Сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России
Мэн Линцун1
1 Институт русского языка Хэйлунцзянского университета
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Мэн Линцун Сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 923-942. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121364.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925482
Аннотация:
В XXI веке цифровая экономика бурно развивается, становясь новым двигателем роста мировой экономики. Китай и Россия, являясь важными мировыми экономическими державами, придают большое значение развитию цифровой экономики и добились в этой области значительных успехов. Однако в силу разницы в национальных условиях и этапах развития, в обеих странах сформировались уникальные модели развития. Цель данной статьи – провести сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России, а также обобщить опыт и уроки, накопленные обеими странами в этой области. В статье будут использованы методы сравнительного анализа для систематического изучения истории развития, политических мер, сильных сторон и вызовов, с которыми сталкиваются Китай и Россия в развитии цифровой экономики, с особым акцентом на сравнении роли государства, размера рынка, технологических инноваций и международного сотрудничества. На основе результатов сравнительного анализа в статье будут рассмотрены аспекты, в которых обе страны могут учиться друг у друга в области развития цифровой экономики, с тем чтобы предложить рекомендации по дальнейшему стимулированию развития цифровой экономики в обеих странах.
Ключевые слова: цифровая экономика, модели развития, сравнительный анализ Китая и России, возможности для сотрудничества
Финансирование:
Данная статья выполнена в рамках проекта, поддержанного грантом на проведение базовых научных исследований в государственных вузах высшего образования провинции Хэйлунцзян (2023-KYYWF-1592), предоставленным Министерством образования провинции Хэйлунцзян в 2023 году.
JEL-классификация: M15, P50, P51, P52
1. Введение
В последние годы новая волна научно-технической революции и промышленной трансформации, в основе которой лежат информационные технологии, набирает обороты. Цифровая экономика как новая форма экономики, обладающая мощным потенциалом роста и огромными перспективами развития, становится ключевой силой, преобразующей структуру мировой экономики и меняющей расстановку сил в глобальной конкуренции. Под цифровой трансформацией предлагается понимать комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий [1] (Eleneva Y.Ya., Mozharovskaya A.A., Demushkin D.I. 2024).
Тема сравнительного анализа моделей развития цифровой экономики Китая и России привлекает все большее внимание исследователей. Существующие работы стремятся выявить ключевые факторы, обуславливающие успехи и трудности цифровой трансформации в двух странах. Значительное внимание уделяется роли государства, анализируются специфика государственной политики, регуляторных механизмов и степень вмешательства государства в цифровую сферу Китая и России [Novikova,Xie, 2, с.298-307]. Другим важным направлением исследований является анализ конкурентоспособности китайских и российских компаний в цифровой экономике, изучаются особенности бизнес-моделей, управленческих подходов и инновационного потенциала [Piao, Y., Shashlo, N.V., Deng, X., Kuzubov, A.A. 3, с.258-268].Отдельные работы посвящены сравнительному анализу условий развития цифровой экономики в двух странах, включая масштаб рынка, уровень развития инфраструктуры, доступность капитала и кадровый потенциал [Ganina, T.N.,Serikov,S.G.,4, с.298-307]. Перспективы китайско-российского сотрудничества в цифровой сфере также находятся в центре внимания исследователей, которые анализируют потенциал взаимодействия в таких областях, как цифровая торговля, инвестиции, научно-технические разработки [Zhang, 5, с.13-22] ; [Vertakova, 6, с.258-268]; [Dementiev ,7, с.37-45].
Однако до сих пор отсутствуют исследования, в которых бы комплексно анализировалось влияние таких факторов, как роль государства, масштаб рынка, технологические инновации и международное сотрудничество, на формирование и развитие моделей цифровой экономики Китая и России в рамках единой аналитической модели. Поэтому, цель нашего исследования– провести сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России, а также обобщить опыт и уроки, накопленные обеими странами в этой области, выявить перспективные направления для дальнейшего двустороннего сотрудничества.
Для достижения поставленной цели будут использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, системный подход, анализ документов и статистических данных. Особое внимание будет уделено сравнению роли государства, размера рынка, уровня технологических инноваций, развития человеческого капитала и международного сотрудничества в развитии цифровой экономики в Китае и России. Научная новизна данной работы заключается в проведении сравнительного анализа моделей развития цифровой экономики в Китае и России, что позволит выявить их сильные и слабые стороны, а также определить потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.
В рамках исследования будет протестирована гипотеза о том, что, несмотря на существующие различия, модели развития цифровой экономики в Китае и России имеют ряд общих черт, обусловленных схожими вызовами и задачами, стоящими перед обеими странами.
2. История развития цифровой экономики в Китае и России
Для лучшего понимания сходств и различий в моделях развития цифровой экономики Китая и России необходимо сначала проанализировать и обобщить историю развития цифровой экономики в обеих странах, изучить ее траекторию и основные характеристики.
2.1. История развития цифровой экономики в Китае
Развитие цифровой экономики в Китае можно условно разделить на три этапа: зарождение, бурный рост и зрелость. Каждый этап характеризуется уникальной политической средой, особенностями рынка и траекторией технологического развития.
(1) Начальный этап (1994-2002 гг.)
Зарождение цифровой экономики в Китае началось в 1994 году с официального подключения страны к Интернету. В этот период основными видами интернет-услуг были порталы, поисковые системы, электронная почта и т. д. Бизнес-модели были относительно простыми, основным источником дохода была реклама. В 1997 году была основана первая интернет-компания в Китае – 瀛海威(Ying Haiwei) [1], что ознаменовало начало коммерциализации китайского Интернета. Вслед за этим были созданы три крупнейших портала – Sina, Sohu и NetEase, и распространение информации в Интернете начало стремительно развиваться. В 1999 году с основанием компании Alibaba была открыта новая глава в истории китайской электронной коммерции.
На этом этапе китайское правительство уже продемонстрировало большое внимание к развитию информационной индустрии и выпустило ряд политических мер по ее стимулированию. В 1997 году были опубликованы «Некоторые политические рекомендации по ускорению развития информационной индустрии в нашей стране» [8] (Jiang Ailin, 2002), в которых четко определялся стратегический статус информационной индустрии в национальной экономике и социальном развитии Китая, а также был предложен ряд целей и мер по ускорению ее развития, что создало благоприятную политическую среду для развития информационных технологий. Под руководством правительства число интернет-пользователей в Китае быстро росло, и к концу 2002 года их число превысило 60 миллионов, заложив основу для развития цифровой экономики.
(2) Этап быстрого развития (2003-2012 гг.)
В XXI веке китайская цифровая экономика вступила в фазу быстрого роста. В 2003 году основание Taobao [2]ознаменовало собой начало бурного развития электронной коммерции в Китае. В том же году запуск Alipay [3] способствовал популяризации сторонних платежей, обеспечив важную гарантию для развития электронной коммерции. В этот период появлялись новые виды деятельности, такие как социальные сети, онлайн-игры, потоковое видео и т. д., сферы применения цифровой экономики постоянно расширялись, а число пользователей быстро росло.
Китайское правительство продолжало активно направлять и поддерживать развитие цифровой экономики. В 2007 году правительство Китая опубликовало «Одиннадцатый пятилетний план развития электронной коммерции» [9], в котором электронная коммерция была определена как важная новая отрасль национального значения, были сформулированы цели, задачи и гарантии развития электронной коммерции, что обеспечило политическую поддержку ее развития. В 2013 году была запущена стратегия «Широкополосный Китай», направленная на развитие широкополосной сетевой инфраструктуры, что обеспечило более прочную инфраструктурную основу для развития цифровой экономики [10] (Wu Xueyan,2012).
На этом этапе число интернет-пользователей в Китае продолжало расти высокими темпами, и к концу 2012 года их число превысило 500 миллионов, а число пользователей мобильного Интернета – 400 миллионов, что обеспечило огромную пользовательскую базу и масштаб рынка для развития цифровой экономики. Масштабы цифровой экономики быстро росли, электронная коммерция стала важным двигателем, новые области, такие как социальные сети, онлайн-игры, потоковое видео, бурно развивались, вдыхая новую жизнь в экономический рост Китая.
(3) Этап зрелости (с 2013 г. по настоящее время)
После 2013 года китайская цифровая экономика вступила в стадию зрелости, для которой характерна глубокая интеграция цифровых технологий с традиционными отраслями, бурный расцвет новых моделей и форм бизнеса, а цифровая экономика стала важным двигателем трансформации и модернизации китайской экономики. В 2015 году Государственный совет Китая опубликовал «Руководящие мнения об активном продвижении действий «Интернет +», в которых был представлен план действий «Интернет +» [11], направленный на содействие глубокой интеграции Интернета со всеми отраслями и сферами экономики, а также на стимулирование развития цифровой экономики. В 2016 году правительство Китая опубликовало «Основные положения стратегии развития цифровой экономики» [3], подняв развитие цифровой экономики до уровня национальной стратегии, что обеспечило ее высокоуровневое проектирование и политические гарантии.
В последние годы масштабы китайской цифровой экономики продолжают расширяться, и к концу 2022 года ее объем превысил 50 триллионов юаней, составив более 40% ВВП страны, что сделало ее важным двигателем экономического роста Китая. Цифровая экономика глубоко интегрирована с реальным сектором экономики, наблюдается бурный расцвет таких областей «Интернет +», как промышленный Интернет, интеллектуальное сельское хозяйство, умные города и т. д., что обеспечивает новый импульс для высококачественного развития китайской экономики. Китай активно участвует в международном сотрудничестве в области цифровой экономики, например, выдвинул инициативу международного сотрудничества в области цифровой экономики «Один пояс, один путь» и т. д., содействуя построению сообщества единой судьбы в киберпространстве, внося китайскую мудрость и китайские решения в развитие мировой цифровой экономики.
2.2. История развития цифровой экономики в России
Развитие цифровой экономики в России прошло три этапа: становление, развитие и трансформация. Каждый этап находился под влиянием уникальной политической и экономической обстановки, а также международной ситуации, и демонстрировал различные особенности развития.
(1) Начальный этап (1994-2008 гг.)
Становление цифровой экономики в России началось в 1994 году с подключением страны к Интернету. Однако из-за политической и экономической нестабильности, вызванной распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, а также трудностей, связанных с экономической трансформацией, развитие интернет-инфраструктуры в России шло медленно, а уровень проникновения Интернета был низким. В этот период российская цифровая экономика была сосредоточена в основном на распространении информации, начали появляться такие базовые интернет-услуги, как порталы, поисковые системы и электронная почта. На этом этапе были основаны такие российские интернет-компании, как Яндекс и Mail.ru, которые постепенно развивались и становились сильнее.
Несмотря на медленное развитие, российское правительство уже начало осознавать важность информационных технологий и приняло ряд соответствующих мер. В 2000 году была опубликована «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [12], которая отражала внимание российского правительства к информационной безопасности. В 2006 году был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который заложил правовую основу для развития информационных технологий в России [13]. В 2007 году правительство России запустило программу «Электронная Россия» [14], целью которой было развитие электронного правительства и повышение эффективности государственных услуг, что стало первым шагом в развитии электронного правительства.
В целом, на начальном этапе развитие цифровой экономики в России шло медленно, уровень проникновения Интернета был значительно ниже, чем в Китае и других развитых странах того же периода. Правительство не уделяло должного внимания развитию цифровой экономики, политическая поддержка была ограниченной, а рыночные механизмы еще не были в полной мере задействованы.
(2) Этап развития (2009-2016 гг.)
После 2009 года, по мере постепенного восстановления российской экономики, ускорилось развитие интернет-инфраструктуры, быстро рос уровень проникновения Интернета, и российская цифровая экономика вступила в фазу быстрого развития. В этот период начал развиваться рынок электронной коммерции в России, стали появляться социальные сети, а сферы применения цифровой экономики постоянно расширялись.
Российское правительство стало уделять больше внимания развитию цифровой экономики и разработало ряд стратегических планов и политических мер. В 2010 году правительство России утвердило «Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», в которой были сформулированы цели и задачи построения информационного общества в России, а также разработаны соответствующие меры политики [15]. В 2011 году российская платформа электронной коммерции Ozon получила инвестиции и начала быстро развиваться, что ознаменовало собой новый этап развития рынка электронной коммерции в России.Рынок электронной коммерции рос относительно быстрыми темпами, но его общий объем оставался небольшим, значительно уступая Китаю и западным странам. Россия добилась определенных успехов в области электронного правительства и заняла лидирующие позиции в рейтинге развития электронного правительства ООН, предоставляя гражданам удобные государственные услуги.
На этом этапе развитие цифровой экономики в России достигло определенных успехов, но все еще сталкивалось с рядом проблем. Например, высокая зависимость от зарубежных стран в ключевых технологических областях, нехватка цифровых кадров, сохраняющийся цифровой разрыв.
(3) Этап трансформации (с 2017 г. по настоящее время)
В 2017 году Россия подняла развитие цифровой экономики до уровня национальной стратегии и разработала «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью содействия инновациям и применению цифровых технологий, стимулирования интеграции цифровой экономики с традиционными отраслями и повышения международной конкурентоспособности цифровой экономики России [16]. Российское правительство увеличило инвестиции в развитие цифровой экономики и приняло ряд мер поддержки, таких как налоговые льготы и привлечение талантов, создав благоприятную политическую среду для развития цифровой экономики.
Однако после начала российско-украинского конфликта в 2022 году западные страны ввели против России более жесткие санкции, включая технологическую блокаду и финансовые санкции, что оказало огромное влияние на развитие цифровой экономики в России. Столкнувшись с суровой внешней средой, Россия ускорила импортозамещение цифровых технологий, прилагая усилия для развития отечественных цифровых технологий и продуктов с целью снижения зависимости от зарубежных стран. В то же время Россия уделяет больше внимания обеспечению цифровой безопасности, приняв закон о «суверенном Интернете» [17], направленный на обеспечение независимой работы российского Интернета в случае отключения от глобальной сети и защиту цифрового суверенитета России.Под двойным давлением санкций и конфликта развитие цифровой экономики в России сталкивается с еще большими вызовами и неопределенностью. Несмотря на то, что масштабы цифровой экономики продолжают расти, темпы роста замедлились под влиянием санкций. Россия активно продвигает применение цифровых технологий в энергетике, горнодобывающей промышленности и других ресурсных отраслях, содействуя цифровой трансформации ресурсных отраслей, стремясь найти прорыв в сложной ситуации.
2.3. Сравнительный анализ истории развития цифровой экономики в Китае и России
Анализ истории развития цифровой экономики в Китае и России показывает, что между ними есть как общие черты, так и различия.
Общие черты заключаются в том, что развитие цифровой экономики в обеих странах прошло путь от зарождения к бурному росту, а затем к зрелости или трансформации [18] (Zubenko, Sun Y, 2023). Правительства обеих стран придают большое значение развитию цифровой экономики и рассматривают ее как национальную стратегию, принимая ряд политических мер по ее продвижению [19] (Kiyamov, 2019).. На развитие цифровой экономики в обеих странах повлияла внешняя среда, например, крах доткомов, мировой финансовый кризис, санкции западных стран и т. д.
А различие состоит в том, что китайская цифровая экономика стартовала раньше, развивается быстрее, имеет больший масштаб рынка, более широкие сферы применения и уже вступила в стадию зрелости. Российская цифровая экономика начала развиваться позже, темпы ее роста относительно медленнее, масштаб рынка меньше, сферы применения более узкие, и в настоящее время она находится на стадии трансформации. Китайская модель развития цифровой экономики основана преимущественно на рыночном механизме, при этом правительство играет направляющую и поддерживающую роль, поощряя развитие платформенной экономики и уделяя особое внимание интеграции «Интернет +». Российская модель развития цифровой экономики больше ориентирована на национальную безопасность и технологический суверенитет, а после введения западных санкций в ней еще больше усилилась направляющая и контролирующая роль государства, которое активно продвигает стратегию импортозамещения, фокусируясь на развитии таких областей, как электронное правительство, цифровой транспорт, цифровая трансформация ресурсных отраслей и т. д.
3. Сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики в Китае и России
Китай и Россия, являясь важными мировыми экономическими державами, добились значительных успехов в области развития цифровой экономики, но при этом сформировали свои уникальные модели развития. В этой части будет проведен сравнительный анализ моделей развития цифровой экономики Китая и России с точки зрения роли государства, размера рынка, технологических инноваций и развития кадрового потенциала, с тем чтобы углубить наше понимание сходств и различий в подходах обеих стран к развитию цифровой экономики.
3.1. Роль государства
Цифровая экономика как новая форма экономики нуждается не только в рыночном механизме, но и в активном руководстве и поддержке со стороны государства. Правительства Китая и России придают большое значение развитию цифровой экономики и рассматривают ее как национальную стратегию, однако позиционирование и методы, используемые правительствами обеих стран в развитии цифровой экономики, заметно различаются, отражая разные философии развития и модели управления.
(1) Китай: активное руководство, поощрение инноваций, содействие интеграции
Правительство Китая играет активную направляющую роль в развитии цифровой экономики, рассматривая ее как важный двигатель трансформации и модернизации экономики, а также достижения высококачественного развития. Стратегия развития цифровой экономики китайского правительства подчеркивает три основных принципа: «инновационное развитие», «интегрированное развитие» и «всеобщее участие и совместное использование». Путем разработки ряда планов развития и политических мер правительство Китая указывает направление и оказывает поддержку развитию цифровой экономики. [20] (Shuai, 2023)
1)Стратегическое планирование и комплексный подход: Китайское правительство придает большое значение стратегическому планированию и комплексному подходу к развитию цифровой экономики, разработав ряд национальных стратегических планов и политических документов, таких как «13-й пятилетний план национальной информатизации», «Основные положения стратегии развития цифровой экономики», «14-й пятилетний план развития цифровой экономики» и т. д., в которых четко определены цели, задачи и пути развития цифровой экономики, что обеспечивает макроэкономическое руководство ее развитием.
2)Стимулирование инноваций и создание благоприятной среды: Китайское правительство активно поощряет инновации и применение цифровых технологий, поддерживая предприятия в увеличении инвестиций в исследования и разработки с помощью финансовых субсидий, налоговых льгот, отраслевых фондов и других средств, а также содействуя развитию новых технологий, новых отраслей, новых форм бизнеса и новых моделей в цифровой экономике. В то же время китайское правительство стремится создать справедливую конкурентную рыночную среду, усилить защиту интеллектуальной собственности и обеспечить институциональные гарантии для развития цифровой экономики.
3)Развитие инфраструктуры и содействие интеграции: Китайское правительство продолжает увеличивать инвестиции в цифровую инфраструктуру, создав общенациональную волоконно-оптическую сеть, мобильную сеть связи, центры обработки данных и т. д., что закладывает прочную основу для развития цифровой экономики. В то же время китайское правительство активно продвигает план действий «Интернет +», способствуя глубокой интеграции цифровой экономики с традиционными отраслями, развивая такие новые модели и формы бизнеса, как промышленный Интернет, интеллектуальное сельское хозяйство, умные города и т. д., расширяя сферы применения цифровой экономики.
4)Направление здорового развития платформенной экономики, усиление регулирования: Платформенная экономика является важной особенностью развития цифровой экономики в Китае. Поощряя развитие платформенной экономики, китайское правительство также уделяет внимание усилению регулирования, направляя платформенные компании на выполнение своих социальных обязательств, поддержание рыночного порядка и защиту прав потребителей. На законодательном уровне Китай принял ряд законов и постановлений, таких как «Закон о кибербезопасности» (2017 г.), «Закон о безопасности данных» (2021 г.), «Закон о защите персональной информации» (2020 г.) и т. д., обеспечивающих правовые гарантии кибербезопасности, безопасности данных и защиты персональной информации. Кроме того, Китай создал системы проверки кибербезопасности, управления безопасностью данных и т. д., а также усилил регулирование в области цифровой экономики через Государственное управление по вопросам киберпространства, Министерство промышленности и информационных технологий и другие ведомства.
(2) Россия: обеспечение безопасности, технологический суверенитет, ресурсная ориентация
Российское правительство также придает большое значение развитию цифровой экономики, рассматривая ее как важный путь к модернизации экономики и повышению национальной конкурентоспособности. Однако в отличие от китайского правительства, которое уделяет больше внимания рыночным механизмам и интеграции отраслей, российское правительство в развитии цифровой экономики делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, а также рассматривает цифровую трансформацию ресурсных отраслей как приоритетное направление развития.
Обеспечение национальной безопасности, защита цифрового суверенитета: Российское правительство рассматривает развитие цифровой экономики как важную стратегию обеспечения национальной безопасности и приняло ряд политических мер, направленных на обеспечение информационной безопасности и защиту цифрового суверенитета. Например, «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Закон о безопасности объектов критической информационной инфраструктуры», закон о «суверенном Интернете» и т. д. отражают приверженность российского правительства национальной информационной безопасности.
Реализация стратегии импортозамещения, поддержка отечественных предприятий: Находясь под длительным давлением санкций со стороны западных стран, российское правительство уделяет все больше внимания технологическому суверенитету в цифровой сфере и поощряет отечественные компании к самостоятельным исследованиям и разработкам в таких областях, как чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение, посредством политического руководства и финансовой поддержки с целью снижения зависимости от зарубежных стран.
Содействие цифровой трансформации ресурсных отраслей, повышение эффективности: Структура российской экономики характеризуется преобладанием энергетики, горнодобывающей промышленности и других ресурсных отраслей. Российское правительство активно продвигает применение цифровых технологий в ресурсных отраслях, таких как разведка полезных ископаемых, интеллектуальная добыча, интеллектуальная логистика и т. д., с целью повышения эффективности и конкурентоспособности ресурсных отраслей.
Активное привлечение иностранных инвестиций, расширение областей сотрудничества: Российское правительство также осознает, что одних собственных усилий недостаточно для быстрого развития цифровой экономики, поэтому оно активно привлекает иностранные инвестиции и стремится к сотрудничеству с другими странами в области цифровой экономики. Однако из-за санкций, введенных западными странами, Россия сталкивается с множеством ограничений в привлечении иностранных инвестиций и развитии международного сотрудничества. Российское правительство активно ищет пути укрепления сотрудничества с «дружественными» странами в области цифровой экономики, чтобы противостоять внешнему давлению и способствовать развитию цифровой экономики.
(3) Сравнение: различия в концепциях развития и моделях управления
Различия в роли государства в развитии цифровой экономики Китая и России отражают разные философии развития и модели управления в обеих странах. Китайское правительство уделяет больше внимания роли рыночного механизма, поощряет инновации и конкуренцию среди предприятий, а также способствует быстрому развитию цифровой экономики посредством интеграции отраслей и открытого сотрудничества. Российское правительство же делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, уделяя больше внимания направляющей и контролирующей роли государства, стремясь создать независимую и самостоятельную цифровую экономику в условиях санкций и блокады.
Оба правительства сталкиваются с общими вызовами в развитии цифровой экономики, такими как безопасность данных, защита конфиденциальности, цифровой разрыв и т. д., но подходы к решению этих проблем различаются. Китайское правительство уделяет больше внимания комплексному подходу к решению этих проблем, сочетая законодательство, регулирование и технические средства. Например, были приняты ряд законов и постановлений, таких как «Закон о кибербезопасности» (2017 г.), «Закон о безопасности данных» (2021 г.), «Закон о защите персональной информации» (2020 г.) и т. д., а также созданы системы проверки кибербезопасности и управления безопасностью данных, при этом активно развиваются технологии кибербезопасности и безопасности данных для повышения потенциала в области обеспечения цифровой безопасности. Российское правительство же делает больший акцент на сочетании законодательства и регулирования с техническими средствами для обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета. Например, российское правительство приняло строгий закон о защите персональных данных, требующий, чтобы иностранные интернет-компании хранили персональные данные российских пользователей на территории России; в то же время российское правительство активно развивает отечественные технологии кибербезопасности для противодействия кибератакам из-за рубежа.
В будущем Китай и Россия могут укреплять сотрудничество в области развития цифровой экономики, учиться на опыте друг друга, совместно решать проблемы и содействовать здоровому и устойчивому развитию цифровой экономики. Например, обе страны могут укреплять сотрудничество в таких областях, как разработка стандартов для цифровых технологий, разработка правил трансграничного потока данных, сотрудничество в области кибербезопасности и т. д., внося свой вклад в построение более справедливого, открытого и безопасного порядка цифровой экономики.
3.2. Размер рынка
Размер рынка цифровой экономики является одним из важных показателей уровня ее развития. Между Китаем и Россией существуют значительные различия в размерах рынка цифровой экономики, что тесно связано с такими факторами, как численность населения, уровень экономического развития, уровень проникновения Интернета и модели развития цифровой экономики в обеих странах.
(1) Китай: огромный масштаб, диверсифицированная структура, быстрый рост
Китай обладает крупнейшей в мире базой интернет-пользователей и огромным цифровым рынком, что является важным преимуществом для развития цифровой экономики в Китае. Китайский цифровой рынок характеризуется огромным масштабом, диверсифицированной структурой и быстрым ростом.
Огромная пользовательская база и масштаб рынка: В Китае насчитывается более 1 миллиарда интернет-пользователей, что делает его крупнейшим интернет-рынком в мире. Огромный масштаб пользовательской базы предоставляет широкое рыночное пространство и огромный потенциал для развития цифровой экономики в Китае. Китай является мировым лидером по объему рынка электронной коммерции, новые модели и формы бизнеса, такие как мобильные платежи и экономика совместного потребления, бурно развиваются, а цифровая экономика проникла во все сферы социально-экономической жизни Китая.
Диверсифицированная структура рынка: Китайский цифровой рынок имеет диверсифицированную структуру, охватывая такие области, как электронная коммерция, мобильные платежи, онлайн-развлечения, онлайн-игры, онлайн-образование, телемедицина, цифровые финансы, умные города и т. д., образуя относительно полную экосистему цифровой экономики. В каждом сегменте рынка появился ряд конкурентоспособных на международном уровне цифровых компаний, таких как Alibaba, Tencent, Huawei, Meituan, Didi и др., которые стали мощной движущей силой развития цифровой экономики Китая.
Непрерывный быстрый рост: В последние годы объем китайского цифрового рынка продолжал быстро расти, став важным двигателем экономического роста Китая. Темпы развития цифровой экономики в Китае значительно превышают среднемировые, и страна занимает лидирующие позиции в мире в таких новых технологических областях, как 5G, искусственный интеллект и большие данные, что свидетельствует об огромном потенциале роста в будущем.
(2) Россия: ограниченный масштаб, относительно отсталое развитие
По сравнению с Китаем, российский рынок цифровой экономики относительно невелик, а ее развитие отстает.
Относительно небольшой масштаб рынка: Число интернет-пользователей в России составляет около 124 миллионов, что значительно меньше, чем в Китае, а объем рынка электронной коммерции также относительно невелик. Это в определенной степени ограничивает скорость и масштабы развития цифровой экономики в России.
Относительно отсталое развитие, сосредоточенное в определенных областях: Развитие цифровой экономики в России началось относительно поздно, и в таких областях, как электронная коммерция и мобильные платежи, ориентированных на потребителей, развитие отстает. Развитие цифровой экономики в России сосредоточено в основном на электронном правительстве, цифровом транспорте, цифровой трансформации ресурсных отраслей и т. д., и пока не сформировалась такая же диверсифицированная и полная экосистема цифровой экономики, как в Китае.
Ограничения внешней среды: в последние годы на развитие цифровой экономики в России повлияли санкции западных стран, многие иностранные интернет-компании ограничили или прекратили свою деятельность в России, что в определенной степени сдерживает развитие российского рынка цифровой экономики.
(3) Сравнение: различия в масштабах и будущие тенденции
Разница в масштабах рынка цифровой экономики Китая и России объясняется главным образом различиями в численности населения, уровне экономического развития и уровне проникновения Интернета. Китай обладает огромным населением и быстрорастущей экономикой, что создает благоприятную рыночную среду для развития цифровой экономики. В России же население меньше, экономический рост относительно медленный, а уровень проникновения Интернета ниже, чем в Китае, что сдерживает развитие российского рынка цифровой экономики. [21] (Kapranova, 2018).
Китай и Россия могут сотрудничать в области цифровой экономики, например, укрепляя сотрудничество в таких областях, как трансграничная электронная коммерция, исследования и разработки цифровых технологий и развитие кадрового потенциала, совместно осваивая рынок цифровой экономики и делясь дивидендами ее развития. [22] (Zhao, 2023).
3.3. Технологические инновации
Технологические инновации являются основной движущей силой развития цифровой экономики. И Китай, и Россия рассматривают технологические инновации как важную стратегию в процессе развития цифровой экономики, однако в силу различий в экономических системах, этапах развития и международной среде модели технологических инноваций в обеих странах имеют свои особенности.
(1) Китай: рыночная ориентация, платформенная модель, быстрая итерация
Развитие цифровой экономики в Китае происходит по рыночно-ориентированной модели технологических инноваций. Китайское правительство создает благоприятную рыночную среду для технологических инноваций с помощью ряда политических мер, поощряет предприятия к увеличению инвестиций в исследования и разработки, а также способствует быстрой итерации и применению технологий посредством рыночного механизма конкуренции. В рамках этой модели в Китае сложилась структура технологических инноваций, в которой доминируют платформенные компании. Такие платформенные компании, как Alibaba, Tencent и Huawei, опираясь на огромную пользовательскую базу и ресурсы данных, провели множество технологических инноваций в таких областях, как электронная коммерция, социальные сети, 5G и искусственный интеллект, заняв лидирующие позиции и став важной силой, движущей развитие цифровой экономики Китая.
Китайское правительство также играет важную направляющую и поддерживающую роль в технологических инновациях. Правительство поощряет предприятия к увеличению инвестиций в исследования и разработки путем создания научно-исследовательских фондов, предоставления налоговых льгот, реализации отраслевой политики и других мер, а также содействует сотрудничеству между промышленностью, университетами и исследовательскими институтами, способствуя трансформации научных и технологических достижений в практические приложения. Например, китайское правительство создало ряд научно-исследовательских фондов, таких как Национальный фонд естественных наук Китая и Национальная программа ключевых исследований и разработок, для оказания финансовой поддержки технологическим инновациям предприятий.
(2) Россия: государственное руководство, технологический суверенитет, прорывные направления
Развитие цифровой экономики в России в большей степени ориентировано на государственную модель технологических инноваций. В силу исторических причин и текущих соображений российское правительство в развитии цифровой экономики уделяет больше внимания национальной безопасности и технологическому суверенитету, особенно после введения западных санкций, уделяя особое внимание самостоятельным исследованиям и разработкам в ключевых технологических областях, прилагая усилия для развития отечественных цифровых технологий и продуктов с целью снижения зависимости от зарубежных стран.
Правительство вкладывает значительные средства в исследования и разработки в таких ключевых технологических областях, как чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение, поощряя государственные предприятия играть ведущую роль. Например, российское правительство создало программу «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) с целью стимулирования технологических инноваций и содействия развитию цифровой экономики, уделяя особое внимание поддержке исследований и разработок в таких ключевых технологических областях, как отечественные чипы, операционные системы и промышленное программное обеспечение.
(3) Сравнение: модели инноваций и траектории развития
Различия в моделях технологических инноваций в Китае и России отражают разные стратегии развития и условия развития в обеих странах. Китайская модель технологических инноваций более открыта и ориентирована на рынок, в ней особое внимание уделяется роли предприятий, темпы развития технологий выше, а инновационные результаты более богаты. Российская модель технологических инноваций более замкнута и ориентирована на государство, в ней особое внимание уделяется направляющей и контролирующей роли правительства, темпы развития технологий относительно медленнее, но больший акцент делается на технологическом суверенитете.
4. Заключение
Китай и Россия, являясь важными мировыми экономическими державами, добились значительных успехов в развитии цифровой экономики, сформировав при этом свои уникальные модели развития. Китайская цифровая экономика характеризуется открытой, рыночной и динамичной экосистемой, в то время как российская цифровая экономика делает больший акцент на национальной безопасности и технологическом суверенитете, стремясь к прорыву в условиях давления внешней среды.
Сравнительный анализ показывает, что пути развития цифровой экономики в обеих странах существенно различаются. Китайская цифровая экономика стартовала раньше, развивается быстрее, имеет больший масштаб рынка, более широкие сферы применения и уже вступила в стадию зрелости, сформировав инновационную структуру, в которой доминируют платформенные компании. Российская цифровая экономика начала развиваться позже, темпы ее роста относительно медленнее, масштаб рынка меньше, сферы применения более узкие, и в настоящее время она находится на стадии трансформации, в большей степени полагаясь на руководство и контроль со стороны государства.
В перспективе развитие цифровой экономики в обеих странах сталкивается с рядом вызовов и возможностей. Китаю необходимо продолжать содействовать высококачественному развитию цифровой экономики, усиливать безопасность данных и защиту конфиденциальности, устранять цифровой разрыв, повышать международную конкурентоспособность и активно участвовать в глобальном управлении цифровой экономикой. России необходимо приложить усилия для преодоления технологической блокады, развить отечественные цифровые технологии и продукты, а также активно расширять международное сотрудничество, создавая новые модели сотрудничества в области цифровой экономики.
[1] 瀛海威公司 (Yinháiwei) была китайской телекоммуникационной компанией, которая была основана в 1994 году в Пекине. Компания была пионером в предоставлении услуг интернет-доступа в Китае и быстро стала крупнейшим интернет-провайдером страны.
[2] Taobao (淘宝) - это крупнейшая онлайн-платформа электронной коммерции в Китае, принадлежащая компании Alibaba Group. Она была запущена в 2003 году и с тех пор стала одним из самых популярных интернет-магазинов в мире.
[3] Alipay: Китайский лидер в онлайн-платежах
Источники:
2. Новикова И.В., Куньчао Се Национальное стратегическое планирование цифровой экономики: сравнительный анализ на материале Китая и России // Стратегирование: теория и практика. – 2023. – № 3. – c. 298-307.
3. Piao Y., Shashlo N.V., Deng X., Kuzubov A.A. Информационно-аналитическая поддержка бизнес-моделей и систем управления предприятиями в Китае и России в условиях цифровой экономики // Journal of Management Science. – 2022. – № 3. – c. 258-268.
4. Ganina T.N., Serikov S.G. Текущее состояние цифровой экономики России и Китая // Journal of Modern Economics. – 2022. – № 12. – c. 298-307.
5. Zhang X. Укрепление «беспрепятственной торговли» между Китаем и Россией и совместное использование цифровой экономики // Journal of Digital Trade. – 2021. – № 2. – c. 13-22.
6. Vertakova Y., Kryzhanovskaya O., Shuyi D., Yayi L. Integration interaction of russia and china in the conditions of digital transformation of the economy // 2019 key trends in transportation innovation, ktti 2019. 2020. – c. 04011.– doi: 10.1051/e3sconf/202015704011.
7. Дементьев В.Е. Перспективы россии при цифровом доминировании китая и сша // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 4(193). – c. 6-17. – doi: 10.47711/0868-6351-193-6-17.
8. Jiang Ailin Historical Changes in the Development of Informatization in China // Information Documentation Services. – 2002. – № 4. – p. 6-10.
9. The Eleventh Five-Year Plan for E-commerce Development // Report on the Development of Circulation of Means of Production in China (2007-2008). – China Federation of Logistics & Purchasing, China Society of Logistics. – National Development and Reform Commission; State Council Information Office, 2008. – p. 11. (2007 The Eleventh Five-Year Plan for E-commerce Development)
10. Wu Xueyan «The Twelfth Five-Year Plan for the Development of the Telecommunications Industry» Released: «Broadband China» Leads the Next Generation Information Industry Development Strategy // Communications World. – 2012. – № 17. – p. 5. – doi: 10.13571/j.cnki.cww.2012.17.026.
11. State Council's Guiding Opinions on Actively Promoting the «Internet Plus» Action. Gazette of the State Council of the People's Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: https://chinacopyrightandmedia.wordpress.com/2015/07/01/state-council-guiding-opinions-concerning-vigorously-moving-forward-the-internet-plus-plan/.
12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.12.2016). Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 23.06.2024).
13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 21.05.2024).
14. Понятие «электоринная Россия». Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 18.06.2024).
15. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р) (ред. от 02.09.2019). Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3564/ (дата обращения: 08.06.2024).
16. Мамонтова С.В. Максимова О.А. Особенности трансформации цифровой экномики России // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. – № 1(44). – c. 26-31.
17. Закон о «суверенном Интернете». Upch38.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://upch38.ru/page/ombudsman_rubrics-727 (дата обращения: 18.06.2024).
18. Зубенко В.В., Зубенко В.А., Сунь Ю. Российско-китайское сотрудничество в области цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 86-93. – doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-86-93.
19. Kiyamov I.K., Sabitov L.S., Kabirova G.I., Akhtyamova L.S., Iskhakova L.S. Actual issues of digital transformation of the Russian economy in modern conditions // Iop conference series: materials science and engineering. Kazan, 2019. – p. 012056.– doi: 10.1088/1757-899X/570/1/012056.
20. Shuai Q., Deng W., Zhang L., Liu J. Research on the Integrated Development System of Digital Economy and Real Economy With Chinese Characteristics // Proceedings of the 2nd International Conference on Public Management, Digital Economy and Internet Technology, ICPDI 2023. Chongqing, China, 2023.
21. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в россии: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 2. – c. 58-69. – doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-58-69.
22. Zhao H., Wang Y., Guo S. A hybrid MCDM model combining Fuzzy-Delphi, AEW, BWM, and MARCOS for digital economy development comprehensive evaluation of 31 provincial level regions in China // Plos one. – 2023. – № 4. – p. e0283655. – doi: 10.1371/journal.pone.0283655.
Страница обновлена: 30.09.2024 в 22:23:22