Правовое обеспечение корпоративного бизнеса
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Когда-то один гражданин написал в газету “Труд” письмо, в котором наивно спрашивал: “Дорогая газета! Я хотел взять отпуск за свой счет, но директор мне ответил, что нельзя, потому что КЗОТ не разрешает. Объясните мне, пожалуйста, кто такой КЗОТ, и почему он не разрешает?” Попытаемся “выяснить”, а что же такое “правовое обеспечение корпоративного бизнеса” и для чего оно необходимо.
Ключевые слова: трудовой кодекс, КЗОТ, отпуск, корпоративный бизнес
Когда-то один гражданин написал в газету “Труд” письмо, в котором наивно спрашивал: “Дорогая газета! Я хотел взять отпуск за свой счет, но директор мне ответил, что нельзя, потому что КЗОТ не разрешает. Объясните мне, пожалуйста, кто такой КЗОТ, и почему он не разрешает?”
Попытаемся “выяснить”, а что же такое “правовое обеспечение корпоративного бизнеса” и для чего оно необходимо.
Начнем с того, что проблема правового, организационно-правового обеспечения любого вида общественных отношений вообще, и производственной и коммерческой деятельности, в частности, чрезвычайно актуальна.
Во-первых, она актуальна в связи с огромной важностью этих видов отношений для человеческой жизнедеятельности, поскольку именно в их рамках обеспечивается ее функционирование.
Во-вторых, в связи с мобильностью этих отношений, они постоянно изменяются.
В тех случаях, когда законодатель неадекватно реагирует, или запаздывает с установлением новых норм и правил, то появляется возможность для злоупотреблений, произвола.
Законодатель, конечно же, стремится своевременно урегулировать возникающие новые общественные отношения, но всегда отстает в этом. Поскольку вначале эти отношения возникают, а затем уже они оформляются, множатся, выкристаллизовываются, становятся общеизвестными, и начинают нуждаться в едином масштабе применения и использования с учетом уровня развитии соответствующего общества и государства или всего мирового сообщества.
Отсутствие правовой урегулированности, а также незнание, либо несоблюдение установленных норм и правил влекут за собой опасные последствия.
Например, осуществление лицензируемых видов деятельности без лицензий влечет за собой изъятие всей выручки, полученной от реализации лицензируемых видов товаров, услуг, работ. Кроме этого, ‑ штрафные санкции. Превышение своих полномочий должностным лицом может повлечь недействительность многомиллионной сделки. Не обеспечение сделки залогом или другими средствами обеспечения может привести предприятие к банкротству и т.д.
По причине недостаточного обеспечения выполнения договоров до 90%(!) решений судов о взыскании с должников денег и имущества остаются неудовлетворенными по причине их отсутствия к моменту взыскания.
Находясь в обществе, живя в нем, нельзя быть свободным от него. Именно поэтому необходимо знать “правила игры”. А их устанавливает законодатель. И поскольку право является основным регулятором общественных отношений, интерес к механизму правового регулирования, его возможностям, всегда вызывал и будет вызывать повышенный интерес.
Если проанализировать все многообразие общественных отношений и попытаться классифицировать их, то можно выделить несколько основных видов общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе любых видов производственной или коммерческой деятельности.
К таковым относятся следующие виды общественных отношений:
‑ социально-психологические ( межличностные);
‑ имущественно-денежные (финансово-экономические);
‑ технико-технологические;
‑ организационно-управленческие;
‑ организационно-правовые.
Совокупность этих отношений и является объектом правового обеспечения в процессе осуществления любого бизнеса, любой производственно-хозяйственной деятельности.
Поэтому знание всегда являлось силой, а совершенное знание – колоссальным конкурентным преимуществом в любой сфере производственной и коммерческой деятельности.
“Зная и умело используя недостатки законов социализма, уже сегодня можно жить, как при коммунизме”, ‑ такая запись была обнаружена в записной книжке одного из руководителей социалистического периода, который понял возможности этого несовершенства, и взял их на свое “вооружение”.
Особое значение знания приобретают сегодня, в период глобализации информационного поля, возникновения и стремительного развития всемирной сети “Интернет”, когда возможность передачи информации и знаний чрезвычайно упростилась.
Информационная революция – это вызов времени, с которым вынуждены считаться все, желают они того или нет.
И начало ее ознаменовалось тем, что в 1991 году в США впервые вклад в информационные технологии превысили вложения в производственные технологии и составили 112 миллиардов долларов против 117. (Томас Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер. /Пер. с англ. В.А. Ноздриной. Мн. Парадокс, 1998).
Россия только приближается к порогу новой экономики. Поскольку объём реализации товаров и услуг в сфере Интернет-экономики за прошлый год составила в США – 300 миллиардов долларов, а в России, приблизительным оценкам до 200, но не миллиардов, а миллионов долларов.
Скорость создания и внедрения новых технологий растет несоизмеримыми темпами.
Кто же надеется победить в условиях этой стремительной перманентной информационной революции? Только тот, кто рождает новые идеи, кто непрерывно готовит себя к постоянно происходящим изменениям.
Побеждает тот, кто подготовит себя.
Новая экономика, в отличие от традиционной, основывается на знаниях, на информации, а не на расширяющемся потреблении не восполняемых природных ресурсов. А это значит, что сегодня основным капиталом любого предприятия становится интеллектуальная собственность, “ноу-хау”, знания, умения, навыки, информация, деловая репутация фирмы, а не традиционные ресурсы и материальные активы. Причем наибольшую прибыль приносят открытия, изобретения, инновации, рационализаторские предложения.
Кто станет лидером в новой экономике? Предприятия, производящие высокотехнологичные продукты на основе уникальных, эксклюзивных разработок.
Сегодня крупнейшие корпорации мира инвестируют в научные исследования суммы, превышающие бюджеты отдельных государств. Возникают новые отрасли бизнеса – персонализированное обеспечение информацией, дистанционное техническое обслуживание и обучение, электронная индустрия развлечений, различные формы электронной торговли.
Поэтому, умело используя знания в любой сфере, можно достичь в ней максимального эффекта.
Мы являемся свидетелями рождения нового “среднего класса”: на место традиционных посредников (дилеров, агентов) приходят “информационные посредники” – знатоки механизма движения информационных потоков.
Рождая споры в правовой науке, стираются традиционные грани между товарами и услугами, между привычными нам, и “виртуальными” продуктами.
Изделиями ближайшего будущего становятся “расширенные продукты” включающие в себя товар, услугу и интеллектуальное сопровождение.
Проблема состоит в том, что необходимо научиться превращать изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а интеллектуальную собственность – в капитал. И эти навыки: коммерциализацию технологий и интеллектуальных продуктов также предстоит освоить.
А техника и технологические процессы меняются темпами, с которыми трудно сравниться нашим законодателям. Третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации готовится к принятию 6-й год. В то время как еще 6 лет назад фирма “Интел” производила новый процессор один раз в два года, затем один раз в год, а сегодня производит новый процессор еженедельно!
Поэтому информационное общество ведет к пересмотру основных правовых постулатов, к необходимости такого же быстрого изменения правовой среды, с какой меняется техника и технологии.
С точки зрения уровней правового регулирования оно делится на два вида – централизованное и локальное (местное) правовое регулирование.
И, если первый уровень не зависит непосредственно от предпринимателей, и развивается темпами, которые мы указали на примере третьей части ГК РФ, которая как раз и регулирует эту самую интеллектуальную собственность, то второй – местный, локальный уровень правового регулирования - это область творчества корпоративных менеджеров, которые сами вправе вносить необходимые изменения в правовую среду своих предприятий.
Поскольку первичной ячейкой бизнеса является предприятие, то именно на этом, корпоративном уровне и происходят наиболее важные изменения в регулировании общественных производственных отношений.
И именно от знаний, навыков и умений руководителей и специалистов предприятий зависит уровень правового регулирования отношений, складывающихся в процессе производства и эффективность их работы.
В силу указанных причин соразмерно повышению уровня технологий должен повышаться уровень внутрифирменного правового регулирования.
Для тех, кто интересуется механизмом правового обеспечения корпоративного бизнеса, мы расскажем о его составных частях, методах и формах в последующих публикациях.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:04:54