Как обеспечивать выпуск только качественной продукции

Васильев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Васильев В.Н. Как обеспечивать выпуск только качественной продукции // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 1. – С. 44-48.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 12/2000) Успех предпринимательства на мировом рынке определяется такими показателями продукции, как новизна (инновация), технический уровень и качество. Технический уровень является весьма широким понятием, характеризующим современность отрасли, предприятия, технологии или продукции, т.е. это уровень использования в них мировых достижений науки и техники на данном этапе НТП. Основными показателями технического уровня производства являются ресурсосбережение, экологическая чистота и сохранение окружающей среды, производительность машин и труда, эргономика и безопасность человека, степень автоматизации и интеллектуальности.

Ключевые слова: предпринимательский успех, качество продукции



Продолжение. Начало в №№ 1‑12/2000

Как обеспечивать выпуск только качественной продукции?

Успех предпринимательства на мировом рынке определяется такими показателями продукции, как новизна (инновация), технический уровень и качество.

Технический уровень является весьма широким понятием, характеризующим современность отрасли, предприятия, технологии или продукции, т.е. это уровень использования в них мировых достижений науки и техники на данном этапе НТП. Основными показателями технического уровня производства являются ресурсосбережение, экологическая чистота и сохранение окружающей среды, производительность машин и труда, эргономика и безопасность человека, степень автоматизации и интеллектуальности.

Технический уровень продукции включает и такую характеристику, как скорость ее морального устаревания, т.е. как долго выпускаемая продукция продержится на рынке до появления продукции того же назначения с более высоким техническим уровнем или как долго она будет удовлетворять требованиям покупателя.

Качество играет не менее важную роль. Без качества реализация любой инновации или рост производительности труда не дадут полного экономического эффекта. Качество в конечном итоге определяется потребителем. Покупатель хочет каждый раз убедиться, что купленный товар обогатит его, будет надежным и сохранит свои технические характеристики в течение всего срока службы. Качество – это соответствие требованиям, согласованным с покупателем. Чем полнее изделие удовлетворяет требованиям покупателя, тем выше его качество.

В условиях рыночной конкуренции вся выпускаемая продукция должна быть качественной, она не должна разделяться на экспортную продукцию и продукцию для внутреннего потребления или на три сорта в зависимости от качества. Следует считать, что не экспортная продукция или продукция второго или третьего сорта – это некачественная продукция. Не существует понятия высшего абсолютного качества, как не должно быть стремления выпускать продукцию экономически оправданного качества. Все это устанавливается для оправдания выпуска некачественной продукции, что невозможно в условиях рыночной экономики.

Высокая репутация производителя на рынке создается качеством выпускаемой им продукции, и она, в свою очередь, обеспечивает высокую прибыльность предприятия. Компании, которые имеют высокую репутацию на рынке, как правило, производят продукцию с показателями качества выше мировых стандартов. Качество производимой продукции расценивается как одно из достояний нации. Во многих странах имеются общенациональные системы службы судебной ответственности за невыполнение требований национальных, а чаще всего мировых стандартов, особенно в части безопасности и сохранения окружающей среды.

Стоимость качества и причины выпуска некачественной продукции.

Качество и его стоимость складываются, начиная с начального этапа разработки и кончая последним этапом – эксплуатацией изделия. Ниже перечислены составляющие качества:

  • качество концепции изделия, выбор параметров качества, которые удовлетворяют требованиям рынка;
  • качество конструкторских и технологических решений, выбор материалов, технологии;
  • качество сырья и покупных частей, используемых в изделии;
  • качество оборудования, с помощью которого будет изготавливаться изделие, его точность и состояние;
  • качество инструментов и совершенство техники измерения параметров качества продукции;
  • состояние окружающего производственного пространства в части температуры, влажности, давления воздуха и чистоты помещений;
  • качество труда, исполнения технологических процессов, квалификация и опыт работников, занятых на производстве;
  • отношение руководящего состава предприятия к организации борьбы за качество.
  • Достижение выпуска только качественной продукции требует значительных усилий и средств. Наиболее эффективно получение качественного изделия с первого раза. Нет необходимости в контроле качества, если задуманные конструкции и технология были переданы точно и использованы без ошибок. Однако это требует дополнительных расходов на обеспечение качества как при конструировании, так и в процессе изготовления изделия. Если этого нет, то расходы растут в результате брака и содержания технического контроля.

    Стоимость качества складывается из следующих компонентов:

  • затрат на мероприятия по контролю качества, включающих стоимость проверок и содержание отделов технического контроля;
  • затрат на мероприятия по предупреждению брака (встроенный в техпроцессы контроль, входной контроль сырья, поддержание постоянного климата);
  • затрат на содержание и ремонт оборудования с целью предупреждения отказов и аварий и восстановления его точностных характеристик и надежности;
  • затрат на исправление брака;
  • затрат на лишние отходы;
  • затрат на изготовление отбракованных и не подлежащих исправлению деталей, узлов, изделий;
  • затрат на ремонт изделий по рекламациям в течение гарантийного периода;
  • затрат на организацию услуг по ремонту и профилактике проданных изделий.
  • Опыт показывает, что например, стоимость встроенных в технологическое оборудование контрольных приборов и устройств составляет 1/3–1/2 стоимости самого технологического оборудования, но эти затраты окупаются сокращением технологического брака и повышением производительности труда.

    В результате обследования 20 предприятий различных кампаний ФРГ были получены данные, которые позволяют составить структуру расходов на обеспечение качества.

    Расходы по обеспечению качества составляют в среднем 15% общих оборотных средств предприятия. Они складываются из расходов на контроль (8,25%), на предотвращение брака (0,75%) и расходов, вызванных браком (6%). При этом расходы на контроль складываются примерно так: 57% на окончательный контроль, 33% ‑ контроль в процессе обработки и 10% ‑ входной контроль. Расходы, вызванные браком: 77% на устранение брака и 23% на удовлетворение рекламаций и по гарантийному ремонту. Эти цифры говорят о том, что ведется в основном констатация брака, а выявлению причин и предупреждению брака уделяется весьма мало внимания.

    Обычно численность аппарата отделов технического контроля на передовых предприятиях составляет 8-10% общей численности работающих; увеличение этой доли является первым признаком плохой технологической дисциплины на предприятии.

    Трудоемкость контроля во многом зависит от развития техники измерения параметров качества. Имеет место прямая связь, например, между трудоемкостью достижения точности и увеличением точности измерения параметров качества различными средствами.

    Снижение трудоемкости обработки деталей заданной точности является одним из критериев совершенствования технологии. Трудоемкость получения заданной точности обрабатываемых размеров не находится в прямой зависимости от мощности и точности станка, поскольку она зависит еще от точности и быстродействия системы управления (рабочего или системы ЧПУ) и точности измерения получаемых размеров. На различных этапах развития управления рабочими органами станка имела место определенная зависимость относительной трудоемкости получения заданной точности и развития техники измерения. Так, для увеличения точности обработки в 100 раз потребовалось 150-170 лет, трудоемкость при этом снизилась только на 20%.

    Техника контроля параметров постоянно совершенствуется, имеет место непосредственное совмещение контролирующих приборов (инструментов) и устройств с технологическим оборудованием. Широкое распространение получает использование электромеханических датчиков, преобразователей изображений с распознаванием образов и других адаптирующих датчиков. Эта техника дает возможность 100%-го контроля параметров без остановки технологического процесса.

    Высокое качество продукции невозможно достичь без соответствующих затрат. При расчете совокупных затрат, необходимых для обеспечения качества, в определении себестоимости продукции капиталистические фирмы руководствуются таким соображением: дополнительные затраты на повышение надежности изделия в процессе его проектирования, на изготовление его образца, на отладку технологических процессов не только окупаются путем уменьшения дефектов в серийном и массовом производстве и сокращения расходов на гарантийные ремонты, но и дают дополнительную прибыль. Особенно показателен в этом отношении опыт Японии.

    Количество опытных образцов, которые проходят испытания на японских фирмах, в 3-4 раза больше, чем на американских. Наиболее эффективный путь сокращения затрат на обеспечение качества продукции состоит в увеличении доли затрат на профилактику брака, разработку и внедрение мероприятий по анализу причин возникновения дефектов и предотвращению их появления в будущем. Статистика показывает, что 1 долл., вложенный в подобные мероприятия, дает экономию затрат на технический контроль и испытания на 9 долл. и влечет сокращение потерь от брака на 15 долл.

    Специалисты отмечают, что на большинстве машиностроительных предприятий различных стран мира большая часть работающих (инженерный, технический персонал, производственные рабочие) не заботятся о качестве своей работы. Создается впечатление, что никто, кроме управляющих, не заботится о качестве продукции. Большинство ошибок, ведущих к браку, происходит вследствие безразличного отношения к своим обязанностям.

    Основные причины выпуска некачественной продукции сводятся к следующим:

  • отсутствие соответствующих условий работы, т.е. отсутствие должной технической документации, адекватных средств измерения параметров качества, постоянной поддержки нормальной работы оборудования и пр.;
  • недостаток знаний, несоответствие квалификации работающих в решении производственных задач;
  • недостаточный анализ источников отдельных дефектов продукции;
  • невнимательность и ошибки.
  • Первая причина устраняется созданием надлежащих условий, надлежащей организацией производства, строгим соблюдением спецификаций и технологической дисциплины, правил содержания оборудования и поддержанием установленного климата помещений; вторая причина – постоянным обучением, повышением квалификации и переподготовкой кадров; третья – глубоким анализом источников дефектов, относящихся к человеку, материалам, оборудованию, взаимодействию материалов с машиной и человека с машиной; четвертая – повышением заинтересованности, воспитанием гордости за изготовленные изделия.

    Установлено примерно следующее соотношение причин брака и низкого качества в эксплуатации (%):

  • недостатки в конструкции изделия 50-70
  • недостатки в технологии или несоблюдение технологической дисциплины 20-30
  • вина операторов, эксплуатирующих изделие 5-15
  • недостатки сервиса оборудования 5
  • Таким образом, усилия фирмы должны быть направлены на совершенствование конструкторско-технологических решений, включая такой важный процесс, как правильный выбор основных параметров изделия, его эксплуатационных характеристик. Но в решении проблем качества основным остается человеческий фактор. Ошибка человека определяется как неспособность выполнить предписанные действия (или выполнение запрещенного действия). Она может произойти вследствие:

  • недостатка соответствующего обучения и опыта;
  • неумения обращаться с оборудованием;
  • сложности поставленной задачи;
  • плохой конструкции оборудования;
  • несоответствующих инструмента и оснастки, организации рабочего места, перегруженности его оборудованием, персоналом;
  • плохой организацией труда;
  • плохого устного объяснения;
  • недостаточного освещения рабочего места, высокой температуры, высокого уровня шума;
  • плохо написанных руководств и инструкций, скуки на рабочем месте;
  • эмоционального расстройства;
  • недостатка времени;
  • торопливости;
  • усталости;
  • неохоты.
  • Таким образом, современный научный подход в управлении качеством основывается на концепции предупреждения брака по всему инновационному циклу; при этом подразумевается, что только данные о качестве, накопленные в процессе всех этапов изготовления и использования изделий, могут быть достоверной основой управления качеством. при таком подходе о качестве заботятся все отделы, цехи и участки, для каждого участка следующий участок есть покупатель и его требования должны полностью удовлетворяться. Анализ проблем качества проводится по данным всех процессов, и на каждом участке главное внимание обращается на выявление проблем брака и их анализа с последующей разработкой мер по предупреждению брака.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:22