Государственно-частное партнерство, как признак инновационной экономики

Болехов И.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (69), Сентябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896975
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются современные формы государственно-частного партнерства (ГЧП), основанные на международном опыте. Приводится классификация форм кооперации. Перечисляются отрасли, наиболее приемлемые для взаимодействия и развития.

Ключевые слова: инновационная экономика, инвестиции, кооперация, конкурентная среда, взаимодействие, концессионные соглашения, социально значимые проекты



Государственно-частное партнерство (ГЧП) является альянсом государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально значимых проектов – от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий. Распространение различных форм государственно-частного партнерства по всему миру дает нам возможность выделять эту форму взаимодействия как отличительную черту современной экономики.

Взаимодействие ради развития

Предприниматели склонны к инновациям, им присущи высокая эффективность использования ресурсов, финансовых средств. Государство обеспечивает население бесперебойным доступом к общественным благам и несет за это ответственность. В развитии такой формы взаимодействия, как государственно-частное партнерство, необходимо использовать все преимущества обеих сторон. Государственно-частное партнерство позволяет сохранять стратегически важные объекты в собственности государства, а часть полномочий передавать заинтересованным предпринимателям. К таковым могут относиться строительство инфраструктуры с обслуживанием и содержанием ее объектов.

В государственный сектор входит частный бизнес со своими возможностями и услугами, что создает возможность для эффективного функционирования объектов инфраструктуры, оптимального расходования финансовых средств.

Государственно-частное партнерство – это особая система взаимоотношений, специальная конфигурация прав партнеров и их интересов. Предприниматель в своей деятельности преследует цель увеличения прибыли. Государство выступает в качестве гаранта социально значимых интересов и задач, оно заинтересовано в эффективности партнерства. В таком сегменте среди партнеров возникают актуальные вопросы о:

- разделе прав собственности, их использовании и передаче;

- разделе возникающих рисков.

Проанализировав опыт развитых стран можно выявить характерные черты государственно-частного партнерства:

- проведение тендера, то есть создание конкурентной среды для потенциальных участников партнерства;

- четкое разделение рисков между участниками путем договоренностей;

- разделение ответственности между сторонами, государство определяет цели проекта, стоимость, а частный бизнес контролирует строительство, управление, эксплуатацию;

- финансирование проектов из государственного бюджета и частных инвестиций;

- длительный срок действия соглашения.

Оба партнера заинтересованы в развитии проекта и вносят для этого свой вклад. Частный бизнес вкладывает свои профессиональные навыки, быстрое принятие решений, новаторский подход, финансовые средства.

Затраты окупаются, а выгода обоюдна

В развитых странах государственно-частное партнерство уже давно зарекомендовало себя, как эффективный механизм взаимодействия, в котором на законодательном уровне закреплена ответственность и права участвующих сторон. Таким образом, для успешного взаимодействия государства и бизнеса их партнерство должно регламентироваться в соответствии с законодательными актами.

На сегодняшний день инновационная политика, инновационная экономика являются главными приоритетными направлениями развития России. Создание и использование новых технологий и инноваций благоприятно сказывается на взаимодействии между бизнесом и государством. Развитие сети технологических парков и инновационных предприятий при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах подтверждает важность такого взаимодействия.

В соответствии с мировой практикой, сложились следующие формы государственно-частного партнерства:

- концессионное соглашение;

- совместные предприятия;

- соглашения о разделе продукции;

- договор аренды и лизинга;

- контракты.

Получило широкое распространение взаимодействие частных предпринимателей и государственных органов, за время сотрудничества в мире выработались определенные механизмы кооперации.

К наиболее распространенным механизмам сотрудничества относятся:

- СВУ (строительство, владение, управление). Данный вид партнерства предусматривает передачу прав собственности на объект частному инвестору после окончания срока действия соглашения;

- СУОП (строительство, управление, обслуживание, передача). При таком варианте партнерских отношений частный инвестор несет полную ответственность за строительство объекта и содержание его в необходимом состоянии;

- ПСВУП (проектирование, строительство, владение, управление, передача). При заключении данного вида соглашения частный инвестор несет полную ответственность за изначальное проектирование объекта и его последующее строительство;

- СУП (строительство, управление, передача). Этот механизм кооперации бизнеса и государства с самого начала предусматривает наличие прав собственности у государства, однако дает право пользования объектом инфраструктуры частному инвестору сроком, определенным в соглашении. Таким образом, частный инвестор получает право пользования объектом, собственником которого является государство;

- СПУ (строительство, передача, управление). Государство является собственником объекта, но по завершении строительства объект передается в пользование частным структурам;

- СВУП (строительство, владение, управление, передача). Предприниматель имеет права на владение и использование объекта инфраструктуры в течение срока, определенного соглашением, затем объект передается в собственность государства.

Проанализировав механизмы партнерства, распространенные в европейских странах, можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство, это вовлечение частного инвестора для эффективного выполнения задач, относящихся к сфере деятельности государства, при этом все обязательства, риски и условия компенсации, заблаговременно определяются. Государственно-частное партнерство представляет собой разработанную экономическую концепцию, позволяющую решать инфраструктурные проблемы, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ответственность дисциплинирует бизнес

Инфраструктура – это капиталоемкая отрасль, развитие которой необходимо для улучшения качества жизни населения, а также для развития предпринимательства, поскольку современная инфраструктура дает превосходное конкурентное преимущество. Государство несет ответственность за состояние инфраструктуры, как правило, выступая а) инвестором; б) собственником; в) механизмом, регулирующим тарифы.

Государственно-частное партнерство способно изменить ситуацию с неэффективным управлением инфраструктурой и ее состоянием. При реализации проектов государственно-частного партнерства прослеживаются его явные преимущества:

- создание новых моделей реализации проектов, соответствующих российским условиям;

- стимулирование частной инициативы;

- использование современных технологий;

- появление ответственных за выполненные работы лиц.

С применением государственно-частного партнерства у государственных органов появляется механизм создания социальных благ, вместе с тем предприниматели получают прибыльный и долгосрочный бизнес.

На сегодняшний день российское законодательство совершенствуется для создания наиболее благоприятных условий, с целью развития государственно-частного партнерства. Приняты законы о концессиях, особых экономических зонах, аренде (лизинге), соглашение о разделе продукции, государственном заказе [5].

Формы взаимодействия государственно-частного партнерства позволяют достичь выполнения государственных обязательств за счет использования частных источников финансирования.

Частному инвестору, вступающему во взаимодействие с государством, в процессе реализации проекта важно быть уверенным в дальнейшем возврате вложенных инвестиций и получении прибыли. В зависимости от плана реализации, схемы и отрасли возможны разные источники возврата финансовых средств. К ним относятся:

- последующая коммерческая эксплуатация объекта;

- доходы, получаемые частным инвестором в рамках проекта.

Российская коммунальная инфраструктура является перспективным сегментом финансирования для инвесторов. Коммунальные услуги оказываются населению на платной основе, а это означает присутствие внебюджетного источника возврата инвестиций.

Выводы

Таким образом, государственно-частное партнерство является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Кооперация благоприятствует развитию и применению инноваций, ибо новые технологии способствуют энерго- и ресурсосбережению, что ведет к снижению расходов частного инвестора.


Источники:

1. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад [Текст]. – М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Текст]. – М.: Наука, 2005.
3. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности [Электронный ресурс] // www.irex.ru/press/pub/polemika.
4. Сосна С.Л. О концепции общественного достояния [Текст] // Государство и право. 1996. №2; Государство и бизнес: институциональные аспекты.
5. Сосна С.Л. Концессионное соглашение – новый вид договора в российском праве [Электронный ресурс] // www.concession.ru.
6. Государственно-частное партнерство в России [Электронный ресурс] // http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/faq.

Страница обновлена: 19.11.2024 в 18:29:32