Оценка внедрения бизнес-модели круговой экономики в цепи поставок розничной торговли

Кошепарова П.Я.1, Шарова И.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861811

Аннотация:
В статье определены основные тенденции роста и развития рынка розничной торговли в Российской Федерации. Выявлены основные аспекты влияния внедрения бизнес-модели круговой экономики на деятельность предприятий розничной торговли в современных экономических условиях. Проведен анализ динамики объемов отходов и основных способов обращения с ними, выявлена роль розничной торговли в образовании и переработке отходов. Представлены авторские наработки по созданию методики оценки результатов внедрения бизнес-модели круговой экономики на розничных торговых предприятиях.

Ключевые слова: круговая экономика; циркулярная экономика, обратная логистика; замкнутые цепи поставок; розничная торговля

JEL-классификация: F10, L80, Q56



ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях экономической нестабильности и частом возникновении новых вызовов, предприятиям розничной торговли особенно важно сконцентрировать свою деятельность на поддержании устойчивости и конкурентоспособности и организации управления наиболее эффективными способами. При этом, несмотря на множество потрясений и кризисов, произошедших с российским бизнесом в последние несколько лет, сейчас для ритейла в России складывается положительный прогноз. Согласно исследованию ИА M.A.Research [12], предприятия розничной торговли в России, начиная с 2023 года будут восстанавливать свои ресурсы и обретать устойчивость, подстроившись под новые экономические условия.

Одним из наиболее перспективных факторов роста внутренней эффективности для предприятий розничной торговли является внедрение бизнес-модели круговой экономики. Концепция данной модели заключается в организации замкнутой цепи поставок с соблюдением принципов «зеленой» ESG-повестки (экологическое, социальное и корпоративное управление). Так как построение замкнутой цепи поставок позволит компаниям не только достигнуть собственной экономической выгоды за счет потенциальной минимизации потерь, оптимизации издержек и получения дополнительной прибыли, но и получить дополнительную поддержку от государства.

Объект исследования: логистика предприятий розничной торговли. Предмет исследования: управление возвратными потоками (отходами) в замкнутых цепях поставок.

Цель и задачи исследования: провести анализ текущего этапа развития рынка розничной торговли в России, сформулировать основные теоретические положения экономики замкнутого цикла, оценить целесообразность применения концепции круговой экономики в товаропроводящих цепях потребительского рынка, предложить систему показателей для анализа внедрения принципов круговой экономики с точки зрения экономического, экологического и социального аспектов.

При реорганизации цепи поставок важно оценить результаты и эффективность внедренных новшеств. В связи с этим важна разработка универсальной методики оценки результатов внедрения бизнес-модели круговой экономики, с помощью которой розничные торговые предприятия смогут получать актуальные и необходимые данные об эффективности реализованных бизнес-процессов.

Научная новизна данной работы заключается в разработке методики оценки результатов внедрения бизнес-модели круговой экономики на предприятиях розничной торговли.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

По данным Росстата за последние несколько лет розничный товарооборот в России имеет положительную тенденцию роста, что подтверждает линия тренда, отображенная на рисунке 1.

Изображение выглядит как линия, диаграмма, График, скат

Автоматически созданное описание

Рисунок 1.Темп роста оборота розничной торговли в РФ в 2017–2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных источника [11]

После резкого сокращения товарооборота розничных торговых сетей в 2020 году, причиной которого можно рассматривать ограничения, связанные с глобальной пандемией коронавируса, объем розничного товарооборота начал показывать заметный рост. В 2021 году темп роста розничного товарооборота составил 117% и превысил показатели прошлых лет более, чем на 10%. Даже несмотря на снижение темпа роста в 2022 году, которое, вероятно, возникло по геополитическим причинам, тенденция постоянного роста розничного товарооборота сохраняется.

При этом нужно отметить еще одну устойчивую тенденцию, которая связана с непредсказуемыми пиками спроса. Этот фактор необходимо учитывать в стратегии компаний по организации возвратных потоков.

Помимо офлайн-продаж, увеличивается и доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли (рис 2).

Представленный график показывает, что мощный толчок в развитии каналов онлайн-торговли для ритейлеров дала пандемия коронавируса в 2020 году. Введенные ограничения для офлайн-магазинов дали ритейлерам стимул развивать новые каналы продаж и осваивать рынок онлайн-торговли. Так, в период с 2020 по 2022 год доля продаж в онлайн-сегменте розничной торговли выросла в 1,5 раза – с 3,9 до 6%.

Изображение выглядит как линия, диаграмма, скат, График

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в РФ за 2017–2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных источника [11]

Экспертные прогнозы говорят о том, что с 2023 года отрасль розничной торговли в России, несмотря на возникавшие ранее трудности, выйдет на новый виток своего развития [12]. Компании, приспособившиеся к новым экономическим и геополитическим условиям, будут более открыты для инвестиций в развитие и совершенствование своей деятельности.

Одним из наиболее перспективных факторов роста для ритейлеров в следующие несколько лет может стать внедрение на предприятиях розничной торговли бизнес-модели круговой (циркулярной) экономики. Данная бизнес-модель будет способствовать росту компаний, позволяя получать дополнительные ресурсы за счет снижения производственных потерь и управления отходами в цепях поставок. Основной задачей при организации замкнутых цепей поставок в рамках круговой экономики является реорганизация бизнес-процессов для создания условия повторного использования ресурсов в разных отраслях экономики на условиях, отвечающих экономическим, экологическим, технологическим параметрам эффективности производств [13].

Внедрение бизнес-модели круговой экономики и построение замкнутых цепей поставок на предприятиях розничной торговли также соответствует принципам и цели Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», а деятельность компаний по повторному использованию и утилизации материалов, товаров и тары регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» [1].

Концептуальные основы и ключевые статистические показатели по измерению экономики замкнутого цикла были разработаны Европейской экономической комиссией ООН и были утверждены на женевской конференции Измерение экономики замкнутого цикла в июне 2023 года. [10] Основное определение экономики замкнутого цикла основывается на терминах традиционной линейной экономической системы, т.е. сведение материальных потоков в рамках существующих линейных цепочек создания стоимости. Второе, более широкое определение экономики замкнутого цикла, подчеркивает важность «замедления материальных потоков» за счет продления срока службы продукции. Третье, самое широкое определение экономики замкнутого цикла, основывается на более эффективном использовании ресурсов в рамках существующей линейной системы [10].

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕДРЕНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КРУГОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

При управлении логистикой розничной торговли выделяют два основных направления движения материальных потоков. Прямая логистика – непосредственно движение материальных потоков, направленных от производителей, поставщиков и розничных сетей к конечным потребителям. И обратная логистика – это процесс управления и координации обратного потока товаров, начиная от потребителя до их исходного источника в цепи поставок. Она включает в себя возвращение, переработку и утилизацию товаров, обработку гарантийных случаев, повторное использование и перенаправление вторичных ресурсов в целях минимизации отходов и оптимизации эффективности использования ресурсов.

Оба этих направления при правильной организации образуют замкнутую цепь поставок, которая обеспечивает целостность управления материальными потоками. Построение замкнутой цепи поставок и будет являться основой внедрения бизнес-модели циклической (круговой) экономики на предприятиях розничной торговли.

Можно выделить несколько аспектов, на которые внедрение бизнес-модели круговой экономики будет оказывать наибольшее влияние в разрезе деятельности предприятий розничной торговли:

1. Экономический

a. На макроуровне

Организация замкнутых цепей поставок на предприятиях станет толчком развития отрасли переработки вторсырья. Это обеспечит появление новых и развитие существующих предприятий по утилизации и переработке, что поспособствует появлению новых рабочих мест и экономическому росту.

b. На уровне компании.

С помощью построения замкнутых цепей поставок, компаниям откроется возможность не только оптимизировать издержки, но и открыть новые способы получения прибыли за счет грамотного подхода к обработке и утилизации вторсырья и перераспределению возвратных материальных потоков.

Ожидается, что внедрение бизнес-модели круговой экономики обеспечит экономию материальных затрат на 700 млрд долларов в секторе FMCG (Fast Moving. Consumer Goods, товары повседневного спроса) к 2030 году. [8]

2. Экологический

Влияние циклической экономики на экологию проявится в сокращении выбросов CO2, достижение максимальной полезности оборачиваемых ресурсов и сокращение их потребления.

3. Социальный

Помимо обеспечения новых рабочих мест, внедрение замкнутой цепи поставок позволит компаниям улучшить свою репутацию за счет организации своей деятельности в соответствии с принципами ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление). А также усилить лояльность клиентов за счет потенциального совершенствования сервиса, качества продукции и предоставления услуг.

Одной из наиболее проблемных зон товаропроводящих систем розничной торговли на данный момент можно выделить обработку вторсырья и отходов, которые формируются в процессе основной деятельности.

По данным Росстата, несмотря на то, что общий объем отходов, значительно снижался в 2020 году (что можно объяснить влиянием пандемии), в 2021 году объем отходов превысил значения 2019 года на 9%. (табл.1)

Таблица 1.

Сравнительные сведения об отходах за 2019–2021 гг.

Показатели
2019
2020
2021
Образовано отходов, млн тонн
7 750,8
6 955,7
8 448,6
Обработано отходов, млн тонн
237,2 (3% образованных)
15,99 (0,2% образованных)
23,46 (0,3% образованных)
Утилизировано отходов, млн тонн
3 857,2 (50% образованных)
3 406,3 (49% образованных)
3 920,1 (46,4% образованных)
Обезврежено отходов, млн тонн
24,5 (0,3% образованных)
22,68 (0,3% образованных)
17,13 (0,2% образованных)
Размещено отходов на хранение, млн тонн
2 621,9 (34% образованных)
2 874 (41% образованных)
3 510,8 (41,5% образованных)
Захоронено отходов, млн тонн
1 178,8 (15,2% образованных)
832,3 (12% образованных)
981,4 (11,6% образованных)
Источник: Составлено авторами на основе данных источника [7]

Наибольшее количество ТКО (твердых коммунальных отходов) на предприятиях розничной торговли зачастую формируется именно в процессе обработки тары и вторсырья на РЦ. Согласно данным, полученным от Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров России, пищевыми отходами становятся до 7% продаваемых продуктов в магазинах [15].

При этом прослеживается опасная тенденция: в период 2019-2021 годов доля утилизированных, обезвреженных и захороненных отходов сокращается относительно прошлых периодов и одновременно увеличивается доля отходов, размещаемых на хранение, что отражено на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнение данных по обработке отходов в 2019–2021 гг.

Источник: cоставлено авторами на основе данных источника [7]

По данным ТИАР-центра, в России треть от всех пищевых отходов - это отходы от компаний розничной торговли и общественного питания. [14] И, поскольку, второй по популярности способ обработки отходов – это размещение их на хранение на полигонах, тенденция увеличения объемов отходов и, как следствие, увеличение площадей полигонов и свалок, будет оказывать прямое негативное влияние на окружающую среду, экологию и благополучие населения.

При этом, если предприятия розничной торговли, которые являются одним из основных источников возникновения отходов, не предпринимают каких-либо действий по минимизации этих негативных последствий собственной деятельности, это может повлиять на их репутацию на рынке среди покупателей и партнеров, а в дальнейшем на их конкурентоспособность. В связи с этим, внедрение на предприятиях розничной торговли бизнес-модели круговой экономики позволит не только решать свои корпоративные бизнес-цели, но и способствовать улучшению экологической и социальной устойчивости национальной экономики.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КРУГОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Внедрение новой бизнес-модели на предприятии – это процесс ресурсозатратный и требует тщательного подхода к разработке решений по реорганизации текущих бизнес-процессов, а также точного расчета финансовых, инвестиционных и управленческих возможностей предприятия.

Так, построение замкнутой цепи поставок требует как совершенствования процессов прямой логистики, так и грамотное управление возвратными материальными потоками. Управление возвратами – это процесс управления деятельностью, связанной с возвратами, контролем и предотвращением их как внутри фирмы, так и между ключевыми участниками цепи поставок.

Частью процесса внедрения любой бизнес-модели на предприятии является этап прогнозируемой оценки результатов внедрения, оценки эффективности деятельности предприятия в новых условиях. Так как бизнес-модель круговой экономики не исключение, по итогу внедрения и разработки замкнутой цепи поставок на розничном торговом предприятии возникает необходимость оценить проделанную работу и полученный эффект от реорганизации.

По итогам проведенного исследования, авторами статьи была разработана система ключевых показателей для оценки результатов внедрения замкнутой цепи поставок для предприятий розничной торговли.

Оценку результатов внедрения предлагается проводить в пять последовательных этапов:

1. Анализ снижения потребления ресурсов.

Основа заключается в постоянном изменении потребления ресурсов и объема отходов и отслеживании динамики показателей, после внедрения круговой экономики в цепи поставок. Основные показатели, для проведения анализа состояния цепи поставок и выявления динамики потребления ресурсов:

1.1. Коэффициент снижения использования упаковочных материалов:

,

Где У0 – объем используемых упаковочных материалов на начало отчетного периода,

У1 – объем используемых упаковочных материалов на конец отчетного периода

1.2. Коэффициент снижения объема отходов:

Где О0 – объем отходов на начало отчетного периода,

О1 – объем отходов на конец отчетного периода

1.3. Коэффициент снижения стоимости ресурсов:

Где С0 – стоимость ресурсов на начало отчетного периода,

О1 – стоимость ресурсов на конец отчетного периода

2. Измерение уровня переработки и утилизации отходов.

Оценка количества отходов, подлежащих переработке или утилизации, и анализ изменений показателей до и после внедрения круговой экономики.

2.1. Коэффициент обращения отходов в ресурсы:

Где ОР – объем отходов, переработанных в ресурсы

О – общий объем отходов

2.2. Коэффициент сокращения необработанных отходов:

Где НО0 – объем непереработанных отходов на начало отчетного периода,

НО1 – объем непереработанных отходов на конец отчетного периода

3. Оценка экономической эффективности.

Расчет доходов от повторного использования и переработки товаров.

3.1. Доходы от повторного использования и переработки товаров:

Где ПО – объем переработанных и реализованных отходов и продуктов,

Ц – цена реализации за 1 единицу

4. Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Оценка отзывов и мнений потребителей о товарах, произведенных с использованием принципов круговой экономики.

4.1. Оценка уровня удовлетворенности потребителей:

Где ПО – количество положительных отзывов покупателей,

ОС – общее количество отзывов покупателей, обратная связь.

5. Оценка степени участия поставщиков и партнеров.

Анализ уровня вовлеченности поставщиков и партнёров в цепи поставок в процессы переработки и утилизации материалов и товаров.

5.1. Доля поставщиков и партнеров, участвующих в процессах переработки и утилизации материалов и товаров:

Где ВП – количество поставщиков и партнеров, вовлеченных в процесс переработки и повторного использования ресурсов,

ОП – общее количество поставщиков и партнеров в рамках цепи поставок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение бизнес-модели круговой экономики и организация замкнутых цепей поставок на предприятиях розничной торговли процесс, несомненно, затратный, требующий дополнительных инвестиций, привлечения управляющего персонала и, чаще всего, сопутствующего внедрения и совершенствования цифровых технологий. На данный момент наблюдается дефицит эмпирических исследований эффекта круговой экономики на эффективность деятельности предприятий, однако данное направление роста и развития все больше набирает популярность по мере восстановления российской экономики после нескольких глобальных кризисов.

В связи с современными трендами к соблюдению принципов ESG-концепции и «озеленения» экономики, которые прослеживаются так же в Федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла», можно предположить, что со временем все больше компаний будут стремиться к наиболее ответственному обращению с отходами. Данные изменения в конечном итоге проявятся в повсеместном внедрении бизнес-модели круговой экономики.

Именно поэтому особенно важно, помимо отлаженной технологии внедрения бизнес-модели, применить правильную методику оценки проделанной работы. Одна из возможных методик по оценке результатов внедрения бизнес-модели экономики замкнутого цикла представлена в данной работе. Важно отметить, что методика оценки включает в себя обобщенные этапы и показатели. Для более точной оценки предприятия розничной торговли могут дополнять и корректировать данные шаги в соответствии со спецификой своей деятельности.


Источники:

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/?ysclid=lsha5x14ph357915886 (дата обращения: 10.02.2024).
2. Боркова Е.А. Круговая экономика замкнутого цикла // Наука и образование в условиях цифровой трансформации экономики и обществ: Сборник лучших докладов профессорско-преподавательского состава X Национальной научно-практической конференция института магистратуры с международным участием. Санкт-Петербург, 2021. – c. 37-42.
3. Бурденко Е. Концепция циркулярной экономики: теоретические и практические аспекты. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/347973764_Koncepcia_cirkularnoj_ekonomiki_teoreticeskie_i_prakticeskie_aspekty (дата обращения: 14.02.2024).
4. Калякина И.М., Симоненко Я.А., Новикова С.И., Аванесян Э.А. Инновационное развитие бизнес-моделей в условиях круговой экономики с применением инструментов цифровизации // Альманах «Крым». – 2021. – № 25. – c. 33-40.
5. Шарова И.В., Голощапова А.С. Зеленая логистика как составляющая концепции устойчивого развития // Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры): Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. – c. 408-413.
6. Pamal R. Nanayakkara, Madushan Madhava Jayalath, Amila Thibbotuwawa, H. Niles Perera. The circular economy in detail. Ellenmacarthurfoundation.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/the-circular-economy-in-detail-deep-dive (дата обращения: 10.02.2024).
7. Rogers D.S., Lambert D.M., Croxton K.L., García‐Dastugue S.J. The Returns Management Process // International Journal of Logistics Management. – 2002. – № 2. – p. 1. – doi: 10.1108/09574090210806397.
8. Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2022 году. Rpn.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rpn.gov.ru/upload/iblock/92c/94e0t5bajsoxd1l947ompu2mphykcsw7/Doklad-2022-dop2.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
9. Экономика замкнутого цикла. Обзор международных подходов. Министерство экономического развития РФ. Экономика замкнутого цикла. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
10. Охрана окружающей среды в России. 2022. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ochrana_okruj_sredi_2022.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
11. Организации экономического сотрудничества и развития по измерению экономики замкнутого цикла Часть A: Концептуальная основа, статистическая основа и показатели Distr. Совместное руководство Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/sites/default/files/2023-05/CES%202023%203%20R.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
13. Российский ритейл в 2021-2022 гг. и прогноз на 2023-2026 гг. Исследовательское агентство M.A.Research. [Электронный ресурс]. URL: https://ma-research.ru/research/item/377-rossijskij-ritejl-v-2021-2022-gg-i-prognoz-na-2023-2026-gg.html (дата обращения: 10.02.2024).
14. Стратегия ППК РЭО на период до 2025 года и плановый период до 2030 года. Reo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/ezc (дата обращения: 10.02.2024).
15. АКОРТ: ритейлеры ищут возможности снизить отходы. Retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/akort-riteylery-ishchut-vozmozhnosti-snizit-otkhody-28-marta-2023-227198/ (дата обращения: 10.02.2024).
16. Эксперты оценили в 7% долю продуктов, которые магазины пускают в отходы. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/857166 (дата обращения: 10.02.2024).

Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:48:00