Анализ грантовой государственной поддержки инновационных проектов в Республике Коми
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (86), Февраль 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21275828
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Государственная поддержка инновационной деятельности – один из рычагов воздействия на инновационную сферу. Анализ государственной поддержки в регионе на примере Республики Коми, представленный автором, дает представление о механизме конкурсного отбора проектов. Данные, полученные в ходе анализа, позволят субъектам инновационной деятельности грамотно обосновывать целесообразность реализации инновационных проектов, а также прогнозировать решение комиссии по поводу предоставления или непредоставления субсидии.
Ключевые слова: инфраструктура, государственная поддержка, инновационные проекты, научно-производственный потенциал, субсидия, субъекты инновационной деятельности, грантовая поддержка, гранты
Развитие инновационной деятельности во всех сферах экономики является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти Республики Коми. Сегодня научно-инновационный потенциал Республики Коми представлен развитой сетью научных и образовательных организаций, высококвалифицированными кадрами, крупными и малыми инновационно активными организациями, наличием широкого спектра научных и инновационных разработок во всех отраслях экономики республики.
Двигатель обновления
Важную роль в развитии инновационного потенциала республики играет государственная поддержка инноваций.
Утверждена и ежегодно в период с 2010–2012 гг. реализовалась республиканская целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми», в рамках которой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на информационную поддержку инновационной деятельности; повышение имиджа инновационных организаций; повышение инновационной культуры, а также финансовую поддержку инновационной деятельности, в том числе:
– предоставление субъектам инновационной деятельности налоговых льгот на прибыль и на имущество организаций в части средств, зачисляемых в бюджет Республики Коми;
– финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе;
– предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов проектов;
– предоставление за счет средств бюджета Республики Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты);
– субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры.
Эффективность механизма государственной поддержки целесообразно рассмотреть через различные показатели поддержанных проектов.
Такие формы поддержки, как предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, и субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, являются косвенными мерами поддержки инновационной активности в регионе.
Гранты в связи с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций являются одной из основных форм государственной поддержки. Данный вид поддержки реализуется Министерством экономического развития Республики Коми с 2011 г., поэтому ее эффективность можно проанализировать за 2 года (см. табл. 1).
Таблица 1
|
2011 г.
|
2012 г.
| ||||||
№
субъекта инновационной деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Отрасль
|
Информационные технологии
|
Прочие производства
|
Детские игрушки
|
Компьютерные технологии
|
Технологии для безопасности автомобиля
|
Образование
|
Мебель
|
Минеральные удобрения
|
Чистая
прибыль (млн руб.)
|
1508
|
1250
|
278238
|
5786
|
1373
|
798
|
2209
|
6856
|
Индекс
рентабельности инвестиций (вычисляется как отношений прибыли к инвестициям)
|
4,08
|
1,43
|
43,8
|
1,069
|
3,15
|
0,98
|
5
|
9,59
|
Срок
окупаемости (мес.)
|
44
|
34
|
2
|
29
|
22
|
21
|
9,8
|
4
|
Социальная
эффективность (раб. мест)
|
5
|
9
|
28
|
19
|
5
|
6
|
3
|
1,5
|
Размер
средней зарплаты (руб.)
|
18500
|
9578
|
23163
|
12859
|
19827,14
|
14003
|
27043
|
19555,6
|
Бюджетная
эффективность (мес.)
|
37
|
79
|
1
|
19
|
34
|
39
|
32
|
26
|
Рейтинговые
места
|
|
|
2
|
1
|
3
|
5
|
4
|
8
|
*составлена на основании бизнес-планов субъектов инновационной деятельности, участвовавших в получении государственной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 66 средства субсидии распределяются в порядке рейтинговых мест, которые заняли инновационные проекты.
В 2011 г. средства субсидии распределялись не по рейтинговым местам, а по тому, соответствует ли инновационный проект критериям отбора или нет. Тогда же было больше бюджетных средств, заложенных на цели государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Коми, требуемых субъектами инновационной деятельности. Соответственно, проблем с нехваткой бюджетных средств не возникало.
Хотя при распределении рейтинговых мест большую роль играют экспертные заключения, места распределились согласно прогнозным финансовым показателям. По итогам конкурсного отбора инновационных бизнес-проектов за счет средств бюджета предоставлены субсидии 6 субъектам инновационной деятельности на общую сумму 3 млн руб.
Конкурс рассудит
Максимальная сумма гранта составляет 500 000 руб. Однако, на наш взгляд, для поддержки некоторых проектов этого недостаточно. Сумма государственной субсидии должна зависеть от конкретных проектов, от потребностей в их производстве и реализации.
Кроме того, в соответствии с таблицей 1, субъект инновационной деятельности (СИД) № 8, производящий минеральные удобрения, обладает лучшими финансовыми показателями даже по сравнению с предприятием № 4, производящим компьютерные технологии: по показателю «чистая прибыль» на 18,5% превосходит предприятие № 1, производящее информационные технологии, в 8,97 раз – по показателю «рентабельность»; в 7,25 раз быстрее окупится проект, на 7 месяцев меньше потребуется для возврата бюджетных средств. Однако в соответствии с рейтинговыми местами данный проект находится ниже СИД № 4, занявшего первое место. В случае если средств, заложенных в бюджете на эти цели, было бы недостаточно, проект в области минеральных удобрений остался бы без средств поддержки со стороны государства.
Следующая форма поддержки, которую хотелось бы рассмотреть, финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе.
Таблица 2
Финансовые показатели субъектов инновационной деятельности, участвующих в конкурсном отборе на получение государственной поддержки в виде финансирования в 2012 г.*
№
получателей государственной поддержки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Отрасль
|
Бытовые товары
|
Детские игрушки
|
Образовательные услуги
|
Биотехнологии
|
Мебель
|
Горнорудный комплекс
|
Текстильная промышленность
|
ИТ-технологии
|
Чистый
дисконтированный (приведенный) доход (NPV), млн. руб.
|
400
|
411
|
7
|
2
|
308
|
523
|
5
|
-
|
Внутренняя норма
рентабельности (доходности) (IRR),%
|
48
|
393
|
470
|
55
|
127
|
30
|
183
|
-
|
Дисконтированный срок
окупаемости проекта (DPBP), мес.
|
11
|
22
|
3
|
50
|
19
|
9
|
73
|
-
|
Индекс
рентабельности (доходности) инвестиций (PI)
|
0,9
|
190
|
3
|
2
|
8
|
3,04
|
3,2
|
-
|
Коэффициент
бюджетной эффективности (Кбюдэф)
|
3,5
|
60
|
27
|
1,08
|
6
|
9,59
|
0,003
|
-
|
Социальная
эффективность (Сэф)
|
7
|
4
|
5
|
1
|
5
|
3
|
3
|
-
|
Актуальность
проекта, баллы
|
31
|
24,2
|
24,4
|
22,1
|
25,2
|
24,5
|
23,2
|
-
|
Наличие
рыночной потребности в результатах инновационного проекта, баллы
|
10
|
10
|
10
|
8
|
9
|
10
|
10
|
-
|
Новизна
научно-технических решений проекта, баллы
|
37
|
48
|
42
|
15
|
34
|
46
|
43
|
-
|
Возможность
коммерциализации проекта, баллы
|
44
|
47
|
35
|
33
|
12
|
31
|
21
|
-
|
Экономическая
целесообразность реализации проекта, баллы
|
42
|
56
|
50
|
40
|
48
|
44
|
41
|
-
|
Рейтинговые
места
|
2
|
1
|
3
|
7
|
6
|
4
|
5
|
8
|
Субсидия предоставляется СИД, по которому комиссией принято решение о соответствии СИД и представленных им документов и инновационного проекта условиям предоставления субсидии, а также если инновационный проект набрал максимальное количество баллов и соответственно занял первое рейтинговое место.
«В случае если сумма субсидии, планируемая для реализации проекта, занявшего первое рейтинговое место, меньше суммы средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год, субсидия предоставляется также субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых заняли второе и (при наличии средств) последующие рейтинговые места» [1].
В данном случае порядок распределения средств субсидии аналогичен порядку по грантам.
Характерность данного метода распределения средств состоит в том, что рейтинговые места распределяются не только с точки зрения инновационности и финансовых показателей предприятия, но с учетом субъективных мнений экспертов и оценки органов исполнительной власти. Предприятия, которые несут убытки в своей деятельности, могут получить более высокие рейтинговые места по сравнению с теми предприятиями, которые показывают стабильно высокие финансовые результаты.
Средства субсидии получили первые 7 предприятий. Исходя из отраслей субъектов инновационной деятельности, можно утверждать о степени их инновационности. В данном случае государство выделяет средства субсидии на развитие предприятий текстильной промышленности, но обделяет субсидиями биотехнологии. Эксперты определили новизну проекта из области детских игрушек выше аналогичного показателя проекта биотехнологий.
По планке непредвзятости
Проблема государственной поддержки лежит именно в механизме распределения рейтинговых мест, а значит, и средств субсидий. Субъект инновационной деятельности может обозначить в бизнес-плане, на который ссылаются органы исполнительной власти, любые финансовые показатели, которые не будут граничить с реальностью. Например, исходя из таблицы № 2 СИД № 1, производящий бытовые товары, отразил в своем бизнес-плане показатель чистого дисконтированного дохода, при этом ставка дисконтирования достигает несколько сотен процентов, что маловероятно. Такие высокие финансовые показатели бывают в сфере наркоторговли и продажи оружия. Хотя степень «реальности» финансовых показателей проектов оценивается при их анализе экспертами и органами исполнительной власти, дающими экспертные и отраслевые заключения по проектам, финансовые показатели не могут не повлиять на суммарные баллы по проекту.
При максимальной приближенности к объективности оценки инновационных проектов при принятии решения о предоставлении или непредоставлении государственной поддержки предприятию здесь невозможно избежать наличия субъективного мнения экспертов, органов исполнительной власти, а также искаженных прогнозных финансовых показателей по проектам.
Во всем мире важным механизмом поддержки инновационной активности являются налоговые льготы по тем проектам или по тем предприятиям, в которых внедряются инновации.
Среди научных кругов существуют определенные мнения против внедрения налоговых льгот для стимулирования развития инноваций. К примеру, предприятия и частные лица могут разрабатывать и внедрять инновационные бизнес-проекты вне зависимости от того, предоставляется им льгота или нет. В этом случае факт предоставления льготы не повлияет на активность отдельно взятой фирмы в сфере инноваций, но уменьшит ее налоговые потери.
Без активности нет эффективности
В Республике Коми за все последние годы ни одно предприятие не воспользовалось такой формой государственной поддержки. Причинами отсутствия эффективности налоговых льгот предположительно могут быть следующие:
1) ни одно из представленных в Республике Коми, разрабатывающих и (или) внедряющие инновационные проекты, не подпадают под данную форму поддержки;
2) потенциальные субъекты инновационной деятельности не знают о такой форме поддержки;
3) законодательство в сфере налогообложения для субъектов инновационной деятельности крайне сложно для понимания.
Первая причина не является основной, т.к. в постановлении Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1, регламентирующем данную форму поддержки, нет специфических ограничений и требований для субъектов инновационной деятельности, которые бы сводили эффективность данной формы поддержи на ноль. Требования к субъектам инновационной деятельности аналогичны требованиям относительно иных форм государственной поддержки. Вторая причина маловероятна, т.к. информация о льготах по налогообложению в сфере инноваций размещается на сайте Министерства экономического развития Республики Коми, научно-инновационном портале и на портале предпринимательства Республики Коми.
Рассмотрим такую причину, как сложность данной формы поддержки. Перечень требуемых для получения поддержки документов и этапы получения поддержки по налоговым льготам не отличаются от иных видов поддержки. В получении налоговых льгот могут участвовать только юридические лица, которые были созданы государственными научными организациями и высшими учебными заведениями, что существенно ограничивает круг потенциальных получателей поддержки. На основании базы инновационных проектов, подобных организаций на территории Республики Коми наберется не больше 30.
Причиной отсутствия эффективности здесь можно назвать низкую экономическую активность тех субъектов инновационной деятельности, которые могут подать заявку на получение налоговых льгот.
На основании количества заявок на получение государственной поддержки можно говорить о низкой экономической активности субъектов инновационной деятельности в целом.
В соответствии с вышеизложенным можно выделить основные проблемы инновационной сферы республики:
1) низкая экономическая активность субъектов инновационной деятельности;
2) небольшое количество субъектов инновационной деятельности, воспользовавшихся государственной поддержкой;
3) наличие в оценке инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение государственной поддержки, субъективного мнения экспертов, органов исполнительной власти, а также искаженных прогнозных финансовых показателей по данным проектам.
Чем обусловлен грант
В заключение хотелось бы выделить параметры, по которым компания, реализующая инновационный проект, может получить наивысшие баллы для получения гранта [2]:
1) научно-технический уровень проектов должен быть выше мировых аналогов;
2) при решении научно-технической проблемы достигается совершенно новый научно-технический результат;
3) результат интеллектуальной деятельности должен быть юридически защищен патентом;
4) проект должен быть экологически безопасен;
5) реализации проекта позволит развиваться целой отрасли;
6) проект повлияет на развитие смежных отраслей;
7) имеется рыночная потребность в реализации проекта;
8) финансовые показатели должны быть следующими: чистая прибыль > 0; индекс рентабельности инвестиций > 2; срок окупаемости до 3 лет; создание рабочих мест больше 11, причем в районах сельской местности республики; средняя заработная плата выше 75% от прожиточного минимума того района, где реализуется проект; период возврата субсидии в бюджет за счет налогов до 2 лет.
Компании, претендующие на получение высоких рейтинговых мест в сфере государственной поддержки в форме финансирования, должны обладать следующими показателями [3]:
1) инновационный проект должен соответствовать приоритетам экономического и социального развития Республики Коми, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 г. ;
2) проект должен соответствовать приоритетным направлениям инновационных и научно-технических разработок и внедрения их в производство;
3) результаты проекта имеют существенное влияние на развитие и повышение конкурентоспособности смежных отраслей промышленности;
4) имеется высокая рыночная потребность в реализации проекта;
5) научно-технический уровень ожидаемых результатов проекта выше мировых аналогов;
6) имеется правовая защищенность в виде патентов и приказов о ноу-хау;
7) проект является экологически безопасным;
8) квалификация исполнителей проекта обеспечивает выполнение всего объема работ с требуемым качеством;
9) анализ рынка и эффективность схемы коммерциализации результатов разработки проведены на высоком уровне;
10) имеются сведения о намерениях потенциальных инвесторов осуществить инвестиции в инновационный проект субъекта инновационной деятельности;
11) представлены сведения о наличии потенциальных заказчиков, покупателей;
12) наличие экспериментальной и производственной базы позволяет выполнить весь объем работ с требуемым качеством;
13) финансовые показатели должны быть следующими: чистый дисконтированный (приведенный) доход > 10; внутренняя норма рентабельности (доходности) > ставка рефинансирования Центрального банка РФ на дату проведения оценки экономической целесообразности реализации инновационного проекта; дисконтированный срок окупаемости проекта < 36 мес.; индекс рентабельности (доходности) инвестиций > 2; коэффициент бюджетной эффективности > 1.
Вывод
Вышеперечисленные показатели и критерии позволят набрать высокие баллы по проекту, что повысит вероятность получения гранта на начало предпринимательской деятельности в сумме 500 тыс. руб. или субсидию в виде финансирования в размере 2 млн руб. за счет средств государственного бюджета.
Источники:
2. Приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 19.04.2013 № 125 «О проведении в 2013 году конкурсного отбора инновационных бизнес-проектов субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты)».
3. Приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 24.12.2012 № 502 «Об утверждении форм документов, необходимых для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности в форме финансирования инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе».
Страница обновлена: 29.10.2024 в 19:01:43