Предпринимательство периода НЭПа: деятельность А.П. Серебровского по привлечению американского капитала в отечественную нефтяную промышленность
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Окончание. Начало в № 2, 4/2008 «рп» Важную роль в становлении отечественной нефтяной промышленности сыграл А.П. Серебровский – революционер, организатор промышленности, экономист и ученый, который в 20-е годы прошлого столетия был направлен ВСНХ «на нефтяной фронт» в Баку, чтобы наладить добычу и переработку нефти в Азербайджане. В результате разгар борьбы между двумя мировыми гигантами: американской компанией «Стандарт-ойл» и английской «Шелл» Советская Россия отправила в Константинополь свои первые пароходы с нефтяным товаром. Это были первые неумелые попытки проникнуть на мировой рынок, и они оказались удачными.
Ключевые слова: история предпринимательства, иностранные инвестиции, нефтяная промышленность, НЭП
Окончание. Начало в № 2, 4/2008 «рп»
Важную роль в становлении отечественной нефтяной промышленности сыграл А.П. Серебровский — революционер, организатор промышленности, экономист и ученый, который в 20-е годы прошлого столетия был направлен ВСНХ "на нефтяной фронт" в Баку, чтобы наладить добычу и переработку нефти в Азербайджане. В результате разгар борьбы между двумя мировыми гигантами: американской компанией “Стандарт-ойл” и английской “Шелл” Советская Россия отправила в Константинополь свои первые пароходы с нефтяным товаром. Это были первые неумелые попытки проникнуть на мировой рынок, и они оказались удачными.
Импортозамещающая политика
Перед А.П. Серебровским стояла дилемма: покупать дорогостоящее буровое оборудованием за рубежом или производить свое. Она была решена в пользу второго варианта. Создание и развитие современной отечественной базы бурового и нефтедобывающего машиностроения позволяло в будущем снизить зависимость советской нефтепромышленности от массовых поставок импортного оборудования и форсировать развитие отрасли, сэкономив значительные финансовые средства.
А.П. Серебровский писал: «… если бы все нужное нам оборудование мы приобрели за границей, нам не хватило бы валюты. Если бы мы заказали его на заводах в центре нашего Союза, оборудование стоило бы очень дорого и запоздало бы к срокам, которые мы намечали. Поэтому мы, прежде всего, поставили на твердые ноги наши бакинские машиностроительные заводы, оборудовав их станками, выписанными из Америки. Мы построили два основных завода: один — для изготовления буровых станков и бурового оборудования, другой — для изготовления только одних глубоких насосов. Заводы были построены по американскому плану и работали по американским методам» [i]. Таким образом, с середины 1920-х годов в отечественной нефтепромышленности при широком участии иностранного капитала успешно реализовалась импортозамещающая политика, обеспечивавшая отрасль собственным, изготовленным по американским образцам, оборудованием для бурения и эксплуатации скважин.
Маркетинг и сбыт
Учитывая американский опыт, Александр Серебровский выступал против сложившегося в отечественной отрасли положения, когда все производимые нефтепродукты поступают в полное распоряжение специальной торговой организации — Нефтесиндиката, реализующего их на внутреннем и внешнем рынках. По мнению А.П. Серебровского, положение Нефтесиндиката было бы правильным только в том случае, если бы он стал лишь конторой по продаже продукции трестов и не рассматривался как отдельное предприятие [ii]. Преодоление противоречащего всей мировой практике разрыва между торговлей и производством он считал важнейшим условием для введения настоящего хозрасчета, что, в свою очередь, дало бы возможность проверять результаты работы каждого треста. С аналогичными предложениями выступали и другие специалисты нефтяного дела, в том числе И. Н. Стрижов, М. В. Баринов и др. Однако с их рекомендациями политическое руководство страны не считалось. Фактически в годы НЭПа нефтяные предприятия так и не были переведены на реальный хозрасчет. Причина заключалась в том, что при принятии решения о формах организации торговли нефтепродуктами на первый план выходили не экономические, а идеологические и политические соображения, вызванные внутрипартийной борьбой и стремлением не допустить реставрации капитализма.
Средства, заработанные на экспорте нефти, шли на переоборудование отечественной промышленности
В 1924 г. А.П. Серебровский по заданию ВСНХ СССР был направлен в Америку, и эта поездка положила начало крупномасштабному сотрудничеству с американскими компаниями в деле поставок российской нефти на внешний рынок. В 1924—1925 гг. были подписаны первые крупные советские экспортные контракты с американскими нефтяными компаниями, что способствовало укреплению советских позиций в мировой торговле нефтепродуктами. К началу 1928 г. нефтяная промышленность стала крупнейшей экспортной отраслью СССР, а и доходы от нее в определенной мере компенсировали те потери, которые государство несло в результате резкого снижения поступлений от хлебного экспорта во второй половине 20-х годов. В тот период получение валютных средств стало важнейшей задачей экономической политики, поскольку без закупок современного оборудования за рубежом было невозможно восстановить отечественную промышленность.
Первые зарубежные стажировки российских нефтяников
Понимая настоятельную необходимость в овладении передовым техническим опытом, Александр Серебровский, находясь в США, договорился об организации плановых зарубежных поездок советских инженеров и рабочих с целью изучения американского технического опыта в нефтяной промышленности. Первая партия командированных, выехавшая в Америку на срок от 6 месяцев до 2 лет, состояла из 20 рабочих и 15 инженеров [iii]. Они были хорошо приняты в Америке, поскольку фирмы по изготовлению оборудования, стремившиеся поставлять его в СССР в значительных объемах, были заинтересованы в обучении персонала, который мог бы работать на их технике. С помощью этих фирм советские специалисты были распределены на заводы, буровые и промыслы для прохождения производственной практики. По плану А.П. Серебровского, командированные специалисты были распределены по американским фирмам для изучения конкретных технологий: насосы, утилизация газа, крекирование и т.п. По его инициативе при ВСНХ в 1925 г. была создана постоянная комиссия по нефтяной промышленности для изучения организации производства и закупок машин и оборудования за рубежом.
Передовой опыт по решению социальных вопросов
Не ускользнули от пристального внимания Серебровского и вопросы социальной сферы. В ходе поездки «красный директор» обратил особое внимание на жилищные и бытовые вопросы жизни американских нефтяников. В частности, ему понравились дома, в которых они жили. Их коттеджи имели четко продуманную удобную планировку, прекрасный внешний вид. Немаловажным обстоятельством было была и простота их сборки.
Стремясь к решению чрезвычайно острой жилищной проблемы на бакинских промыслах, Александр Серебровский заказал целый городок американских коттеджей. В результате удалось не только улучшить жилищные условия нефтяников, но и украсить пригороды и некоторые жилые районы Баку весьма оригинальной архитектурной застройкой в стиле конструктивизма, придавшей городу весьма своеобразный колорит. До сих пор «американский городок» Серебровского входит в число туристических достопримечательностей Баку.
Так начиналась "Нефтчи"
Вместе с оборудованием коттеджей в Баку прибыли и другие диковинные по тем временам предметы: передвижные лечебницы, газовые кухонные плиты, стиральные машины, пылесосы и даже футбольные мячи.
Александр Серебровский по аналогии с увиденным им в Америке инициировал проведение первого футбольного матча в Баку. Команда «Азнефти», впоследствии переименованная в «Нефтчи», стала одной из самых популярных в стране команд. В результате поездка инженера Серебровского в Америку фактически положила начало развитию азербайджанского футбола.
Практика 1920-х годов по привлечению американского капитала в нефтяную отечественную промышленность актуальна и в наши дни. В условиях складывающегося партнерства между Россией и США опыт тех лет конечно не может содержать готовые ответы на многочисленные вопросы, стоящие сейчас перед руководством российских нефтяных компаний, однако он дает современным менеджерам богатый фактический материал для анализа ситуаций при принятии управленческих решений в области развития взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными фирмами и привлечения иностранного капитала в нефтяную отрасль.
Страница обновлена: 15.09.2024 в 20:53:53