Риски цифровизации и экономическая безопасность лесного комплекса

Синявский Н.Г.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Синявский Н.Г. Риски цифровизации и экономическая безопасность лесного комплекса // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110794.

Аннотация:
В настоящее время бурно развиваются цифровые технологии. Поддержка этому процессу оказывается на государственном уровне во многих странах. В России приняты программные документы цифровизации страны и развития лесного комплекса, которые должны рассматриваться с единых системных позиций и с учетом интересов не только государства, но и бизнеса. В статье рассматриваются проблемы экономической безопасности одной из российских промышленных отраслей – лесной, и то, как цифровизация может помочь в решении этих проблем. Делается попытка проанализировать риски, возникающие в отрасли на пути ее трансформации. Выявлено, что российская экономика в целом обладает потенциалом цифровых преобразований. Существует также стремление достичь результата. Однако, источник рисков для лесного комплекса заключается в отставании от мирового уровня основных российских технологий, используемых в лесном бизнесе

Ключевые слова: лесной комплекс, цифровизация, дорожная карта, экономическая безопасность, риски

JEL-классификация: L73, Q23, O33



Введение

«Сегодня много говорится о существовании тренда на активное повышение роли новых технологий в экономике» [22].

Для обозначения содержания понятия «цифровая экономика» также используются термины «веб-экономика» [4, с. 146], «электронная экономика» [24]. Р. Бухт и Р. Хикса анализируют различные определения этого понятия [4, с. 146–155]. В данной работе под цифровой экономикой понимается экономика, в основе которой лежит применение электронных, цифровых, информационно-коммуникационных технологий.

Возможно [14, с. 6] (Kozyrev, 2018, р. 6), наиболее известным исследованием цифровой экономики научного направления следует считать работы Д. Тапскотта [26, 27] (Tapscott, 1995; Tapscott, 2014).

А.Н. Козырев, рассматривая процесс цифровизации в историческом аспекте, показывает, как «со временем активизируется эффективность цифровых технологий» [14, с. 6] (Kozyrev, 2018, р. 6).

Программы развития отдельных отраслей промышленности должны согласовываться с программой цифровизации в РФ в целом, что касается и российского лесного комплекса. Однако некоторые российские авторы отмечают недостаточную системность программы «Цифровая экономика Российской Федерации», недостаточную согласованность с другими программами Национальной технологической инициативы, «средства на которую выделяются из государственного бюджета» [13, с. 68] (Kapranova, 2018, р. 68).

В настоящей работе делается попытка представить, каким образом могут решаться проблемы российского лесного комплекса (далее – ЛК) с помощью внедрения цифровых технологий в системе общих целей развития страны в целом.

Перспективы развития цифровой экономики лесного комплекса

Эксперты дают различные количественные прогнозы перспектив развития цифровой экономики.

По оценкам Р. Бухта, и Р. Хикса, «размер цифровой экономики составляет 5% мирового ВВП» [4, с. 158]. Они также отметили неравномерность цифровой экономики и темпов ее роста: если преимущество по ее распространению сегодня у глобального Севера, то темпы роста выше у глобального Юга. Причем в целом темпы роста цифровой экономики превосходят темпы роста традиционной экономики.

В Проекте рекомендаций Целевой группы «B-20» говорится, что к 2025 году трансграничные потоки данных могут достичь отметки 20 трлн долл. США [19, с. 2].

Специалисты компании Huawei, основываясь на анализе все ускоряющихся процессов разработок бизнес-моделей, продуктов, процессов и услуг абсолютно нового формата, дают еще более оптимистичный прогноз, предполагая, что объем цифровой экономики к 2025 г. предположительно превысит 23 трлн долл. США [9, с. 2].

В России принята программа развития цифровой экономики [1] , что свидетельствует о большом интересе к этой теме руководителей страны [23].

В материалах по национальному проекту «Цифровая экономика», опубликованных на сайте Правительства, бюджет на 2019–2024 годы определен в размере 1,63 трлн руб. Из федерального бюджета на финансирование проекта должно поступить 1,1 трлн руб. Поступления из внебюджетных источников составят 535,3 млрд рублей [5].

Эксперты отмечают, что каждая отрасль и даже, возможно, каждое предприятие должны самостоятельно сформулировать свое отношение к цифровизации, наметить собственные пути ее внедрения.

Рассмотрим возможные направления цифровизации лесного комплекса России и постараемся выяснить, какие изменения могут послужить развитию отрасли.

В 2018 г. Россией была принята стратегия развития лесного комплекса до 2030 г. [2]. В контексте данной программы рассмотрим вопрос о тех последствиях, которые может нести для лесного комплекса цифровизация экономики.

Исходя из согласованного планирования всех отраслей экономики, формирование плана целей развития ЛК должно соответствовать задачам, содержащимся в программе «Цифровая экономика России» [1]. Программа «Цифровая экономика России» содержит основы развития цифровизации, реализуемых в три этапа.

В Стратегии перечислены основные проблемы экономической безопасности лесного комплекса:

- несоблюдение требований по лесоуходу;

- высокие потери от реализации угроз пожаров, лесных эпидемий и т.д., нежели предупредительные расходы;

- наличие чрезмерных административных преград в задачах проектного управления охраны природы;

- низкая эффективность переработки древесного сырья;

- низкая привлекательность лесного комплекса как объекта инвестиций;

- высокий износ основных средств отрасли, нехватка профессиональных кадров, практическое прекращение научных исследований для развития лесного комплекса;

- недостаточная проработка правовых вопросов отрасли.

При планировании трансформации ЛК требуется составить перечень задач, которые будут учитывать потребности ЛК и при этом согласовываться с целевым состоянием по каждому направлению цифровизации экономики страны и укладываться в поставленные сроки.

Для указанной выше цели разработана структура задач развития лесного комплекса в цифровой экономике. На рисунках 1–3 показаны структуры задач развития лесного комплекса для 3-го, 2-го и 1-го этапа и соответствующие структуры общих задач экономики.

Овал: Общие задачи экономической цифровой среды

Рисунок 1. Система задач для трансформации ЛК 3-го этапа

Источник: составлено автором по материалам «Глобальный индекс сетевого взаимодействия» [9].

Овал: Общие задачи экономической цифровой среды

Рисунок 2. Система задач для трансформации ЛК 2-го этапа

Источник: составлено автором по материалам «Глобальный индекс сетевого взаимодействия» [9].

Овал: Общие задачи экономической цифровой среды

Рисунок 3. Система задач для трансформации ЛК 1-го этапа

Источник: составлено автором по материалам «Глобальный индекс сетевого взаимодействия» [9].

Перечень задач «Цифровизация ЛК»:

1. Направления цифровизации в интересах государственного контроля лесного комплекса.

Общие направления:

- учет древесины и сделок по ней [6] (Voldaev, 2017);

- развитие системы ведения государственного реестра лесных участков [3] (Akyulov, 2018);

- создание единой системы регистрации сделок с лесными землями [3] (Akyulov, 2018);

- создание современной интерактивной карты лесов [3] (Akyulov, 2018);

- внедрение новых правил сбора отчетности, в том числе с использованием программных продуктов, позволяющих более эффективно и качественно контролировать деятельность арендаторов, своевременность их платежей в бюджет, проведение на участках санитарно-оздоровительных мероприятий, учет сделок по продаже древесины, а также отслеживать вырубку леса [8];

- использование аппаратуры «ГЛОНАСС» для отслеживания перемещения древесины [12];

- исключение человеческого фактора в процессе учета и отпуска древесины [10];

- система [25].

Перечислим конкретные направления в области информационного обеспечения выполнения своих обязанностей работниками государственных организаций лесного комплекса:

- развитие действующих комплексов федерального уровня («Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства»; Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) [2];

- разработка и внедрение новых комплексов, таких как отраслевая база данных, использующая картографические и геодезические материалы; комплекс контроля результатов исследований лесной патологии; коммуникационный пункт Федерального агентства лесного хозяйства, объединенный отраслевой информационный комплекс [2];

- проведение исследований, разработка и запуск в производство систем обзора и синтезирования многоспектральных отображений земной поверхности, которые могли бы использоваться на российских типовых спутниках «Метеор», «Метеор-МП», «Океан», «Обзор-О», «Электро», «Арктика» [11] .

2. Направления цифровизации в интересах бизнеса [6] (Voldaev, 2017):

- регулирование всех процессов, реализуемых при функционировании лесного комплекса: выращивание лесов и уход за ними, заготовка древесины, переработка древесного сырья;

- создание интегрированных систем, объединяющих процессы конструирования и изготовления изделий («заводская цифровизация»);

- создание эффективных машинных алгоритмов лесозаготовок («лесосечная цифровизация»);

- алгоритмизация в единый комплекс всех процессов лесного комплекса, от лесопосадок, включая производство саженцев, до глубокой переработки древесного сырья;

- необходимая подготовка всех элементов лесного комплекса для реализации разработанных формальных эффективных алгоритмов управления каждым отраслевым процессом;

- синтезирование систем регулирования интегральных систем, объединяющих процедуры производства и реализации продукции.

3. Направления цифровизации в интересах государства и бизнеса:

- дешифрование информации, полученной от авиационных и космических аппаратов;

- систематизирование лесоустроительных данных;

- получение количественных характеристик лесных участков;

- обеспечение функционирования геоинформационной системы;

- формализация картографирования [6] (Voldaev, 2017);

- внедрение систем космического мониторинга лесоизменений и системы учета лесов [21];

- ведение кадастрового учета лесного фонда [3] (Akyulov, 2018);

- организация биржевой торговли [20] (Tretiakov, 2017);

- использование технологии блокчейн [20] (Tretiakov, 2017);

- внедрение комплекса измерений характеристик траекторий перемещения древесного сырья от мест заготовки в реальном масштабе времени [3] (Akyulov, 2018);

- реализация процессов слежения с использованием космических средств [18] и процессов слежения на основе применения дронов [15];

- внедрение и использование возможностей цифровизации для финансовых операций и операций на лесных торговых биржах [20] (Tretiakov, 2017);

- создание специализированных цифровых платформ лесного комплекса.

Как следует из приведенной выше системы задач, для цифровизации лесного комплекса ядром и основным результатом создания этой системы является построение информационной инфраструктуры.

Рассмотрим интерпретацию дорожной карты нефтегазодобывающей отрасли [17] для построения информационной инфраструктуры лесного комплекса, эффективность которого для общества как поставщика изделий из дерева определяется качествами следующих процессов:

- картографии и оценки лесного фонда;

- мероприятий по сохранению и улучшению лесного фонда;

- лесозаготовки;

- переработки древесины.

Рассматриваемая дорожная карта состоит из трех крупных шагов.

1. «Вещь – цифра», в который входят этапы: механизация, установка датчиков, передача данных.

2. «Цифра», содержащий этапы: интеграции технологий и данных, анализа больших массивов данных, визуализации.

3. «Цифра – вещь», включающий этапы: использование робототехники (реализация связей цифровой среды с физической средой без участия людей), создание (использование 3D-печати для производства оборудования), виртуализация (формальное отображение физической среды, процедур и комплексов).

Как следует из проведенного анализа состояния ЛК, российские подсистемы оценки лесного фонда и ухода за ним могли бы находиться на втором и третьем шагах, но в данном случае многое определяется развитием космических и авиационных комплексов и соответствующей аппаратуры для мониторинга.

Подход к цифровизации переработки древесного сырья во многом схож с подходами, которые будут развиваться в других промышленных отраслях. Однако стоит заметить, что стоимость и сроки строительства целлюлозно-бумажных комбинатов значительно выше, чем в других странах [2].

Что касается лесозаготовки и перемещения древесины, то можно дать следующее описание технологиям, лежащим в основе модели российской цифровой трансформации.

1. Механизация процесса заготовки и транспортировки древесины должна заключаться в замене ручной и хлыстовой заготовки на заготовку главным образом с применением харвейстеров и форвардеров.

2. Установка датчиков и удаленный контроль за операциями:

- организация аэрокосмического мониторинга позволит объективно оценивать характеристики лесного фонда, что окажет существенную помощь лесозаготовителям как на этапе получения прав аренды лесного фонда, так и на этапах планирования и управления его эксплуатацией;

- оснащение лесозаготовительной и транспортной техники датчиками даст возможность как отслеживать изменения состояния древесины, так и оценивать состояние лесозаготовительной и транспортировочной техники, что позволит сократить простои и продлить время ее службы.

Что можно ожидать в перспективе от цифровой трансформации? Ради каких результатов эта деятельность может проводиться? В качестве ориентира приведем весьма приблизительные оценки для ответов на эти вопросы на основе оценок эффективности, полученных «Делойт» для топливно-энергетического комплекса:

- снижение времени простоев техники на 20–30% в результате упреждающих корректировок в работу оборудования с целью обеспечения соответствия изменяющимся эксплуатационным условиям;

- оптимизация стоимости работ производства составит 5–15% за счет мониторинга и анализа агрегированных данных;

- годовое снижение расходов составит около 1% от стоимости активов, и около 0,5% от стоимости активов составит увеличение денежных потоков (без учета снижения расходов, связанных с ремонтом и отказами техники).

Описанные выше технологии позволят сократить операционные издержки и затраты на капитал. Однако необходимо отметить, что решение о применении той или иной технологии, как на уровне материальных активов, так и на уровне активов цифровых, требует тщательного анализа и планирования.

Заключение

В исследовании описаны проблемы, с которыми сталкивается лесной комплекс России. Анализировалась стратегия Правительства РФ по преодолению этих проблем в аспекте цифровизации экономики страны, а также предложения, связанные с цифровизацией, в интересах лесного бизнеса.

По своим экономическим возможностям (если оценивать по ВВП по паритету покупательной способности) и научным традициям (в стране относительно большое количество исследователей) Россия способна достичь существенных результатов в цифровой трансформации. Планы расходов на цифровизацию подтверждают намерения страны идти по этому пути. Объем запланированных расходов на цифровизацию довольно значителен.

Однако если в вопросах картографирования, кадастрового учета, оценки лесных участков, деревообработки роль цифровизации можно представить довольно ясно, то остается вопрос, насколько общая цифровизация страны поможет таким бизнесам, как заготовка древесины, где, несмотря на автоматизацию, велика роль человека. Здесь цифровизация останавливается на облегчении работы оператора лесной индустрии и, видимо, не стоит ожидать в обозримом будущем полной замены человека.

В исследовании представлено, что основные централизованные усилия в области трансформации лесного комплекса направлены на усиление контроля за сохранением, развитием и эксплуатацией лесного фонда. Гораздо меньше уделяется внимания реализации возможностей цифровизации для решения задач развития отрасли по сравнению с тем вниманием, которое уделяется поддержке контролирующих функций государственного аппарата.

Можно также отметить, что риск замедления внедрения современных технологий в лесозаготовках и переработке древесины довольно высок. Это объясняется тем, что в настоящее время в лесном комплексе весьма широко используются системы, поставляемые из-за рубежа. Для их производства в стране недостаточно традиций и опыта. Кроме того, как показал анализ, сделанный в Стратегии развития лесного комплекса, стоимость и сроки строительства ЦБК в России существенно больше, чем в других странах.

Проблема развития цифровизации лесного бизнеса во многом является общей для промышленных отраслей России, что подтверждается как анализом технологий лесной промышленности, так и технологий ведущей в стране нефтегазовой отрасли.

Таким образом, на примере анализа лесного комплекса можно сделать вывод, что противодействие угрозам экономической безопасности может быть организовано на основе системной цифровизации всех технологических процессов. В то же время «цифровизация несет с собой специфические риски, природа которых лежит в наличии проблем использования российских технологий» [16, с. 33] (Lev, Leshchenko, 2020, р. 33), которые не уступали бы импортным и соответствующей подготовке кадров.


Источники:

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 N 1989-р (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
3. Акьюлов Р.И. «Современные технологии цифровой экономики в управлении лесным комплексом России». Дискуссия, № 4(89), август 2018, с. 24-31.
4. Бухт Р., Хикс Р. «Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. Т. 13. № 2. С. 143-172.
5. Бюджет национального проекта «Цифровая экономика до 2024 года». Режим доступа: URL: https://iot.ru/gorodskaya-sreda/byudzhet-natsproekta-tsifrovaya-ekonomika-do-2024-goda-sostavit-1-63-trln-rubley (дата обращения: 07.07.2020).
6. Волдаев М.Н. «Цифровая трансформация лесной отрасли России» // Деревообрабатывающая промышленность, № 2, 2017с. 24-30.
7. Воронина С.П., Безрукова Т.Л., Кириллова С.С. «Технологические тренды в цифровой трансформации предприятий лесной промышленности». // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
8. «В Рязанской области расширяется автоматизация лесного хозяйства». Режим доступа: URL: http://rv-ryazan.ru/v-ryazanskoj-oblasti-rasshiryaetsya-avtomatizaciya-lesnogo-xozyajstva/ (дата обращения: 17.07.2020).
9. Глобальный индекс сетевого взаимодействия за 2018 год. «Huawei Technologies Co Ltd». Режим доступа: URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/gci2018rus/materials/gci2018.pdf (дата обращения: 07.07.2020).
10. Дрожжа В. «Электронную систему учета древесины тестируют в трех лесхозах Беларуси». Мнения. Режим доступа: https://virtualbrest.by/news61005.php (дата обращения 10.07.2020).
11. Емельянов К. «Космический цех» дешевле покупки аппаратуры в США». Режим доступа: URL: http://russianspacesystems.ru/2018/10/25/konstantin-emelyanov-msu/ (дата обращения: 10.07.2020).
12. Иркутская область: «ГЛОНАСС» присмотрит за вывозом леса 28.06.2017. Режим доступа: URL: http://vestnik-glonass.ru/news/intro/irkutskaya-oblast-glonass-prismotrit-za-vyvozom-lesa/ (дата обращения: 17.07.2020).
13. Капранова Л. Д. «Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития» // Экономика. Налоги. Право. № 2/2018, c. 58-69.
14. Козырев А.Н. «Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе» // Цифровая экономика. 1(1)’2018, с. 5-19.
15. Кузюров Р. принял участие в работе Всероссийской конференции «Технологические инициативы в учете леса и земель лесного фонда». Режим доступа: URL: https://minleshoz.tatarstan.ru/index.htm/news/1327823.htm (дата обращения: 02.08.2020).
16. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности» // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 25-44.
17. Миттал А., Слотер Э., Бансал В. «От байтов к баррелям – цифровая трансформация в сфере разведки и добычи нефти и газа». Режим доступа: http://minleshoz.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1327823.htm (дата обращения: 17.07.2020).
18. «Опыт компании «Уралбумага» в реализации проекта «Умный лес» планируется тиражировать на весь Пермский край». Режим доступа: https://pcbk.ru/pressroom/company_news/2018/opyt-kompanii-uralbumaga-v-realizatsii-proekta-umnyy-les-planiruetsya-tirazhirovat-na-ves-permskiy-kray (дата обращения: 17.07.2020).
19. Проект рекомендаций Целевой группы B-20 «Цифровая экономика и индустрия 4.0». ПМЭФ май 2018 г., Аргентина, 2018.
20. Третьяков А. «Лесную отрасль постепенно приобщают к цифровой экономике». Красный Север, Вологодская областная газета. № 140, 13.12.2017.
21. «Хабаровский край переходит на рельсы автоматизации лесного хозяйства». Режим доступа: URL: http://www.ecosibir.ru/news/6199/ (дата обращения: 17.07.2020).
22. «Цифровая экономика и пути ее развития». Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/tsifrovaya-ekonomika-i-puti-ee-razvitiya/ (дата обращения: 27.07.2020).
23. «Цифровая экономика» как окно возможностей для инвестиций в Россию». Режим доступа: URL: https://ria.ru/20170615/1496598472.html (дата обращения: 16.07.2020).
24. «Электронная экономика. Стратегии Роста». Режим доступа: URL: https://plusworld.ru/daily/tehnologii/elektronnaya-ekonomika-strategii-rosta/ (дата обращения: 02.08.2020).
25. «IT-лесная охрана». Access mode: URL: https://proderevo.net/industries/forestry/it-lesnaya-okhrana.html (дата обращения: 17.07.2020).
26. Tapscott D. «The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence». McGrawHill. 1995. – 342 p.
27. Tapscott D. «The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence». McGraw-Hill. 2014. – 448 p

Страница обновлена: 30.08.2020 в 16:03:44