Электронная торговля как неотъемлемая часть современного ритейлинга


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (22), Октябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618979

Аннотация:
В настоящее время розничная торговая сеть бурно развивается, появляются новые виды и формы торговли. Одновременно с этим встает вопрос о месте и роли электронной коммерции в розничной торговой сети, классификация которой В Российской Федерации отражена в нормативном документе – ГОСТ Р51303-99.

Ключевые слова: розничная торговля, электронная коммерция, торговля, электронная торговля



В настоящее время розничная торговая сеть бурно развивается, появляются новые виды и формы торговли. Одновременно с этим встает вопрос о месте и роли электронной коммерции в розничной торговой сети, классификация которой В Российской Федерации отражена в нормативном документе - ГОСТ Р51303-99 (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация розничной торговой сети (ГОСТ Р51303-99)

Классификация розничной торговой сети изображена также в работах отечественных и зарубежных авторов. Среди отечественных авторов можно выделить работу Денисовой И.Н. «Организация и технология коммерческой деятельности», в которой представлены виды и классификация розничной торговой сети зависимости от способа реализации товаров. Остановимся более подробно на внемагазинной классификации, поскольку в последнее время именно во внемагазинной торговле произошли изменения, связанные с появлением новых форм реализации товаров.

В работе Денисовой И.Н. розничная торговая сеть представлена аналогично ГОСТ Р51303-99 в двух формах: магазинной и внемагазинной (рис. 2).

Рис. 2. Разновидности внемагазинной торговли (Денисова И.Н)

Представленную классификацию внемагазинной торговли нельзя в полной мере считать полной, поскольку в ней отсутствует одна из бурно развивающихся в настоящее время форм внемагазинной торговли - электронная. Среди зарубежных авторов вопросы классификации розничной торговли рассмотрены в работе «Основы розничной торговли» Майкла Леви и Бартона А. Вейтца (рис. 3).

Рис. 3. Разновидности внемагазинной торговли (М. Леви, Б.А. Вейтц)

Классификация, предложенная М. Леви и Б.А. Вейтцом, более полно отражает разновидности внемагазинной торговли, однако требует доработки с учетом особенностей российского рынка. Проанализировав предложенные варианты классификации внемагазинных форм продаж, очевидно, что отечественные варианты, в т. ч. ГОСТ Р51303-99 «Классификация розничной торговой сети» устарели, поскольку в них отсутствует какое-либо упоминание об электронной торговле, которая в последнее время получила широкое распространение не только в странах Запада, но и в России. В этой связи неизбежна корректировка стандарта и внесение в него новой формы торговли – электронной. Однако необходимо определить место, которое будет занимать электронная торговля в новой классификации.

По мнению автора, электронная торговля является неотъемлемой частью дистанционной торговли. Но в предложенных классификациях отсутствует дистанционная торговля. Однако в нормативных документах, регулирующих розничную торговлю, в т. ч. в Гражданском кодексе РФ и федеральном законе от 21.12.2004 N 171-ФЗ «О защите прав потребителей» дистанционная торговля рассматривается как способ продажи товаров. Так статья 26.1. закона «О защите прав потребителей» полностью посвящена дистанционному способу продажи товаров, а положения ГК РФ распространяются на дистанционную торговлю в части регулирования положений о розничной купле-продаже. Таким образом, в классификацию розничной торговой сети следует внести дистанционную торговлю, определив, что необходимо понимать под данным способом коммерции.

Традиционно под термином дистанционная торговля до недавних пор понималось только приобретение товаров по почте, при котором основным средством демонстрации товаров потребителю были в основном печатные каталоги. В связи с появлением и стремительным развитием на рынке новых коммуникативных и интерактивных технологий, понятие дистанционной торговли значительно расширилось. В наши дни компании, специализирующиеся на дистанционной торговле, применяют все возможные каналы передачи информации для большего отклика и удобства потребителей, включая Интернет.

Необходимым условием для осуществления торговли дистанционным способом является наличие между компанией и потребителем расстояния (от англ. distance - расстояние). При дистанционном способе приобретении товаров между покупателем и продавцом не происходит прямого контакта лицом к лицу, и покупатель соверша­ет свой выбор о покупке на основании его визуальных образов и текстового описания с помощью самых различных каналов коммуникации (каталогов, брошюр, почтовых рассылок, купонов и т.д.). Электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации.

Из определения следует, что при электронной торговле отсутствует личный контакт продавца и потребителя, поскольку обмен товарами и услугами происходит виртуально, с помощью электронных средств коммуникаций. Таким образом, электронную торговлю по праву следует отнести к дистанционному способу продаж и обозначить ее место в классификации розничной торговой сети (рис. 4).

Рис. 4. Виды розничной торговой сети (авторская систематизация)

Изменения, предложенные в классификации розничной торговой сети следует внести в стандарт [1], поскольку данная классификация в полной мере отражает современное состояние розничной торговой сети в России.


Источники:

1. ГОСТ Р51303-99 «Классификация розничной торговой сети».
2. Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ «О защите прав потребителей».
3. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности / И.Н. Денисова. – М.: Инфра, 2003.
4. Леви М. Основы розничной торговой сети / М. Леви. – СПб.: Питер, 1992.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:46:05