Динамика обеспечения энергетической безопасности стран БРИКС

Руденко М.Н.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Руденко М.Н. Динамика обеспечения энергетической безопасности стран БРИКС // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 11. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.



Введение. В современном мире обеспечение энергетической безопасности становится все более актуальным вопросом. «Необходимость в её обеспечении обусловлена не только экономическими и социальными факторами, но и геополитическими и экологическими» [9]. Поэтому все страны без исключения стремятся разработать и реализовать эффективные стратегии/политики и меры по обеспечению своей энергетической безопасности. Доступ к более дешевой энергии стал необходимым условием функционирования современных экономик. Международные энергетические отношения способствовали интеграции национальных экономик, что привело одновременно к глобальной энергетической безопасности и уязвимости. Следовательно, без надлежащего обеспечения энергетической безопасности, страны сталкиваются с многочисленными проблемами, включая экономическую нестабильность и потенциальные перебои в предоставлении основных услуг.

Глобальное энергоснабжение, будучи неравномерно распределенным, подвержено влиянию различных факторов, в их числе:

– физические факторы – регионы с преимущественно осадочным геологическим строением обладают большим количеством доступных ископаемых видов топлива, чем другие регионы;

– расходы – истощение невозобновляемых энергетических ресурсов приводит к очень дорогим процессам добычи. Эксплуатация таких ресурсов становится возможной только при увеличении спроса, поскольку это приводит к росту цен на энергию, необходимую для покрытия затрат на добычу и производство;

– технологии – технологические достижения привели к эксплуатации новых источников энергии, и, хотя несут в себе высокий риск создания экологических угроз, помогают сделать возобновляемую энергетику более рентабельной;

– политические факторы – социально-политические проблемы, такие как международные конфликты, имеют высокую степень нарушения поставок энергии и уничтожения ее источников, что затрудняет поддержание энергетической безопасности.

Одной из ключевых стратегий повышения энергетической безопасности является диверсификация источников энергии. «Зависимость от одного источника энергии (нефти/природного газа) может сделать страну уязвимой к колебаниям цен, перебоям в поставках и геополитической напряженности» [5]. В связи с чем, многие страны инвестируют в технологии возобновляемой энергии (солнечная/ветровая энергия), чтобы преобразовать свой энергетический баланс и снизить зависимость от ископаемого топлива, тем самым способствуя усилиям по борьбе с изменением климата.

Создание устойчивой энергетической инфраструктуры является еще одним фактором энергетической безопасности. Надежная и хорошо обслуживаемая инфраструктура способна противостоять стихийным бедствиям, кибератакам и другим потенциальным сбоям [8]. Инвестируя в системы мониторинга на основе технологий, проводя регулярные оценки уязвимости и внедряя эффективные планы реагирования, страны могут повысить устойчивость своей энергетической инфраструктуры.

Энергоэффективность и энергосбережение играют решающую роль в достижении энергетической безопасности. Снижая потребление энергии и оптимизируя ее использование, страны могут снизить свою зависимость от внешних источников энергии.

Очевидно, что энергетическая безопасность является фундаментом экономической и стратегической стабильности любого государства. «Для стран БРИКС это императив не только в обеспечении стабильных поставок энергии для удовлетворения внутренних потребностей, но и в формировании будущего, которое в меньшей степени будет зависеть от нестабильных мировых рынков и геополитической неопределенности» [1; 16]. Поиск энергетической безопасности среди этих стран с развивающейся экономикой представляет собой сложную сеть проблем, включая огромные запасы природных ресурсов в одних странах, быстрое развитие технологических достижений в других и общую проблему сбалансированного роста.

Значимость исследования заключается в том, что оно позволит оценить текущее состояние и перспективы развития энергетического сектора в каждой из стран БРИКС, выявить общие проблемы, и в последствии разработать совместные подходы к их решению.

Целью исследования является выявление тенденций и изменений в обеспечении энергетической безопасности в странах БРИКС.

Задачи исследования:

– рассмотреть коллективную энергетическую динамику стран БРИКС;

– проанализировать потенциал и проблемы стран БРИКС в области энергетической безопасности;

– предложить меры по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены государственными и частными структурами стран БРИКС для укрепления сотрудничества в сфере энергетики как в рамках группы, так и с другими заинтересованными странами.

Коллективная энергетическая динамика стран БРИКС. Совместная энергетическая динамика стран БРИКС представляет собой пересечение национальных интересов, региональной энергетической безопасности и глобальных целей устойчивого развития. Каждая страна привносит в эти процессы свой собственный набор энергетических ресурсов, технологических возможностей и политических подходов, что делает БРИКС макрорегионом мирового энергетического ландшафта. Их сотрудничество заключается не только в обеспечении энергетических ресурсов, но и в гармонизации их стратегий/политик по содействию стабильности, росту и инновациям в их национальных энергетических секторах. Составляющие компоненты коллективной энергетической динамики стран БРИКС представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Составляющие компоненты коллективной энергетической динамики

стран БРИКС

Источник: составлено автором.

Совместное использование ресурсов и технологический обмен. Страны БРИКС активно участвуют в соглашениях о совместном использовании ресурсов. Например, Россия заключила соглашения о поставках нефти и природного газа в Китай и Индию, способствуя стабилизации их энергетических потребностей [17]. Программы обмена технологиями позволили добиться прогресса в области возобновляемых источников энергии, к примеру, «опыт Бразилии в производстве биотоплива был передан другим странам-участницам БРИКС» [7].

Совместные энергетические проекты. Ярким примером является «Инициатива БРИКС по возобновляемой энергии», которая направлена ​​на развитие совместных возобновляемых энергетических активов, таких как солнечные и ветровые электростанции в странах-участницах. Эта инициатива не только укрепляет энергетический потенциал блока, но и сокращает их коллективный углеродный след.

Перспективные проекты в сфере энергетики компаний стран БРИКС представлены в таблице 1.

Таблица 1. Перспективные проекты в сфере энергетики стран БРИКС

Страна инициатор
Проекты по направлению деятельности
Бразилия
Атомная энергетика и технологии
Тепловая диспетчируемая генерация и энергетическое оборудование
Электротехническое оборудование
Консультационные и инжиниринговые услуги
Россия
Достижение технологической нейтральности в энергетической сфере:
компетенции и технологии для достижения технологического суверенитета
Атомная энергетика, включая технологии СМР и замкнутого ядерного цикла
Энергетическое машиностроение и электрическое оборудование
Индия
Реализация проектов возобновляемой энергетики, включая гидрогенерацию
Атомная энергетика и технологии
Энергетическое и электротехническое оборудование
Поставки энергетических ресурсов (угля, газа, нефти)
Консультационные и инжиниринговые услуги
Китай
Масштабирование инфраструктуры для экспорта энергетических ресурсов (нефти, угля, газа) из России
Проекты в газохимической отрасли и производстве СПГ в Арктической зоне России
Сотрудничество в области водородной энергетики и технологий
Импорт и локализация китайских технологий ВИЭ и систем хранения и накопления энергии
Сотрудничество в атомной энергетике, включая обмен опытом для технологий реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла
ЮАР
Атомная энергетика и технологии
Геологоразведка нефтяных и газовых месторождений; реализация
инфраструктурных проектов нефтегазоснабжения
Техническое перевооружение и модернизация объектов электроэнергетики
Реализация проектов возобновляемой энергетики
Консультационные и инжиниринговые услуги по проектированию
энергосистемы и энергорынков
Египет
Развитие атомных проектов в энергосистеме Египта
Сотрудничество в газовых проектах по освоению месторождений
и развитию газотранспортной инфраструктуры
Энергетическое машиностроение и электрическое оборудование
Иран
Строительство и техническое перевооружение объектов электроэнергетики
Гидроэнергетика и технологии гидрогенерации, включая малые и средние ГЭС
Сотрудничество в атомных проектах и проектах возобновляемой энергетики
Энергетическое и электротехническое оборудование
Консультационные и инжиниринговые услуги по проектированию
энергосистем и энергорынков
ОАЭ
Атомная энергетика и технологии
Традиционная и низкоуглеродная энергетика и технологии
Энергетическое и электротехническое оборудование
Сотрудничество в нефтяной и газовой отрасли
Консультационные и инжиниринговые услуги
Эфиопия
Атомная энергетика и технологии (малые модульные реакторы)
Гидроэнергетика и технологии гидрогенерации
Энергетическое и электротехническое оборудование
Консультационные и инжиниринговые услуги
Источник: составлено автором.

Как видно из систематизированных в таблице 1 данных, ключевыми направлениями проектной деятельности в сфере энергетики выступают:

– атомная энергетика и технологии;

– консультационные и инжиниринговые услуги;

– энергетическое машиностроение и электрическое оборудование;

– реализация проектов возобновляемой энергетики.

Необходимо отметить, что среди всех стран БРИКС особенно выделяется Китай. Его проектные инициативы более масштабны и прогрессивные.

Гармонизация энергетической политики. Чтобы обеспечить коллективный подход к энергетической безопасности, страны БРИКС работают над гармонизацией политики [2]. Это включает синхронизацию нормативных рамок по содействию трансграничной торговле энергией и инвестициям. Примером служит Исследовательская группа по энергетической политике БРИКС, которая предоставляет платформу для обсуждения реформ в этой области. Положение о Платформе предоставляет участникам широкий мандат для сотрудничества в различных областях, в их числе:

– угольный сектор. Несмотря на то, что доля угля в энергобалансе стран БРИКС значительно различается, все они продолжат эффективно использовать этот ресурс в электроэнергетике и промышленности. Совместная оценка развития угольного сектора может быть полезна как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров в целях планирования производства и поставок;

– природный газ, включая СПГ остается доступным и относительно чистым топливом. Большой потенциал сотрудничества в секторе природного газа между странами БРИКС очевиден, включая разведку, добычу, обеспечение стабильных поставок, надежную транспортировку и развитие инфраструктуры;

– возобновляемая энергетика активно развивается благодаря экологическим преимуществам, и страны БРИКС могут обмениваться передовым опытом и технологиями, связанными с увеличением доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе и расширением распределенной генерации;

– использование биологических источников энергии и биотоплива способствует устойчивому увеличению производства энергии. Совместный анализ экономических и экологических выгод от применения биоэнергетики и обмен технологиями будет способствовать глобальному лидерству стран БРИКС в этой сфере.

Инвестиции в энергетическую инфраструктуру. Признавая важность надежной инфраструктуры, страны БРИКС вкладывают значительные средства в модернизацию и расширение своих энергетических сетей. Например, инициатива Китая «Один пояс, один путь» содержит инвестиции в энергетическую инфраструктуру по всей Азии и за ее пределами, что может принести значительные эффекты странам БРИКС за счет повышения взаимосвязанности.

Цели устойчивого развития. Согласование энергетической политики с ЦУР является приоритетом для стран БРИКС. Переход к устойчивым моделям производства и потребления играет одну из ключевых ролей в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., принятой ООН в октябре 2015 г. [4; 15]. Данная тема содержит не только одноименную ЦУР 12, но и отдельные аспекты ЦУР 7 «Недорогая и чистая энергия», связанные с потреблением ресурсов и антропогенным воздействием на климат.

Сравнительный анализ энергоемкости (% ВВП) [1] по странам – БРИКС, ОЭСР и G7 отражён на рисунке 2.

Рисунок 2. Энергоемкость стран БРИКС*, ОЭСР** и G7***, % ВВП

*Без учёта новых стран-участниц, присоединившихся в 2024 г. (Ирана, Египта, ОАЭ, Эфиопии).

** ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) – международная экономическая организация развитых стран (38 государств).

*** G7 – межправительственный политический и экономический форум, членами которого являются крупнейшие развитые экономики (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США).

Источник: составлено автором по материалам «» [18].

На графике (рис. 2) видно, что по всем группам стран отмечено сокращение значений показателя. Однако, учитывая экономическое развитие и количество стран в организациях, можно утверждать, что страны БРИКС более привержены к реализации ЦУР 7 «Недорогая и чистая энергия».

Потенциал и проблемы стран БРИКС в области энергетической безопасности. Поиск энергетической безопасности – это многогранная задача, требующая всестороннего понимания энергетических резервов страны. Для стран БРИКС, которые отличаются разнообразием энергетических профилей и моделей потребления, эта задача особенно сложна. Оценка энергетических резервов включает не только количественную оценку физических объемов ресурсов, но и оценку потенциала их устойчивой добычи и использования. Потенциал этих резервов огромен; они представляют собой драйверы промышленного роста, экономической стабильности и социального развития. Однако проблемы столь же значительны, начиная от геополитической напряженности и заканчивая экологическими проблемами:

– геополитическая динамика: энергетические запасы стран БРИКС находятся в регионах, чреватых политической нестабильностью или оспариваемых конкурирующими геополитическими интересами. Например, положение России как крупного поставщика природного газа в Европу осложняется нестабильными отношениями с Западом;

– ограничения инфраструктуры: многие страны БРИКС сталкиваются с препятствиями, которые не позволяют им в полной мере использовать свои энергетические запасы. Например, в Индии, несмотря на огромные запасы угля, отсутствие современных технологий добычи и недостаточно развитая транспортная система ограничивают его использование;

– экологические проблемы: добыча и использование ископаемого топлива представляют значительные угрозы для экологии. Зависимость Китая от угля привела к серьезным проблемам загрязнения воздуха, что побудило страну перейти на дорогие, но более чистые источники энергии;

– экономическая жизнеспособность: глобальный сдвиг по отношению к возобновляемой энергии обусловил решение вопроса, – о долгосрочных инвестициях в добычу ископаемого топлива. В настоящее время стало необходимым учитывать мировую тенденцию к снижению выбросов углерода при оценке перспективности открытия новых месторождений (газа, угля, нефти);

– технологические достижения: темпы технологических инноваций могут как способствовать, так и негативно отразится на энергетическом секторе. Потенциал солнечной энергии в Южной Африке высок, но стоимость солнечных технологий и решений по хранению остаются проблематичными;

– социальные последствия: энергетические проекты могут иметь глубокие социальные последствия, включая перемещение населения и изменения в землепользовании. К примеру, развитие гидроэлектростанций в Бразилии привело к конфликтам с коренными общинами [3].

Для фундаментального понимания энергетической безопасности стран БРИКС [2] проанализируем динамику их основных показателей за период 2019-2023 гг. (рис. 3-8).

Рисунок 3. Динамика альтернативной и атомной энергии в странах БРИКС,

% общего энергопотребления

Примечание: альтернативная и атомная энергия, то есть чистая энергия – это не углеводная энергия, которая не производит углекислый газ при генерации. Она включает в себя гидроэнергетику, а также ядерную, геотермальную и солнечную энергию и др.

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доля чистой энергии – Классация стран» [10].

Как видно из рисунка 3, за анализируемый период 2019-2023 гг. все страны БРИКС показали положительный рост по «альтернативной и атомной энергетики, % от общего потребления энергии». Высокий уровень значений наблюдался у Эфиопии (в диапазоне 89,5-91,06%%), самый низкий у Ирана (в диапазоне 1-1,2%%).

Рисунок 4. Динамика производства возобновляемой электроэнергии

в странах БРИКС, млн. кВт/ч

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Возобновляемая электроэнергия, кВт/ч – Классация стран» [6].

Как видно из рисунка 4, за анализируемый период 2019-2023 гг. из всех стран БРИКС по производству электроэнергии из возобновляемых источников снижение значения произошло у Ирана (-106 млн. кВт/ч), в других странах отмечено увеличение значений. Максимальный уровень значений на 2023 г. продемонстрировала Россия (996,9 млн. кВт/ч), минимальный – Бразилия (70,83 млн. кВт/ч).

Рисунок 5. Динамика импорта энергии в странах БРИКС,

в % от общего энергопотребления

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Импорт энергии – Классация стран» [14].

Как видно из рисунка 5, за анализируемый период 2019-2023 гг. по объему импорта энергии в % от общего энергопотребления снижение отрицательных значений зафиксировано у Ирана (на -1,8%), ОАЭ (на -13,9%), России (на -4,5%), ЮАР (на -0,6%). Увеличение положительных значений отмечено у Бразилии (на 3,04%), Египта (на 1,61%), Индии (на 8,98%), Китая (на 4,8%), Эфиопии (на 1,6%).

Рисунок 6. Динамика доступа к электричеству в странах БРИКС, % населения

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доступ к электричеству – Классация стран» [11].

Как видно из рисунка 6, за анализируемый период 2019-2023 гг. доступ к электричеству был обеспечен на уровне 100% населения в Египте, Иране, Китае и ОАЭ. В России 100% уровень отмечается с 2021 г. В Бразилии, Индии и ЮАР значения данного показателя колебались в диапазоне 85-98,86%%. Низкий уровень значений зафиксирован у Эфиопии (в диапазоне 48,05-65,38 %%).

Рисунок 7. Динамика доходов от добычи нефти в странах БРИКС, % ВВП

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доходы от добычи нефти – Классация стран» [13].

Как видно из рисунка 7, за анализируемый период 2019-2023 гг. доходы от добычи нефти в странах БРИКС имели следующую динамику:

– у Ирана (+1,92% ВВП), ОАЭ (+0,32% ВВП) и России (+3,04% ВВП) наблюдалось увеличение значений;

– у Бразилии (+1,92% ВВП), Индии (+0,09% ВВП), Китая (+0,13% ВВП) и ЮАР (+0,13% ВВП) также отмечен рост, однако их доходы скромнее, чем у Ирана, ОАЭ и России;

– у Египта отмечено снижение значения (-0,38% ВВП);

– у Эфиопии зафиксирована нулевая динамика.

Рисунок 8. Динамика доходов от природного газа в странах БРИКС, % ВВП

Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доход от природного газа – Классация стран» [12].

Как видно из рисунка 8, за анализируемый период 2019-2023 гг. доходы от природного газа из 9-ти стран БРИКС, 8-мь имели положительную динамику:

– Бразилия (+0,03% ВВП), Египет (+0,48% ВВП), Индия (+0,11% ВВП), Иран (+2,41% ВВП), Китай (+0,64% ВВП), ОАЭ (+1,04% ВВП), Россия (+4,63% ВВП), ЮАР (+0,06% ВВП);

– у Эфиопии зафиксирована нулевая динамика.

Проанализировав динамику основных показателей, можно сделать вывод, что страны БРИКС стремятся развивать устойчивые, эффективные, доступные, экологичные энергетические системы, гармонично интегрированные в мировую энергосистему. Стратегические цели развития формулируются на уровне национальной политики каждой страны, а общие приоритеты отражаются в официальных заявлениях и документах БРИКС. В силу существенных различий в энергосистемах стран БРИКС каждая из них сталкивается с различными вызовами в развитии энергетического комплекса, имея при этом ряд схожих задач и приоритетов, к которым можно отнести:

– создание устойчивых, эффективных энергетических систем, диверсификация энергобаланса и структуры поставок для обеспечения бесперебойного, доступного энергоснабжения и удовлетворения внутренних энергетических потребностей в целях создания благоприятных условий для экономического роста;

– расширение доступа к энергии, обеспечение всеобщей энергетической безопасности населения как средства повышения уровня жизни и социальной стабильности;

– максимально эффективное использование собственных энергетических ресурсов;

– создание чистых, низкоуглеродных энергетических систем для снижения негативного воздействия на климат и окружающую среду.

Предложения по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности. Возможные совместные действия по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности могут включать, среди прочего, следующее:

– анализ развития мирового и национального энергетического сектора;

– разработка сценариев эволюции глобального энергетического ландшафта;

– оценка наилучших вариантов сотрудничества внутри блока БРИКС в области энергетики;

– разработка механизмов продвижения общих проектов;

– сотрудничество в области исследований, разработок и внедрения передовых энергетических технологий;

– обмен информацией и передовым опытом в области политики, правил и стандартов;

– обмен мнениями по совершенствованию правовой базы для продвижения энергетического сотрудничества стран БРИКС;

– выявление возможностей для сотрудничества между заинтересованными сторонами;

– содействие взаимной торговле товарами/услугами, связанными с энергетикой, включая оборудование;

– содействие взаимным инвестициям в энергетический сектор.

Заключение

Энергетическая безопасность – это многогранная концепция, которая требует комплексного подхода к защите национальных экономических интересов. Благодаря диверсификации источников энергии, устойчивой инфраструктуре и энергоэффективности, страны могут минимизировать риски и обеспечить надежное и устойчивое энергоснабжение.

Проблемы энергетической безопасности, с которыми страны сталкиваются сегодня, не являются проблемами прошлого. Некоторые из традиционных механизмов (геополитика, хранение, поставка ресурсов) не решают их в полном объеме, в то время как другие (производительность, потребление, эффективность и регулирование) являются обоснованными, но требуют корректировки. Следовательно, нужны новые подходы для работы с цифровыми энергетическими активами и системами, расширенными цепочками поставок и новыми технологиями в масштабе.

Энергетическая безопасность и устойчивость являются международными императивами, требующими глобальной координации. В этой связи региональное/национальное участие, государственно-частное сотрудничество и взаимосвязанные трансграничные энергетические системы должны быть непосредственно задействованы в этом процессе. Это особенно важно для стран БРИКС, поскольку их экономики продолжают расти, а потребности в энергии увеличиваются.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются страны БРИКС, является глобальная нестабильность цен на энергоносители. Это может привести к экономическим шокам и угрозам национальной безопасности. Поэтому важно разработать действенные механизмы сотрудничества между странами в области энергетики, направленные на обеспечение стабильности цен.

Положительным аспектом является тот факт, что благодаря совместным усилиям страны БРИКС не только укрепляют свою собственную энергетическую безопасность, но и вносят вклад в стабильность и устойчивость мирового энергетического рынка. Их партнерство является ярким примером того, как сотрудничество и общее видение могут привести к большей устойчивости и прогрессу перед глобальными вызовами современности.

[1] Энергоемкость, % ВВП при постоянном объеме – это количество энергии, которое необходимо для затрат производства продукции/услуг в экономике.

[2] С учётом новых стран-участниц, присоединившихся в 2024 г. (Ирана, Египта, ОАЭ, Эфиопии).


Страница обновлена: 12.11.2024 в 10:46:26