Региональные направления развития российско-американских отношений на примере европейской системы безопасности

Колесников В.В., Панкратова Е.А.

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 9, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать:
Колесников В.В., Панкратова Е.А. Региональные направления развития российско-американских отношений на примере европейской системы безопасности // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 27-32. – doi: 10.18334/eo.9.1.39734.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38228704

Аннотация:
В данной статье представлена оценка региональных тенденций развития российско-американских отношений на примере европейской системы безопасности. Рассмотрены особенности конфронтации России с США, исследованные на примере стран НАТО, причины разногласий данных двух государств. В процессе исследования получены выводы о необходимости разграничения отношений России и США и России и ЕС в сфере европейской безопасности. Выработаны общие рекомендации для России по укреплению сотрудничества со странами Евросоюза, обусловленные необходимостью достижения баланса интересов на политической арене и повышения общемировой безопасности.

Ключевые слова: российско-американские отношения, санкции, система европейской безопасности, кризис отношений, ракетно-ядерные договоренности, факторы развития отношений России и США

JEL-классификация: F52, F51, F59



Введение. В настоящее время, несмотря на открытость России к международному взаимодействию и желанию выстраивать конструктивные взаимоотношения в сфере системы безопасности, США продолжает противостояние и не желают предпринять попытки по сближению, наращивая военный потенциал, укрепляя вооружение военных баз в странах НАТО в ЕС. Политическое и экономическое сдерживание России обостряет отношения, приводит к утрате доверия к странам ЕС и США. Таким «расшатыванием» отношений в мировом масштабе могут воспользоваться террористические организации. Для того чтобы выявить причины такого противостояния, а также факторы, влияющие на российско-американские отношения на международной арене, и рассмотреть возможные пути решения возникшего конфликта, проведено данное исследование.

Сегодняшнее столкновение между Россией и Западом является серьезным кризисом их взаимодействия. Проблема неинтегрированности России в систему европейской безопасности является одной из главных на повестке дня. После окончания холодной войны двум сторонам, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось создать систему, которая включала бы Россию. Существует множество факторов, повлиявших на систему европейской безопасности. В данной работе мы хотели бы остановиться на одном из них, а именно на факторе США в системе европейской безопасности, с целью выявления пути преодоления кризиса отношений России и США в европейском регионе, поскольку именно Европа стала главной ареной противоборства двух государств.

Конфликт между Россией и США является одной из ведущих проблем в международной безопасности. Конфронтация двух государств во многом определяет успешность взаимодействия государств в области международной и, в частности, европейской безопасности. 2014 год ознаменовался окончанием многолетнего сотрудничества России и США в области безопасности. Конфликт на Украине, война в Сирии стали основными причинами для разногласия между двумя государствами. Но стоит также отметить другие конфликты, влияющие на безопасность в Европе. К ним необходимо отнести Приднестровье, где две стороны соперничают за влияние в Молдавии. Другой конфликтной зоной являются Абхазия и Южная Осетия. Присутствие России в данном регионе выгодно ей, так как военные базы Абхазии являются краем обороны со стороны Сочи [1] (Trenin). Более того, основной геополитической целью России в данном регионе является предотвращение вступления Грузии в состав НАТО.

Расширение НАТО и ЕС на Восток повлекло комплекс проблем во взаимодействии двух сторон. Основной ошибкой западной стороны являлось игнорирование интересов России в данных процессах, а также отсутствие перспективы для России в евро-атлантическом регионе [2] (Chernega, 2017). Введение антироссийских санкций ЕС и США в связи с присоединением Крыма и событиями на Юге-Востоке Украины еще более усугубило недоверие бывших союзников. В отличие от введенных ЕС ограничений, цели американских санкций значительно шире. Таким образом, можно сделать вывод о том, что санкции со стороны США преследуют не только экономические, но и политические цели: консолидацию европейских государств против России и укрепление американского влияния в Европе, превращение России в европейского «изгоя» и устранение России в качестве активного игрока на постсоветском пространстве. Более того, экономические санкции со стороны США проводятся одновременно с военным сдерживанием России, что еще больше обостряет вопрос доверия. Тем самым американская администрация пытается сменить российский внешнеполитический курс, что отражается в успешности и стабильности системы европейской безопасности. Поэтому пока санкции не могут быть смещены по причине отсутствия реализации Минских договоренностей, России необходимо предпринять односторонние меры, направленные на изменение в положительную сторону общественного мнения в странах ЕС.

За последние годы главным препятствием в российско-американском диалоге в области безопасности стало отсутствие гарантий безопасности России в системе ракетно-ядерных договоренностей. Остается открытым вопрос договоров о вооружении между Россией и США. Возможный выход США из Договора РСМД и вопрос о продлении Договора СНВ-3 ведут к нерегулируемому развитию всех видов вооружения, которое возможно будет происходить в условиях неограниченной «гибридной войны» между двумя мощнейшими ядерными державами – США и Россией. Приход к власти Д. Трампа в 2017 г. ознаменовал корректировку внешнеполитического курса США, который теперь основывается на их собственных интересах. За год президентства Д. Трампа отношения России и США ухудшились и стали заложниками политической нестабильности внутри элиты США [3] (Morozov). Таким образом, любое сотрудничество между двумя государствами становится невозможным, и единственной перспективой становится недопущение инцидентов и просчетов.

В то же время после переизбрания В.В. Путина в апреле 2018 года ключевой задачей во внешнеполитическом курсе в Европе для России станет сохранение стратегической стабильности. Исключение возможности вступления в НАТО постсоветских республик (Грузии, Молдавии, Украины) и предоставления этим странам нейтрального статуса по отношению к России и НАТО станут основными задачами в европейском направлении.

Как отметил Д. Тренин, развитие отношений между Россией и ЕС в ближайшее время будет ограниченно тремя факторами:

–недоверием стран ЕС к внешней политике России и неясностью перспектив ее экономического и политического развития;

–необходимостью обеспечить солидарность стран ЕС в отношении РФ

–влиянием США и отчасти Великобритании в рамках НАТО [4] (Trenin).

Взаимодействие России и ЕС в военной области сильно ограничено связями европейских государств с США в рамках НАТО. В то же время взаимосвязь Россия – НАТО практически целиком находится в сфере отношений РФ и США. В настоящее время единенной задачей, которая может существовать у двух сторон в сфере международной безопасности, является предотвращение вооруженного конфликта между Россией и НАТО. К сожалению, теперь нельзя полностью отрицать такую возможность, в следствие ряда событий, таких как размещение войск на рубежах России, применение вооруженных сил на территории других государств.

Рассматривая европейскую безопасность как систему, больше нельзя говорить о линии Россия–США–ЕС. На мой взгляд, необходимо разграничивать отношения России и США и России и ЕС в сфере европейской безопасности. Поэтому для России особенно важно выстроить сотрудничество со странами Европы, основываясь на общих ценностях и интересах, несмотря на существующую в последнее время идею о принадлежности к разным ценностным мирам и угрозе политического столкновения. Линия России и США не должна вмешиваться в данный процесс. Необходимо отметить возможность построения системы евро-атлантической безопасности, элементами которой станут государства Азии, и в рамках которой будут признаны различия между участниками. Хотелось бы отметить, что Россия и Европейский союз будут иметь позитивные перспективы только в том случае, когда объединение будет иметь суверенную политику от США. И пока ЕС не сформирует собственное видение по вопросам безопасности, сотрудничество между Россией и ЕС не будет возможным.

В связи с этим двум сторонам необходимо укрепить доверие. К таким мерам можно отнести уведомление друг друга о различных учениях или приглашение наблюдателей. Продолжение выработки стратегии контроля над вооружениями является одной из приоритетных направлений в развитии диалога между Россией и Западом. Регулярные проверки, инспекции, взаимные консультации – это только малая часть мер, возможных к реализации в сфере контроля над вооружениями. Обе стороны должны сохранять каналы коммуникации открытыми и быстро реагировать на возможные инциденты. Доверие в отношениях между Россией, США и ЕС будет сложно восстановить в ближайшие годы. Поэтому на данные момент сторонам необходимо уменьшить недоверие и наладить диалог. Каким бы не было взаимодействие между сторонами, необходимо помнить об общих ценностях, истории и культурных связях, которые никогда не утратят свою силу.

Заключение. В процессе исследования были сделаны общие вывод о том, что причины конфронтации между Россией, Западом и США сформированы уже давно, и нежелание изучать их и находить компромиссные варианты со стороны США и ЕС еще в большей степени усугубляет состояние системы безопасности не только в Европе, но и во всем мире. Россия до сих пор не интегрирована в систему европейской безопасности, и это является крайне негативной тенденцией. Ввиду наличия высокотехнологичного военного потенциала Россия, США и ЕС могли бы объединиться вместе против террористической угрозы. Однако к настоящему моменту этого не происходит, и перспективы этих отношений очень сложно прогнозировать. В связи с тем, что Европа стала ареной противоборства США и России, снижается доверие стран ЕС к внешней политике России, что во многом связано с информационной политикой США в отношении нашей страны. Все это еще в большей степени развивает системный кризис российско-американских отношений. Во многом решить имеющиеся проблемы поможет конструктивный диалог глав этих двух государств, выработка политики невмешательства в конкретные вопросы, распределение сфер влияния, предварительные предупреждения о военных учениях на взаимной основе, приглашение наблюдателей от ООН при проведении таких мероприятий.


Источники:

Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?. Московский Центр Carnegie. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938.
2. Чернега В. Россия и Запад: перспективы компромисса // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2017. – № 44(60). – С. 2-5.
Морозов Ю. Перспективы внешнеполитического курса России после выборов президента. Рсмд. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/perspektivy-vneshnepoliticheskogo-kursa-rossii-posle-vyborov-prezidenta/?sphrase_id=11014726.
Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?. Рсмд. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-evropa-k-chemu-stremitsya-i-chto-delat/?sphrase_id=11014726.
Ван Щ. Экономическая Глобализация и Развитие США. / Глобализация. Конфликт или Диалог Цивилизаций?. - М.: Новый Век, Институт микроэкономики, 2017.

Страница обновлена: 23.05.2020 в 00:57:01