Энергетическое сотрудничество в рамках ШОС
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рынки энергоресурсов перестали быть исключительно локальными. Они быстро развились в региональные и глобальные рынки сначала нефти, а затем и природного газа. Нефть и природный газ стали важными факторами не только международной торговли, но и экономического, политического, а в некоторых регионах даже военного влияния, давления и взаимодействия между странами-потребителями и странами-производителями энергоресурсов.
Ключевые слова: энергетика, нефть, газ, энергообеспеченность, энергонезависимость
Стратегическим направлением сотрудничества России и государств Центральной Азии, несомненно, является наиболее острая глобальная проблема обеспечения мировой экономики энергоресурсами. Реализация идеи создания Центрально-азиатского объединения экспортеров нефти и газа откроет странам ШОС более широкий доступ на зарубежные рынки и значительно увеличит их доходы от экспорта энергоносителей.
Энергетика — важнейшая составляющая экономического сотрудничества в рамках ШОС. Именно ШОС может сейчас, используя свой опыт по консолидации сил в борьбе с терроризмом, распространить его на выработку общей платформы и системы взаимодействия в рамках нефтяного и газового рынков. ШОС позволит странам Центральной Азии и России наладить сотрудничество с государствами-потребителями, интенсифицировать процесс обустройства новых маршрутов поставки нефти и газа в направлении КНР и Южной Азии.
Перспективы и объекты энергетического сотрудничества
К 2015 г. планируется увеличить добычу нефти в Казахстане до 150 млн. т, а экспорт — до 125 млн т, добычу природного газа до 40 млрд кубометров, а в Узбекистане и Туркмении - до 110 млрд кубометров каждой страной. При этом значительная часть энергоресурсов будет экспортироваться в страны ШОС и АТЭС [1].
В перспективе ожидается резкое увеличение поставок нефти и газа из России и Центральной Азии в Китай, Японию, Южную Корею, страны Юго-Восточной Азии. Доля стран АТЭС в товарообороте России поднимется с 9,5% в 2004 г. до 35% в 2025 г. [1] Аналогичные изменения произойдут и в структуре экспорта государств Центральной Азии.
Наиболее перспективными называются следующие объекты энергетического сотрудничества:
— трубопроводные системы Казахстана, России и Китая;
— возобновление перекачки нефти по нефтепроводу «Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу»;
— совместная эксплуатация кыргызского участка газопровода «Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы»;
— проект по сотрудничеству в области транзита среднеазиатского и российского газа [5].
Финансирование строительства нефтепровода «Атасу-Алашанькоу», способного транспортировать до 400 тыс. баррелей сырой нефти в день, пока осуществлялось китайской стороной, на что КНР потратила 850 млн долл. США [7]. Однако существуют планы подключения к развитию этой «ветки» и других стран ШОС [5].
В настоящее время рассматриваются различные варианты проектов строительства новых газопроводов с участием стран ЦА. Их маршруты пролегают в основном из ЦА в Европу через Иран и Турцию, а также в азиатском направлении — в Китай, Индию, Пакистан и Японию. В их числе Трансафганский трубопровод, строительство которого поддерживают США. Транскаспийский газопровод рассчитан на экспорт Центрально-азиатского (прежде всего, туркменского) газа в Турцию и далее в Европу.
Проект транспортировки газа из Туркмении в Турцию — прямая альтернатива российскому газопроводу «Голубой поток», тоже рассчитанному на доставку газа в Турцию. Эти газопроводы почти одинаковы по мощности и рассчитаны на одни и те же рынки сбыта. Казахстан и Китай активно работают над проектом строительства совместного нефтепровода в Таримский бассейн КНР, при этом обсуждается возможность сооружения газопровода в том же направлении.
Энергетический клуб — …
По мнению России, реализация этих проектов заложит основу для создания в рамках ШОС «клуба потребителей и производителей энергоресурсов», а также концепции единой газо-, нефте - и энерготранспортной системы. В настоящее время обсуждается идея формирования в рамках Организации общего энергетического рынка и создания в перспективе единого транспортного пространства. Направлением коллективного сотрудничества здесь может стать согласование выбора транспортных маршрутов среди производителей энергоресурсов, что позволит избежать конкурентного давления на рынок.
В энергетической концепции ШОС представлены как страны-производители энергосырья (Россия, Казахстан, Узбекистан и примыкающий к ШОСу Иран, впоследствии, возможно, Туркмения и Азербайджан), так и страны-потребители (Китай, Таджикистан, Киргизия, а также Индия и Пакистан).
Наиболее перспективным является проект создания Энергетического клуба (ЭК) ШОС. Энергетическая кооперация Российской Федерации, стран Центральной Азии и КНР могла бы работать на всех участников проекта в равной степени (включая и не являющийся членом ШОС Туркменистан).
Идея создания Энергетического клуба ШОС была выдвинута в декабре 2006 г. российским президентом Владимиром Путиным. Предварительно можно выделить четыре территориальных масштаба воплощения концепции ЭК:
а) глобальный;
б) регионально-евразийский (пространство России, Китая и 4 стран Центральной Азии);
в) субрегиональный центральноазиатский (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия);
г) страновой (развитие шести национальных энергетических моделей членов ШОС).
«Клубный» принцип предполагает достаточно широкое и прозрачное сотрудничество не только членов ШОС, но и стран-наблюдателей, а также обширного круга негосударственных субъектов (частных энергетических компаний и пр.). Более гибкий вариант ЭК, без жесткой политической привязки, позволит вовлечь в энергетическое сотрудничество такие страны, как богатый газом Туркменистан (с учетом позиции нового туркменского руководства), Азербайджан и др. В рамках этого подхода теоретически возможны переговоры с ГУАМ и другими организациями.
В региональном и субрегиональном форматах можно предложить более широкое толкование территориальных рамок ЭК, включающее и территории стран-наблюдателей – Ирана, Индии, Пакистана, Монголии.
…это площадка для диалога и координации действий стран-производителей ШОС
Объективные трудности на пути реализации проекта ЭК связаны прежде всего с разномасштабностью экономик стран ШОС и невозможностью полного совпадения интересов производителей и потребителей энергоресурсов. Внутри обеих групп (производителей и потребителей) всегда объективно существует определенная конкуренция, как, например, между Россией, Казахстаном и Ираном за рынки сбыта нефти и газа или между такими крупными импортерами энергоресурсов, как Индия и Китай, за источники, маршруты и объемы поступления энергоносителей. Но в рамках ЭК данная тенденция может быть нивелирована. В частности, огромный китайский рынок теоретически способен поглотить любое количество нефти и газа, предложенное Россией, Казахстаном и Ираном [3].
Используя Энергетический клуб Шанхайской организации сотрудничества как площадку для диалога, в задачи которого вошла бы координация действий стран-производителей ШОС на региональном и мировом энергетическом рынке, а также развитие сотрудничества между производителями и потребителями сырья в рамках организации, страны-потребители и страны-производители смогут более продуктивно обсуждать реализацию различных проектов в нефтегазодобывающей, электроэнергетической и транспортно-транзитной сфере, отслеживать ситуацию, связанную с ростом потребностей в нефти, газе, электроэнергии и других энергоресурсах.
Позиционирование России в качестве энергетической сверхдержавы становится не только важнейшей составной частью ее международной политики, но и рассчитанной на внутреннее употребление национальной идеологией. Несмотря на декларируемые амбициозные задачи по переводу национального хозяйства на инновационные рельсы, в ближайшие годы именно энергетика и производство сырьевых товаров будут определять лицо России в международном разделении труда.
[1] АТЭС — сокращение от Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Оно включает 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории — Гонконг и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС — прим. ред.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:41:55