Совершенствование финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства в процессе повышения конкурентоспособности российской экономики

Сухомлинова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Появление новых динамичных фирм и развитие предпринимательской инициативы – ключевые аспекты повышения конкурентоспособности России на мировых рынках. В публикациях Всемирного экономического форума регулярно определяется конкурентоспособность отдельных стран. По данным 2007 г. Россия по сумме всех показателей, учитывающихся при составлении рейтинга конкурентоспособности, заняла 58-е место.

Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, конкурентоспособность, кредитование малого бизнеса



Появление новых динамичных фирм и развитие предпринимательской инициативы - ключевые аспекты повышения конкурентоспособности России на мировых рынках. В публикациях Всемирного экономического форума регулярно определяется конкурентоспособность отдельных стран. По данным 2007 г. Россия по сумме всех показателей, учитывающихся при составлении рейтинга конкурентоспособности, заняла 58-е место [1].

Значительный вклад в формирование конкурентоспособности страны вносят крупные предприятия, корпорации. Для роста и повышения конкурентоспособности производства предприятий-гигантов необходимо отдавать значительное число направлений их деятельности на аутсорсинг, на субконтракт на основе тендера, а также малым предприятиям.

Большую роль в системе поддержки малого предпринимательства играет совершенствование финансово-кредитного механизма, благодаря которому можно увеличивать количество малых предприятий в нашей стране, что в конечном итоге положительно скажется на конкурентоспособности России на мировом рынке.

Важнейшим фактором развития малого бизнеса должен выступить банковский сектор, в первую очередь, региональные банки. Именно они, прежде всего, могут обеспечить доступность финансовых услуг малым предприятиям. Однако для этого необходимо решить ряд проблем, в частности продолжить совершенствование законодательства по защите прав кредиторов. Дело в том, что малому бизнесу трудно получить банковский кредит, поскольку предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение. Кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса.

Учитывая вышесказанное, представляется важным развитие непрямых форм содействия малому предпринимательству, таких как, например, выступление государства гарантом по инвестиционным кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства от кредитных организаций на коммерческой основе. Соединяя свои усилия с банковской системой и системой взаимного поручительства, государство может увеличить эффект рычага выделенного им объема финансирования. Необходимо создать систему государственной гарантии возврата получаемого кредита.

При данной системе государство побуждает банки и лизинговые компании предоставлять финансирование малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. В отсутствие гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость частично мог бы принять на себя государственный гарантийный фонд - так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предприятий. Субсидии, которые государство предоставляет, в принципе, намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.

Основное условие успеха системы - доверие банков к государственному гарантийному фонду. С юридической точки зрения гарантия должна быть предоставлена напрямую гарантийным фондом в форме поручительства и не только за счет собственных гарантийных средств. Также банки должны обладать правом на полную прозрачность в вопросах управления государственным гарантийным фондом.

Одним из направлений решения проблемы кредитования малого предпринимательства, не требующим больших государственных вложений, могло бы стать формирование необходимых условий для становления в стране кредитной кооперации.

Сегодня в нашей стране организаций, занимающихся непосредственно инвестиционным, ипотечным, кооперативным и иными видами кредитования, чрезвычайно мало. Между тем, даже в экономически развитых странах с их тягой к универсализации банковской деятельности на организации кредитной кооперации приходится немалая доля кредитов и вкладов.

Кредитные кооперативы по сравнению с банками имеют ряд преимуществ: приемлемые требования по обеспечению займов; распределение доходов кредитного кооператива на благо его членов; более низкий процент по займам пайщикам и более стабильный процент по сбережениям; материальная взаимоподдержка участников кредитного кооператива; возможная поддержка государственных или муниципальных органов власти (например, муниципальные органы могут предоставить кредитным кооперативам помещения в аренду на льготных условиях).

Кроме того, субъекты малого предпринимательства, вступившие в кредитный кооператив, могут получить исчерпывающую информацию обо всех его участниках, а также в процессе участия в нем приобрести кредитную историю. С помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам.

К сожалению, кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг и становятся непривлекательными для субъектов малого предпринимательства. В связи с указанными обстоятельствами необходима государственная финансовая поддержка кредитной кооперации для субъектов малого предпринимательства.

Однако роль государства в развитии кредитной кооперации неоднозначна. Мнения специалистов по поводу того, в какой мере государство должно принимать участие в становлении этой системы, расходятся: от установления рамочных отношений и контроля до прямого финансирования стартового капитала.

На сегодняшний день в нашей стране при существующих условиях развития малого бизнеса немаловажное значение приобретает такой элемент финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства, как микрофинансирование [2].

В России сектор микрофинансирования ‑ очень молодая отрасль; она находится в самом начале своего развития. В настоящее время необходимо, чтобы государство четко изложило свою политику в отношении данного сектора, возможно, путем периодического выпуска программного документа. Государственным органам власти необходимо осуществлять определенные меры для поддержки микрофинансирования. Прежде всего, необходимо признать важность развития микропредприятий для повышения занятости, экономического роста и создания предпринимательского потенциала. Правительство должно создавать условия для работы сектора, а не контролировать или направлять его. Даже несмотря на то, что в правительстве нет специального органа, занимающегося поддержкой отрасли микрофинансирования, оно может способствовать ее росту с помощью кампаний поддержки, а также информационного обеспечения органов управления более низкого уровня.

Еще одним достаточно серьезным механизмом финансовой поддержки малого предпринимательства является лизинг. Однако сегодня в России складывается тенденция, при которой, с одной стороны, наблюдается рост лизинговой деятельности и увеличение числа лизинговых компаний, а с другой стороны, потребности малых предприятий в лизинге оборудования остаются неудовлетворенными. Все это говорит об острейшей необходимости в создании специализированных лизинговых компаний для оказания услуг малым предприятиям.

Учитывая высокую результативность лизинга в сфере малого предпринимательства, государство должно оказывать ему поддержку. Региональная власть может в пределах своей компетенции создавать благоприятные условия для развития лизинга путем предоставления малому бизнесу определенных льгот. Одной из таких льгот может стать освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров лизинга с субъектами малого предпринимательства, со сроком действия, например, не менее трех лет.

Таким образом, совершенствование финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства будет способствовать дальнейшему его развитию, повышению конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках.


Источники:

1. Тайны российской потенции [Электронный ресурс] // http://www.gzt.ru/business/2008/01/20/220200.html. – Загл. с экрана
2. Микрофинансирование в России. Программный документ. - ТАСИС, СМЕРУС 9803, апрель, 2001. – 51 с.
3. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития. - М: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. – 124 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:56:56