Перспективы развития различных групп российских банков в условиях консолидации банковской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Конкуренция и консолидация могут рассматриваться в качестве полюсов единого механизма институциональных изменений в банковской сфере. С одной стороны, развитие конкуренции приводит к изменению рыночных долей коммерческих банков на различных сегментах оказания финансовых услуг, С другой стороны, консолидация способствует изменению баланса сил на рынке банковских услуг и усиливает конкурентную борьбу. Результатом этого становятся сдвиги в конфигурации банковской системы, когда меняется состав участников, образуются новые группы и альянсы.
Ключевые слова: банковский бизнес, конкуренция, консолидация, финансово-кредитная сфера
Конкуренция и консолидация могут рассматриваться в качестве полюсов единого механизма институциональных изменений в банковской сфере. С одной стороны, развитие конкуренции приводит к изменению рыночных долей коммерческих банков на различных сегментах оказания финансовых услуг, С другой стороны, консолидация способствует изменению баланса сил на рынке банковских услуг и усиливает конкурентную борьбу. Результатом этого становятся сдвиги в конфигурации банковской системы, когда меняется состав участников, образуются новые группы и альянсы.
Международная практика показывает, что процессы взаимодействия конкуренции и консолидации в большей мере характерны для стран, в которых складывается та или иная модификация модели несовершенной конкуренции. В тех же странах, где существует высокая монополизация банковской деятельности, равно как и хаотичная система с множеством мелких кредитных организаций, такие стимулы либо вообще отсутствуют, либо выражены в неявной форме.
Подтверждением этому может служить российский банковский сектор, который возник в результате административных мер, направленных на разрушение монополии Госбанка СССР. В силу чрезвычайных политических и экономических обстоятельств на первых этапах реформирования банковской системы произошел резкий скачок в сторону хаотично развивающейся институциональной структуры, представленной с одной стороны крупными государственными банками и множеством мелких, существенно недокапитализированных кредитных организаций. Потребовалось время для того, чтобы наметилась устойчивая тенденция к упорядочиванию структуры банковской системы.
Показатели институционального развития российского банковского сектора наглядно демонстрируют тенденцию к сокращению числа действующих кредитных организаций. За первый год после финансового кризиса (сентябрь 1998 – сентябрь 1999 г.) количество действующих кредитных организаций уменьшилось с 1573 до 1389, или на 11,7%. Сокращение числа действующих кредитных организаций продолжалось примерно до второй половины 2000 года.
В 2001 г. тенденция сменилась на противоположную и их число на начало 2002 года. достигло 1319 единиц, увеличившись за год на 8 кредитных организаций. В 2002 году количественный рост банковского сектора стал еще более заметным. Однако с 2003 года регистрация вновь создаваемых банков резко замедлилась, и число действующих кредитных организаций стабилизировалось на уровне 1329 единиц.
Перелом произошел в 2004 году, когда сокращение числа действующих банков приобрело выраженный характер. По состоянию на 1 января 2006 года их количество упало до 1253, снизившись на 46 за 2005 год. В 2006 году темпы сокращения количества кредитных организаций стали еще более высокими.
В настоящее время имеются все основания говорить о том, что банковская система переживает новую волну сокращения числа коммерческих банков. Но, если в первом случае основной причиной институциональных потрясений было банкротство примерно 200 кредитных организаций, то во втором – среди главных причин можно выделить:
‑ ужесточение конкуренции на рынке банковских услуг;
‑ стремление банков расширить филиальную сеть;
‑ активизацию иностранных банков;
‑ долгосрочную кампанию Банка России, направленную на принудительную ликвидацию банков, нарушающих федеральное законодательство и нормативные акты Банка России, прежде всего в части, касающейся противодействия легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем.
В нормативно-правовую базу деятельности банков вносятся изменения, формирующие условия для усиления консолидационных процессов и расширения представительства иностранных банков на внутреннем рынке финансовых услуг. В качестве важной законодательной новации, способной существенным образом повлиять на конкурентную среду банковской деятельности в России, можно также рассматривать унификацию порядка осуществления инвестиций в капитал кредитной организации для резидентов и нерезидентов.
Начиная с января 2007 года, предварительное согласие Банка России на продажу нерезидентам небольших пакетов акций (долей) в уставных капиталах банков больше не требуется. Также как и в случае инвестиций, осуществляемых резидентами, разрешительный порядок распространяется только на сделки по приобретению более 20% участия.
Однако, на протяжении уже нескольких лет наблюдается идущий по нарастающей процесс создания банковских групп и холдингов. Согласно данным Банка России на 1 апреля 2006 года в стране насчитывалось 30 банковских групп, а также 191 консолидированная группа, в которых преобладала финансовая деятельность. Из 37 банковских холдингов в 24 доминировала банковская деятельность.
При этом имеются веские основания полагать, что статистика Банка России не учитывает скрытые банковские группы и холдинги, а также не фиксирует формально пока незавершенные сделки по слияниям и присоединениям, которые в настоящее время протекают особенно интенсивно. Концентрация собственности в банковском секторе стала уже устойчивой тенденцией, которая с переходом на консолидированную отчетность примет зримые формы.
Развитие конкурентных отношений привело к тому, что в настоящее время с известной долей условности можно выделить четыре основных группы российских кредитных организаций.
Первая группа представлена банками с доминирующим государственным участием (прежде всего Сбербанк и Внешторгбанк), которые оказывают весь комплекс банковских услуг. Сюда же с целым рядом оговорок относятся квазигосударственные банки, в которых контрольный пакет принадлежит государственным компаниям.
Вторую группу образуют банки с преобладающим участием нерезидентов, большинство из которых потенциально может развивать активность по широкому спектру банковских продуктов. Банки, входящие в эти группы, в достаточной мере капитализированы, и качество их капитала является высоким. Они обладают возможностями привлекать и удерживать клиентуру.
Третью группу составляют крупные частные банки, основная часть которых позиционирует себя как универсальные кредитные учреждения, ставит задачу развития филиальной сети, выхода на международные рынки, диверсификации клиентской базы и активных операций.
Четвертая группа – это малые и средние банки с различными стратегиями поведения. Ряд средних банков ставит цель перехода в третью группу с помощью привлечения новых инвесторов или развития бизнеса. Другая (основная) часть этой группы концентрирует свои усилия на сохранении клиентской базы и закреплении на уже освоенных ими сегментах рынка финансовых услуг.
Кредитные организации третьей и четвертой группы испытывают, как правило, проблемы с капитальной базой. Спрос на их услуги в основном предъявляют предприятия малого и среднего бизнеса.
Существующие тенденции развития банковской системы Российской Федерации складываются таким образом, что уже в ближайшей перспективе на долю государственных и квазигосударственных кредитных организаций будет приходиться 45-50% совокупных активов. Удельный вес банков с участием иностранного капитала составит, по нашим оценкам, 25-30%. Крупные частные банки смогут удерживать до 20%, тогда как удельный вес остальных кредитных организаций не превысит 2-5%.
Таким образом, будущее российской банковской системы — в укрупнении коммерческих банков как на основе органического роста, так и путем их реорганизации, слияния и присоединения. В результате усиливающегося процесса слияний и поглощений и специфики российского рынка банковских услуг в виде высокой концентрации банковского капитала мы можем стать свидетелями активного передела рынка банковских услуг, в результате которого сформируются 8-10 ведущих игроков, обладающие разветвленной сетью отделений (не менее 500).
Некоторые эксперты в результате такого передела рынка допускают сокращение количества банков до 300, среди которых сформируется группа достаточно крупных региональных кредитных организаций, которые в настоящее время осуществляют объединение банков либо планируют в ближайшей перспективе.
Подводя итог, можно сказать, что слияния и присоединения банков сегодня являются для российской банковской системы одним из путей к повышению капитализации и усилению конкурентных позиций банковского сектора, и от объединенных усилий участников рынка зависит насколько эти процессы «приживутся» в нашей банковской системе и дадут ей дополнительный импульс для развития.
Источники:
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (с учетом изменений) // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант +».
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с учетом изменений) // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант +».
4. Инструкция Банка Росси от 21.02.2007 № 130-И "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации".
5. Положение Банка России от 04.06.2003 № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения".
6. Постановление ФКЦБ РФ № 27 «Об утверждении положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг» от 02.10.1997г. (в ред. от 20.04.1998г.).
7. Робинсон Дж. «Экономическая теория несовершенной конкуренции», М., 1986.
8. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:04:37