Теневой банкинг и его влияние на мировую экономику
Савельев Н.А.1
1 МГИМО МИД России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162089
Аннотация:
В статье анализируется воздействие теневой банковской сферы на мировую экономику и мировую валютно-финансовую систему. Выявлены функции современных институтов теневого банкинга и характерные для него особенности (отсутствие доступа к традиционным механизмам государственной поддержки, сложность структуры управления, низкая прозрачность операций), а также их преимущества и недостатки. Сделаны выводы о предопределяющем влиянии теневого банковского сектора на мировую экономику и о высокой степени зависимости состояния сферы теневого банкинга от стадии экономического цикла. Разработаны предложения по ключевым аспектам регулирования теневого банкинга
Ключевые слова: теневой банкинг, теневая банковская сфера, институциональные инвесторы, государственное регулирование, рыночное регулирование
JEL-классификация: G21, G28, Е52, E58
Введение
В настоящее время мировая экономика переживает сложный период развития, оказавшись под колоссальным влиянием внешних шоков. Сегодня мы наблюдаем реализацию целого ряда рисков, существенно подрывающих стабильность всей мировой валютно-финансовой системы. [5] (Platonova et al. (2022)) В такие периоды как никогда увеличивается значимость проведения грамотной экономической политики, а также применения мер регулирования, направленных на смягчение последствий возникающих кризисных явлений.
Пример финансового кризиса 2008 г. ярко продемонстрировал то, как деятельность институтов теневого банковского сектора может усугубить экономический спад, провоцируя «эффект домино», распространяющийся на всю мировую экономику. После кризиса внимание экспертов по всему миру было приковано к этим институтам [1; 8; 16] (Abramova et al. (2014), Rubtsov (2016), Ağirman et al. (2013)) и, как может показаться на первый взгляд, их влияние на мировую валютно-финансовую систему, а также масштаб проводимых операций, существенно снизились. Однако статистические данные свидетельствуют о другом: на институты теневого банкинга в начале 2021 г. пришлось около половины совокупного объема финансовых активов в мире. [27] (Perry (2018)). Фактически их значение для мирового финансового рынка не уменьшилось. [4; 11; 12] (Gavrilin et al. (2017), Ulitin et al. (2013), Usoskin (2016)) Влияют они и на российскую экономику. [2; 6; 13] (Baidina et al. (2017), Guseva (2020), Khmyz (2003а)). Колоссальные масштабы рассматриваемого сегмента, а также его особая уязвимость во времена нестабильности ввиду отсутствия соответствующего государственного регулирования и поддержки, которые характерны для традиционного банковского сектора, обуславливают актуальность исследования влияния теневого банкинга на мировое хозяйство в эпоху роста глобальной неопределенности.
Целью данной работы является анализ воздействия теневой банковской сферы на мировую экономику и валютно-финансовую систему. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи, которые решены в данной работе: рассмотреть подходы к определению понятия и выделить основных участников сферы теневого банкинга; выявить функции, выполняемые организациями-участницами теневого банкинга; рассмотреть особенности, характерные для теневого банкинга; проанализировать влияние теневого банковского сектора на мировую экономику; рассмотреть ключевые аспекты регулирования теневого банкинга.
Предметом исследования является теневой банкинг и его регулирование в мировой практике. Методологической основой для исследования стали традиционные методы научного познания. Информационной базой для исследования послужили материалы Совета по финансовой стабильности, Банка международных расчетов, Международного валютного фонда, Международной организации комиссий по ценным бумагам.
Статья будет интересна профессиональным участникам финансового рынка, институциональным и индивидуальным инвесторам. Полученные результаты дополняют теории финансового посредничества. Научная новизна исследования заключается в оценке проблемы с учетом новых статистических данных и влияния пандемии Covid-19.
Особенности современного теневого банкинга
В научной литературе, а также в разнообразных статистических источниках, посвященных анализу рассматриваемой проблемы, встречается широкое множество толкований такого явления, как теневой банкинг. [10; 20] (Ternovskaya et al. (2017), Claessens et al. (2014)) В частности, Совет по финансовой стабильности - международная организация, ставящая перед собой цель обеспечить устойчивое развитие мировой валютно-финансовой системы, предлагает следующее определение для рассматриваемого понятия: «деятельность организаций-кредитных посредников, осуществляемая за пределами стандартной банковской системы». [29] (Ricón (2016)) Авторы доклада ФРС, анализируя объем теневого банковского сектора, описывают данный сегмент как совокупность финансовых учреждений, осуществляющих банковские операции, но при этом не попадающих под регулирование со стороны соответствующих надзорных органов, а также под действие установленных законом государственных гарантий в отношении банков. [28] (Pozsar et al. (2010))
Согласно БМР, в качестве участников сферы теневого банкинга могут выступать [17] (Aramonte et al. (2021)):
1. Институциональные инвесторы и компании по управлению активами:
· страховые компании;
· пенсионные фонды;
· суверенные фонды;
· хедж-фонды;
· фонды взаимных инвестиций;
· биржевые фонды.
2. Торговые посредники:
· брокеры-дилеры;
· проп-трейдинговые компании [1];
3. Объекты инфраструктуры финансового рынка:
· электронные торговые платформы;
· центральные контрагенты.
Деятельность данных организаций, относящаяся к теневому банкингу, может осуществляться в следующих основных формах в рамках выполнения ими функции кредитного посредничества [12; 14; 25] (Usoskin (2016), Khmyz (2003b), Kodres (2011)):
1. Трансформация срока погашения и ликвидности: привлечение (заимствование) краткосрочных средств для осуществления долгосрочных инвестиций. Подобная деятельность, осуществляемая традиционными банками, подвержена существенным рискам (например, возможна реализация процентного риска). Тем не менее, в отличие от организаций, представленных выше, на них распространяются меры государственной поддержки и защиты банковского сектора.
2. Изменение степени риска определенных инструментов с помощью преобразования их структуры. В качестве примера можно привести объединение кредитов в пулы для выпуска обеспеченных долговых обязательств.
3. Передача кредитного риска (риска дефолта заемщика) третьей стороне.
Повышенное внимание к сфере теневого банковского сектора со стороны национальных и наднациональных надзорных органов связано с ее следующими особенностями [12; 14; 25] (Usoskin (2016), Khmyz (2003b), Kodres (2011)).
Во-первых, как уже было упомянуто выше, организации, осуществляющие деятельность в рамках данного сектора, не имеют доступа к государственной поддержке. В отличие от традиционных банков, на них не распространяются действие механизма предоставления кредитов в рамках кредитных линий, возможности экстренного предоставления ликвидности, система страхования вкладов.
Во-вторых, в осуществление операций вовлечена целая цепочка взаимосвязанных посредников, специализирующихся на конкретном виде деятельности. Стоит отметить, что традиционные банки могут также становиться звеном цепочки, предоставляя финансовым организациям-участницам данного сегмента поддержку в виде льготного финансирования и банковских гарантий, которые позволяют снизить стоимость привлечения заемных средств. Цепочка взаимосвязанных посредников может функционировать следующим образом: кредиты, предоставляемые небанковскими финансовыми организациями, объединяются другими организациями (в частности, специально создаваемыми для соответствующих целей кондуитами) и специальными юридическими лицами в пулы для выпуска обеспеченных долговых обязательств. Затем финансовые инструменты продаются брокерами и дилерами другим организациям (фондам, коммерческим банкам), как правило, для дальнейшей реализации или включения в собственный портфель. Стоит отметить, что аналитики ФРС считают подобную деятельность с участием коммерческих банков и теневых финансовых институтов одной из первопричин финансового кризиса 2008 г. . [28] (Pozsar et al. (2010)) Дело в том, что выстраивание таких сложных цепочек значительно осложняет осуществление контроля над качеством обеспечения выпускаемых инструментов и существенно снижает прозрачность операций в рамках рассматриваемой сферы, что вызывает усиленное внимание со стороны регулирующих органов. Также стоит упомянуть о том, что пример кризиса 2008 г. наглядно показал, как неоправданно высоко рейтинговые агентства, также ставшие звеном цепочки теневого банкинга, оценивали подобные финансовые инструменты.
Для теневой банковской деятельности также характерно привлечение заемных средств для использования кредитного рычага в целях увеличения прибыли. Причем в большей степени, чем у традиционных участников глобального финансового рынка. [7] (Zvonova et al. (2019)) Эта особенность изучаемого сектора вызывает существенные опасения со стороны надзорных органов, поскольку его участники становятся особенно зависимыми от рыночных источников финансирования и, соответственно, от рыночной конъюнктуры, оказываясь в крайне уязвимом положении в периоды финансовых потрясений.
Таким образом, в данной статье под теневым банкингом понимается деятельность широкого спектра небанковских организаций, выполняющих функции кредитного посредничества. Данная сфера отличается крайне низкой прозрачностью и высокой сложностью операций, а также повышенным уровнем риска при отсутствии мер государственной поддержки и защиты.
Динамика и масштабы теневого банкинга
По данным на начало 2021 г., на сегмент небанковских финансовых посредников [2] пришлось 48,3% совокупного объема финансовых активов в мире, что в абсолютном значении равно 226,6 трлн долл. Как отмечает СФС, за 2020 г. доля рассматриваемого сегмента снизилась (49,7% на начало 2020 г.). Стоит отметить, что это связано с увеличением активов традиционных банков вследствие введенных мер поддержки экономики в условиях пандемии Covid–19, оказавших существенное влияние на состояние банковской системы. [23] (FSB (2021)) По данным ФСБ, несмотря на снижение доли активов небанковских финансовых посредников в мировом объеме финансовых активов, абсолютное значение показателя продолжает увеличиваться – за 2020 г. рост составил 7,9%. На начало 2021 г. на США приходилась наибольшая доля активов организаций-посредников, деятельность которых можно отнести к теневому банкингу (30% или 18,9 трлн долл.). На втором месте по данному показателю находились страны еврозоны (24,4% или 15,4 трлн долл.), на третьем – Китай (14,8% или 9,3 трлн долл.). Значительная и увеличивающаяся доля в общем объеме активов теневого банковского сектора приходилась на Каймановы острова (11,2% или 7,1 трлн долл.), которые являются международным оффшорным финансовым центром.Важно отметить, что данные, представленные СФС, отражают операции с повышенным уровнем риска, осуществляемые финансовыми посредниками, связанные с трансформацией срока погашения и ликвидности, а также использованием рычага. Для расчета анализируются бизнес-модели небанковских посредников, в особенности их источники доходов. Показатели участников рынка, не вовлеченных в вышеописанные операции, исключаются из статистической выборки. По данным СФС, за 2020 г. сумма активов сферы теневого банкинга в России увеличилась на 10% и составила примерно 80 млрд долл. [23] (FSB (2021))
Положительное влияние теневого банкинга на мировую экономику
Как правило, словосочетание «теневой банкинг» используется в научно-исследовательских работах или средствах массовой информации с негативной коннотацией. Это оправдано тем, что изучаемое явление действительно порождает существенные риски, ставящие под угрозу стабильность всей мировой экономики. Тем не менее, теневой банковский сектор может оказывать и положительное влияние на ее развитие.Прежде всего, теневой банковский сектор предоставляет необходимые средства лицам и предприятиям, которые не могут получить доступ к кредитованию с помощью традиционных банков. Особенно данные услуги небанковских финансовых организаций могут быть востребованы со стороны начинающих предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса или инновационных стартапов, а также лиц с низким уровнем доходов. Теневой банкинг становится альтернативным источником финансирования, снижает зависимость экономики от состояния банковского сектора, делает финансовую систему более диверсифицированной и увеличивает мобильность финансовых рынков. Кроме того, стоит упомянуть и о росте конкуренции, вызванном снижением монополии традиционных банков на предоставление ряда финансовых услуг, что может привести к повышению эффективности их оказания.
Теневой банкинг зачастую называют параллельным банкингом, описывая его как неотъемлемую часть существующей банковской системы, призванной решить ее недостатки. Ярким примером ее развития в ответ на растущие потребности населения и бизнеса в наличии альтернативных каналов финансирования, а также на ужесточение регулирования банковского сектора, является развитие теневой банковской сферы Китая. Несмотря на то, что ее доля несколько снижается, на начало 2021 г. величина активов организаций-участниц рассматриваемого рынка составляла 55,4% ВВП. [26] (Mehta (2021))
Негативное влияние теневого банкинга на мировую экономику
Как уже было упомянуто выше, стабильность организаций, осуществляющих деятельность в рамках теневого банковского сектора, значительно зависит от текущей фазы экономического цикла. Если в момент подъема, когда растет спрос на альтернативные источники финансирования, такие институты способствуют экономическому развитию, дополняя банковскую систему, то в момент спада они усугубляют негативные проявления кризисных явлений. Так, столкнувшись с ростом неопределенности (например, вызванной внешними шоками, такими, как пандемия Covid–19 или ростом геополитической напряженности) инвесторы предпочитают избавиться от более рискованных активов, в частности, выпускаемых небанковскими финансовыми институтами. Это также связано с пониманием, что данные организации не имеют доступа к государственной поддержке. В результате все большее количество небанковских финансовых институтов оказывается на грани банкротства. Поскольку риски растут, растут и требования к уровню обеспечения выпускаемых инструментов. Для этого необходимы дополнительные средства, которые привлекаются на долговом рынке. Следовательно, это создает дополнительное давление в сторону повышения процентных ставок [30] (WEF (2014)), что оказывает сдерживающее влияние на развитие экономики. Уровень капиталовложений падает, экономика страны впадает в рецессию, и кризисные явления могут распространиться на остальные страны.Кроме того, как уже было подчеркнуто ранее, традиционные банки могут становиться одним из звеньев цепочки взаимодействия небанковских финансовых институтов. Тесное взаимодействие традиционных банков и организаций, подверженных более высокому уровню риска в связи с вышеописанными особенностями их деятельности, повышает вероятность реализации системного риска и «эффекта домино», приводящего к нарушению стабильности функционирования всей финансовой системы.
Таким образом, рассматриваемый сектор продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой валютно-финансовой системы, поскольку на него приходится около половины совокупного объема финансовых активов в мире. При этом состояние сферы теневого банкинга сильно зависит от стадии экономического цикла. Во время роста деловой активности она выступает дополнением к традиционной банковской системе, предоставляя необходимое финансирование для обеспечения развития экономики, а во время спада становится дестабилизирующим фактором, усугубляя проявление кризисных явлений и вызывая «заражение» всей финансовой системы.
Особенности и подходы к регулированию теневого банкинга
На наднациональном уровне основные направления регулирования рассматриваемого сектора сформулированы СФС:1. Усилить мониторинг и обеспечить сбор данных о деятельности организаций-участниц теневой банковской сферы для совершенствования оценки рисков. [22] (FSB. (2012)) СФС дает ряд рекомендаций по составу, количеству и качеству собранных данных, а также в отношении потенциальных источников для получения соответствующей информации. В частности, Совет указывает на необходимость раскрытия данных управляющими инвестиционных фондов, которые, как уже было упомянуто выше, являются одними из основных участников рассматриваемой сферы. Поскольку фонды активно используют кредитование ценными бумагами, а также операции репо для эффективного управления портфелем, реализации инвестиционных стратегий и увеличения прибыли, они должны информировать инвесторов о подобной деятельности, предоставляя им возможность оценивать собственные риски.
2. Разрабатывать и внедрять меры в рамках макропруденциальной политики. Помимо осуществления мониторинга за деятельностью и регулирования отдельных субъектов экономики или операций, относящихся к сегменту теневого банкинга, необходимо реализовать комплексные меры, направленные на обеспечение стабильности рыночных структур, снижение вероятности реализации системного риска и «заражения» финансовой системы, а также смягчение воздействия циклических колебаний деловой активности на экономику. [21] (FSB (2011))
3. Осуществлять прямое регулирование деятельности небанковских финансовых институтов. В частности, СФС предлагает вводить ограничения и разрабатывать правила использования некоторых финансовых инструментов или осуществления операций на определенных рынках. [21] (FSB (2011)) В данном аспекте регуляторам важно проявить гибкость, усиливая надзор в случае возникновения кризисных явлений, и при этом не препятствуя реализации функции предоставления дополнительной ликвидности для удовлетворения спроса, возникающего при подъеме деловой активности.
4. Осуществлять надзор за взаимодействием традиционных банков и небанковских финансовых институтов (косвенное регулирование). Это необходимо для снижения вероятности «перетекания» рисков из теневого банкинга в традиционную банковскую систему. Также в рамках данного направления важно обеспечивать отсутствие возможностей для реализации регулятивного арбитража, с помощью которого банки могут действовать через теневые банковские структуры для снижения издержек, связанных с выполнением установленных требований к капиталу и нормативов ликвидности.
Среди других институтов, которые осуществляют выработку рекомендаций по регулированию теневых банковских организаций на наднациональном уровне, можно выделить Международную организацию комиссий по ценным бумагам (разработала рекомендации для регулирования фондов денежного рынка [24] (IOSCO (2012)) ), Базельский комитет по банковскому надзору (меры по контролю за взаимодействием традиционных банков и организаций теневого банкинга) и Банк международных расчетов [19] (BIS (2013)), а также МВФ (в частности, Департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала, анализирующий влияние теневого банковского сектора на мировую финансовую систему) [18] (Adrian (2017)).
В России регулирование рассматриваемой сферы находится в ведении Банка России, а также Росфинмониторинга. Стоит отметить, что в ноябре 2022 г. Банк России объявил о введении макропруденциальных лимитов по потребительским кредитам для банков и микрофинансовых организаций с 2023 г. [3] (Bank of Russia (2022)) Когда данный законопроект находился на стадии обсуждения, представители банков (в частности, Сбербанка) высказали опасения, что такое решение может привести к росту теневого банкинга, поскольку заемщики, получившие отказ, будут искать альтернативные источники финансирования. [9; 15] (TASS (2022), Prime (2022))
Таким образом, регулирование рассматриваемой сферы осуществляется как на национальном, так и на наднациональном уровне организациями, призванными обеспечить стабильность мировой финансовой системы и не допустить распространения кризисных явлений на всю мировую экономику.
Выводы
По результатам проведенного анализа влияния теневого банкинга на мировую экономику можно сделать следующие выводы.
К теневому банковскому сектору традиционно относят деятельность небанковских финансовых организаций по выполнению ими функций кредитного посредничества. Для данной сферы характерно отсутствие доступа к государственной поддержке, что делает их особенно уязвимыми к риску; выстраивание сложных схем взаимодействия посредников, низкая степень прозрачности операций, а также использование заемных средств с целью увеличения прибыли.
Активы теневых банковских институтов составляют примерно половину объема финансовых активов всего мира, причем данный показатель не имеет устойчивой тенденции к снижению. Положительное влияние теневого банкинга проявляется во время экономического подъема, поскольку его организации обеспечивают экономику необходимыми средствами для развития, способствуют снижению зависимости от состояния банковского сектора и потенциально повышению качества оказания финансовых услуг. Во время экономических спадов теневой банковский сектор может усугубить проявление кризисных явлений, провоцируя реализацию системного риска и распространение негативных эффектов на всю мировую экономику.
Поскольку деятельность теневых банковских институтов связана с повышенным уровнем риска, особенно актуальными являются вопросы, связанные с ее регулированием. Основным наднациональным органом, осуществляющим разработку рекомендаций по регулированию рассматриваемой сферы, является СФС. Проведенный анализ показал, что основные меры, предлагаемые для снижения уровня риска, связанного с деятельностью теневых банковских организаций, направлены на повышение прозрачности их операций, снижение взаимодействия с традиционными банками, обеспечение стабильности финансовой системы и проведение антициклической политики. Конечно, они должны внедряться постепенно и осуществляться в разумных пределах.
[1] Компании, осуществляющие торговые операции с использованием собственных средств. Как правило, следуют стратегиям маркет-мейкинга с помощью высокочастотной торговли.
[2] С 2018 г. СПФС в своих докладах использует вместо словосочетания «теневой банкинг» (“shadow banking”) формулировку «небанковские финансовые посредники» (“non-bank financial intermediation”, NBFI). Термины равнозначны между собой.
Источники:
2. Байдина А. П., Михайлина О. В. Теневой банкинг и его влияние на экономику России // Гуманитарный акцент. – 2017. – № 3. – c. 49-52.
3. Банк России установил макропруденциальные лимиты по потребительским кредитам. Банк России. 21.11.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=638046460634914087FINSTAB.htm (дата обращения: 25.07.2024).
4. Гаврилин А.В., Ускова В.В. Дискуссионные аспекты понимания сущности теневого банкинга и его влияния на экономику и банковский сектор // Economics. – 2017. – № 6. – c. 50-62.
5. Платонова И. Н., Максаков М.А. Глобальные экономические тренды и позиция России. - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. – 266 c.
6. Гусева А.В. Теневой банкинг как главный фактор возникновения коррупции в Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2020. – № 1(41). – c. 137-144.
7. Звонова Е.А., Эскиндаров М.А. Международный финансовый рынок. - М.: Юрайт, 2019. – 453 p.
8. Рубцов Н.Н. Теневой банкинг и его роль в современной мировой финансовой системе // Креативная экономика. – 2016. – № 6. – c. 577–600. – doi: 10.18334/ce.10.6.35301.
9. ТАСС. ЦБ ограничивает выдачу потребительских кредитов. Кому банки не дадут денег взаймы?. Тасс. 28.10.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16170033 (дата обращения: 25.07.2024).
10. Терновская Е.П., Юань С. Особенности и классификация современных форм и видов теневого банкинга // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 04 (58). – c. 128-133. – doi: 10.23670/IRJ.2017.58.030.
11. Улитин В.В., Масленников О.В. Теневой банкинг: современные угрозы мировой финансовой системе // Новый университет. – 2013. – № 4 (26). – c. 56-60.
12. Усоскин В.М. Теневой банкинг: место и роль в системе финансового посредничества // Деньги и кредит. – 2016. – № 4. – c. 20-27.
13. Хмыз О.В. Институциональные инвесторы на фондовом рынке // Вопросы экономики. – 2003. – № 8. – c. 95-101.
14. Хмыз О.В. Роль институциональных инвесторов в развитии глобальной экономики // Финансы. – 2003. – № 8. – c. 20-22.
15. Эксперты назвали последствия ограничений на выдачу потребкредитов. Прайм. 16.02.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/finance/20220216/836083452.html (дата обращения: 25.07.2024).
16. Ağirman E., Özcan M., Serçemeli M. Shadow Banking: An Overview. Researchgate. 13 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/28286930 (дата обращения: 21.07.2024).
17. Aramonte S., Schrimpf A., Shin H.S. (2021). Non-bank financial intermediaries and financial stability. - Bank for International Settlements. BIS Working Papers No 972. - 47 р
18. Adrian T. Shadow Banking and Market Based Finance. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2017/09/13/sp091417 (дата обращения: 11.08.2024).
19. BIS. Capital requirements for banks’ equity investments in funds. - Basel Committee on Banking Supervision, 2013. – 10 p.
20. Claessens S., Ratnovski L. What Is Shadow Banking?. - International Monetary Fund, 2014. – 8 p.
21. FSB. FSB Shadow Banking: Scoping the Issues. - Financial Stability Board, 2011. – 9 p.
22. FSB. FSB Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking. - Financial Stability Board, 2012. – 32 p.
23. FSB. Global Monitoring Report on Non-Bank Financial Intermediation. - Financial Stability Board, 2021. – 71 p.
24. Iosco. Policy recommendations for money market funds. - International Organization of Securities Commissions. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD392.pdf (дата обращения: 09.08.2024).
25. Kodres L. Shadow banks: out of the eyes of regulators. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/Series/Back-to-Basics/Shadow (дата обращения: 11.08.2024).
26. Mehta D. Moody’s – China’s shadow banking sector falls further amid regulatory tightening. Moody’s. June, 28. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moodys.com/research/Moodys-Chinas-shadow-banking (дата обращения: 09.08.2024).
27. Perry J. FSB reviews financial vulnerabilities and deliverables for G20 Summit. Financial Stability Board. 2018. October, 22. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb.org/2018/10/fsb-reviews-financial-vulnerabilities (дата обращения: 11.08.2024).
28. Pozsar Z., Adrian T., Ashcraft A., Boesky H. (2010). Shadow banking. Federal Reserve Bank of New York. Staff Report No. 458. - 35 p
29. Ricón E. CNMV Advisory Committee Response to the FSB Consultative Documents. CNMV's Advisory Committee. - 16 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb.org/wp-content/uploads/c_130129y.pdf (дата обращения: 09.08.2024).
30. WEF. Is shadow banking good for the economy?. World Economic Forum. September, 18. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2014/09/shadow-banking-economy-regulation/ (дата обращения: 09.08.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:21:00