Проблемы теории человеческого капитала
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На современном этапе экономического развития, несмотря на наличие самых разных концепций в сфере воспроизводства, реализации, сохранения и измерения человеческого капитала, наблюдаются дискуссии по многим вопросам. Это связано с тем, что требуется критическое переосмысление ряда теоретическихпредставлений. Необходимо продолжать исследования вопросов определения особенности человеческого капитала в современном воспроизводственном процессе, роли социальных институтов его формирования; а также социокультурных источников сохранения и наращивания совокупного человеческого капитала, поиска основных критериев его измерения в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, теория человеческого капитала, оценка человеческого капитала
На современном этапе экономического развития, несмотря на наличие самых разных концепций в сфере воспроизводства, реализации, сохранения и измерения человеческого капитала, наблюдаются дискуссии по многим вопросам. Это связано с тем, что требуется критическое переосмысление ряда теоретических представлений. Необходимо продолжать исследования вопросов определения особенности человеческого капитала в современном воспроизводственном процессе, роли социальных институтов его формирования; а также социокультурных источников сохранения и наращивания совокупного человеческого капитала, поиска основных критериев его измерения в условиях рыночной экономики.
Проблемы теории человеческого капитала
Современное состояние теории человеческого капитала обусловлено следующими проблемами:
1. Движущей силой экономического роста становятся люди, обладающие высоким уровнем образования и способные в условиях ускорения научно-технического прогресса более эффективно использовать свой интеллектуальный капитал.
Внедрение новейших технологий ведет к качественным сдвигам в структуре и организации труда, воздействует не только на занятость, но и на квалификацию, условия труда, способствует возникновению новейших профессий, требующих высокой квалификации и лучшей профессиональной подготовки.
2. Человек, обладающий запасом знаний, умений и навыков общего и профессионального характера становится ведущим фактором развития и стабильности экономики. От физического капитала акценты смещаются в сторону производства и накопления человеческого капитала. Отсюда следует, что необходимо больше внимания уделять исследованиям проблемы организации и совершенствования образовательных услуг.
Для России она является актуальной, так как решает две задачи ‑ построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриального к постиндустриальному развитию.
Решение первой задачи требует изменения социально-экономических основ системы организации предоставления образовательных услуг, второй ‑ изменение места этой системы в общественном производстве. В процессе формирования в России основных субъектов смешанной экономики (домохозяйств, фирм и государства) происходит пересмотр действовавшего в рамках советской системы социального контракта.
Это влечет за собой перераспределение издержек и выгод от инвестиций в человеческий капитал. Возникает проблема создания новой институциональной организации производства и накопления человеческого капитала.
3. С увеличением воздействия научно-технического прогресса на рост экономики изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма послужили объективной основой, на которой строится концепция человеческого капитала.
4. За последние годы в мировой экономике произошло изменение структуры совокупного капитала. Это связано с доминированием человеческого капитала в структуре национального богатства.
В качестве базовых факторов формирования общественно-экономических отношений наряду с собственностью и властью с нарастающей активностью выступает «символический капитал» - знания, ценностные предпочтения, культурно-психологические мотивы интеракции. В этой ситуации ориентир на «высокие знания» и непрерывное образование становится доминантным ценностным предпочтением человека.
5. Совокупная стоимость некоторых компаний определяется, главным образом, через оценку их человеческого капитала, через такие понятия, как «преданный персонал», «квалифицированные менеджеры». Исключительно на человеческом капитале основывается "владение" футбольной или баскетбольной командой.
В общепринятых системах бухгалтерского учета такие активы игнорируют из-за трудности объективной и поддающейся проверке оценки. Очевидно, что будущую экономическую стоимость служащих трудно определить с какой-либо точностью. Тем не менее, в литературе выработаны некоторые простые методы оценки человеческого капитала. Они предусматривают накопление затрат на найм и обучение штата с учетом увольнения его части и т.п.
6. Современной экономике присущи тенденции глобальной информатизации общества. В зарождающемся информационном обществе формируется исторически новое явление - информационная экономика, которая на данном этапе заметно развита лишь в нескольких странах, но отдельные ее элементы встречаются повсеместно. К настоящему моменту концепция развития информационной экономики находится на стадии разработки, формируются ее основные черты.
7. В современных условиях важнейшим критерием формирования структурных элементов общества становится собственность индивида на человеческий капитал. Это – основной ресурс, дающий человеку неравную возможность доступа и участия в профессиональной трудовой деятельности, неравный вклад в совместные трудовые действия, неравную результативность трудовых действий, неравные экономические результаты труда, и как итог – неравные доходы и доступ к материальной собственности и потреблению.
Изменение человеческого капитала — изменение общества
Владение неравнозначным человеческим капиталом приводит к расслоению общества. Это является следствием того, что участие его членов в социально профессиональной деятельности и социально потреблении, а также в воспроизводстве духовных и материальных потребностей неоднородно.
Социальная неоднородность собственников человеческого капитала проявляется не только в различных способностях, но и в возможностях удовлетворения и развития материальных и духовных потребностей как основы расширенного воспроизводства человека в структуре всякого рода его деятельности, в том числе и производительной. Поэтому те или другие носители человеческого капитала – это не только какая-либо общественная группа, это социальная страта, отражающая иерархическое ранжирование общества относительно общих условий существования и причинно-следственных связей в специфике их жизнедеятельности.
Поэтому формирование человеческого капитала и появление в нем качественных сдвигов представляет собой основу совершенствования социальной структуры общества, перехода одного социального слоя в другой, совершенствование и появление новых общественных слоев.
Новые параметры измерения качества
На основе понимания характеристик человеческого капитала и параметров социетально-инновационной структуры, а также анализа поля социальных сил, заинтересованных в высокотехнологической модернизации, можно сделать заключение о возможности появления критериев качества человеческого капитала.
В отечественной практике, несмотря на десятилетний период интенсивных исследований, и различных подходов к оценке человеческого капитала, фактически отсутствует комплексное рассмотрение признаков, свойств и иных характеристик, обуславливающих «уровневые разновидности» человеческого капитала, предполагающих учет глобальных и локальных факторов, которые влияют на степень развития в его объективной реальности.
Сегодняшняя популярность качественных методов обусловлена рядом взаимосвязанных изменений в экономике, маркетинге и различных исследовательских традициях в некоторых отраслях знаний.
Эти и другие факторы стимулировали развитие новых методов качественного исследования, так как стало очевидным, что стандартные дискуссии или традиционные фокус-группы далеко не всегда выявляют полную картину всего спектра мнений, эмоций и оценок респондентов. Такие группы чаще всего ограничиваются использованием прямых вопросов или групповой дискуссией. Результатом обычно бывает лишь дословное изложение того, что сообщают люди. Но это далеко не всегда соответствует реальному образу, сложившемуся в их сознании.
Таким образом, перечисленные обстоятельства определяют основную проблему теории человеческого капитала ‑ поиск параметров измерения качества человеческого капитала и составление прогноза повышения или снижения его качества.
Источники:
2. Анишин Е.В. Человеческий капитал как совокупность социально-экономических отношений: Автореф. дисс. …канд. экон. наук. - Чебоксары, 2006.
3. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: Автореф. дисс. … докт. социол. наук. - Уфа, 2006.
4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000.
5. Киселева О.В. Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки: Автореф. дисс. …канд. экон. наук. - Орел, 2006. – 25 с.
6. Кузьмина Н.Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне: Автореф. дисс. канд. экон. наук – Хабаровск, 2007.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:02:41