Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе
Кокуйцева Т.В.1, Шиманский А.А1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 24 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676093
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Цель статьи – охарактеризовать теоретические основы формирования и развития человеческого капитала и показать новые тенденции, характерные для развития человеческого капитала в современном мире. Человеческий капитал – один из ключевых факторов экономического развития, а потому его роль возрастает в современных условиях цифровой трансформации российской экономики и общества. В то же время цифровизация требует трансформации и самых подходов к формированию человеческого капитала.
Ключевые слова: теория человеческого капитала, цифровая трансформация, цифровые навыки
Введение
В настоящее время человеческий капитал является одним из ключевых факторов производства и национальной экономики в целом. Однако само понятие «человеческий капитал» относительно новое в экономической теории, а подходы к оценке человеческого капитала, его вклада в экономический рост и социальное развитие, к управлению им на микро- и макроуровне до конца не изучены и развиваются в соответствии с потребностями и вызовами современных реалий.
Этапы развития теории человеческого капитала
Развитие теории человеческого капитала включает пять этапов: доиндустриальный период; этап массового обучения; позднеиндустриальный этап; первый постиндустриальный этап; второй постиндустриальный этап. Характеристика каждого этапа подробно представлена в работе В.А. Аникина [1] (Anikin, 2017), а основные черты представлены в таблице 1.
В настоящее время развитие мировой и российской экономики характеризуется тенденциями четвертой научно-технической революции (Индустрия 4.0), включая массовое внедрение киберфизических систем в производство и цифровизацию промышленности, развитие искусственного интеллекта и таких технологий, как большие данные, Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и др. В этих условиях происходит изменение социальной парадигмы общества, обесценивание низкоквалифицированной рабочей силы и в то же время рост барьеров для вхождения на рынок высококвалифицированной рабочей силы ввиду усложнения технологий, а следовательно, рост социального расслоения. Таким образом, можно говорить о новом, шестом этапе развития теории человеческого капитала – «цифровой этап, или современный период (2011–2020 гг.)», основные черты которого также представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные черты этапов развития теории человеческого капитала
№ этапа
|
Наименование
этапа
|
Временной период
этапа
|
Основные ученые
|
Основные черты
этапа
|
1.
|
Доиндустриальный период
|
До XVIII в.
|
У. Петти, Р. Кастель
|
·
Система обучения как неформальная часть рабочего
процесса
· Отсутствие массового спроса со стороны реальной экономики на образование · Избыток неквалифицированной рабочей силы и накопление узкоспецифических навыков |
2.
|
Этап массового обучения
|
XIX
– первая половина XX века
|
А. Смит, К. Маркс
|
· Экономическое
сообщество не рассматривало человека и его знания как специфический
актив производства
· Трудовые ресурсы не ценили · Массовизация образования |
3.
|
Позднеиндустриальный этап
|
1960–1970-е гг.
|
Г. Беккер, Т. Шульц, Я. Минсер,
Р. Солоу
|
·
Период
оформления ядра теории человеческого капитала
· Переход развитых стран к новому технологическому укладу · Человек аккумулирует знания, так как движим стремлением максимизировать полезность, удовлетворив классический набор предпочтений в области образования · Разделение человеческого капитала на общий и специфический |
4.
|
Первый постиндустриальный этап
|
1980–2000-е гг.
|
Д.Б. Груски, Д. Белл, В.В. Пауэл,
К. Снеллман, М. Кастельс,
И. Берг, А.Л. Каллеберг, Р. Фриман, Р. Коллинз, Дж. Дункан,
С.Д. Хоффман и др.
|
·
Бурное развитие сектора услуг, формирование сервисной
экономики
· Разрыв в спросе квалифицированного и неквалифицированног труда · Развитие среднего специального и высшего образования, рост роли теоретического знания в процессе перехода к новому технологическому укладу · Рост роли высококвалифицированного труда · Изменение роли образовательных дипломов и степеней, сертификатов повышения квалификации как новых форм собственности, ставших основой оценки качества человеческого капитала |
5.
|
Второй постиндустриальный этап
|
2000–2010-е гг.
|
Дж. Хекман, Й. Рубинштей,
К. Миллс и др. |
·
Рост роли дошкольного образования, семьи и других
институтов дошкольного развития
· Рост важности некогнитивных навыков в формировании человеческого капитала, который определяет место человека на рынке труда и его заработную плату |
6.
|
Цифровой этап, или современный период
|
2011–2020-е гг.
|
|
·
Сокращение роли и обесценивание
низкоквалифицированной рабочей силы
· Рост барьеров для вхождения на рынок высококвалифицированной рабочей силы, рост социального расслоения · Индивидуализация производства · Развитие сервисной экономики · Совместное потребление (sharing economy) · Формирование новых навыков – цифровых навыков |
Обзор научных исследований человеческого капитала
На фоне эволюции теории человеческого капитала трансформировалось и само понятие «человеческий капитал». Основоположниками теории человеческого капитала являются нобелевские лауреаты Т. Шульц, Г. Беккер и Я. Минсер. Согласно Я. Минсеру, человеческий капитал – это условие и следствие экономического роста [32] (Jacob, 1984). Р. Лукас рассматривает его как процесс экономического роста [36] (Lucas, 1988). Р. Нельсон и Э. Фелпс рассматривают человеческий капитал и технологии как путь экономического роста [38, 3] (Nelson, Phelps, 1966; Borshch, Zharova, 2019).
Достаточно точное определение дал российский ученый С.А. Курганский, который рассматривает человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, которые при целесообразном использовании генерируют новую стоимость и поток доходов» [12] (Kurganskiy, 2011) и включает в него интеллектуальный капитал (образовательный, научный, инновационный), капитал подготовки на производстве (квалификация, компетенции, производственные навыки и опыт), капитал здоровья, капитал предпринимательства, капитал миграции, другие виды (социальный, творческий и др.) [3] (Borshch, Zharova, 2019).
Помимо указанных ученых, вопросами изучения человеческого капитала занимаются такие современные зарубежные ученые, как П. Дэвидсон и Б. Хониг [28] (Davidsson, Honig, 2003), Д. Лепак и С. Снелл [33, 34] (Lepak, Snell, 2002; Lepak, Snell, 1999), Дж. Бенхабиба и М. Шпигель [26] (Benhabib, Spiegel, 1994), Н. Хэтч и Дж. Дайер [31] (Hatch, Dyer, 2004) и др. Анализ современного состояния исследований в данной области в зарубежных источниках показывает, что в основном проблемы человеческого капитала изучаются с позиции микроуровня (уровня предприятия).
В отечественной науке вопросам развития человеческого капитала посвящены работы Мау В.А. [14] (Mau), Курганского С.А. [12] (Kurganskiy, 2011), Капелюшникова Р.И. [8] (Kapelyushnikov, 2008) и др.
Изучением вопросов управления человеческим капиталом занимаются Носкова К.А. [15] (Noskova), Леонтьев Б.Б. [13] (Leontev, Mamadzhanov, 2011), Шобанов А.В. и Покусаев О.Н. [23] (Shobanov, Pokusaev, 2010), Коротков Э. [10] (Korotkov, 2010), Егоров Е.Е. [6] (Egorov, 2012) и др.
Вопросам оценки человеческого капитала посвящены работы Тугускиной Г.Н. [21] (Tuguskina), Носковой К.А. [16] (Noskova, 2013), Кастрюлиной Ю.М. [9] (Kastryulina), Краковской И.Н. [11] (Krakovskaya, 2008) и др. Среди зарубежных авторов можно выделить Милоста Ф. [37] (Milost, 2014) и др.
В отечественной науке такие ученые, как Л.И. Абалкин, А.Ю. Воробьев, Р.М. Нуреев [17] (Nureev, 2009), исследовали взаимосвязь экономического роста и человеческого капитала. Изучению данного аспекта посвящены и работы ряда других ученых, в частности основанные на данных по странам [39, 26] (Romero, Usart, Ott, 2015; Benhabib, Spiegel, 1994). Авторы выявили значимое прямое влияние инвестиций в человеческий капитал, рассматриваемый в числовом выражении как доля людей школьного возраста (12–17 лет), и запаса человеческого капитала, выраженного в количественном значении через среднее число лет обучения, на экономические темпы роста валового внутреннего продукта и показатель совокупной факторной производительности соответственно. Данная зависимость может означать более высокие значения производительности труда, потенциала в научной сфере и научно-технологическом прогрессе, заимствований технологий и др. [20] (Akindinova, Yasin i dr., 2019).
В зарубежной литературе данными вопросами изучения зависимости экономического роста страны, человеческого капитала и уровня инновационной активности занимались Р. Барро [25] (Barro, 1996), а ранее Р. Солоу рассматривал человеческий капитал как фактор роста в модели экономического развития. При этом приращение эффективности единицы простого труда в его модели происходит за счет прироста уровней образования, квалификации и здоровья работника [40] (Solow, 1957). Отметим, что еще в XVIII веке А. Смит утверждал, что «приобретение способностей в течение воспитания, обучения или ученичества всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в личности. Эти способности, являясь частью состояния такой личности, становятся также частью богатства всего общества» [3] (Borshch, Zharova, 2019).
Стоит отметить, что ввиду научно-технического развития и эволюции общества в целом изменяются ключевые характеристики и требования к человеческому капиталу, обеспечивающему экономический рост и инновационное развитие предприятия и государства в целом. Так, в современных условиях цифровизации экономики и общества (табл. 1) ввиду наступления четвертой технологической революции происходит формирование новых навыков. Такие навыки очень важны как для конкретного человека, так и для организаций, чтобы не отставать от разработок и инновационных продуктов и процессов. Левин и Макникол [35] (Lewin, McNicol, 2015) утверждают, что растущее влияние глобализации и общества знаний привело к тому, что навыки XXI века стали необходимым условием успешности компании, а информационно-коммуникационные технологии стали играть центральную роль в их развитии. Важно отметить, что эти навыки выходят за рамки технических знаний. То, как кто-то думает, решает проблемы и учится, оказывает большее влияние на способность человека функционировать в технологически обществе, чем просто знание конкретных программ [24, 27, 29] (Ahmad, Karim, Din, Albakri, 2013; Claro, Preiss, San Martín, Jara, Hinostroza, Valenzuela, et al., 2012; Eshet-Alkalai, 2004). В соответствии с [27] (Claro, Preiss, San Martín, Jara, Hinostroza, Valenzuela, et al., 2012), к цифровым навыкам XXI века относятся следующие:
– владение интернет-приложениями для решения когнитивных задач на работе;
– навыки, не основанные на технологиях, поскольку они не относятся к использованию какой-либо конкретной программы;
– навыки, которые поддерживают процессы мышления высшего порядка;
– навыки, связанные с когнитивными процессами, способствующие непрерывному обучению сотрудников.
Помимо термина «цифровые навыки», развитие общества в XXI веке связано с появлением термина «цифровая компетенция», которое связано с компетенциями в области управления информацией, сотрудничества, общения и обмена, создания контента и знаний, этики и ответственности, оценки и решения проблем, а также технических операций [30] (Ferrari, 2012). Согласно [7] (Gunina, Logunova, Pestov, 2019), под цифровыми компетенциями будем понимать совокупность знаний, умений и навыков использования цифровых и коммуникационных технологий для решения поставленных задач в целях повышения эффективности предприятия в целом.
Подобные аспекты рассматриваются учеными и при определении термина «навыки XXI века» [41] (Van Laar, van Deursen, van Dijk, de Haan, 2017). В работе [41] (Van Laar, van Deursen, van Dijk, de Haan, 2017) автор указывает на то, что «навыке XXI века» и цифровые навыки хоть и являются основными в современном мире, но их взаимосвязь, комбинация до сих пор достаточно не определены, поэтому в своей научной статье им предпринята попытка показать научную рамку цифровых навыков XXI века, разделив их на ключевые (core) и ситуативные (contextual skills) (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые и ситуативные цифровые навыки XXI века
Цифровые навыки XXI
века
|
Определение
|
Ключевые цифровые
навыки XXI
века
| |
Технические
|
Навыки использования (мобильных)
устройств и приложений для выполнения практических задач и распознавания
определенных онлайн-сред для навигации
|
Управление
информацией
|
Навыки использования ИКТ для эффективного
поиска, выбора, управления информацией для принятия обоснованных решений
о наиболее подходящих источниках информации для конкретной задачи
|
Связь
|
Умение использовать ИКТ для передачи
информации и идей нескольким аудиториям, используя различные медиа и онлайн-форматы
|
Сотрудничество
|
Навыки использования ИКТ для развития
социальной сети и работы в команде для обмена информацией, заключения
соглашений и принятия решений на основе взаимного уважения друг к другу
для достижения общей цели
|
Творческий
подход
|
Умение использовать ИКТ для генерации
новых или ранее неизвестных идей или для нового подхода к преобразованию
таких идей в продукт, услугу или процесс, который признан новым в определенной
области
|
Критическое
мышление
|
Навыки использования ИКТ для обоснованного
суждения и выбора в отношении полученной информации и коммуникации
с использованием рефлексивных рассуждений
|
Решение
проблем
|
Навыки использования ИКТ для когнитивной
обработки и понимания проблемной ситуации в сочетании с активным
использованием знаний для поиска решения проблемы
|
Ситуативные цифровые
навыки XXI
века
| |
Этическое
осознание
|
Умение вести себя социально ответственным
образом, демонстрируя понимание и знание правовых и этических аспектов
при использовании ИКТ
|
Культурная
осведомленность
|
Умение демонстрировать культурное
понимание и уважение других культур при использовании ИКТ, в ходе
онлайн-общения
|
Гибкость
|
Навыки, позволяющие адаптировать свое
мышление, отношение или поведение к изменяющейся среде ИКТ
|
Самоопределение
|
Умение ставить и достигать свои цели
для оценки своих успехов в использовании ИКТ
|
Обучение
в течение всей жизни
|
Умение постоянно исследовать свои новые
возможности при использовании ИКТ, которые можно интегрировать в среду
|
Появление цифровых навыков и навыков XXI века происходит в условиях цифровой трансформации, которая, в свою очередь, согласно А. Аузану, требует смены институционально-экономической модели образования, ценностного выбора, использования культурных особенностей для цифровой трансформации, непривычных видов образования для поддержания конкурентоспособности естественного интеллекта по сравнению с искусственным. Цифровая трансформация влияет на поведенческие установки новых поколений [2] (Auzan, 2019).
Формирование и развитие человеческого капитала в РФ
По данным Всемирного банка, в 2017 г. человеческий капитал занимал 46 % в структуре национального богатства РФ, для сравнения: в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 70 %. По подсчетам аналитиков России потребуется 50–100 лет, чтобы догнать развитые страны по этому показателю [4].
При этом РФ занимает 34-е место в глобальном рейтинге по Индексу человеческого капитала (Human Capital Index) (0,73), рассчитываемому Всемирным банком с применением следующих пяти индикаторов: вероятность дожития до пяти лет; ожидаемая продолжительность обучения до достижения 18 лет; результаты итоговых экзаменов; доля 15-летних, доживающих до 60 лет; доля детей без задержек в развитии. С помощью этого индекса возможно сопоставить будущую производительность труда работника в сравнении с производительностью труда в идеальной ситуации и оценить экономические потери, связанные с вызванным этим фактором замедлением роста ВВП [4].
Негативное влияние на индекс РФ оказывает выживаемость взрослого населения, что соответствует 122-й позиции в мире рядом с Афганистаном. По качеству образования РФ – в группе стран-лидеров (значение соответствующего показателя составляет 538), для сравнения: у Норвегии – 512, у США – 523. Мировыми лидерами по Индексу человеческого капитала являются Сингапур (0,88), Южная Корея и Япония.
Сравнивая РФ с другими странами ЕАЭС, можно отметить, что нашу страну опережает Казахстан (0,75). Киргизия занимает 76-е место (0,58), Армения – 78-е место (0,57).
Кроме инвестиций в образование и здравоохранение важно создавать «нормальную конкурентную экономику на всех уровнях, чтобы была должная мотивация, работали социальные лифты», что, в свою очередь, будет мотивировать людей приобретать новые знания, навыки, осваивать технологии и, соответственно, быть более конкурентоспособными.
Тем не менее относительные объемы инвестиций в здравоохранение и образование в РФ в ближайшие годы, похоже, будут сокращаться. Так, например, согласно РБК [4], доля расходов бюджетной системы на образование РФ сократится с 3,8 до 3,6 % ВВП в 2020–2022 гг., доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП снизится с 3,6 до 3,4 % в 2020–2022 гг.
Опираясь на полученные результаты, Всемирным банком подготовлены рекомендации для РФ, согласно которым в нашей стране следует осуществлять политику, ориентированную на наращивание доли человеческого капитала в структуре национального богатства и отдачи от накопленного человеческого капитала. Рекомендуется наращивать потенциал образования в вузах, увеличивать качество системы профессионально-технического образования в РФ, развивать soft skills («мягкие навыки») обучающихся (на это обращает внимание и А. Аузан [2] (Auzan, 2019)), повышать роль первичной медицинской помощи, повышать эффективность и финансирование медицинской помощи [4].
Принимая во внимание тенденции формирования цифровой экономики и связанных с этими процессами трансформации подходов к формированию и развитию человеческого капитала, в ежегодном послании к Федеральному Собранию Президента РФ В.В. Путина говорится о необходимости ускорения цифровой трансформации реального сектора экономики. а в связи с чем, учитывая, что формирование человеческого капитала начинается уже с дошкольного и школьного возраста, на 2021 год запланирована цифровая трансформация отечественной школы, включающая обеспечение не просто доступа в Сеть, а высокоскоростного интернета для доступа педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрения индивидуальных подходов к обучению, направленных на раскрытие способностей каждого ребенка, что соответствует общемировым трендам кастомизации.
Обсуждение и заключение
Анализ теоретических основ формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе позволяет сделать вывод о многообразии подходов к определению, оценке и управлению человеческим капиталом. Вместе с тем динамичность мировых тенденций научно-технического развития обусловливает изменение требований к человеческому капиталу, играющему одну из ключевых ролей в социально-экономическом развитии предприятия и государства. В сегодняшних условиях цифровизации экономики и общества наращивание человеческого капитала в РФ возможно посредством трансформации всей системы его формирования, начиная со смены институционально-экономической модели образования, ценностей до разработки и внедрения инновационных видов образования для повышения конкурентоспособности государства в целом.
Источники:
2. Аузан А. Цифровая экономика: фактор человеческого капитала. – 2019. - https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=58670&p=attachment
3. Борщ Л.М., Жарова А.Р. Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 11. – С. 2141-2158. – doi: 10.18334/ce.13.11.41351
4. Всемирный банк отвел России 100 лет на развитие человеческого капитала. https://www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec
5. Диесперова Н.А. Об эффективности использования человеческого капитала на предприятиях высокотехнологичных отраслей //Экономика и управление: проблемы, решения. Научно-практический журнал, 2017, №5, том 4(65), стр. 108-115.
6. Егоров Е.Е. Инфраструктурные аспекты эффективного управления человеческим капиталом организации// Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 1 (94). С. 302-313. https://elibrary.ru/item.asp?id=18881847
7. Гунина И. А., Логунова И. В., Пестов В. Ю. Повышение эффективности использования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // РЕГИОН: системы, экономика, управление/ - #1 (44)/ - 2019. - http://rseu.vrn.ranepa.ru/jfiles/20192005/7.pdf
8. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Москва, 2008. Сер. WP3/2008/01 Препринт. Серия WP3. Проблемы рынка труда / Гос. ун-т Высшая шк. Экономики. https://elibrary.ru/item.asp?id=19880818
9. Кастрюлина Ю.М. Анализ методов оценки величины человеческого капитала хозяйствующих субъектов // http://economics.ihbt. ifmo.ru/file/article/19.pdf
10. Коротков Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 18-30. https://elibrary.ru/item.asp?id=13519728
11. Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 19. – С. 41–50.
12. Курганский С.А. Тенденции развития человеческого капитала в России // Известия ИГЭА. 2011. № 2. – http:// cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiyachelovecheskogo-kapitala-v-rossii
13. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Управление интеллектуальной собственностью на предприятии: монография. Екатеринбург, 2011
14. Мау В.А.Человеческий капитал: вызовы для России. http://institutiones.com/general/2225-chelovecheskijkapital-vyzov-dlya-rossii.html
15. Носкова К.А. Методы управления человеческим капиталом. http://human.snauka.ru/2013/09/3857
16. Носкова К.А. Оценка человеческого капитала i-го сотрудника организации // Актуальные вопросы экономических наук: Уфа: Лето, 2013. – С. 4–8
17. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 5-21. http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/333.pdf
18. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Этапы развития человеческого капитала в экономической истории // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. №3. С.338-349.
19. Писаренко О.В., Глебанова А.Ю. Жизненный цикл мотивации в системе управления человеческими ресурсами современных наукоёмких предприятий. Журнал «Инновации и инвестиции», №6. Москва, ООО «Русайнс», С.98-104.
20. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин, Д. А. Авдеева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/263130826
21. Тугускина Г.Н. Основные подходы и методы оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса // http://www. rusnauka.com /20_ AND_2009 /Economics /49162.doc.htm
22. Федорова Л.А., Манайкина И.А. Сущность и управление человеческим капиталом в современных условиях функционирования интегрированной структуры // Экономика и управление: проблемы, решения, № 3 (87), том 7, 2019, стр.102-106.
23. Шобанов А.В., Покусаев О.Н. Управление человеческим капиталом: теория и практика // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 110-123. https://elibrary.ru/item.asp?id=15113394
24. Ahmad M., Karim A.A., Din R., Albakri I.S.M.A. Assessing ICT competencies among postgraduate students based on the 21st century ICT competency model // Asian Social Science, 9 (16) (2013), pp. 32-39.
25. Barro R.J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study // National Bureau of Economic Research. – 1996. – № 5698.
26. Benhabib J., Spiegel M. M. The role of human capital in economic development evidence from aggregate cross-country data. Journal of Monetary Economics, 34(2), 143-173. – 1994. - doi:10.1016/0304-3932(94)90047-7.
27. Claro M., Preiss D.D., San Martín E., Jara I., Hinostroza J.E., Valenzuela S., et al. Assessment of 21st century ICT skills in Chile: Test design and results from high school level students // Computers & Education, 59 (3) (2012), pp. 1042-1053, 10.1016/j.compedu.2012.04.004
28. Davidsson, P., Honig, B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing, 18(3), с. 301-331, 2003.
29. Eshet-Alkalai Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era // Journal of Educational Multimedia & Hypermedia, 13 (1) (2004), pp. 93-107
30. Ferrari Digital competence in practice: An analysis of frameworks // Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies, Seville (2012), 10.2791/82116
31. Hatch N. W., Dyer J. H. Human capital and learning as a source of sustainable competitive advantage. Strategic Management Journal, 25(12), 1155-1178. - 2004 - doi:10.1002/smj.421
32. Jacob M. Human capital and economic growth // Economics of Education Review. – т. 3 (3). – 1984. – С. 195-205. doi: 10.1016/0272-7757(84)90032-3. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/0272775784900323
33. Lepak D.P., Snell S.A. Examining the human resource architecture: The relationships among human capital, employment, and human resource configurations. Journal of Management, 28(4), 517-543. – 2002. - doi:10.1016/S0149-2063(02)00142-3.
34. Lepak D.P., Snell S.A. The human resource architecture: Toward a theory of human capital allocation and development. Academy of Management Review, 24(1), 31-48. – 1999. - doi:10.5465/AMR.1999.1580439/
35. Lewin C., McNicol S. Supporting the development of 21st century skills through ICT // T. Brinda, N. Reynolds, R. Romeike, A. Schwill (Eds.), KEYCIT 2014: Key competencies in informatics and ICT (2015), pp. 98-181
36. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22.
37. Milost F. Net value added monetary model for evaluating human capital // European scientific journal. 2014. – № 1
38. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // The American Economic Review. – 1966. – № 56(1-2). – С. 69-75.
39. Romero M., Usart M., Ott M. Can serious games contribute to developing and sustaining 21st century skills? Games & Culture, 10 (2) (2015), pp. 148-177, 10.1177/1555412014548919
40. Solow R.M. Technical Progress & the Aggregate Production // Function Review of Economics & Statistics. – 1957
41. Van Laar E., van Deursen A.J., van Dijk J.A., de Haan J. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review. Computers in human behavior, 2017, vol. 72, pp. 577-588. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.03.010
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:49