Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе
Кокуйцева Т.В.1
, Шиманский А.А1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 66 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676093
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Цель статьи – охарактеризовать теоретические основы формирования и развития человеческого капитала и показать новые тенденции, характерные для развития человеческого капитала в современном мире. Человеческий капитал – один из ключевых факторов экономического развития, а потому его роль возрастает в современных условиях цифровой трансформации российской экономики и общества. В то же время цифровизация требует трансформации и самых подходов к формированию человеческого капитала.
Ключевые слова: теория человеческого капитала, цифровая трансформация, цифровые навыки
Введение
В настоящее время человеческий капитал является одним из ключевых факторов производства и национальной экономики в целом. Однако само понятие «человеческий капитал» относительно новое в экономической теории, а подходы к оценке человеческого капитала, его вклада в экономический рост и социальное развитие, к управлению им на микро- и макроуровне до конца не изучены и развиваются в соответствии с потребностями и вызовами современных реалий.
Этапы развития теории человеческого капитала
Развитие теории человеческого капитала включает пять этапов: доиндустриальный период; этап массового обучения; позднеиндустриальный этап; первый постиндустриальный этап; второй постиндустриальный этап. Характеристика каждого этапа подробно представлена в работе В.А. Аникина [1] (Anikin, 2017), а основные черты представлены в таблице 1.
В настоящее время развитие мировой и российской экономики характеризуется тенденциями четвертой научно-технической революции (Индустрия 4.0), включая массовое внедрение киберфизических систем в производство и цифровизацию промышленности, развитие искусственного интеллекта и таких технологий, как большие данные, Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и др. В этих условиях происходит изменение социальной парадигмы общества, обесценивание низкоквалифицированной рабочей силы и в то же время рост барьеров для вхождения на рынок высококвалифицированной рабочей силы ввиду усложнения технологий, а следовательно, рост социального расслоения. Таким образом, можно говорить о новом, шестом этапе развития теории человеческого капитала – «цифровой этап, или современный период (2011–2020 гг.)», основные черты которого также представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные черты этапов развития теории человеческого капитала
|
№ этапа
|
Наименование
этапа
|
Временной период
этапа
|
Основные ученые
|
Основные черты
этапа
|
|
1.
|
Доиндустриальный период
|
До XVIII в.
|
У. Петти, Р. Кастель
|
·
Система обучения как неформальная часть рабочего
процесса
· Отсутствие массового спроса со стороны реальной экономики на образование · Избыток неквалифицированной рабочей силы и накопление узкоспецифических навыков |
|
2.
|
Этап массового обучения
|
XIX
– первая половина XX века
|
А. Смит, К. Маркс
|
· Экономическое
сообщество не рассматривало человека и его знания как специфический
актив производства
· Трудовые ресурсы не ценили · Массовизация образования |
|
3.
|
Позднеиндустриальный этап
|
1960–1970-е гг.
|
Г. Беккер, Т. Шульц, Я. Минсер,
Р. Солоу
|
·
Период
оформления ядра теории человеческого капитала
· Переход развитых стран к новому технологическому укладу · Человек аккумулирует знания, так как движим стремлением максимизировать полезность, удовлетворив классический набор предпочтений в области образования · Разделение человеческого капитала на общий и специфический |
|
4.
|
Первый постиндустриальный этап
|
1980–2000-е гг.
|
Д.Б. Груски, Д. Белл, В.В. Пауэл,
К. Снеллман, М. Кастельс,
И. Берг, А.Л. Каллеберг, Р. Фриман, Р. Коллинз, Дж. Дункан,
С.Д. Хоффман и др.
|
·
Бурное развитие сектора услуг, формирование сервисной
экономики
· Разрыв в спросе квалифицированного и неквалифицированног труда · Развитие среднего специального и высшего образования, рост роли теоретического знания в процессе перехода к новому технологическому укладу · Рост роли высококвалифицированного труда · Изменение роли образовательных дипломов и степеней, сертификатов повышения квалификации как новых форм собственности, ставших основой оценки качества человеческого капитала |
|
5.
|
Второй постиндустриальный этап
|
2000–2010-е гг.
|
Дж. Хекман, Й. Рубинштей,
К. Миллс и др. |
·
Рост роли дошкольного образования, семьи и других
институтов дошкольного развития
· Рост важности некогнитивных навыков в формировании человеческого капитала, который определяет место человека на рынке труда и его заработную плату |
|
6.
|
Цифровой этап, или современный период
|
2011–2020-е гг.
|
|
·
Сокращение роли и обесценивание
низкоквалифицированной рабочей силы
· Рост барьеров для вхождения на рынок высококвалифицированной рабочей силы, рост социального расслоения · Индивидуализация производства · Развитие сервисной экономики · Совместное потребление (sharing economy) · Формирование новых навыков – цифровых навыков |
Обзор научных исследований человеческого капитала
На фоне эволюции теории человеческого капитала трансформировалось и само понятие «человеческий капитал». Основоположниками теории человеческого капитала являются нобелевские лауреаты Т. Шульц, Г. Беккер и Я. Минсер. Согласно Я. Минсеру, человеческий капитал – это условие и следствие экономического роста [32] (Jacob, 1984). Р. Лукас рассматривает его как процесс экономического роста [36] (Lucas, 1988). Р. Нельсон и Э. Фелпс рассматривают человеческий капитал и технологии как путь экономического роста [38, 3] (Nelson, Phelps, 1966; Borshch, Zharova, 2019).
Достаточно точное определение дал российский ученый С.А. Курганский, который рассматривает человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, которые при целесообразном использовании генерируют новую стоимость и поток доходов» [12] (Kurganskiy, 2011) и включает в него интеллектуальный капитал (образовательный, научный, инновационный), капитал подготовки на производстве (квалификация, компетенции, производственные навыки и опыт), капитал здоровья, капитал предпринимательства, капитал миграции, другие виды (социальный, творческий и др.) [3] (Borshch, Zharova, 2019).
Помимо указанных ученых, вопросами изучения человеческого капитала занимаются такие современные зарубежные ученые, как П. Дэвидсон и Б. Хониг [28] (Davidsson, Honig, 2003), Д. Лепак и С. Снелл [33, 34] (Lepak, Snell, 2002; Lepak, Snell, 1999), Дж. Бенхабиба и М. Шпигель [26] (Benhabib, Spiegel, 1994), Н. Хэтч и Дж. Дайер [31] (Hatch, Dyer, 2004) и др. Анализ современного состояния исследований в данной области в зарубежных источниках показывает, что в основном проблемы человеческого капитала изучаются с позиции микроуровня (уровня предприятия).
В отечественной науке вопросам развития человеческого капитала посвящены работы Мау В.А. [14] (Mau), Курганского С.А. [12] (Kurganskiy, 2011), Капелюшникова Р.И. [8] (Kapelyushnikov, 2008) и др.
Изучением вопросов управления человеческим капиталом занимаются Носкова К.А. [15] (Noskova), Леонтьев Б.Б. [13] (Leontev, Mamadzhanov, 2011), Шобанов А.В. и Покусаев О.Н. [23] (Shobanov, Pokusaev, 2010), Коротков Э. [10] (Korotkov, 2010), Егоров Е.Е. [6] (Egorov, 2012) и др.
Вопросам оценки человеческого капитала посвящены работы Тугускиной Г.Н. [21] (Tuguskina), Носковой К.А. [16] (Noskova, 2013), Кастрюлиной Ю.М. [9] (Kastryulina), Краковской И.Н. [11] (Krakovskaya, 2008) и др. Среди зарубежных авторов можно выделить Милоста Ф. [37] (Milost, 2014) и др.
В отечественной науке такие ученые, как Л.И. Абалкин, А.Ю. Воробьев, Р.М. Нуреев [17] (Nureev, 2009), исследовали взаимосвязь экономического роста и человеческого капитала. Изучению данного аспекта посвящены и работы ряда других ученых, в частности основанные на данных по странам [39, 26] (Romero, Usart, Ott, 2015; Benhabib, Spiegel, 1994). Авторы выявили значимое прямое влияние инвестиций в человеческий капитал, рассматриваемый в числовом выражении как доля людей школьного возраста (12–17 лет), и запаса человеческого капитала, выраженного в количественном значении через среднее число лет обучения, на экономические темпы роста валового внутреннего продукта и показатель совокупной факторной производительности соответственно. Данная зависимость может означать более высокие значения производительности труда, потенциала в научной сфере и научно-технологическом прогрессе, заимствований технологий и др. [20] (Akindinova, Yasin i dr., 2019).
В зарубежной литературе данными вопросами изучения зависимости экономического роста страны, человеческого капитала и уровня инновационной активности занимались Р. Барро [25] (Barro, 1996), а ранее Р. Солоу рассматривал человеческий капитал как фактор роста в модели экономического развития. При этом приращение эффективности единицы простого труда в его модели происходит за счет прироста уровней образования, квалификации и здоровья работника [40] (Solow, 1957). Отметим, что еще в XVIII веке А. Смит утверждал, что «приобретение способностей в течение воспитания, обучения или ученичества всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в личности. Эти способности, являясь частью состояния такой личности, становятся также частью богатства всего общества» [3] (Borshch, Zharova, 2019).
Стоит отметить, что ввиду научно-технического развития и эволюции общества в целом изменяются ключевые характеристики и требования к человеческому капиталу, обеспечивающему экономический рост и инновационное развитие предприятия и государства в целом. Так, в современных условиях цифровизации экономики и общества (табл. 1) ввиду наступления четвертой технологической революции происходит формирование новых навыков. Такие навыки очень важны как для конкретного человека, так и для организаций, чтобы не отставать от разработок и инновационных продуктов и процессов. Левин и Макникол [35] (Lewin, McNicol, 2015) утверждают, что растущее влияние глобализации и общества знаний привело к тому, что навыки XXI века стали необходимым условием успешности компании, а информационно-коммуникационные технологии стали играть центральную роль в их развитии. Важно отметить, что эти навыки выходят за рамки технических знаний. То, как кто-то думает, решает проблемы и учится, оказывает большее влияние на способность человека функционировать в технологически обществе, чем просто знание конкретных программ [24, 27, 29] (Ahmad, Karim, Din, Albakri, 2013; Claro, Preiss, San Martín, Jara, Hinostroza, Valenzuela, et al., 2012; Eshet-Alkalai, 2004). В соответствии с [27] (Claro, Preiss, San Martín, Jara, Hinostroza, Valenzuela, et al., 2012), к цифровым навыкам XXI века относятся следующие:
– владение интернет-приложениями для решения когнитивных задач на работе;
– навыки, не основанные на технологиях, поскольку они не относятся к использованию какой-либо конкретной программы;
– навыки, которые поддерживают процессы мышления высшего порядка;
– навыки, связанные с когнитивными процессами, способствующие непрерывному обучению сотрудников.
Помимо термина «цифровые навыки», развитие общества в XXI веке связано с появлением термина «цифровая компетенция», которое связано с компетенциями в области управления информацией, сотрудничества, общения и обмена, создания контента и знаний, этики и ответственности, оценки и решения проблем, а также технических операций [30] (Ferrari, 2012). Согласно [7] (Gunina, Logunova, Pestov, 2019), под цифровыми компетенциями будем понимать совокупность знаний, умений и навыков использования цифровых и коммуникационных технологий для решения поставленных задач в целях повышения эффективности предприятия в целом.
Подобные аспекты рассматриваются учеными и при определении термина «навыки XXI века» [41] (Van Laar, van Deursen, van Dijk, de Haan, 2017). В работе [41] (Van Laar, van Deursen, van Dijk, de Haan, 2017) автор указывает на то, что «навыке XXI века» и цифровые навыки хоть и являются основными в современном мире, но их взаимосвязь, комбинация до сих пор достаточно не определены, поэтому в своей научной статье им предпринята попытка показать научную рамку цифровых навыков XXI века, разделив их на ключевые (core) и ситуативные (contextual skills) (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые и ситуативные цифровые навыки XXI века
|
Цифровые навыки XXI
века
|
Определение
|
|
Ключевые цифровые
навыки XXI
века
| |
|
Технические
|
Навыки использования (мобильных)
устройств и приложений для выполнения практических задач и распознавания
определенных онлайн-сред для навигации
|
|
Управление
информацией
|
Навыки использования ИКТ для эффективного
поиска, выбора, управления информацией для принятия обоснованных решений
о наиболее подходящих источниках информации для конкретной задачи
|
|
Связь
|
Умение использовать ИКТ для передачи
информации и идей нескольким аудиториям, используя различные медиа и онлайн-форматы
|
|
Сотрудничество
|
Навыки использования ИКТ для развития
социальной сети и работы в команде для обмена информацией, заключения
соглашений и принятия решений на основе взаимного уважения друг к другу
для достижения общей цели
|
|
Творческий
подход
|
Умение использовать ИКТ для генерации
новых или ранее неизвестных идей или для нового подхода к преобразованию
таких идей в продукт, услугу или процесс, который признан новым в определенной
области
|
|
Критическое
мышление
|
Навыки использования ИКТ для обоснованного
суждения и выбора в отношении полученной информации и коммуникации
с использованием рефлексивных рассуждений
|
|
Решение
проблем
|
Навыки использования ИКТ для когнитивной
обработки и понимания проблемной ситуации в сочетании с активным
использованием знаний для поиска решения проблемы
|
|
Ситуативные цифровые
навыки XXI
века
| |
|
Этическое
осознание
|
Умение вести себя социально ответственным
образом, демонстрируя понимание и знание правовых и этических аспектов
при использовании ИКТ
|
|
Культурная
осведомленность
|
Умение демонстрировать культурное
понимание и уважение других культур при использовании ИКТ, в ходе
онлайн-общения
|
|
Гибкость
|
Навыки, позволяющие адаптировать свое
мышление, отношение или поведение к изменяющейся среде ИКТ
|
|
Самоопределение
|
Умение ставить и достигать свои цели
для оценки своих успехов в использовании ИКТ
|
|
Обучение
в течение всей жизни
|
Умение постоянно исследовать свои новые
возможности при использовании ИКТ, которые можно интегрировать в среду
|
Появление цифровых навыков и навыков XXI века происходит в условиях цифровой трансформации, которая, в свою очередь, согласно А. Аузану, требует смены институционально-экономической модели образования, ценностного выбора, использования культурных особенностей для цифровой трансформации, непривычных видов образования для поддержания конкурентоспособности естественного интеллекта по сравнению с искусственным. Цифровая трансформация влияет на поведенческие установки новых поколений [2] (Auzan, 2019).
Формирование и развитие человеческого капитала в РФ
По данным Всемирного банка, в 2017 г. человеческий капитал занимал 46 % в структуре национального богатства РФ, для сравнения: в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 70 %. По подсчетам аналитиков России потребуется 50–100 лет, чтобы догнать развитые страны по этому показателю [4].
При этом РФ занимает 34-е место в глобальном рейтинге по Индексу человеческого капитала (Human Capital Index) (0,73), рассчитываемому Всемирным банком с применением следующих пяти индикаторов: вероятность дожития до пяти лет; ожидаемая продолжительность обучения до достижения 18 лет; результаты итоговых экзаменов; доля 15-летних, доживающих до 60 лет; доля детей без задержек в развитии. С помощью этого индекса возможно сопоставить будущую производительность труда работника в сравнении с производительностью труда в идеальной ситуации и оценить экономические потери, связанные с вызванным этим фактором замедлением роста ВВП [4].
Негативное влияние на индекс РФ оказывает выживаемость взрослого населения, что соответствует 122-й позиции в мире рядом с Афганистаном. По качеству образования РФ – в группе стран-лидеров (значение соответствующего показателя составляет 538), для сравнения: у Норвегии – 512, у США – 523. Мировыми лидерами по Индексу человеческого капитала являются Сингапур (0,88), Южная Корея и Япония.
Сравнивая РФ с другими странами ЕАЭС, можно отметить, что нашу страну опережает Казахстан (0,75). Киргизия занимает 76-е место (0,58), Армения – 78-е место (0,57).
Кроме инвестиций в образование и здравоохранение важно создавать «нормальную конкурентную экономику на всех уровнях, чтобы была должная мотивация, работали социальные лифты», что, в свою очередь, будет мотивировать людей приобретать новые знания, навыки, осваивать технологии и, соответственно, быть более конкурентоспособными.
Тем не менее относительные объемы инвестиций в здравоохранение и образование в РФ в ближайшие годы, похоже, будут сокращаться. Так, например, согласно РБК [4], доля расходов бюджетной системы на образование РФ сократится с 3,8 до 3,6 % ВВП в 2020–2022 гг., доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП снизится с 3,6 до 3,4 % в 2020–2022 гг.
Опираясь на полученные результаты, Всемирным банком подготовлены рекомендации для РФ, согласно которым в нашей стране следует осуществлять политику, ориентированную на наращивание доли человеческого капитала в структуре национального богатства и отдачи от накопленного человеческого капитала. Рекомендуется наращивать потенциал образования в вузах, увеличивать качество системы профессионально-технического образования в РФ, развивать soft skills («мягкие навыки») обучающихся (на это обращает внимание и А. Аузан [2] (Auzan, 2019)), повышать роль первичной медицинской помощи, повышать эффективность и финансирование медицинской помощи [4].
Принимая во внимание тенденции формирования цифровой экономики и связанных с этими процессами трансформации подходов к формированию и развитию человеческого капитала, в ежегодном послании к Федеральному Собранию Президента РФ В.В. Путина говорится о необходимости ускорения цифровой трансформации реального сектора экономики. а в связи с чем, учитывая, что формирование человеческого капитала начинается уже с дошкольного и школьного возраста, на 2021 год запланирована цифровая трансформация отечественной школы, включающая обеспечение не просто доступа в Сеть, а высокоскоростного интернета для доступа педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрения индивидуальных подходов к обучению, направленных на раскрытие способностей каждого ребенка, что соответствует общемировым трендам кастомизации.
Обсуждение и заключение
Анализ теоретических основ формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе позволяет сделать вывод о многообразии подходов к определению, оценке и управлению человеческим капиталом. Вместе с тем динамичность мировых тенденций научно-технического развития обусловливает изменение требований к человеческому капиталу, играющему одну из ключевых ролей в социально-экономическом развитии предприятия и государства. В сегодняшних условиях цифровизации экономики и общества наращивание человеческого капитала в РФ возможно посредством трансформации всей системы его формирования, начиная со смены институционально-экономической модели образования, ценностей до разработки и внедрения инновационных видов образования для повышения конкурентоспособности государства в целом.
Источники:
2. Аузан А. Цифровая экономика: фактор человеческого капитала. – 2019. - https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=58670&p=attachment
3. Борщ Л.М., Жарова А.Р. Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 11. – С. 2141-2158. – doi: 10.18334/ce.13.11.41351
4. Всемирный банк отвел России 100 лет на развитие человеческого капитала. https://www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec
5. Диесперова Н.А. Об эффективности использования человеческого капитала на предприятиях высокотехнологичных отраслей //Экономика и управление: проблемы, решения. Научно-практический журнал, 2017, №5, том 4(65), стр. 108-115.
6. Егоров Е.Е. Инфраструктурные аспекты эффективного управления человеческим капиталом организации// Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 1 (94). С. 302-313. https://elibrary.ru/item.asp?id=18881847
7. Гунина И. А., Логунова И. В., Пестов В. Ю. Повышение эффективности использования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // РЕГИОН: системы, экономика, управление/ - #1 (44)/ - 2019. - http://rseu.vrn.ranepa.ru/jfiles/20192005/7.pdf
8. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Москва, 2008. Сер. WP3/2008/01 Препринт. Серия WP3. Проблемы рынка труда / Гос. ун-т Высшая шк. Экономики. https://elibrary.ru/item.asp?id=19880818
9. Кастрюлина Ю.М. Анализ методов оценки величины человеческого капитала хозяйствующих субъектов // http://economics.ihbt. ifmo.ru/file/article/19.pdf
10. Коротков Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 18-30. https://elibrary.ru/item.asp?id=13519728
11. Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 19. – С. 41–50.
12. Курганский С.А. Тенденции развития человеческого капитала в России // Известия ИГЭА. 2011. № 2. – http:// cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiyachelovecheskogo-kapitala-v-rossii
13. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Управление интеллектуальной собственностью на предприятии: монография. Екатеринбург, 2011
14. Мау В.А.Человеческий капитал: вызовы для России. http://institutiones.com/general/2225-chelovecheskijkapital-vyzov-dlya-rossii.html
15. Носкова К.А. Методы управления человеческим капиталом. http://human.snauka.ru/2013/09/3857
16. Носкова К.А. Оценка человеческого капитала i-го сотрудника организации // Актуальные вопросы экономических наук: Уфа: Лето, 2013. – С. 4–8
17. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 5-21. http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/333.pdf
18. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Этапы развития человеческого капитала в экономической истории // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. №3. С.338-349.
19. Писаренко О.В., Глебанова А.Ю. Жизненный цикл мотивации в системе управления человеческими ресурсами современных наукоёмких предприятий. Журнал «Инновации и инвестиции», №6. Москва, ООО «Русайнс», С.98-104.
20. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин, Д. А. Авдеева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/263130826
21. Тугускина Г.Н. Основные подходы и методы оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса // http://www. rusnauka.com /20_ AND_2009 /Economics /49162.doc.htm
22. Федорова Л.А., Манайкина И.А. Сущность и управление человеческим капиталом в современных условиях функционирования интегрированной структуры // Экономика и управление: проблемы, решения, № 3 (87), том 7, 2019, стр.102-106.
23. Шобанов А.В., Покусаев О.Н. Управление человеческим капиталом: теория и практика // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 110-123. https://elibrary.ru/item.asp?id=15113394
24. Ahmad M., Karim A.A., Din R., Albakri I.S.M.A. Assessing ICT competencies among postgraduate students based on the 21st century ICT competency model // Asian Social Science, 9 (16) (2013), pp. 32-39.
25. Barro R.J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study // National Bureau of Economic Research. – 1996. – № 5698.
26. Benhabib J., Spiegel M. M. The role of human capital in economic development evidence from aggregate cross-country data. Journal of Monetary Economics, 34(2), 143-173. – 1994. - doi:10.1016/0304-3932(94)90047-7.
27. Claro M., Preiss D.D., San Martín E., Jara I., Hinostroza J.E., Valenzuela S., et al. Assessment of 21st century ICT skills in Chile: Test design and results from high school level students // Computers & Education, 59 (3) (2012), pp. 1042-1053, 10.1016/j.compedu.2012.04.004
28. Davidsson, P., Honig, B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing, 18(3), с. 301-331, 2003.
29. Eshet-Alkalai Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era // Journal of Educational Multimedia & Hypermedia, 13 (1) (2004), pp. 93-107
30. Ferrari Digital competence in practice: An analysis of frameworks // Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies, Seville (2012), 10.2791/82116
31. Hatch N. W., Dyer J. H. Human capital and learning as a source of sustainable competitive advantage. Strategic Management Journal, 25(12), 1155-1178. - 2004 - doi:10.1002/smj.421
32. Jacob M. Human capital and economic growth // Economics of Education Review. – т. 3 (3). – 1984. – С. 195-205. doi: 10.1016/0272-7757(84)90032-3. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/0272775784900323
33. Lepak D.P., Snell S.A. Examining the human resource architecture: The relationships among human capital, employment, and human resource configurations. Journal of Management, 28(4), 517-543. – 2002. - doi:10.1016/S0149-2063(02)00142-3.
34. Lepak D.P., Snell S.A. The human resource architecture: Toward a theory of human capital allocation and development. Academy of Management Review, 24(1), 31-48. – 1999. - doi:10.5465/AMR.1999.1580439/
35. Lewin C., McNicol S. Supporting the development of 21st century skills through ICT // T. Brinda, N. Reynolds, R. Romeike, A. Schwill (Eds.), KEYCIT 2014: Key competencies in informatics and ICT (2015), pp. 98-181
36. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22.
37. Milost F. Net value added monetary model for evaluating human capital // European scientific journal. 2014. – № 1
38. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // The American Economic Review. – 1966. – № 56(1-2). – С. 69-75.
39. Romero M., Usart M., Ott M. Can serious games contribute to developing and sustaining 21st century skills? Games & Culture, 10 (2) (2015), pp. 148-177, 10.1177/1555412014548919
40. Solow R.M. Technical Progress & the Aggregate Production // Function Review of Economics & Statistics. – 1957
41. Van Laar E., van Deursen A.J., van Dijk J.A., de Haan J. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review. Computers in human behavior, 2017, vol. 72, pp. 577-588. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.03.010
Страница обновлена: 03.09.2025 в 10:11:15
Download PDF | Downloads: 66 | Citations: 17
Theoretical foundations for the formation and development of human capital in Russian and foreign literature
Kokuytseva T.V., Shimanskiy A.AJournal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 1 (January-March 2020)
Abstract:
The purpose of the article is to characterize the theoretical foundations of the formation and development of human capital and to show new trends of human capital development in the modern world. Human capital is one of the key factors in economic development. Therefore, its role is growing in the modern conditions of the digital transformation of the Russian economy and society. At the same time, digitalization requires the transformation of the approaches to the formation of human capital.
Keywords: theory of human capital, digital transformation, digital skills

Россия, Москва