Туристская концессия как современная форма партнерства бизнеса и власти

Консовский А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), до 2014 года Российская Федерация имеет возможность выйти на второе место в мире по инвестициям в туристскую отрасль. Это коррелирует с общей экономической и политической стабильностью национальной экономики, ростом числа новых рабочих мест в отрасли и уникальным рекреационным, историческим и духовным потенциалом, наличием огромных экологически чистых географических районов для развития въездного и внутреннего туризма.

Ключевые слова: туристический бизнес, государственно-частное партнерство, инвестиции, туризм, концессионные соглашения, туристская концессия



По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), до 2014 года Российская Федерация имеет возможность выйти на второе место в мире по инвестициям в туристскую отрасль. Это коррелирует с общей экономической и политической стабильностью национальной экономики, ростом числа новых рабочих мест в отрасли и уникальным рекреационным, историческим и духовным потенциалом, наличием огромных экологически чистых географических районов для развития въездного и внутреннего туризма.

В ближайшие десять лет реальный рост национальной отрасли туризма и путешествий, исчисляемый в терминах ВВП, может составить 6,4% в год, а к 2016 году доля отрасли в ВВП может вырасти до 9,1% [4].

Вместе с тем, в этой области остается много неразрешенных проблем. В последнее время особенно обострились противоречия между общим поступательным ростом национальной экономики и неспособностью органов государственной власти и бизнеса быстро и адекватно взаимодействовать в вопросах развития туристской инфраструктуры. Противоречия существуют между:

- признанием отечественным и мировым научным сообществом доминирующей роли туризма и отсутствием его приоритетного статуса на российском государственном уровне;

- объективным стремлением региональных органов власти повысить экономическую эффективность эксплуатации объектов туристско-рекреационного комплекса и отсутствием соответствующего теоретического осмысления экономических и управленческих механизмов, позволяющих привлечь инвестиции в отрасль на этом уровне;

- современными международными тенденциями взаимодействия государства и частного сектора в туризме и состоянием российской отраслевой нормативно-правовой базы, не отвечающей этим требованиям;

- необходимостью развития внутреннего туризма, как элемента национальной экономики, и явным экспортным характером отечественной предпринимательской деятельности в области туризма;

- поверхностным, меркантильным отношением к туризму российского предпринимательского сектора и необходимостью при реализации инвестиционных программ учитывать нужды людей, культуры, окружающей среды, а также недооценкой бизнесом формирования цивилизованного рынка.

Решение этих противоречий требует теоретического обоснования особенностей управления туризмом на государственном уровне и выявления эффективных форм взаимодействия бизнеса и власти для развития туризма в национальном масштабе. Особенно важным является теоретическое осмысление создания концессионной системы государственно-частного партнерства (ГЧП), объединяющей необходимую инфраструктуру в единый туристско-рекреационный комплекс, который способен производить и реализовывать конкурентоспособный туристский продукт под единым управлением, в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми затратами.

При этом под концессией в общем виде понимается уступка государством своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным компаниям на определенный срок и на согласованных условиях [2]. В России данные взаимоотношения государства и частного сектора в сфере туризма регулируются Федеральным законом №115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», а также «Типовым концессионным соглашением в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 9 февраля 2007 года.

В последнее время в мировой практике ГЧП все активнее распространяется на объекты туристско-рекреационного комплекса. С помощью такого механизма в США были построены Southport Sea Museum, Javits Convention Center, Island Immigration Museum [3]. Показателен и опыт национальных парков Южной Африки: одиннадцать объектов были переданы частным компаниям. Суммарный доход от данных туристских концессий за 20 лет предполагается в размере около 90 миллионов долларов. Он станет основным вкладом в годовой доход, превысив ежегодную субсидию, которую южноафриканские национальные парки в настоящее время получают от государства [6].

По экспертным оценкам и региональным данным, к 2012 году вложение средств в развитие туристско-рекреационного комплекса РФ в рамках государственно-частного партнерства может составить порядка 780 миллиардов рублей, что, несомненно, скажется на увеличении региональных бюджетов [7].

Преимуществом концессионных соглашений является и относительно небольшой размер инвестиций, что позволяет участвовать в данном партнерстве не только крупному бизнесу: в мировой практике ГЧП проекты стоимостью более 150 миллионов евро составляют всего около 7% их общего числа, а стоимость большей части реализованных проектов - от 1,5 до 30 миллионов евро [5].

Известный специалист в области исследования концессионных отношений В.Г. Варнавский относит объекты туристских концессий к социальной инфраструктуре [1]. В то же время, целесообразно говорить о туристских концессионных соглашениях как о самостоятельном и автономном виде партнерства. Надо объективно отметить, что туризм, как вид деятельности, представляет собой взаимодействие многих отраслей и направлений и не ограничивается исключительно своим социальным характером. В туристской концессии наблюдается эффект межотраслевой концепции и синергии природных (горных, морских, лесных, водных, сельскохозяйственных), транспортных (автодороги, аэропорты, железные дороги), социальных (здравоохранение, образование) и иных ресурсов.

Итак, туристская концессия представляет собой передачу концессионеру одного или нескольких (в комплексе) природных, исторических, социально–культурных объектов, принадлежащих государству, включая объекты туристского показа, а также иные объекты, предусмотренные действующим концессионным законодательством, для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления и обслуживания на определенных, закрепленных в договоре условиях, но исключительно в туристских целях.

При обосновании выбора объектов предпринимательской деятельности в туризме для заключения концессионных соглашений первостепенное значение имеют следующие направления:

  • Объекты размещения и питания (гостиницы, рестораны, кафе, расположенные на основных маршрутных трассах и в исторических городах).
  • Объекты отдыха и лечения (пансионаты, дома отдыха, туристские базы, санатории).
  • Объекты культуры, расположенные в исторических зонах городов.
  • Объекты культуры, находящиеся в сельской местности.
  • Исторические усадебные комплексы.
  • Природно-ландшафтные комплексы.
  • Иные объекты, вовлеченные в деятельность туристской концессии.
  • При этом целесообразным выглядит использование концессионных соглашений в рамках общего уникального туристско-рекреационного комплекса страны: применение данной формы партнерства не должно ограничиваться определенными видами (направлениями) туризма.

    Большое значение будет иметь и философское осмысление частным сектором сути концессионных отношений. Необходимо понимать, что туристская концессия помимо непосредственно финансовой выгоды должна иметь в своей основе социальную направленность. Основной целью создания данной формы партнерства является удовлетворение общественных потребностей. Для подобного понимания требуется тесное взаимодействие ученых, предпринимателей и представителей государственной власти.

    Несмотря на отсутствие отечественного опыта реализации подобных проектов, использование данного механизма взаимодействия бизнеса и власти имеет стратегическое значение для привлечения инвестиций и развития национального туризма в долгосрочной перспективе.


    Источники:

    1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора.- М.: Наука, 2005.
    2. Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России. - М.: Современная экономика и право, 2002.
    3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
    4. Влияние туризма и путешествий на рынок труда в Российской Федерации // Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) [Электронный ресурс]. – http://rmat.ru/2007/02/09/wttc-2.html.
    5. Сильвестров С.Н. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. – 2005. – № 18 [Электронный ресурс]. – http://www.ppp-russia.com/research/articles/article.wbp?articleid=a16179c1-077e-4d84-b767 7050d3d799af&print=true.
    6. Эмертон Л., Бишоп Дж., Томас Л. Парки развивают туризм // Заповедные острова. – 2006. – № 8 [Электронный ресурс]. – http://www.wildnet.ru/ostrova/?act=art&id=233.
    7. Ярочкин А.И. Инвестиционный потенциал курортно-туристского комплекса Российской Федерации и его влияние на развитие внутреннего туризма // Губернское кольцо Подмосковья – новый туристский бренд России: региональная научно-практическая конференция. Дмитров, 15-16 ноября 2007 года. – М.: Советский спорт, 2007.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:20