Эволюция творческой энергетики отечественного предпринимательства
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (14), Февраль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Не секрет, что научный и научно-технический потенциал России, направленный на развитие фундаментальных научных знаний и высоких технологий, к началу 90-х годов ХХ века занимал одно из ведущих мест в мировом поступательном движении научно-технического прогресса. Однако специфика этого развития была такова, что основная доля этого потенциала приходилась на отрасли, занятые выполнением оборонных (или военных) заказов. Экономика же гражданской продукции была в значительной степени лишена возможностей наращивания подобного потенциала, направленного на развитие товарного производства продукции широкого потребления.
Ключевые слова: предпринимательство, творческая энергия
Не секрет, что научный и научно-технический потенциал России, направленный на развитие фундаментальных научных знаний и высоких технологий, к началу 90-х годов ХХ века занимал одно из ведущих мест в мировом поступательном движении научно-технического прогресса. Однако специфика этого развития была такова, что основная доля этого потенциала приходилась на отрасли, занятые выполнением оборонных (или военных) заказов. Экономика же гражданской продукции была в значительной степени лишена возможностей наращивания подобного потенциала, направленного на развитие товарного производства продукции широкого потребления.
С началом реформ встал вопрос о перераспределении данного потенциала. Началась так называемая конверсия оборонных отраслей. Казалось бы, все очень просто – там, где данный потенциал накоплен, следовало переключить его на разработку и выпуск товаров гражданского назначения. Этому должны были способствовать раскрепощение предпринимательской инициативы и новая либеральная экономическая политика государства. Однако этого не произошло.
Сегодня многие пытаются найти ответ на крайне острый вопрос о том, почему не удалось реализовать данную программу и, что помешало и мешает отечественному производству пойти по новому ‑ предпринимательскому ‑ пути. Одни считают, что этот перекос не удалось преодолеть из-за форсированного импорта дешевых товаров ширпотреба, создавшего мощную конкурентную среду отечественным попыткам налаживания выпуска подобных товаров на конверсионных предприятиях. Другие, более радикальные “судьи”, считают, что это связано с нежеланием “красных” директоров работать в новых рыночных условиях и т.д. и т.п.
Наверное, и те, и другие, и третьи – в определенной степени правы. Причем, каждый по-своему. Однако, на наш взгляд, есть одна фундаментальная причина того, почему результат всех предпринимательских усилий 90-х годов должен был быть именно таким, каким мы его имеем в настоящее время. Это касается объективно существующей, природообусловленной “инерции” творческой энергии основной массы населения (особенно старшего и среднего поколений). Приращивая ее в одной отрасли или области знаний, не всегда возможно изменить направление вектора этой энергии и использовать ее потенциал в других сегментах новых рыночных отношений.
Как неоднократно писалось в предыдущих статьях, опубликованных в “рп” в прошлом году, основной движущей силой развития экономики (особенно это касается рыночных принципов) является обмен творческой энергией между всеми участниками не только экономических, но и социальных отношений, которые тесным образом переплетены между собой, то есть изменение творческой энергии социальных отношений обязательно оказывает влияние на экономические. И обратно. При этом социальные отношения, являясь более консервативными, управляют экономическими, “разбивая” их (как это случилось при “чрезмерной” социальной безответственности) или “запирая” ее, что мы наблюдаем в настоящее время. Но, как мы говорили ранее, творческая энергия субъектов этих отношений формируется и развивается именно в социальной области общественных и государственных институтов – образование, культура, наука, религия и т.д. (социальная составляющая творческой энергии Ксоц).
Поскольку в ушедшей советской социальной формации вектор творческой энергии основной части населения был достаточно однобоко был направлен на развитие средств производства, высоких технологий (в основном военного и оборонного назначения) и т.п., его “переключение” на гражданскую продукцию объективно не мог произойти автоматически и быстро. Поэтому возложенные надежды не оправдались. Необходимо достаточно длительное историческое время на формирование нового вектора социальной составляющей творческой энергии подрастающих поколений, характерной для новых рыночных экономических отношений. Но необходимо всегда помнить о том, что творческая энергия носит наследственный и достаточно инерционный характер, что обеспечивает устойчивое развитие социальных и экономических отношений в исторической перспективе.
Итак, творческая энергия личности, основной компонентой которой является ее социальная составляющая, в значительной степени консервативна и инерционна. Она наиболее экономически результативна и эффективна в той области, в которой получала свое многолетнее развитие. Косвенно она выражается через квалификацию, образовательный уровень, культуру субъекта. Это объясняет то, почему далеко не все россияне сумели направить свою творческую энергию в новое русло. Особенно это коснулось многих научных сотрудников, квалифицированных инженеров, специалистов уникальных профессий. Отсюда ответственной задачей современных отечественных предпринимателей и менеджеров, обладающих повышенным потенциалом творческой энергии отражения виртуальной действительности (Котр) и творческой энергией управления (Купр), является ее концентрация и направление на созидание и развитие тех областей знаний, которые в ушедшей социальной формации обладали повышенным творческим потенциалом и сегодня являются конкурентоспособными на мировом рынке. В этом заложен огромный потенциал экономического “чуда” России.
В настоящее время, несмотря на заверения в том, что уже созданы все условия социальной свободы предпринимательства, она (свобода) “скована” многими социальными оковами. И если в “прошлой жизни” безмерно раздутые социальные завоевания по существу “разбили” экономику страны, то сегодня достаточно однобокие социальные “свободы” наоборот зажимают развитие отечественной экономики.
Провозглашая предпринимательство как основную движущую силу экономики, мы не учитываем, что оно не может ограничиваться только инициативой и уровнем творческой энергии самих предпринимателей. Только корпоративная творческая энергия всех субъектов рыночных отношений (и менеджеров, и исполнителей бизнес-проектов, и потребителей) способна решить поставленную задачу подъема экономики. До тех пор пока энергетика всей социальной области не войдет в равновесное состояние, творческая энергия тех, кто должен ее расходовать на решение экономических задач, будет расходоваться на разрешение социальных вопросов.
Другой немаловажной проблемой современного состояния развития творческой энергетики личности становится снижение уровня общекультурных и нравственных ценностей. Это особенно важно для менталитета российского общества, для которого эти категории были одними из основополагающих в развитии экономического потенциала страны. То есть для подъема отечественной экономики становится важным не только декларировать важность развития предпринимательства, но и всеми путями развивать и поддерживать его социальную значимость. Это позволит создать условия для роста потенциала творческой энергии не только в области высоких технологий (традиционных для России), но и в сфере предпринимательства по производству товаров широкого потребления, уравновесив при этом потребности в воспроизводстве средств производства, внедрении новых технологий и расширении ассортимента гражданской продукции.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:32