Проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тамбовской области

Стребков Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стребков Д.М. Проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тамбовской области // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 132-134.

Аннотация:
Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тамбовской области ввиду отсутствия до начала реализации приоритетного национального проекта данного рода хозяйствующих субъектов происходит с нуля. Исходя из этого, особое внимание стоит уделить выбору направления развития.

Ключевые слова: сельское хозяйство, потребительская кооперация, Тамбовская область



Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тамбовской области ввиду отсутствия до начала реализации приоритетного национального проекта данного рода хозяйствующих субъектов происходит с нуля. Исходя из этого, особое внимание стоит уделить выбору направления развития.

На сегодняшний день сложилось три основных направления в создании кооперативных объединений:

‑ преобразование функционирующих агропромышленных и агросервисных предприятий;

‑ создание новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов определенной направленности, в зависимости от интересов пайщиков, за счет паевых взносов (в денежной или имущественной форме) добровольных участников потребительских кооперативов – сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств и владельцев индивидуальных подворий;

‑ формирование многоцелевых потребительских кооперативов.

Наиболее успешным для Тамбовской области выглядит первое направление, когда происходит изменение формы собственности и организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта. Для этого имеются объективные экономические предпосылки: производственная база межхозяйственных агросервисных предприятий, наличие уже сложившихся экономических связей в части своей деятельности. Если же учитывать тот факт, что у большинства вновь созданных потребительских кооперативов возникают очевидные проблемы в части получения кредитных средств из-за формирования малого размера паевых фондов, то влияние данного направления становится особенно актуальным.

Правильный выбор направления развития

Развитие по всем направлениям должно уступать место избирательному развитию, нахождению так называемых «точек роста» и ориентации на свои конкурентные преимущества с учетом региональной специфики потребительского рынка и аграрного хозяйства. При этом создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов должно строиться на соблюдении ряда принципов.

Наиболее целесообразным, при наличии в сельских территориях перерабатывающего предприятия и многочисленных крестьянских (фермерских) хозяйств, ПБОЮЛ, личных подсобных хозяйств, а также если тот или иной вид сельскохозяйственной продукции производится ими более чем на 2/3, является создание сельскохозяйственного потребительского кооператива сбытового профиля. Он способен организовать и обеспечивать реализацию сельскохозяйственной продукции перерабатывающему предприятию на взаимовыгодных условиях.

При отсутствии же в регионе перерабатывающего предприятия целесообразно организовать кооперативы перерабатывающего и сбытового профиля, которые будут осуществлять первичную подработку или переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе производство продовольственных товаров и реализацию готовой продукции.

На сегодняшний день основными причинами, которые тормозят развитие организационных форм сельскохозяйственной потребительской кооперации как по стране в целом, так и в Тамбовской области в частности, являются следующие.

Слабая социальная субъектная база кооперации [5]. Это одна из главных проблем для всех кооперативных формирований в нашей стране, в том числе и для системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Межфермерская кооперация

Потенциальными участниками кооперативов являются владельцы личных подсобных хозяйств, фермерские хозяйства, другие производители сельскохозяйственного сырья, а также перерабатывающие предприятия. Однако межфермерская кооперация пока находится в начале своего развития, как из-за пространственного рассредоточения самостоятельных крестьянских хозяйств, так и из-за активно развивающихся процессов социальной дифференциации. Крупные фермерские хозяйства, как правило, не заинтересованы в развитии кооперативных связей. Они предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Остальные фермеры ведут низкотоварное производство и ещё не созрели до организации вертикальных кооперативных структур, обслуживающих кооперативов по снабжению, сбыту и другие. Самой многочисленной категорией сельскохозяйственных производителей являются владельцы личных подсобных хозяйств. В основном они работают на локальный (междеревенский и районный) рынок и пока не ощущают потребности в кооперации.

Что касается других производителей сельскохозяйственной продукции, то проведенные в большинстве из них формальные процессы приватизации также не способствуют их участию в кооперативном движении. Работники этих предприятий получили земельные доли и имущественные паи условно. Они не могут ими распоряжаться или получать экономические выгоды от участия в долевой собственности. В результате на их месте возникают в основном сельскохозяйственные производственные кооперативы или другие коммерческие сельскохозяйственные предприятия (смешанные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью), но не потребительские кооперативы.

Причины, тормозящие развитие

Другой важной причиной, тормозящей развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе, является недостаток навыков хозяйственного самоуправления у сельских жителей, отсутствие у них знаний о роли и значимости кооперативов в аграрной сфере. Сказывается также неподготовленность специалистов и руководителей в самих кооперативных объединениях.

Третьей причиной, препятствующей развитию потребительских кооперативов, является их слабая материально-техническая база и неразвитая система рыночной информации в аграрном секторе. В то время как кооперирование позволило бы крестьянам преодолеть недоступность рынка и обеспечить их связь с рыночными структурами. Кроме того, хозяйственные внутренние противоречия потребительской кооперации вытекают из ее специфических социальных целей. К ним относится невозможность получения высокой прибыли из-за обслуживания преимущественно сельского населения.

Следующая причина – несогласованность интересов участников кооперативных объединений. Перерабатывающие и обслуживающие предприятия неохотно идут на потерю монопольного положения по отношению к поставщикам – сельским товаропроизводителям в случае их объединения на принципах кооперации.

Процесс социально-экономического развития сельскохозяйственной потребительской кооперации является сложным и противоречивым, так как кооперация по своему содержанию – это экономическое явление, сущность которого состоит в экономических взаимоотношениях между партнерами в плане их сотрудничества с тем, чтобы достичь общей цели при минимальных затратах ресурсов на основе взаимной выгоды для всех участников данного процесса.


Источники:

1. Аллахвердиев А.И. Формирование механизма развития кооперации в аграрном секторе Российской экономики: теория и практика: Автореф. дис.…канд. экон. наук. – Махачкала, 2003.

2. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. – Саратов: СГСЭУ, 2006.

3. Методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. – М., 2006.

4. Прижигалинский В.П. Из кризиса через демократию. Как перевернуть кооперативную пирамиду. – Ставрополь: Пресса, 2000.

5. Тихонов В.А. Концепция радикальной перестройки хозяйственного агропромышленного комплекса. – М., 1987. – с. 89.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 05:03:40