Механизмы поддержки отраслей промышленности в рамках стратегического планирования (на примере Республики Хакасия)
Нормова Ю.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918252
Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические аспекты промышленной политики в системе стратегического планирования, проанализирована отраслевая структура, а также меры и инструменты государственной поддержки отраслей промышленности на примере республики Хакасия. Основой для анализа являлись данные Навигатора мер поддержки государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Определено преобладание финансово-кредитных мер поддержки в сравнении с организационно-управленческими мерами, что подтверждает несбалансированность инструментов государственной поддержки промышленности. Определено доминирование субсидиарной поддержки среди финансово-кредитных мер.
Ключевые слова: меры государственной поддержки промышленности, организационно-управленческие меры поддержки, отраслевая структура, промышленная политика, финансово-кредитные меры поддержки
Введение
В условиях стратегических интересов национальной экономики реализуется промышленная политика, направленная на: «развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности РФ» [5]; «стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста» [6]; «устранение тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка» [1].
Промышленная политика - одно из основополагающих направлений долговременной стратегии экономического развития регионов. Следовательно, разработка эффективной стратегии промышленного развития - залог осуществления стабильности в экономическом субъекте. В практике реализации государственной политики используют различные инструменты государственного управления в сфере промышленности. Одним из инструментов является программно-целевой подход в рамках стратегического планирования. Результатом данного подхода является достижение целей промышленной политики с помощью реализации стратегий, федеральных и региональных программ развития.
Реализация региональных программ развития предоставляет возможность ориентировать экономику через комплексное воздействие на структуру в соответствии с вариантом социально-экономического развития в рамках стратегий развития [3]. Отличительной чертой региональных программ развития является их территориальная определенность, социальная ориентированность и отраслевой или областной характер [3]. При формировании программ развития, актуальной задачей является определение специализации субъекта и оказание соответствующих мер государственной поддержки [4].
Целью работы является оценка сбалансированности мер государственной поддержки для отраслей обрабатывающей промышленности на примере республики Хакасия в контексте стратегических документов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выполнить анализ отраслевой структуры республики Хакасия.
2. Изучить роль промышленной политики в системе стратегического планирования.
3. Провести анализ мер поддержки отраслей промышленности федерального и регионального уровня, основываясь на данных ГИСП.
Отраслевая структура республики Хакасия
Субъекты Сибирского федерального округа относятся к регионам сырьевой направленности, отличительной особенностью которых является наличие значительного ресурсного потенциала на территории субъектов, экономическую составляющую данных регионов составляют добыча и переработка запасов природных ресурсов.
Выполним анализ отраслевой структуры республики Хакасия, которая входит в состав Сибирского федерального округа. Основой для анализа являются данные Российского статистического ежегодника.
В республике Хакасия индекс промышленного производства для обрабатывающих производств демонстрирует нестабильность показателей 2017-2022 гг. (рисунок 1). Максимальное значение определено в Российской Федерации в 2021 г., в Сибирском федеральном округе и республике Хакасия в 2018 г., в 2022 г. наблюдается снижение индекса, значения которого ниже исходных данных 2017 г.
Рисунок 1 - Индекс промышленного производства, 2017 – 2022 гг. (в % к предыдущему году)
Источник: составлено автором по материалам [11]
Согласно данным рисунка 2 в республике Хакасия в 2022 г. сокращение индекса произошло из-за снижения показателей в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха (65,5 п.п. в 2022 г. по сравнению с 122,1 п.п. в 2017 г.), добычи полезных ископаемых (94,2 п.п. в 2022 г. по сравнению с 112 п.п. в 2017 г.).
Рисунок 2 - Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности в республике Хакасия, 2017 - 2022 гг. (в процентах к предыдущему году)
Источник: составлено автором по материалам [11]
При распределении объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в период с 2017 по 2022 гг. (рисунок 3) в республике Хакасия лидирует обрабатывающая промышленность, составляя в среднем за рассматриваемый промежуток времени 44%, далее располагаются добыча полезных ископаемых (33% в среднем с 2017 по 2022 гг.), обеспечение электрической энергией, газом и паром (22%), водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (1%).
Рисунок 3 - Объем отгруженных товаров в республике Хакасия, 2017-2022 гг. (в %)
Источник: составлено автором по материалам [11]
Промышленная политика в системе стратегического планирования
На сегодняшний день разработаны и реализуются стратегии, федеральные и региональные программы развития в сфере промышленности. В контексте данных стратегических документов определяются приоритетные отрасли развития, цели, задачи, механизмы и инструменты, способствующие достижению сформулированных целей, основываясь на анализе текущего социально-экономического положения и ресурсного потенциала территории.
Ключевые направления развития и реализации промышленной политики регионов Сибирского федерального округа отражены в Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, где «ключевыми задачами является опережающее развитие экономики; снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие территории; внедрение современных технологий производства и рационального использования природных ресурсов» [8].
В каждом регионе реализуется Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, направленная на определение перспектив долгосрочного развития территории. На сегодняшний день утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года [7]. Стратегические приоритеты носят отраслевой характер. Приоритетными направлениями развития определены: создание конкурентоспособной экономики региона; переход на инновационный путь развития; технологическое развитие действующих и новых высокотехнологичных производств в отраслях промышленности.
Одним из инструментов реализации стратегии региона в рамках реализации промышленной политики и ее отдельных отраслей являются государственные программы. В рамках данного исследования рассмотрим государственную программу республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – государственная программа) и проведем оценку качества государственной программы методом логико-содержательного анализа [14].
Основной целью программы является развитие и повышение конкурентоспособности промышленности. Государственная программа разработана в соответствии с принятым стратегическим планом региона и направлена на решение актуальных проблем и формирование перспектив развития территории.
Заглавие государственной программы логично и корректно, объект регулирования оптимален и ориентирован на социальную потребность.
В тексте программы отсутствуют определения понятий, используемых в программе.
Цель определена, соблюден принцип единства цели. Объем цели не оптимален – цель сформулирована широко, имеет декларированный характер, не конкретна. Цель не соответствует понятию «цель» и напоминает ожидаемый результат.
Задачи государственной программы определены, конкретизируют указанную цель и обобщают перечень указанных мероприятий. Недостатками данного пункта определены: отсутствие логического основания для указанных задач программы; встречаются задачи, формулировки которых напоминает формулировку цели.
В тексте государственной программы для достижения указанных задач сформулирован перечень мероприятий, который связан с ответственными исполнителями, сроками реализации, показателями программы, ожидаемыми результатами. В данном перечне встречаются формулировки мероприятий, напоминающие формулировку задач. Представлены мероприятия всех типов: финансово-кредитные, организационные, информационные, исследовательские и материальное обеспечение, баланс между типами мероприятий обеспечен не в полной мере – количественно преобладают финансово-кредитные.
В государственной программе республики Хакасия указаны ожидаемые результаты, которые совпадают по смыслу и формулировкам с целевыми показателями. В разделе «Перечень основных мероприятий государственной программы» используются только количественные показатели, отражающие проделанную работу.
В рамках государственной программы особое внимание уделено обоснованию стимулирования технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, для данной задачи определены мероприятия, направленные на повышение технологического развития.
Анализ мер государственной поддержки отраслей промышленности
В арсенале государственной программы республики Хакасия перечислены разные типы мероприятий, представленные в различном соотношении. «Все применяемые государством меры поддержки можно разделить на финансово-кредитные и организационно-управленческие» [10]. «Первые оказывают воздействие на объект с помощью финансовых или кредитных инструментов. Финансовые инструменты поддержки промышленности утрачивают свою востребованность в каждые кризисные циклы, что одновременно усиливает роль применения нефинансовых инструментов. Организационно-управленческие меры призваны либо упростить и облегчить взаимодействие промышленного предприятия с внешней средой, либо направить движение данной среды на достижение намеченных долгосрочных целей промышленного развития» [9].
В республике Хакасия до 2021 г. отсутствовал Фонд развития промышленности, деятельность которого направлена на «создание единой информационной среды, оказание консультационно-информационных услуг, организацию образовательных мероприятий, финансовую поддержку в виде займов субъектам для реализации проектов» [12]. Согласно отчету о деятельности фонда «в 2022 г. выдано 8 займов на сумму 133 млн рублей, 6 заявок по грантам на сумму 8 млн рублей. По сравнению с 2021 г. произошло увеличение суммы выданных займов в 10,77 раз в 2022 г.» [12].
С 2014 г. Фонд развития республики Хакасия осуществляет деятельность по «привлечению государственных (бюджетных) вложений (инвестиций), а также внебюджетных средств; развитию промышленности и организации новых производств; повышению инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» [13]. Согласно отчету о деятельности фонда для промышленных предприятий в 2022 г. реализовано и организовано:
- 2 инвестиционных проекта;
- содействие в разработке 2 бизнес-планов с учетом требований Фонда развития моногородов и Фонда развития промышленности;
- услуга по разработке 1 технического решения для реализации проекта в сфере повышения производительности труда ключевого производственного потока предприятия;
- участие на VII Восточном экономическом форуме-2022 и изготовление полиграфической продукции «Каталог промышленных предприятий Республики Хакасия»;
- участие на форуме «Импортозамещение» (г. Красноярск), направление презентационных материалов участников для более подробного рассмотрения со стороны крупного бизнеса Красноярского края;
- конкурс «Экспортер года» - мероприятие для экспортирующих компаний республики Хакасия;
- республиканский конкурс «Предприниматель Хакасии 2022»: «Экспортный потенциал», «Промышленник Хакасии».
Для детального изучения мер поддержки промышленной политики обратимся к данным информационной системы промышленности (ГИСП) - основной источник информации об инструментах государственной поддержки промышленности, используемых в стратегических документах [2].
В ГИСП на сегодняшний день представлено 246 активных мер поддержки для отраслей промышленности республики Хакасия, среди которых 235 мер федерального уровня, 11 мер регионального уровня:
- 82% - 201 мера финансовой поддержки, среди которых 163 меры – субсидии, финансирование в 2024 году предусмотрено для 61 меры.
- 8,4% - 21 мера регуляторной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;
- 3,2% - 8 мер консультационной (информационной) поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;
- 3,2% - 8 мер поддержки внешнеэкономической деятельности, финансирование в 2024 году не предусмотрено;
- 2,4% - 6 мер образовательной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;
- 0,8% - 2 меры имущественной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено.
Наибольшее количество мер характерно для финансово-кредитного типа, где преобладает субсидиарная поддержка. Информация об объеме бюджетных средств федерального и регионального уровня с 2020 по 2024 гг. в информационной системе ГИСП представлена в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1 - Объем федеральных бюджетных средств мер поддержки в республике Хакасия, 2020 – 2024 гг., (млн руб.)
Классификация мер поддержки
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
Субсидии
|
182305
|
223454
|
181394
|
78822
|
28407
|
Возмещение затрат
|
-
|
4 995
|
6 495
|
65
|
-
|
Государственная поддержка
(Корпоративная программа повышения конкурентоспособности) |
-
|
5 708
|
-
|
-
|
-
|
Государственная поддержка
(Транспортировка промышленных товаров) |
13000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Грантовая поддержка
|
-
|
-
|
-
|
900
|
-
|
Межбюджетные трансферты
|
1191
|
89
|
-
|
-
|
-
|
Промышленная ипотека
|
-
|
-
|
-
|
286
|
-
|
Стипендии работникам организаций
оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации
|
240
|
200
|
-
|
-
|
-
|
Таблица 2 - Объем региональных бюджетных средств мер поддержки в республике Хакасия, 2020 – 2024 гг., (млн руб.)
Классификация мер поддержки
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
Субсидии
|
-
|
-
|
974
|
-
|
-
|
Возмещение затрат
|
19
|
-
|
-
|
40
|
-
|
Грантовая поддержка
|
-
|
-
|
99
|
-
|
-
|
Инвестиционные займы
|
-
|
50
|
-
|
-
|
-
|
Льготные займы
|
-
|
-
|
276
|
142
|
-
|
Объем бюджетных средств на поддержку отраслей промышленности федерального уровня составляет: в 2020 г. – 196736 млн руб., в 2021 г. – 234446 млн руб., в 2022 г. – 187889 млн руб., в 2023 г. – 80073 млн руб., в 2024 г. – 28407 млн руб. Наибольшее количество бюджетных средств определено для субсидий в 2021 году с последующим сокращением средств.
Объем бюджетных средств регионального уровня составляет: в 2020 г. – 19 млн руб., в 2021 г. – 50 млн руб., в 2022 г. – 1349 млн руб., в 2023 г. – 182 млн руб., в 2024 г. – данные не представлены. Наибольшее количество бюджетных средств в республике Хакасия определено в 2022 г. Меры поддержки располагаются в следующем порядке (по убывающему признаку): субсидии, льготные займы, грантовая поддержка, инвестиционные займы и возмещение затрат.
Таким образом, система государственной поддержки отраслей промышленности в республике Хакасия характеризуется несбалансированностью, а именно преобладанием финансово-кредитных мер поддержки над организационно-управленческими мерами, где в количественном и финансовом выражении лидируют меры субсидиарной поддержки.
Заключение
Инструменты и механизмы реализации промышленной политики, представленные в стратегических документах, представляют собой синтез экономических и организационных средств. Их главной задачей является содействие разработке и производству новых видов продукции, а также решение задач по необходимому взаимодействию различных отраслей производства, технологических комплексов и отдельных предприятий для равномерного развития промышленного сектора в целом.
Проведенный в исследовании анализ полученных результатов показал, что государственная программа республики Хакасия имеет ряд недочетов, связанные с формированием цели и задач развития, планируемыми мероприятиями и ожидаемыми результатами. Качество и степень проработанности стратегических документов развития влияет на достижение установленной цели в рамках субъекта. Поэтому особое внимание необходимо уделять разработке программ развития в данной сфере.
Основными механизмами реализации промышленной политики являются: разработка и реализация стратегических документов в сфере развития промышленности с учетом особенностей развития территории; оказание различных мер поддержки субъектам промышленности, соблюдая баланс между финансово-кредитными и организационно-управленческими мерами государственной поддержки.
Источники:
2. Государственная информационная система промышленности. Официальный сайт ГИСП. [Электронный ресурс]. URL: gisp.gov.ru (дата обращения: 10.04.2024).
3. Медведь А.А. Институты в качестве факторов инвестиционного процесса в экономике Российской Федерации. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 114 c.
4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Официальный сайт Миинпромторг РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/regions/about/ (дата обращения: 10.04.2024).
5. Романова О.А., Пономарева А.О. Промышленная политика: новые реалии, проблемы формирования и реализации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 2. – c. 25-40. – doi: 10.15838/esc.2020.2.68.2.
6. Сидорова Е.А. Промышленная политика и её финансирование в ЕС // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. – 2018. – № 6. – c. 119-124. – doi: 10.15211/vestnikieran620186.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года: [утверждена законом Республики Хакасия от 12 февраля 2020 года № 01-ЗРХ]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).
8. Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. № 129-р]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).
9. Толкачев С.А., Бржезинский В.Г. Инструменты государственной поддержки промышленности сквозь призму институционального подхода // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2018. – № 1. – c. 97-106. – doi: 10.26794/2226-7867-2018-7-1-97-106.
10. Толкачев С.А., Комолов О.О. Государственная политика поддержки обрабатывающих отраслей промышленности России в условиях международных санкций // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – № 6. – c. 72-81. – doi: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-72-81.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
12. Фонд развития промышленности Республики Хакасия. Frprh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://frprh.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).
13. Фонд развития Республики Хакасия. Мой Бизнес. Хакасия. [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес19.рф/development-fund/tseli-i-zadachi-fonda (дата обращения: 10.04.2024).
14. Харченко К.В. Логико-содержательный анализ как алгоритм оценки муниципальных целевых программ // Муниципальная власть. – 2008. – № 5. – c. 50-54.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:29:38