммита БРИКС в июле 2014г., первоначальный уставный капитал БР БРИКС составил $50 млрд., который в дальнейшем может быть доведен до $100 млрд [10]. При этом доля каждого учредителя составит 20 %. В июле 2015г. собравшийся в первый раз в Москве Совет управляющих БР БРИКС объявил об официальном основании банка.
Задуманная как альтернатива Всемирному банку, эта финансовая структура разместится в Шанхае, на начальном этапе руководство примет представитель Бразилии. Первоочередная задача банка – финансирование инфраструктурных проектов в странах-участницах, в дальнейшем займы будут предоставляться и другим развивающимся странам, которые не участвуют в группе БРИКС.
К созданию Банка развития и пула валютных резервов эти страны сподвигла ситуация, которая сложилась в контуре принятия решений, важнейших для группы БРИКС, Всемирным банком и МВФ. Данные организации утверждали, что у участников БРИКС отсутствует необходимое количество голосов для принятия того или иного положительного для них решения. Такое отношение со стороны Всемирного банка и МВФ заставило задуматься о создании альтернативной организации с целью получения финансовой независимости. Также создание новых финансовых структур БРИКС явилось результатом недовольства динамично развивающихся стран-участниц текущим состоянием мировой финансовой архитектуры [11]. Формирование данных структур есть ни что иное как реакция на отсутствие договоренностей в отношении проведения реформ Всемирного банка и МВФ, а также факт возрастающего недовольства со стороны группы БРИКС в отношении США и Европейского Союза, которые оказывают влияние на принятие решений мировыми финансовыми структурами не в пользу БРИКС.
Создание банка развития БРИКС призвано решить такие проблемы мировой финансовой системы, как неэффективное распределение глобальных финансовых ресурсов, проблемы привлечения средств для долгосрочного финансирования, в том числе финансирования инфраструктурных проектов, особенно в развивающихся странах и странах с формирующимися рынками.
Таким образом, БР БРИКС призван внести свой вклад в устранение глобального «провала рынка», с которым очевидно не может справиться существующая система банков развития. В то же время дублирование функций существующей системы региональных банков развития представляется неэффективным.
Соответственно БР БРИКС будет необходимо выработать собственную систему приоритетов для финансирования. Пока таким приоритетом было заявлено финансирование инфраструктуры в широком кругу развивающихся стран. При этом, в этих странах уже действуют региональные и субрегиональные банки, одним из направлений деятельности которых являются инвестиции в инфраструктуру. То есть БР БРИКС необходимо будет каким-то образом наладить взаимоотношения с региональными банками.
Изначально предполагалось, что БР БРИКС ограничится традиционными инфраструктурными проектами, такими как строительство дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. Однако один из высокопоставленных китайских чиновников высказал предположение, что со временем банк расширит свою деятельность в том числе в сфере социального развития. Главной задачей было обдумать роль стран БРИКС в мире и обозначить те сферы, где их коллективные усилия были бы наиболее эффективны и востребованы [12].
Таким образом, дополнительные функции Банка развития БРИКС должны состоять в осуществлении финансирования проектов, связанных с уровнем неравенства доходов населения в странах БРИКС, предоставлении грантов на исследования в этой области и проведении собственных исследований. Безусловно, при выборе конкретных проектов необходимо провести тщательную подготовительную работу, в том числе аналитические исследования.
Пока сложно оценить возможное положительное влияние БРИКС на экономический рост отдельных государств – его участников, так как инфраструктурные проекты, как правило, имеют длительные сроки реализации и окупаемости. Поэтому в ближайшей перспективе для национальных экономик стран инициативы БРИКС будут иметь больше геополитическое значение, оказывая только опосредованное влияние на решение конкретных задач развития российской экономики. В то же время эта роль могла бы быть большей, например, при организации инвестиционного сотрудничества.
Таким образом, создание новых финансовых институтов БРИКС может способствовать решению ряда важнейших задач углубления экономического взаимодействия стран блока. Кроме того, такая политика вносит ощутимый элемент стабильности в развитие мировой экономики, где начала выстраиваться новая система ее регулирования, в которой существенную роль будут играть новые наднациональные институты. Развитие новых финансовых институтов БРИКС становится серьезной заявкой на активное участие государств, входящих в это объединение, в реформировании мировой валютно-финансовой системы и построении нового экономи- ческого порядка, который ориентируется на демократизацию международных экономических отношений и ликвидацию неравноправного положения отдельных стран на глобальных рынках.
[1] Фитуни Л.Л., БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития, сборник трудов III Международной конференции НКИ БРИКС и РУДН, стр.12
[2] Александрова Е.Н., Теория и практика общественного развития, №8 (2015), стр.36
[3] http://ufa2015.ru/brics/ Электронный ресурс офиса группы ШОС БРИКС «Уфа-2015»
[4] http://rueconomics.ru/74328-ulyukaev-stranyi-briks-uvelichili-obem-torgovli-i-dolyu-v-mirovom-vvp/
[5] http://tass.ru/ekonomika/2098252
[6] http://data.worldbank.org/
[7] Корпоративный журнал ВЭБ, Банк развития № 4 (9), 2014, стр.2
[8] http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189
[9] Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 2013. 27 марта. (http://news.kremlin.ru/ref_notes/1430)
[10] http://rs.gov.ru/sites/default/files/41d4f160607850ce6e9c.pdf
[11] Альманах современной науки и образования, 2015. № 3 (93), стр. 127
[12] Вестник международных организаций, № 2, 2015, стр.22
Источники:
Александрова Е.Н., Теория и практика общественного развития, №8 (2015), стр.36
http://ufa2015.ru/brics/ Электронный ресурс офиса группы ШОС БРИКС «Уфа-2015»
http://rueconomics.ru/74328-ulyukaev-stranyi-briks-uvelichili-obem-torgovli-i-dolyu-v-mirovom-vvp/
http://tass.ru/ekonomika/2098252
http://data.worldbank.org/
Корпоративный журнал ВЭБ, Банк развития № 4 (9), 2014, стр.2
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189
Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 2013. 27 марта. (http://news.kremlin.ru/ref_notes/1430)
http://rs.gov.ru/sites/default/files/41d4f160607850ce6e9c.pdf
Альманах современной науки и образования, 2015. № 3 (93), стр. 127
Вестник международных организаций, № 2, 2015, стр.22
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:05:50