Совершенствование системы государственной поддержки инновационной деятельности в России

Меджидов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Меджидов А.И. Совершенствование системы государственной поддержки инновационной деятельности в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 14-17.

Аннотация:
В современных условиях все острее встают вопросы инновационной конкурентоспособности отдельных регионов и государств. Для полноценного включения России в международную инновационную систему необходимы активизация процессов модернизации экономики и внедрение передовых технологий в различные отрасли народного хозяйства.

Ключевые слова: инновационная деятельность, модернизация экономики, государственная поддержка



В современных условиях все острее встают вопросы инновационной конкурентоспособности отдельных регионов и государств. Для полноценного включения России в международную инновационную систему необходимы активизация процессов модернизации экономики и внедрение передовых технологий в различные отрасли народного хозяйства.

Решение поставленной задачи возможно в двух направлениях:

‑ путем приобретения различных патентов, лицензий известных марок крупных зарубежных компаний, новых технологий и т.д.;

‑ посредством реализации собственного научно-технического потенциала.

На мой взгляд, опора на собственные силы является наиболее перспективным решением, однако существует ряд финансово-экономических барьеров, препятствующих реализации данного подхода.

Инновационная деятельность в России осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях посредством финансирования из бюджета и носила плановый характер [1]. При этом на существенную поддержку со стороны правительства частным предприятиям рассчитывать не приходилось. В связи с этим возникало множество проблем, с которыми приходилось сталкиваться субъектам инновационной деятельности. Тенденция роста активности научно-технической и производственной сферы, наблюдающаяся в настоящее время, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки развитие российского инновационного бизнеса будет затруднено.

Сейчас можно выделить несколько направлений государственной политики для активизации инновационной деятельности в России:

‑ формирование приемлемых налоговых льгот, снижение налоговой нагрузки с инновационных предприятий;

‑ политика протекционизма (защита российских технологий на внутренних и внешних рынках);

‑ развитие инновационной инфраструктуры;

‑ поддержка экспорта высокотехнологичной продукции за рубеж;

‑ определение механизма реализации основных инновационных проектов государственного назначения на ближайшие несколько лет;

‑ снижение ставки банковского процента;

‑ использование внешнеэкономических связей в качестве фактора роста промышленного производства;

‑ формирование благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства;

‑ всесторонняя поддержка инновационно-ориентированных предприятий.

Важнейшим экономическим условием инновационного процесса является система налогообложения. С помощью этого механизма формируются благоприятный климат для ускоренного накопления капитала инновационных фирм. Регулирование деятельности предприятий через систему налоговых льгот призвано обеспечить согласование интересов государства и частного сектора.

Как показывает зарубежный опыт, налоговые освобождения в разных формах, исключение из облагаемой базы инвестиционных расходов, связанных с нововведениями, налоговые вычеты, инвестиционный налоговый кредит, являются эффективными мерами [2]. По моему мнению, налоговые льготы выполняют роль катализатора в решении проблем, связанных с реализацией государственных инновационных программ в сфере государственной научно-технической политики.

Для построения четкой и эффективной системы государственного стимулирования инновационной деятельности, необходима реализация следующих мероприятий:

‑ предоставление инвестиционного налогового кредита;

‑ освобождение от НДС всех операций, связанных с приобретением оборудования и материалов, необходимых для поддержания исследовательских работ;

‑ «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

‑ предоставление налоговой скидки, т.е. освобождение от налогообложения части реинвестируемой в основные фонды или в НИОКР;

‑ упрощение системы вывода акций инновационных компаний на финансовые рынки, создание условий для спроса на «венчурные бумаги» путем вычета из налогооблагаемой базы, процентов за кредит, взятого на их покупку частными и институциональными инвесторами;

‑ освобождение от налогов на доходы, полученных от продажи акций рисковых фирм;

‑ освобождение от налогов доходов инвесторов на прирост капитала;

‑ осуществление льготного налогообложения банков, обеспечивающих финансирование НИОКР.

По моему мнению, необходимость создания налоговых преференций обусловлена тем, что это будет способствовать притоку капитала и создаст благоприятные условия для инновационных компаний.

Кредитные методы стимулирования инновационной деятельности в России не получили пока должного применения, что связано, прежде всего, с неготовностью банков финансировать рисковые проекты. Между тем, отсутствие свободных денежных средств, необходимых для осуществления инвестиций в инновационный процесс, может быть компенсировано за счет заемных источников. Основным таким источником является банковский кредит.

Кредит может использоваться при финансировании затрат на НИОКР, проводимых непосредственно на предприятиях, тем самым позволяя последним осуществлять инновационную деятельность без единовременных собственных средств. Схемы кредитования могут быть самыми разными:

‑ посредством приобретения доли в уставном капитале;

‑ под залог акций инновационных компаний;

‑ кредитование отдельных стадий инновационного процесса (start up – исследования – внедрение – коммерциализация).

‑ под гарантии третьих лиц: региональных и местных органов власти, с возможностью разделения обязательств по основному долгу.

Льготный кредит может применяться как один из способов решения проблем, связанных с созданием новых образцов техники, прогрессивных видов технологий, внедрения в производство результатов НИОКР.

Посредством финансовой поддержки кредитные организации оказывают огромное влияние на минимизацию рисков частных компаний и НИИ в части научных исследований и разработок; коммерциализацию новых технологий.

Кредитные рычаги способствуют развитию инноваци­онной деятельности в интересах государства. В настоящее время долгосрочные кредиты составляют лишь незначительную долю в общем объеме кредитования. Эффектив­ное государственное регулирование банковской деятель­ности возможно путем воздействия на форми­рование процентной ставки. По мере развития инновационной сферы в России кредитование становится одним из перспективных видов финансирования для кредитных организаций и государства в целом.

Активизация инновационной деятельности в России предполагает осуществление комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное и инфраструктурное обеспечение инновационного развития.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что только взвешенная политика со стороны государства в поддержку научной и инновационной деятельности сегодня способна предотвратить реальную угрозу превращения России в заурядную страну с сырьевой ориентацией экономики.


Источники:

1. Голиченко О.Г. Российская инновационная система: проблемы развития. //Вопросы экономики. – 2005. ‑ №12.

2. Саввина О.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2004.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:52