Алгоритм взаимодействия органов внутренних дел и федеральной налоговой службы

Семёнов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
На сегодняшний день в России одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел (ОВД) и Федеральной налоговой службы (ФНС) является борьба с фирмами-однодневками. По разным оценкам, в результате использования механизма фирм-однодневок бюджет России в 2007 году потерял от 500 до 700 млрд. рублей.

Ключевые слова: федеральная налоговая служба, налогообложение, уклонение от уплаты налогов, налоговые правонарушения, органы внутренних дел, фирмы-однодневки



На сегодняшний день в России одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел (ОВД) и Федеральной налоговой службы (ФНС) является борьба с фирмами-однодневками. По разным оценкам, в результате использования механизма фирм-однодневок бюджет России в 2007 году потерял от 500 до 700 млрд. рублей.

Практика последних лет показывает, что достижение положительных результатов в этом направлении возможно лишь при тесном взаимодействии двух выше обозначенных служб. Прежде всего, необходимо определиться, что же такое фирмы-однодневки и для чего они создаются?

Минимизация налогов с помощью фиктивных фирм

Одним из способов увеличения прибыли организации является оптимизация налогового бремени. Для этого создаются различные схемы минимизации налоговой базы. Вся их суть сводится в переложении обязанности по уплате налогов на специально созданные юридические лица. Они могут называться по-разному ‑ «светлячки», «помойки», «фонари», «тюльпаны», «технологи», «обналы». Компании такого рода создаются, как правило, на небольшой промежуток времени, поэтому их основное название – фирмы-однодневки.

Таким образом, для предприятия наиболее результативным способом минимизировать налогооблагаемую базу является введение в финансово-хозяйственную деятельность фирм-однодневок. Они не ведут никакой деятельности, а используются лишь для фиктивных сделок.

Разнообразие различных схем, используемых недобросовестными налогоплательщиками, поражает. Самые простые заключаются в приобретении у фирм-однодневок (сделка осуществляется формально, лишь по бухгалтерским документам) товаров, работ или услуг. НДС (входящий) по таким операциям успешно ставится к вычету, а налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшается.

На первый взгляд кажется, что если надзорным органам и удастся вычислить применяемую недобросовестным налогоплательщиком схему, то им уж точно не удастся собрать нужную доказательственную базу преступной деятельности. На самом деле, если правоохранительные и налоговые органы будут действовать совместно, то шансы привлечения к ответственности недобросовестных предпринимателей значительно возрастают.

Опознавательные признаки фирм-однодневок

Так как же выявить фирму-однодневку из огромного количества других компаний?

Несмотря на все ухищрения, которые используют недобросовестные налогоплательщики при попытке завуалировать фиктивные сделки под реальные хозяйственные операции, контролирующие органы научились своевременно их определять по ряду отличительных признаков.

Одним из таких признаков является то, что фирма-однодневка не имеет каких-либо координат (её нет в природе). Поэтому вопросы, заданные недобросовестному налогоплательщику о том, где, когда и с кем велись переговоры перед подписанием контракта, как правило, остаются без вразумительного ответа. По этой же причине бланки, печати, справки, накладные, счета-фактуры и другие документы, связанные с фирмами-однодневками, зачастую хранятся в офисах «добросовестных налогоплательщиков».

Поэтому основной задачей органов внутренних дел на первоначальном этапе при борьбе с фирмами-однодневками является выявление возможных мест хранения их печатей в офисах компаний.

Кроме того, сразу бросается в глаза сомнительность или нестандартность операций для конкретного вида бизнеса. На этом этапе чаще всего хорошо «срабатывают» сотрудники ФНС, так как именно к ним стекается информация обо всех финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков. Например, без сомнения, должна вызывать интерес налоговых инспекторов торговая компания, ежемесячно «закупающая» (по документам) маркетинговые исследования на сумму 80–90 тыс. евро.

Как поймать "светлячка"?

Но мало установить факт «недобросовестности» налогоплательщика, необходимо собрать неопровержимую доказательственную базу. При тесном взаимодействии сотрудников контролирующих органов и это оказывается вполне посильной задачей.

Для этого сотрудникам ОВД необходимо отобрать заявление от «директора» фирмы-однодневки, в котором последний сообщает о существовании неизвестного ему юридического лица, оформленного на его имя. Указанное заявление должно быть в течение 24 часов зарегистрировано в книге учёта сообщений о преступлениях в ОВД по территориальности.

Затем в дело должны включиться сотрудники ФНС по месту регистрации «технической» фирмы, которые, как правило, сообщают, что: «ООО «Обнал–2008» не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность. Установить его реальное место нахождения невозможно».

Далее необходимо направить запросы в финансово-кредитные учреждения с целью отслеживания движения денежных средств. Объём и разнообразие операций косвенно подтверждают недобросовестность налогоплательщика, так как не всегда реально существующая компания одномоментно может оказывать, например, стоматологические услуги, торговать офисной мебелью и производить кондитерские изделия.

Одновременно необходимо сделать запрос собственнику здания по месту нахождения «сомнительной» фирмы. Как правило, ответ владельца помещения очевиден: «Никаких отношений с «ООО «Обнал–2008» никогда не было.

Иногда не бывает лишним направить запрос в органы ЗАГСа, бывали случаи, что директор фирмы-однодневки умер за несколько лет до оформления на его имя организации.

Далее, эксперты-криминалисты должны провести экспертизу подписей на бухгалтерских, налоговых и иных документах, из которой, как правило, следует, что подписи на документах являются фиктивными.

Под совокупностью всех этих доказательств становится очевидным, что мы имеем дело именно с недобросовестным налогоплательщиком.

На этих примерах мы видим, что эффективная борьба с фирмами-однодневками возможна лишь при тесном взаимодействии контролирующих органов. Только в этом случае своевременно удастся раскрыть даже самые сложные и запутанные схемы уклонения от уплаты налогов. При этом такого рода мероприятия фактически не требуют дополнительного финансирования, а эффект от их реализации не заставит себя долго ждать.


Источники:

1. Хайдукова Г.В., Ушков А.А., Малыгин С.С. Если к вам пришли: Налоговая полиция. Криминальная милиция. Прокуратура. – М.: ЦЭПИ, 1998. – 226 с.

2. Карсетская Е. Изменения в порядке взыскания налоговых санкций // Новая бухгалтерия. – 2006. ‑ №1. – С. 31-38.

3. «Силовые приемы» налоговиков // Налоги и бизнес. – 2007. ‑ №38 (437). – С. 11 – 15.

4. Шараев С. Правовой статус налоговой полиции // Хозяйство и право. – 1999. ‑ № 6. – С. 67-72.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:00