Роль гарантийных фондов в развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Стребков Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стребков Д.М. Роль гарантийных фондов в развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 104-107.

Аннотация:
В ходе развития в АПК системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов одной из основных трудностей, с которой сталкивается вновь создаваемый кооператив, является отсутствие имущества, которое можно рассматривать в качестве обеспечения исполнения обязательств по предоставленным кредитам, что усложняет их доступ к финансовым ресурсам.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, потребительская кооперация, гарантийные фонды



В ходе развития в АПК системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов одной из основных трудностей, с которой сталкивается вновь создаваемый кооператив, является отсутствие имущества, которое можно рассматривать в качестве обеспечения исполнения обязательств по предоставленным кредитам, что усложняет их доступ к финансовым ресурсам.

Хотелось бы отметить, что во всем мире субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с проблемой затрудненного доступа к кредитным и иным заемным ресурсам. Так, основным аргументом, мотивирующим отказ финансовых институтов в предоставлении структурам малого бизнеса средств и, одновременно, препятствием в их получении, является неспособность надлежащим образом обеспечить возврат предоставленного кредита.

Данное препятствие может быть устранено с помощью ликвидного обеспечения, предоставленного сторонней организацией, – третьим лицом. Мировой опыт показывает, что в качестве таковых могут выступать гарантийные фонды.

Наряду с отсутствием надлежащего обеспечения, вновь создаваемые потребительские кооперативы являются для банков непривлекательными клиентами ввиду отсутствия кредитной истории. Ее наличие служит своеобразным индикатором способности конкретного субъекта погасить ссуду. Кроме того, существует высокая степень риска невозврата кредитов, предоставленных данным субъектам, поскольку их деятельности сопутствует достаточно высокий риск.

Создание гарантийных фондов, как вариант решения этой проблемы, подразумевает, что, принимая на себя обязательства обеспечить возврат кредитов, предоставленных потребительским кооперативам, они снижают риск и уровень резервирования кредитных организаций.

В Российской Федерации функции гарантийных фондов осуществляют Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все они являются основными элементами государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в России.

Деятельность указанных фондов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», положениями (уставами) о фондах, а также региональным законодательством.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является государственной некоммерческой организацией. Он действует в форме учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и не имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

Большинство региональных фондов имеют организационно-правовую форму «фонд», некоторые ‑ «учреждение» либо «бюджетный фонд» как подразделение местной администрации.

В Российской Федерации создана и действует сеть муниципальных фондов. Они, как правило, создаются при участии региональных фондов. Состояние и деятельность региональных и муниципальных фондов определяются в основном тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.

По состоянию на 1-е апреля 2007 года в рамках приоритетного национального проекта гарантийные фонды были созданы в 19 субъектах РФ. Они являются своеобразным мостиком, который позволяет соединить как вновь создаваемые, так и функционирующие потребительские кооперативы, и финансовую систему. Предоставляя обеспечение, гарантийные фонды выносят банковские риски невозврата кредитов за пределы банка.

Государственный гарантийный фонд должен быть федеральной структурой, в деятельность которой регионы могут привнести свое дополнительное участие двумя способами:

1-й – федеральный гарантийный фонд с филиалами в каждом федеральном округе РФ;

2-й – федеральный гарантийный фонд без сети филиалов и учрежденные им на паритетных условиях (50% на 50%) с субъектами РФ региональные гарантийные.

Распределение бюджетных средств, выделяемых федеральному гарантийному фонду между филиалами, может осуществляться на основе экономических критериев, которые подлежат уточнению: экономическое благосостояние региона, плотность сети малых предприятий и т.д.

Федеральный гарантийный фонд определяет общую политику: тип гарантированных операций; эффект «рычага» (который может в случае необходимости учитывать экономическую ситуацию на данной территории); гарантируемую долю кредита. Он должен осуществлять контроль расходования филиалами финансовых средств и определяет условия их размещения.

При этом некоторые регионы хотели бы активно способствовать развитию этого механизма и повышать его эффективность. Другие, наоборот, довольствовались бы системой, установленной на федеральном уровне – либо потому, что им не хватает бюджетных средств, либо потому, что у них другие приоритеты.

Актуально, чтобы заинтересованные регионы создали фонды, которые дополнительно к услугам федерального предоставляли бы дополнительную гарантию по кредитам для реализации тех инвестиционных проектов. Например, если федеральный фонд предоставляет гарантию на 50%, региональный мог бы довести эту гарантию до 80% ‑ либо для всех проектов на своей территории, либо для тех, которые рассматриваются как приоритетные: вновь создаваемые субъекты хозяйствования, инновационные инвестиции, проекты, создающие новые рабочие места и т.д.

В целях экономичности финансовых ресурсов предпочтительно, чтобы введение этой дополнительной региональной гарантии было передано отделению в соответствующем округе.

Второй способ подразумевает создание федерального гарантийного фонда без сети филиалов и учреждение им на паритетных условиях (50% на 50%) с субъектами РФ региональных гарантийных фондов.

Федеральный гарантийный фонд, который получает средства из бюджета, создает региональные гарантийные фонды в тех субъектах РФ, которые выразят желание на паритетных с ним условиях создать соответствующую организацию. Федеральный бюджет через федеральный гарантийный фонд и региональный бюджет на паритетных условиях выступают гарантами по финансовым обязательствам регионального гарантийного фонда. В функции федерального гарантийного фонда входит участие в процессе учреждения региональных гарантийных фондов и участие в управлении ими. Формирование региональных гарантийных фондов целесообразно осуществлять путем реорганизации уже существующих региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Важно, чтобы у банков было полое доверие к сформированной системе государственных гарантий, и чтобы порядок ее функционирования был известен их коммерческим службам. В предложенной системе банки на федеральном уровне участвуют в определении общей политики гарантийного фонда, а на окружном и региональном – в работе кредитного комитета, где они вносят свой вклад в анализ и отбор инвестиционных проектов. Кроме того, чтобы банки систематически не отвергали рискованные, но перспективные проекты, нужно поощрять механизм гарантирования в целом.

Создание системы государственных гарантий является основным способом стимулирования финансовых институтов к финансированию малых форм хозяйствования и системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Однако стоит отметить, что решение проблемы залогового обеспечения должно происходить вкупе с решением остальных проблем, присущих становлению данных хозяйствующих субъектов. Это позволит более рационально использовать выделяемые государством ресурсы на их развитие.


Источники:

1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от14.06.95 г.

2. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. – Саратов: СГСЭУ,2006.

3. Коробейников, М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. – М.: ТЕИС, МАКС Пресс, 2000.

4. Международный опыт создания и деятельности гарантийных фондов. / Авт.-сост. Л.А. Истомина, М.Н. Калмыкова, С.В. Овсейко. – Мн.: Тесей, 2003. – 52 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:58:08