Теоретические аспекты управления знаниями

Яковлев А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (22), Октябрь 2008

Цитировать:
Яковлев А.А. Теоретические аспекты управления знаниями // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 10. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618967
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Термин «управление знаниями» был введен Карлом Вигом – американским ученым и консультантом по управлению и впервые использован в 1986 г. в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН. С тех пор этот термин, обозначавший систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий, обошел весь мир, стал предметом разносторонних исследований и обсуждений, стал новой функцией управления компанией и отдельным видом управленческой деятельности.

Ключевые слова: управление знаниями, термин, определение термина



Термин «управление знаниями» был введен Карлом Вигом – американским ученым и консультантом по управлению и впервые использован в 1986 г. в его выступлении на конференции в Швей­царии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН. С тех пор этот термин, обозначавший систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий, обошел весь мир, стал предметом разносторонних исследований и обсуждений, стал новой функцией управления компанией и отдельным видом управленческой деятельности.

При этом до сих пор ведутся споры по поводу определения понятий «знание» и «управление знаниями», и с ростом числа фирм внедряющих новые организационные структуры по управлению знаниями это вопрос становится всё более насущным. Выделяют следующие основные понятия знания.

1) Знания – духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата. ...Воплощаясь в языке, знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового знания, которое он должен освоить [2,С.97].

2) Знания – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективизируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную, общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. [7,С.224].

3) Знания есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира. [1,С.7]

4) Знания (совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности). [6, С. 173]

5) Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение: knowledge (знание) – 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией; Б: диапазон информированности или осведомленности; 3) акт понимания: ясное восприятие истины; 4) нечто понятое, содержащееся в уме.

Более формальные определения, применяемые обычно в рамках менеджмента знаний звучат так:

  • информация, подвергшаяся преобразованию в части выделения сущностных зависимостей. Знание само задает контекст описания и является целостным описанием ситуации;
  • результаты обобщения информации и установления определенных закономерностей в какой-либо предметной области, которые позволяют ставить и решать задачи в этой области;
  • ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на информации, существующей на предприятии [12].
  • Просматривая определения можно проследить следующую цепочку, сведения при придании им определённой структуры становятся информацией, а последняя, в свою очередь, после переработки может стать устойчивой формой с длительным периодом жизни, пригодной для использования или решения задач – знанием.

    Знание – результат, как правило, опытной деятельности. Последняя в свою очередь имеет определённые условия, в которых это знание образовалось, т.е. знание содержит само в себе определённый контекст. Иными словами не любое знание может использоваться для решения конкретной задачи, т.е. оно тяготеет к месту и времени своего применения.

    С другой стороны никто бы не задумывался о знаниях, если бы они не имели практической ценности – возможности их применения. Использование знаний в практической деятельности, их «соучастие» в процессе работы делает их продуктивными. Знания становятся «инструментом», благодаря которому эффективно создаётся «продукт». Наиболее полно соответствует поставленным задачам следующее определение: знания – совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве модели, которая достоверно и с определённой точностью позволяет принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности [3,С.138].

    Однако, считаем необходимым уточнить данное определение термина «знания» следующим образом: знания – совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве совокупности моделей, которые достоверно и с определённой точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.

    Это связано с тем, что не может быть создано одной модели, которая бы адекватно описывала наиболее важные характеристики сложной системы.

    Значимость управления знани­ями с каждым годом возрастает, отражая объективные требования развития наукоемкого производства, информатизации общества и повышения роли человеческого потенциала, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, которые не используют интеллектуальный капитал в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управ­ления. Инновационные процессы – это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций.

    Поворотное значение в экономической теории и практике, в ориентации управленческих методов и оценке эффективности име­ет то, что знания становятся активами организации, требующими систематической оценки, бережного отношения, распространения и использования. Анализ показывает, что в настоящее время значи­тельная доля рыночной стоимости фирм прямо не связана с их текущей прибылью (Рис. 1). Увеличивающийся разрыв между этими пока­зателями обусловлен ростом значимости нематериальных активов, под которыми понимается все, что не относится к балансовой стоимости предприятия. Часто под «нематериальными активами» подразумевают то, чем мы не управляем. Изрядная доля этой нематериальной составляющей рыночной стоимости обусловлена ка­чеством управления.

    Рис.1 Интеллектуальные активы и стоимость компании [5,С.10].

    При этом, ещё большее разнообразие определений и понимания самой сути процесса мы можем увидеть в определении термина «управление знаниями». Необходимо отметить следующие определения этого понятия.

    1) Управление знаниями – это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы включают структурированные базы данных, текстовую информацию, такую как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в головах сотрудников [8].

    2) Управление знаниями – это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности [9].

    3) Управление знаниями – это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих:

    • поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);

    • структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);

    • анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);

    • обновление (актуализацию) знаний;

    • распространение знаний;

    • генерацию новых знаний. [4, С.35]

    4) Управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% - IT решения. [12]

    5) Управление знаниями - процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества [11].

    Каждое из определений имеет право на жизнь. Подводя итог, можно отметить, что управление знаниями, с точки зрения авторов, – это объединение в единое целое людей, являющихся носителями и потребителями знаний, процессов способствующих распространению знаний, и технологических решений способствующих эффективной работе первых двух.

    Контекст, имеющийся у знаний непосредственно, диктует основное правило эффективной постановки управления знаниями, – необходимо вовремя предоставить необходимое знание нуждающимся в нём людям.

    Основные функции, связанные с управлением знаниями, направлены на

    - создание и выявление знаний,

    - организациею доступа к ним,

    - непосредственное использование знаний.

    Тогда, с учётом предложенного определения понятия знания, можно дать следующее определение: управление знаниями - это процесс управления созданием, совершенствованием, хранением, распространением и использованием совокупности моделей, которые достоверно и с определённой точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.

    Очевидно, что эффектив­ное управление знаниями требует гибкого и целостного подхода, фундаментальных изменений как во внутренней деятельности, пове­дении, построении организации, так и в работе с партнерами. Эти изменения становятся как целью, так и условиями ее достижения.

    Будущее принадлежит наиболее новаторским, а не наиболее эффективным (с позиций текущей прибыли) компаниям. Не постоянные реорганизации, не коммерциализация каждой операции, не ранжирование компаний по балансовой стоимости активов, а преимущество, заложенное в знаниях, становится основным конкурентным преимуществом для организации.


    Источники:

    1. Елепов Б.С.,Чистяков В.М.Управление процессами использования информационных ресурсов. – Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1989.-238 с.
    2. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. - 431 с.
    3. Левизов В.А., Низаева Л.И., Великанова Д.С. Проблемы использования менеджмента знаний в высшем учебном заведении // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: труды науч.-практ. конф. 15 марта 2007 г. / Ред. кол.: В.И.Малюк (отв. ред.) и др. СПБ.: Издательство политехнического университета, 2007 г. - 299 с.
    4. Монахова Е.И. и др. Управление знаниями - Рондо каприччиозо планетарного масштаба // PC Week /RE. 2001. № 8. 10–6 марта. С. 35–36.
    5. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Харин Н.П., Виньков М.М. Управление знаниями // Вестник РФФИ. – 2004. – №4(38). – С. 5-27.
    6. Словарь синонимов. Справочное пособие / АН СССР, инст.русского языка,-Л.: Наука, 1975. - 648 с.
    7. Философский словарь/ под ред. И.Т. Фролова - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981,- 445 с.
    8. Gartner Group Conference Presentation Knowledge Management Scenario. 1999. P. 1-18.
    9. The Knowledge Management Process: a Practical Approach, IDC, 2000
    10. Биг-Петербург. Публикации. Краткий словарь терминов современного менеджмента. [электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: //URL:http://big.spb.ru/publications/glossary/part11_km.shtml– Загл. с экрана (2 июля 2008г.)
    11. Мария Мариничева. 10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management). [электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: //URL:http://www.e-xecutive.ru/ knowledge/announcement/339267/index.php?ID=339267 – Загл. с экрана (2 июля 2008г.).
    12. Управление знаниями. [электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: // URL:http://www.big.spb.ru/publications/other/km/urpavl_znaniyam.shtml – Загл. с экрана (3 июля 2008г.)

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:35:20