Развитие инновационности и конкурентоспособности человеческого капитала

Хафизова Г.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310484
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Незавершенность теоретического анализа процессов накопления и потребления человеческого капитала делает необходимым продолжение исследования фактов относительно его роли в современном экономическом развитии РФ. Автором анализируются эволюционные подходы в рамках человеческого капитала, сформулированы предпосылки инновационности и уровни проблем его конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, человеческий капитал, подходы, свойства инновационности человеческого капитала



Человеческий капитал, приобрел свою актуальность сравнительно недавно. С этим понятием связано формирование новой экономической реальности. Ныне происходит трансформация всех социально-экономических отношений. На процессы накопления и потребления человеческого капитала нацелены масштабные глобальные и национальные проекты.

На путях эволюции

Накопление человеческого капитала выступает объективной необходимостью современного общественного производства. Формирование данного ресурса из рабочей силы в процессе информатизации, интеллектуализации и творчества предполагает активизацию поведения человека, обладающего структурными составляющими рассматриваемой категории – финансовым, творческим, информационным, интеллектуальным и социальным капиталом, посредством мотивации и стимулирования.

Потребление человеческого капитала выступает закономерным этапом и предстает как созидательная деятельность, приносящая личности, предприятии и обществу в целом увеличение благосостояния путем реализации умений, знаний, способностей и опыта индивида. Это влечет за собой необходимость изучения механизмов, посредством которых человеческий капитал концентрируется, обрабатывается обществом, а затем применяется в форме свойств, знаний и опыта отдельных личностей.

Актуализируя тему исследования, можно констатировать, что категории «человеческий капитал», «интеллектуальные богатства общества», «состояние и активность сферы образования, здравоохранения» становятся политическими понятиями. А динамизм, масштабность и устойчивость накопления и эффективного рационального потребления человеческого капитала превратились для любой страны в решающий фактор обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности.

Базовый подход в понимании сущности человеческого капитала, его способностей генерировать знания, накапливать и вкладывать в производство товара высокого качества, был очерчен еще А. Смитом, Дж.С. Миллем, Ж.Б. Сэем. Сам термин «человеческий капитал» был предложен в работах Т. Шульца. Значительное место в разработке этих проблем принадлежит таким ученым, как А.И. Анчишкин, В.Я. Ельмеев, В.Т. Пуляев, А.М. Еремин, А.Э. Котляр, Б.С. Лисовик, Е.И. Рузавина, И.А. Ягодкина и др.

Однако следует отметить незавершенность теоретического анализа современного состояния процессов накопления и потребления человеческого капитала, что делает необходимым продолжение исследования и накопления фактов, чтобы с позиций прогнозного характера сформулировать определенные выводы относительно роли человеческого капитала в современном экономическом развитии РФ.

Рассмотренные этапы в эволюции человеческого капитала позволяют выделить основные предпосылки, как способствующие развитию свойств инновационности человеческого капитала в экономике, так и ограничивающие их.

Мы считаем целесообразным разделить их по характеру на:

• экономические, заключающиеся в наличии средств инвестирования в развитие человеческого капитала;

• технические, определяющиеся научно-технической базой развития компонент человеческого капитала и ее резервами;

• юридические, представленные законодательно-правовыми ограничениями;

• организационные, больше касающиеся механизмов взаимосвязи и контроля в функционировании организационных структур;

• социально-психологические, выражающиеся в признании значимости знаний, образования и информации, а также поощрении новаторской творческой интеллектуальной деятельности обществом и властью на всех уровнях экономики.

Эти выводы актуальны в первую очередь вследствие того, что интенсивность новаторской и творческой стороны человеческого капитала определяет динамику научно-технического прогресса в обществе.

В государственной инновационной политике признание важности инновационного человеческого капитала выражается в стремлении организовать массовую подготовку специалистов по коммерциализации результатов научно-технической деятельности, для чего создаются с участием бюджетных средств центры подготовки специалистов. Эта деятельность проводится и на федеральном, и на региональном уровнях. Практически во всех субъектах федерации организована поддержка молодых научных работников, специалистов инновационной сферы.

Здесь можно предположить, что в дальнейшем в качестве резерва роста экономической и гражданской активности выступят две социальные группы. Первая – интеллигенция, прежде всего работники бюджетных учреждений, науки и социальных отраслей, часть инженерного корпуса и др. Вторая «группа роста» гражданской активности – это молодежь [1].

Процессы накопления сопровождают человеческий капитал на протяжении всего периода его функционирования (как на уровне индивидуума – в процессе жизни, так и на макроуровне – в процессе эволюции человеческого капитала). В конце ХХ века человеческий капитал стал расти более быстрыми темпами, чем физический. Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человека. Оценки национального богатства по регионам мира (на душу населения) показывают, что в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около двух третей от его итоговой оценки [2].

Таким образом, накопление человеческого капитала с позиций автора настоящего исследования предстает как: постоянный процесс приращения стоимости человеческого капитала в процессе производственной деятельности, развитие качеств, навыков и способностей, повышение профессионального уровня при соблюдении критерия экономической целесообразности, отражающего возможность дальнейшего возврата вложенных средств.

В данном определении мы попытались отразить две стороны, характеризующие процессы накопления – затратную и доходную (рыночную). Стоимостными показателями процесса накопления человеческого капитала выступают, в частности, фактические затраты на его обучение, подготовку и переподготовку, самообразование, рыночную мобильность. С доходной (рыночной) позиции реализуется процесс увеличения рыночной ценности человеческого капитала (что можно проследить, например, через динамику средней оплаты труда, скорректированной на индекс инфляции).

Потребление человеческого капитала в рамках настоящего исследования мы будем трактовать как процесс извлечения полезных свойств знаний, умений, опыта и прочего. Именно уровень качеств и способностей, необходимых для извлечения требуемых полезных свойств, формирует конкурентоспособность человеческого капитала и является основным фактором научно-технических нововведений, решающим условием выживания и роста большинства предприятий.

По вложениям и отдачам

Однако в работах современных отечественных экономистов существуют достаточно неоднозначные взгляды на категорию «конкурентоспособность человеческого капитала» [3, 4, 5].

Можно выделить три уровня исследования проблем конкурентоспособности, в зависимости от того, кем извлекается полезный эффект из свойств и характеристик человеческого капитала на уровне индивидуального, коллективного и общественного проявлений конкурентоспособности.

Индивидуальная конкурентоспособность человеческого капитала проявляется в уровне образованности, профессиональной грамотности, характеристиках здоровья, уровне культуры человека, личностных особенностях, способностях и талантах.

На уровне отдельного предприятия формируется понятие «конкурентоспособность человеческого капитала коллектива», которая характеризуется совокупностью качественных параметров: уровнем знаний, умений, навыков, личностных характеристик коллектива, креативности мышления, инновационной и информационной активностью и др., позволяющими использовать персонал фирмы с целью создания продукта.

На макроуровне экономики рассматривается конкурентоспособность общественного человеческого капитала. Показателями конкурентоспособности выступают: уровень образования, здравоохранения, культуры, показатели физического развития, демографические показатели, уровень развития национального инновационного производства и т.д. Рассматривая конкурентоспособность человеческого капитала как рыночную категорию, по нашему мнению, следует учитывать две группы факторов: ценовые и неценовые.

Ценовые факторы связаны с законами спроса и предложения и исходят из того, что с точки зрения потребителя предпочтительнее окажется в первую очередь более дешевый человеческий капитал. Поскольку с точки зрения затрат предпринимателя и национального хозяйства в целом появляется возможность экономии затрат. При этом требуется уточнить момент относительно цены человеческого капитала.

Дело в том, что в современном обществе человек, согласно мнению экономистов [6], в отличие от станка или пакета акций, не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие на рынке человеческого капитала устанавливаются только цены за «аренду» (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют.

В то же время при инвестировании средств в подготовку и образование индивидуумы ведут себя в большинстве своем рационально, оценивая соответствующие выгоды и издержки. Происходит сопоставление ожидаемой отдачи от таких вложений с отдачей от альтернативных вложений, например банковских вкладов, вкладов страхования жизни, процентов по ценным бумагам, разницы в курсах валют и т.д.).

В зависимости от результата таких сопоставлений принимается итоговое решение о необходимости получения дальнейшего образования. Отдача на вложенный в образование, здоровье, развитие способностей, талантов капитал является, таким образом своеобразным регулятором распределения затрат между различными специальностями, профессиями и уровнями образования, а также между системой образования и экономикой.

Вывод

Можно сделать вывод, что слишком высокая материальная отдача от вложений в определенные виды или уровни образования является сигналом недоинвестирования в соответствующий человеческий капитал, а слишком низкая отдача, наоборот, переинвестирования.


Источники:

1. Ворожихин В. Институты гражданского общества в условиях финансового кризиса [Электронный ресурс] // www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/175583.
2. Горбунова С.В. Теоретические основы накопления человеческого капитала // Сборник докладов 2-й Международной научно-практической конференции «Европейская наука XXI века: стратегия и перспективы развития» [Текст]. – Белгород, ООО «Руснаучкнига» совместно с издательством «Наука и образование» (Днепропетровск, Украина), Publishing House "Edication and Science" s.r.o. (Прага, Чехия) и ТООО «Уралнаучкнига» (Уральск, Казахстан), 2006.
3. Байкова И.А. Влияние глобализационных процессов на формирование конкурентоспособного человеческого капитала: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экон. наук [Текст]. – М.: РАГС, 2010.
4. Конкурентоспособность предприятия: Учебное пособие [Текст] / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. технич. ун-та, 2007.
5. Костина Г.Д. Способы укрепления кадрового потенциала [Текст] // Кадры предприятия. 2003, № 12.
6. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала [Электронный ресурс] // http://www.libertarium.ru.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:05:20