Новая роль розничных сетей в российской экономике. Бурное развитие розничной сетевой торговли
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Розничные торговые сети в России развиваются стремительными темпами, ежегодно увеличивая свои обороты. По данным консалтинговой компании A.T. Kearney, Россия занимает третье место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей в 2008 году. Такое бурное развитие несет в себе не только положительные моменты – увеличение предложения потребителям, рост розничного товарооборота, но и ряд негативных факторов, таких как консолидация основной массы предложения товаров в ограниченном количестве сбытовых центров, как правило, международных.
Ключевые слова: оптовая торговля, розничная торговля, торговые сети
Розничные торговые сети в России развиваются стремительными темпами, ежегодно увеличивая свои обороты. По данным консалтинговой компании A.T. Kearney, Россия занимает третье место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей в 2008 году. Такое бурное развитие несет в себе не только положительные моменты – увеличение предложения потребителям, рост розничного товарооборота, но и ряд негативных факторов, таких как консолидация основной массы предложения товаров в ограниченном количестве сбытовых центров, как правило, международных.
Эта группа принимает решение о наличии продукции в сетях, тем самым, оказывает прямое воздействие на реализацию продукции производителями. Центр изучения рыночной среды проанализировал деятельность розничных торговых сетей в Санкт-Петербурге и обнаружил 27 факторов неравноправного взаимодействия поставщиков с торговыми розничными сетями, которые могут быть признаны дискриминационными или невыгодными [1].
По оценкам некоторых экспертов, розничные сети уже контролируют более 15% внутреннего рынка, а в крупных городах удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте еще выше — до 50%. [2]
Влияние розничных сетей на поставщиков
Анализ влияние розничных сетей на поставщиков на примере DIY (формат магазинов “сделай своими руками”) показывает, что во всех товарных направлениях, где возможно сотрудничество с крупными производителями, сети будут стремиться выбирать именно их. При этом иностранные сети будут невольно более склонны к сотрудничеству с иностранными производителями, благодаря накопленному опыту работы с ними на других рынках. Таким образом, можно констатировать, что посредством своей работы глобальные торговые сети формируют глобальное предложение на рынках и ограничивают доступ небольшим производителям на розничный сегмент рынка.
Ниже систематизированы плюсы и минусы от присутствия сетевых розничных магазинов.
Положительные:
— за счет больших объемов они добиваются снижения закупочной цены и могут предложить конечным потребителям товары по более низкой цене;
— способствуют развитию розничной торговли;
— помогают производителям расширять географию своего присутствия;
— предлагают покупателям широкий ассортимент различных групп продуктов, сконцентрированных в одном месте.
Отрицательные:
— диктуют производителям часто невыгодные условия сотрудничества, что может потенциально привести к замедлению развития компаний;
— сети склонны сотрудничать только с крупными производителями, что ограничивает развитие средних и небольших компаний;
— создают стандартное, усредненное предложение на рынке для покупателей, что фактически при большом объеме предложения является фактором ограничения свободы выбора;
— приводят к закрытию розничных точек небольшого и среднего размера;
— сети могут в любой момент отказаться от поставленного товара и вернуть его поставщику;
— иностранные сети склонны сотрудничать с иностранными поставщиками, что ограничивает возможности для сбыта продукции отечественных компаний.
Пересмотр отношения к розничным сетям/дистрибьюторам со стороны компаний и государства
Анализ деятельности розничных сетей свидетельствует, что следует признать их существование как факт системного развития торгово-экономических отношений, и необходимо принятие мер для регулирования их деятельности со стороны государства, а также учитывать особенности их влияния на сбыт со стороны компаний.
Компаниям, осуществляющим стратегическое планирование, рекомендуется особое внимание уделять дистрибуции. Еще в 1979 году Майкл Портер предложил оценивать состояние конкуренции в отрасли с помощью пяти основных сил: существующая конкуренция в отрасли; рыночная власть поставщиков; угроза появления новых участников на рынке; угроза появления продуктов-заменителей; сила покупателей. В течение долгого периода времени компании используют данную методику для определения совокупной прибыльности отрасли и разработки стратегии компании на рынке.
Активное развитие сетевых магазинов позволяет говорить о появлении новой силы, влияющей на конкуренцию, – силы дистрибьюторов, которую имеет смысл рассматривать отдельно, т.е. выделить в отдельную шестую движущую силу конкуренции.
Роль государства в регулировании сетей
Для нивелирования диспропорций от деятельности розничных сетей государство должно отслеживать, чтобы их деятельность не была препятствием для создания нормальных конкурентных условий на рынке. Наиболее подходящим средством для этих целей является регулирование с помощью антимонопольного законодательства.
В настоящее время проходят активные дискуссии вокруг роли государства в регулировании деятельности сетей. Большинство сложностей в принятии конкретных мер связано с тем, что существуют как положительные, так и отрицательные моменты от подобных мероприятий.
В данный момент деятельность сетей, как и других торговых компаний, регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 25 июля 2008 года обновленный законопроект о торговле был представлен на обсуждение. Порог индивидуального доминирования для московских и питерских сетей определен на уровне 5%, для всех остальных регионов 15%. Проект был раскритикован представителями сетей и отправлен на доработку.
В действующем Законе о конкуренции первоначальный порог и предельный порог доминирования определены как 35% и 50% соответственно. Принимая во внимание особенности розничной торговли, такие пороги для розничных сетей должны быть снижены. Экспертами предлагается вариант 10 и 35%.
В этом случае рекомендуется двухступенчатый переход на новое регулирование. Например, при достижении уровня доминирования сети в регионе 5-10%, сеть обязуется раскрыть условия закупок. После достижения предельного уровня, должны быть предприняты действия для ограничения дальнейшего развития в данном регионе (ограничения по слиянию и поглощению, ограничения на покупку земель и т.д.). В этом случае снижается риск появления городов/регионов, в которых существует доминирование одной розничной сети.
Другим способом снижения потенциального влияния розничных сетей является увеличение их количества, тогда внутриотраслевая конкуренция будет выполнять функции саморегулятора отрасли.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что само по себе развитие розничных сетей является положительным моментом, сигнализирующем о позитивном развитии экономики. Ввиду своего потенциально возможного высокого влияния как на формирование совокупного предложение, так и на сбыт производителей необходимо уделять особое внимание функционированию сетей со стороны компаний (включая соответствующие пункты при подготовке стратегии), так и со стороны государства, убеждаясь, что две стороны: производители и розничные сети обладают равным положением, исключающим чье-либо доминирование. В этом случае конкуренция позволит, как с одной стороны развиваться торговым сетям, наращивая свои объемы, так и поощрять развитие производственных компаний на благо потребителю.
Источники:
2. Кузнецов А. Баланс и доминанта // Бизнес-журнал. – 2007. - №8.
3. Дицман Н. Мы не можем себе позволить иметь 3-4% рынка // Секрет Фирмы. – 2004. – 17 июня.
4. Телицина И.// Компания. – 2005. - №15. – 18 апреля. - С.66.
5. Рублева А. DIY рукам покоя не дает //Деловая недвижимость. – 2006. – 27 марта.
6. Ярош Ю. Расти вместе // Ведомости. – 2005. – 17 июня.
7. Желобанова Е. Британская розничная сеть открывает первый магазин в России // RBK. – 2006. - 21 февраля.
8. Карусель и Castorama договорились о стратегическом партнерстве // Комерсантъ. 2008. – 01 февраля.
9. Александрова О. Гигант DIY формата // Комерсантъ. – 2008. - 22 января.
10. Чечель А. Проект закона о торговле отправили на переработку // Ведомости. – 2008. – 28 июля.
11. Исследование «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов» // РБК. – 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:03