Особенности систем нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС

Карпылаева Н.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Карпылаева Н.С. Особенности систем нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 69-84. – doi: 10.18334/eo.12.1.114197.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48095604

Аннотация:
Статья затрагивает тему нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС, в частности, его основные меры, особенности. Рассмотрена классификация нетарифных мер; дана краткая историческая справка о развитии и закреплении международными институтами практики применения нетарифных ограничений. Подчёркивается особое значение, которое к настоящему моменту приобрели инструменты нетарифного регулирования внешней торговли. Описаны основные особенности, а также нормативно-правовые акты, действующие в сфере технического регулирования в государствах ЕАЭС и БРИКС. Сопоставлены нормативно-правовые акты и официальные акторы, отвечающие за реализацию государственной политики по рассматриваемому направлению. Проанализированы некоторые особенности данных систем. Отмечены их сходства и различия, а также трудности, с которыми сталкиваются экспортеры в ходе своей деятельности на территории стран-членов ЕАЭС и БРИКС.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, сертификация, продукция, ЕАЭС, БРИКС

JEL-классификация: F13, F14, F15, F53



Введение

В течение многих лет приоритетным направлением регулирования внешней торговли остается применение нетарифных методов и инструментов регулирования, эффективность которых подтверждается повсеместным их использованием в международной практике. Возникновение данной тенденции обусловлено планомерным снижением таможенно-тарифных ограничений на национальном уровне [4, c. 1357–1358] (Drobot, Ivko, 2018, р. 1357–1358). К текущему моменту применение нетарифных мер позволяет странам решать обширный круг задач в сфере отстаивания своих экономических интересов на международной арене.

В связи с активным использованием нетарифных ограничений возросла и актуальность вопросов регулирования данной сферы с правовой и государственной точки зрения.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и российских деятелей науки, интересующихся данной проблематикой и продолжающих исследования в указанной сфере: А Дирдорфа, Р. Штерна [8, c. 54] (Deardorff, Stern, 1997, р. 54), Пейдж Ш. [9, c. 37–51] (Page, 1987, р. 37–51), Бавланкуловой Д.Д. [1, c. 75–78] (Bavlankulova, 2017, р. 75–78), Вартановой М.Л. [2, с. 721–740 ] (Vartanova, Drobot, 2019, р. 721–740 ), Дробот Е.В., Ивко Е.С. [4, с. 1357–1376] (Drobot, Ivko, 2018, р. 1357–1376), Волкова Р.Г., Сабельниковой Е.М. [3, с. 783–794] (Volkov, Sabelnikova, 2018, р. 783–794), Ивахненко Т. Е., Павленко О. В. [5, с. 32–34] (Ivakhnenko, Pavlenko, 2017, р. 32–34), Спиридоновой В.В., Шарафитдиновой Н.В. [6, с. 62–66] (Spiridonova, 2016, р. 62–66).

Источниковую базу исследования составили материалы Всемирной торговой организации (ВТО) [13], Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) [14], Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [20], Министерства экономики Бразилии [16], Министерства здравоохранения Бразилии [15], Бразильской Ассоциации технических стандартов (ABNT) [11] Национального регулятора обязательных спецификаций ЮАР [18], Национального института метрологии, стандартизации и качества промышленности Бразилии (INMETRO) [17], Бюро индийских стандартов (BIS) [12], Управления по стандартизации КНР (SAC) [19].

В качестве цели исследования рассматривалось выявление основных практик применения нетарифных мер в странах ЕАЭС и БРИКС; систематизация основных нормативно-правовых актов, а также государственных органов, отвечающих за реализацию мер нетарифного регулирования в этих странах.

При проведении исследования были использованы методы индукции, дедукции, комплексного и сравнительного анализа.

В ходе работы автором было выдвинуто предположение, что большая часть систем нетарифного регулирования различных стран к настоящему времени приобрели схожие черты в результате длительного процесса унификации мер международными организациями.

Научная новизна исследования заключается в том, что были проанализированы основные модели построения систем нетарифного регулирования в части управления качеством поступающих продукции и оказываемых услуг в странах ЕАЭС и БРИКС: выделены основные черты, присущие этим системам; определены и описаны проблемы доступа, возникающие у экспортеров при выходе на указанные рынки, а также перспективное направление развития действующих систем регулирования в части стандартизации.

Практика широкого применения нетарифных ограничений является устойчивой мировой тенденцией [9, c. 37–51] (Page, 1987, р. 37–51). К началу 2021 года в мире действовало более 13,5 тысяч нетарифных мер [13].

Предложенная А. Дирдорфом и Р. Штерном классификация нетарифных мер определяла следующие группы технических барьеров:

· нормативы по качественному соответствию, стандарты в сфере охраны здоровья, а также санитарные нормы;

· нормы и стандарты, касающиеся промышленной безопасности;

· стандарты, регламентирующие особенности оборота торговых знаков, наименований, а также упаковки;

· регламент осуществления рекламной деятельности в СМИ [8, с. 54] (Deardorff, Stern, 1997, р. 54).

Текущая структура взаимоотношений в правовом поле международных экономических отношений была сформирована в ходе длительного взаимного сотрудничества международных экономических организаций и учреждений. Наиболее значимыми из них, которые имеют непосредственное отношение к регламентации и унификации применения нетарифных ограничений, являются Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ВТО. Правила и нормы, выработанные этими организациями, охватывают приблизительно 97% всей мировой торговли [1, c. 75–78] (Bavlankulova, 2017, р. 75–78).

Пересмотренная в 2019 году Международная классификация нетарифных мер ЮНКТАД подразделяет нетарифные меры на санитарные и фитосанитарные, технические барьеры в торговле, а также предотгрузочную инспекцию и другие формальности. Указанные технические барьеры представляют собой совокупность технических регламентов, а также методик определения степени полноты и правильности их исполнения. Понятие технического регламента подразумевает перечень свойств продукции, а также характеристик методов ее создания, в том числе методики администрирования данного производственного процесса, подлежащие обязательному соблюдению.

Данные регламенты применяются аналогично и для упаковки, этикетки, маркировки, имеется также специальная система оценки их соответствия стандартам. Наибольшее количество технических барьеров насчитывается в сфере импорта продукции.

Разработка сводов правил для типовых технологических процессов позволяет обеспечить единый подход к оценке соответствия процессов в форме государственного надзора за соблюдением требований, детализировать общие требования технического регламента для конкретных отраслей, создает технический барьер для недобросовестных изготовителей и исключает предпосылки непредумышленной фальсификации продукции.

С юридической точки зрения существуют три основных уровня, на которых действуют нормативно-правовые акты, регулирующие технические барьеры. Локально подобные ограничения, как правило, закреплены в форме законодательных актов конкретной страны в рамках национального законодательства. Активное развитие международных региональных интеграционных объединений закономерно привело к появлению технических барьеров на наднациональном уровне в рамках международного сотрудничества в форме соглашений внутри интеграций. Отдельно выделяются международные соглашения.

Базисные принципы использования стандартов и технических регламентов были закреплены в период проведения Токийского раунда переговоров ГАТТ (1973–1979). Результатом стал Кодекс по техническим барьерам в торговле, объединивший в себе наиболее значимые правила и стандарты. Результатом проведения Уругвайского раунда стало принятие измененного и дополненного Соглашения по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО [7, c. 396] (Sharafitdinova, 2019, р. 396). Действие всех пунктов данного соглашения распространяется на все товары промышленного и сельскохозяйственного происхождения. Что касается фитосанитарных и санитарных нетарифных мер, то они изложены в тексте другого нормативного акта.

Основной документ, определяющий параметры технического регулирования для ЕАЭС, – Договор о Евразийском экономическом союзе. Раздел X данного документа содержит основные правовые аспекты технического регулирования, предлагая общие принципы, описывая сами регламенты, обращение продукции и действие регламентов, затрагивая вопросы аккредитации и необходимости проведения совместных мероприятий по развитию сотрудничества с третьими странами путем устранения технических барьеров [6, c. 62–66] (Spiridonova, 2016, р. 62–66). Полный подробный перечень направлений и методов осуществления технического регулирования содержит в себе следующие документы: Протокол о техническом регулировании, а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии. Именно Решение Комиссии утверждает технический регламент, который обладает прямым действием в государствах – членах ЕАЭС.

Основная тенденция, описывающая усиление интеграции в данной сфере, – планомерное снижение количества национальных стандартов и их трансформация, агрегация в форме Технических регламентов (ТР ЕАЭС). В настоящее время принято 49 технических регламентов ЕАЭС, 43 из которых вступили в силу. По мнению некоторых членов Коллегии по техническому регулированию ЕЭК, более 80% взаимопоставляемой в рамках ЕАЭС продукции подпадает под единое регулирование [13].

Рисунок 1. Количество вступивших в силу регламентов

Figure 1. Number of Regulations that have come into force

Источник: составлено автором по [14].

Большую роль в развитии системы стандартизации сыграли дорожные карты, разработанные на основе Концепций развития национальной системы стандартизации на период до 2020, которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р. Предшествовавшая Концепция охватывала период до 2010 г. Период с 2020 по 2025 г. не описывается более национальной Концепцией развития. В соответствии с происходящими процессами все большего сближения стран ЕАЭС актуализация Концепций, базирующихся на основе осмысления и фиксации новых целей и задач по интенсификации экономического развития уже не отдельно взятой страны, но всего интеграционного объединения, происходит в рамках Стратегии-2025 [14].

В настоящее время основополагающим документом на национальном уровне, который фиксирует основные термины и положения технического регулирования, действующего на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании». В законе содержатся основные характеристики понятия технического регулирования, описывая его как совокупность законодательно закрепленных правил, определяющих порядок и способы установления договоренностей по поводу соблюдения обязательных требований к продукции, возникающих в процессе ее перемещения, использования, хранения и т.д. Определение также содержит информацию о системе оценки соответствия продукции установленным нормам [10].

Важнейшими «продолжениями» данного федерального закона являются технические регламенты, более подробно описывающие стандарты безопасности, которым должна соответствовать продукция того или иного вида. Не менее значимым документом является и 162 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г., который детализирует вопросы стандартизации и описывает правила, действия, права и обязанности акторов данной сферы.

Таким образом, применительно к Российской Федерации вся совокупность законодательных актов, регламентирующих сектор технического регулирования, условно подразделяется на два раздела:

· наднациональное законодательство ЕАЭС;

· национальное законодательство РФ.

В ходе формирования данной структуры активно применялся опыт зарубежных стран, в частности Европейского союза, принцип администрирования сферы технического регулирования которого выстроен на основе формирования барьеров на базе законодательства о защите прав потребителей или правовой ответственности производителей. Однако следует отметить, что описанный выше принцип не является единственным из существующих. Так, например, в США нормы гражданского права наделяют потребителя возможностью предъявить иск, если изготовитель проигнорировал возможность предпринять все необходимые меры для подтверждения безопасности своей продукции. Таким образом, термин «технический регламент» в нормативно-правовой базе США не используется.

Общая тенденция в гармонизации и унификации технических барьеров выражается в активном участии стран в международных и региональных организациях.

Таблица 1

Членство стран ЕАЭС в международных организациях по стандартизации

Table 1

Membership of the EAEU countries in International Standardization Organization

Страна/Организация
Международная организация по стандартизации (ИСО)
Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ)
Международное Бюро мер и весов (МБМВ)
Международная организация по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий
(ILAC)
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (EASC)
Армения
Полноправный член
Не участвует
Не участвует
Не участвует
Не участвует
Полноправный член
Беларусь
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Казахстан
Полноправный член
Член- корреспондент
Не участвует
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Киргизия
Член- корреспондент
Не участвует
Не участвует
Не участвует
Не участвует
Полноправный член
Россия
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Полноправный член
Источник: составлено автором по [20].

Как видно из таблицы, не все страны – члены ЕАЭС являются членами международных организаций по стандартизации, что затрудняет процесс разработки и имплементации гармонизированных с международными норм в рамках Союза.

Несмотря на то, что ЕАЭС проводит единую внешнеторговую политику, в рамках которой применяются единые меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, следует отметить, что сохраняются изъятия и ограничения [2, c. 728] (Vartanova, Drobot, 2019, р. 728). Более того, на уровне национального законодательства стран ЕАЭС возникает ряд несоответствий в терминологии.

Общим признаком казахстанской, белорусской и российской систем технического регулирования является их двухуровневая структура, описанная выше [5, с. 32 –34] (Ivakhnenko, Pavlenko, 2017, р. 32–34).

Довольно близка к система системе регулирования ЕАЭС и РФ система технического регулирования Бразилии.

Бразилия – самое большое государство Южной Америки; является частью международных организаций и соглашений, таких как ООН, G20, БРИКС, Cоюз южноамериканских наций, МЕРКОСУР.

Инфраструктура качества Бразилии (SINMETRO), впервые определенная законом 5966 в 1973 г., в 2019 г. претерпела некоторые изменения. Часть правительственных органов, принимавших участие в процессе, были упразднены в связи с неэффективностью и дублированием функций. Сегодня система выглядит следующим образом:

Рисунок 2. Инфраструктура качества Бразилии

Figure 2. Brazilian Quality Infrastructure

Источник: составлено автором по [16].

В целом система по-прежнему имеет два уровня подтверждения соответствия: обязательный и добровольный, а также ее нормы обозначены в технических регламентах и национальных стандартах. Так же, как и для РФ, в Бразилии коэффициенты охвата и распространенности довольно высоки. Для бразильского импорта коэффициент охвата – 86,42%, коэффициент распространенности – 75,62% [16].

Система технического регулирования Бразилии сформирована не только из государственных, но и частных структур. Подобное партнерство позволяет более эффективно осуществлять деятельность, связанную с метрологией, стандартизацией, промышленным качеством и оценкой соответствия.

Важной особенностью данной системы является наличие специальных документов, выполняющих функции технических регламентов, не являясь таковыми. В этих документах (РАС), так же как и в технических регламентах, зафиксированы формы оценки соответствия, правила и порядок ее проведения, а также требования, которые являются целевыми при проверке соответствия.

Кроме того, Бразилия, как и Россия, является участником большого количества международных Соглашений о взаимном признании сертификатов соответствия: ILAC; IAF; MAD – BPL OECD; Bilateral Recognition with EA; American Aerospace Quality Group – AAQG; Program for the Endorsement of Forest Certification Schemes – PEFC.

Во многом благодаря тому, что Бразилия является членом MERCOSUR, требования этой страны к упаковке пищевых продуктов гармонизированы с требованиями ЕС, Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) США и Германского института оценки рисков (BfR) [15].

Система еще одной страны – участницы БРИКС выстроена схожим образом. Система технического регулирования ЮАР опирается на национальные стандарты, а также на форму технических регламентов, роль которых выполняют спецификации. Национальный регулятор обязательных спецификаций (National Regulator of Compulsory Specifications – NRCS) является регулятором, администрирующим данный вид деятельности [18].

Схожая система функционирует и в Китае. В Китае функцию технических регламентов в понимании Соглашения ВТО по ТБТ выполняют обязательные стандарты. Так же как и в вышеописанных системах, существует разделение на обязательные и добровольные стандарты. Стандарты распределены по следующим уровням: национальные, отраслевые, местные, стандарты предприятий. Система имеет скрытый изъян для экспортеров: если регламенты более высокого уровня имеют официальный перевод на английский язык, то локальные документы, как правило, представлены исключительно на китайском языке. Несмотря на высокий контроль данной сферы со стороны государства, высока вовлеченность частного сектора.

Среди стран БРИКС наиболее не похожей на остальные системы обладает Индия. В Индии нет общих актов законодательства, формирующих и поддерживающих систему технического регулирования. В качестве основного, базового акта законодательства в сфере технического регулирования можно рассмотреть Закон об Индийском бюро стандартов.

В частных случаях применительно к конкретной группе продукции индийское законодательство имеет ряд нормативно-правовых актов. Всего более 20 отдельных НПА регулируют различные сферы от медицины до производства стали, от качества цемента до производства косметики.

В соответствии с таблицей 2 уполномоченные государственные ведомства осуществляют разработку и внедряют в практику основные нормы и стандарты, действующие в разных отраслях.

Основные характеристики систем технического регулирования стран БРИКС представлены в таблице ниже.

Таблица 2

Характеристики систем технического регулирования России, Бразилии, ЮАР, Индии и Китая

Table 2

Characteristics of Technical Regulation Systems of Russia, Brazil, South Africa, India, China

Характеристика системы технического регулирования
Россия
Бразилия
ЮАР
Индия
Китай
Акт законодательства
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ
Закон № 5.966 от 11.12.1973 г.
Закон о Национальном регуляторе обязательных спецификаций
Закон о Бюро индийских стандартов
Закон КНР о стандартизации
Национальный орган по стандартизации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [20]
Национальный институт метрологии, стандартизации и качества промышленности Бразилии (INMETRO) [17]
Национальный регулятор обязательных спецификаций (NRCS) [18]
Бюро индийских стандартов (BIS) [12]
Управление по стандартизации КНР (SAC) [19]
Разработчик стандарта
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Бразильская
Ассоциация технических стандартов (ABNT) [11]
Технический комитет по стандартизации
Технический комитет по стандартизации
Технический комитет по стандартизации
Порядок разработки
Соответствует директивам ИСО. Предусмотрено уведомление о разработке и публичное обсуждение
Соответствует директивам ИСО. Предусмотрено уведомление о разработке и публичное обсуждение
Соответствует директивам ИСО. Предусмотрено уведомление о разработке и публичное обсуждение
Соответствует директивам ИСО. Предусмотрено уведомление о разработке и публичное обсуждение
Соответствует директивам ИСО. Предусмотрено уведомление о разработке и публичное обсуждение
Утверждение стандарта
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Бразильская
Ассоциация технических стандартов (ABNT)
Национальный регулятор обязательных спецификаций (NRCS)
Национальный орган по стандартизации (BIS)
Государственный совет КНР
Структура стандарта
Соответствует директивам ИСО
Соответствует директивам ИСО
Соответствует директивам ИСО
Соответствует директивам ИСО
Соответствует директивам ИСО
Количество стандартов
Более 16 000
Более 5 000
Более 6 500
19 000
2 000
обязательных стандартов
Доступность обязательных стандартов
Доступны на английском языке
Доступно только на португальском языке.
Доступны на английском языке
Доступны на английском языке
Стандарты на китайском языке
Пересмотр стандартов
По необходимости
Для технических регламентов – 1 раз в 5 лет
По необходимости
1 раз в 5 лет
1 раз в 5 лет
Особенности системы
Происходит переход от национальных стандартов к наднациональным
Обязательная оценка соответствия применима не только к продукции, но и к услугам
-
Роль технических регламентов выполняют акты органов власти, и национальные стандарты, устанавливающие обязательные требования
Применяются национальные (государственные) отраслевые и местные стандарты
Источник: составлено автором по [11, 12, 16–20].

Заключение

На сегодняшний день нетарифные барьеры являются приоритетным направлением регулирования внешней торговли, представляя собой эффективное средство нормирования качества поступающей продукции, процессов, связанных с ее производством, а также оказываемых услуг.

Большая часть выстроенных в анализируемых странах систем мер нетарифного регулирования имеют схожие структурные характеристики, что является бесспорным положительным аспектом для участников внешнеэкономической деятельности. Однако вместе с тем следует отметить большое число неочевидных барьеров, которые затрудняют доступ экспортеров на внешние рынки и являются скрытыми формами протекционизма.

В качестве положительной тенденции следует отметить унификации и гармонизацию государственных мер регулирования качественных характеристик ввозимых товаров и услуг с международными норами, а также снижение количества или отмену локальных неэффективных норм регулирования. Безусловно, дальнейшая деятельность государств – членов ЕАЭС и БРИКС совместно с профильными международными организациями по приведению к единым универсальным требованиям продукции, процессы производства и услуг позволят значительно упростить осуществление деятельности всех участников внешнеэкономической деятельности.


Источники:

1. Бавланкулова Д.Д. Современные тенденции нетарифного регулирования международной торговли и Всемирная торговая организация // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – c. 75-78.
2. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 721-740. – doi: 10.18334/eo.9.2.39920 .
3. Волков Р.Г., Сабельникова Е.М. Развитие подходов к классификации нетарифных мер регулирования внешней торговли // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 4(475). – c. 783-796. – doi: 10.24891/ea.17.4.783 .
4. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – № 5. – c. 1357-1376. – doi: 10.18334/rp.19.5.39094.
5. Ивахненко Т.Е., Павленко О.В. Техническое регулирование как инструмент повышения конкурентоспособности евразийского бизнеса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2017. – № 4. – c. 32-35. – doi: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-32-35 .
6. Спиридонова В.В. Обеспечение функционирования единой системы нетарифного регулирования // Экономические отношения. – 2016. – № 3. – c. 62-66. – doi: 10.18334/eo.6.3.37322 .
7. Шарафитдинова Н.В. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: ФГБУ ДПО «Учебно– методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 396 c.
8. Deardorff A., Stern R. Measurement of Non-Tariff Barriers // OECD Economics Department Working Papers. – 1997. – № 179. – p. 54.
9. Page S. The Rise in Protection Since 1974 // Oxford Review of Economic Policy. – 1987. – № 1. – p. 37-51.
10. Федеральный закон от 27.12. 2002 № 184-ФЗ (ред. о от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) «О техническом регулировании». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12129354 (дата обращения: 30.11.2021).
11. Бразильская Ассоциация технических стандартов (ABNT). [Электронный ресурс]. URL: https://www.abnt.org.br (дата обращения: 10.11.2021).
12. Бюро индийских стандартов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.gov.in (дата обращения: 10.11.2021).
13. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. URL: http://i tip.wto.org/goods/Forms/TableView.aspx?mode=modify&action=search (дата обращения: 20.10.2021).
14. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 27.11.2021).
15. Министерство здравоохранения Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: http://portal.anvisa.gov.br/regulamentacao (дата обращения: 17.12.2021).
16. Министерство экономики Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/inmetro/pt-br (дата обращения: 17.12.2021).
17. Национальный институт метрологии, стандартизации и качества промышленности Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/inmetro/pt-br (дата обращения: 10.11.2021).
18. Национальный регулятор обязательных спецификаций ЮАР. Nrcs.org.za. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nrcs.org.za (дата обращения: 17.12.2021).
19. Управление по стандартизации КНР. Sac. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sac.gov.cn (дата обращения: 10.11.2021).
20. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/international/organization (дата обращения: 15.12.2021).

Страница обновлена: 24.05.2022 в 21:02:49