Понятие кредита и регулирование активно-пассивных операций коммерческими банками

Павленко Т.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, выражает экономические отношения между банками и заемщиками. Финансовые институты осуществляют кредитование за счет собственных источников, привлеченных денежных средств юридических лиц и вкладов граждан.

Ключевые слова: банковский бизнес, кредитование, банковское кредитование



Мнение относительно того, что банк занимается кредитованием, недостаточно корректно. Более правильным утверждением является то, что кредит – это продукт деятельности банка. Для того чтобы показать это, необходимо выяснить, что вообще понимается под результатом или продуктом деятельности банка.

Что такое банковский продукт?

Банковский продукт — это конкретный способ, каким банк оказывает свою услугу нуждающемуся в ней конкретному клиенту. То есть это некая более или менее оригинальная технология, придуманная и используемая в данной финансовой организации. Таким образом, банковские продукты всегда в чем-то отличны, уникальны [1].

В каждом случае кредитования банки создают более или менее различающиеся тех­нологии, устраивающие конкретных заемщиков. Именно эти технологии и есть тот главный товар, который банки продают как участники кредитного рынка. Наиболее дорогими и рискованными оказываются технологии долгосрочного (инвестиционного) кредитования.

Классификация и критерии кредитов разнообразны по своей сути и содержанию. В российской практике она осуществоляется по нескольким признакам:

– по экономическому содержанию (платежные, на пополнение оборотных средств, финансирование инвестиционных затрат, прочие);

– по форме представления (наличные и безналичные);

– по технике представления (одной суммой, овердрафт, кредитная линия);

– по способу представления (индивидуальный, синдицированный);

– по времени и технике погашения (одной суммой, равными и неравными долями).

Для классификации кредитов на те или иные группы и виды могут использоваться и другие критерии. Любое кредитное учреждение осуществляет стандартный набор кредитных операций. Они подразделяются на:

– активные (кредитование физических и юридических лиц, депозиты и средства на корсчетах в других банках, средства на резервном корсчете в Центральном банке);

– пассивные (депозиты, кредиты банков, в том числе Центрального).

В первом случае банк является кредитором, т.е. стороной, ссужающей деньги и размещающей денежные средства в форме вкладов. Во втором – дебитором, т.е. стороной, берущей кредит и принимающей денежные средства в форме депозитов [2].

Управление активами и пассивами

Одним из этапов динамического анализа является регулирование активов и пассивов. Подобная тактика получила название «управление активами и пассивами» (УАП), так как постоянный прирост остатка ссудной задолженности может привести к дисбалансу в соотношении активов и пассивов банка.

Практика подобного регулирования основывается на построении прогнозного баланса (и балансовых счетов) на несколько будущих дат. Это необходимо для того, чтобы уже сегодня провести исследования относительно степени риска процентных ставок для банка в будущем, его ликвидной и валютной позиции, а также его способности выдерживать регламентационные требования регулирующих органов.

Для проведения подобного анализа необходимо обладать информацией для оценки ожидаемого роста объема по каждой статье баланса и включить эти сведения в свой баланс УАП, основанный на ранее проведенном статистическом анализе. Также нужно знать достаточно точно политику цен коммерческой дирекции относительно устанавливаемой процентной маржи по различным операциям банка.

Смысл и цель УАП состоит в том, что оно объединяет использовавшиеся в течение многих десятилетий отдельные методы управления (активами, пассивами) в один скоординированный процесс. Таким образом, основная задача УАП – это скоординированное управление всем балансом банка, а не отдельными его частями.

Необходимость эффективного управления активами и пассивами для коммерческих банков в современных условиях определяется:

– возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;

– возникновением новых сложных продуктов;

– значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;

– возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;

– экономической нестабильностью народного хозяйства;

– необходимостью координировать деятельность банка по всем направлениям;

– высоким уровнем требований к банкам пользователями банковских услуг;

– необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками активов.

По завершении этого этапа управляющий активами/пассивами разрабатывает различные сценарии для определения рисков, которым банк подвержен или будет подвержен, и оптимизации управления ими.

Риски в управлении активами

Основными рисками при управлении активами являются:

‑ риск изменения процентных ставок;

‑ риск ликвидности;

‑ рыночный (ценовой) риск;

‑ валютный риск;

‑ риск неплатежеспособности (банкротства).

На рыночную стоимость активов коммерческого банка также оказывают влияние изменения процентных ставок.

Процентный риск актива – это опасность возникновения потерь из-за неблагоприятного изменения ставок на финансовом рынке, которое находит выражение в падении процентной маржи, сведении ее к нулю или отрицательной величине.

Процентный риск актива несут кредиторы, инвесторы и эмитенты ценных бумаг. Процентный риск кредитора выражается в превышении процентов, уплаченных за кредитные ресурсы, над процентами, полученными по ссудам.

По формам различают базовый процентный риск и процентный риск временного разрыва. Первый возникает, когда есть несоответствие в процентных ставках по привлечению ресурсов и их размещению. Второй состоит в опасности, что неожиданные изменения в процентных ставках окажут неблагоприятное воздействие на чистую прибыль банка и рыночную стоимость его капитала.

Причинами возникновения риска процентной ставки могут быть:

‑ неверный выбор разновидностей процентных ставок (фиксированная, плавающая и т.д.);

‑ изменения в процентной политике Центрального банка;

‑ отсутствие в банке разработанной процентной политики;

‑ ошибки в установлении цен на депозиты и кредиты [3].

Однако добиться полного баланса между чувствительными активами и пассивами достаточно сложно. На их соотношение оказывают влияние особенности деятельности конкретного банка и структура портфеля, характерная для финансового рынка на данный период времени. Поэтому правильнее говорить не об управлении, а о контроле разрывом между активами и обязательствами, чувствительными к изменению процентных ставок в данном периоде.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:21:56