Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма как фактор обеспечения экономической безопасности экономики и общества

Чувилкин Н.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Чувилкин Н.А. Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма как фактор обеспечения экономической безопасности экономики и общества // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113487.

Аннотация:
Субъекты финансово-кредитной системы органично интегрированы в единый механизм управления всей системой хозяйствования, а также обеспечения функционирования других социально-экономических систем, что обуславливает роль обеспечения экономической безопасности субъектов системы и их взаимоотношений с учетом требований «противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ). С учетом влияния экономических кризисов и негативных факторов на устойчивость финансово-кредитной системы показана роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка, а также экономической безопасности экономики и общества

Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическая система, отмывание денег, финансирование терроризма, финансово-кредитная система, кризис

JEL-классификация: F51, F52, H56, G01



Введение. Экономисты рассматривают экономическую безопасность как сложную многогранную категорию, которая отражает систему экономических отношений, формирующихся в результате достижения целей функционирования в процессе хозяйственно-финансовой деятельности отдельных частей системы. Достижение стабильности и устойчивого функционирования частей системы обуславливает выбор мер, которые создают условия обеспечения экономической безопасности субъектов финансово-кредитной системы и их отношений.

Финансово-кредитная система, находясь в единстве с внешней средой, является составным органическим элементом системы более высокого порядка: финансовой, экономической и социальной систем государства. Финансово-кредитная система обеспечивает стабильность производственной, экономической, финансовой, социальной сфер государства и отражает экономические отношения и связи в обществе. Это означает, что стабильность экономической обстановки в стране во многом зависит от функционирования финансово-кредитной системы. Актуальность исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность с учетом требований ПОД/ФТ выступает гарантом безопасной и экономически эффективной деятельности организаций, поскольку вовлечение субъектов финансово-кредитной системы в противозаконную деятельность порождают вероятность исходов реализации рисковых событий, таких как финансовые убытки, снижение деловой репутации, конкурентоспособности, ликвидности организации, потери доли на рынке, партнеров и клиентов.

Цель исследования: показать роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной системы.

Задачи исследования:

- показать рост субъектного состава финансово-кредитной системы, совокупности финансово-кредитных отношений субъектов, и определить роль субъектов в обеспечении функционирования других социально-экономических систем;

- выявить влияние негативных факторов на экономическую безопасность субъектов финансово-кредитной системы;

- обосновать роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка.

Объектом исследования является кредитно-финансовая сфера Российской Федерации, предметом – система ПОД/ФТ.

Научная новизна заключается в уточнении субъектного состава финансово-кредитной системы и совокупности финансово-кредитных отношений, в обосновании роли системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы синтеза, системного анализа, индукции, дедукции. В процессе написания статьи автором использован анализ данных Банка России, Росстата, рейтинговых агентств.

Основная часть. В научных источниках существуют разные подходы к рассмотрению понятия финансово-кредитной системы, поскольку в научной среде отсутствует единый подход по вопросам структурных элементов финансово-кредитной системы. Тем не менее, в широком смысле, финансово-кредитная система представляет собой комплекс элементов, рассматриваемых как единое целое – «кредитных и не кредитных организаций, инфраструктуры рассматриваемых организаций, финансово-кредитного законодательства и финансово-кредитного рынка, состоящих в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой» [30].

Традиционным является подход, рассматривающий двухуровневую модель финансово-кредитной системы. Определим первый уровень, состоящий из контрольно-надзорных органов, второй уровень – из организаций, реализующих финансово-кредитные отношения, что отражено в таблице 1.

Таблица 1.Двухуровневая модель финансово-кредитной системы РФ

Уровень системыЭлементы финансово-кредитной системы
12
Макроуровень (верхний уровень)Контрольно-надзорные органы: Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Пробирная палата, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор
Микроуровень(нижний уровень)Кредитные организации Не кредитные финансовые организации
Источник: составлено автором.

Организации микроуровня, как основные субъекты по аккумулированию и перераспределению денежных средств, становятся участниками потенциальных незаконных схем отмывания преступных доходов. В целях предупреждения, выявления и пресечения действий, которые имеют цель отмывание денег и финансирование терроризма (ОД/ФТ), взаимоотношения сторон, которые осуществляют операции с денежными средствами и иным имуществом, регулирует Федеральный закон № 115-ФЗ [1]. Сфера применения данного закона, а также «субъектный состав организаций и других сторон, которые реализуют операции с денежными средствами и иным имуществом» [24], «отражает увеличение субъектов процесса ОД/ФТ и многообразие операций, в которые включены не только банковские операции, но и операции между организациями, юридическими и физическим лицами не только с денежными средствами, но движимым и недвижимым имуществом, а также с денежными цифровыми активами» [21]. Такой рост участников и видов операций свидетельствует о росте и многообразии противоправных схем по легализации доходов. Субъектный состав финансово-кредитных отношений, а также некоторые виды операций, реализуемых в процессе таких отношений, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Субъектный состав финансово-кредитных отношений

Субъектный состав
Операции в процессе реализации финансово-кредитных отношений
1
2
Кредитные организации
банковские,
небанковские.
операции с денежными средствами по банковским операциям,
покупка-продажа валюты,
кредитование физических и юридических лиц,
операции с денежными средствами с использованием банковских счетов.
Не кредитные финансовые организации
Фонды
не государственные пенсионные.
пенсионные накопления и выплаты.
Организации
микро-финансовые,
федеральной почтовой связи,
страховые,
осуществляющие операции с драгоценными металлами, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,
организаторы азартных игр,
оказывающие услуги по купле/продаже недвижимого имущества.
выплата страховых возмещений,
получение/ предоставление микро-займов,
купля-продажа, скупка драгоценных металлов,
получение, передача, выплата денежных средств физлицам при участии в азартных играх,
операции при сделках с недвижимостью.
Операторы
по приему платежей,
инвестиционных платформ,
связи, лотерей, финансовых платформ, информационных систем и обмена цифровых информационных активов.
с цифровыми денежными активами,
оплата услуг связи, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее.
Участники
профессиональный рынок ценных бумаг.
Приобретение /отчуждение ценных бумаг.
Ломбарды
Ломбарды.
купля-продажа движимого имущества.
Компании
Лизинговые, управляющие инвестиционных и паевых инвестиционных фондов,
Управляющие негосударственных пенсионных фондов.
предоставление имущества по договору лизинга.
Кооперативы
кредитные потребительские (сельскохозяйственные).
предоставление/ получение займов.
Общества
общества взаимного страхования.
получение/предоставление займов.
Иные лица
Лица, реализующие предпринимательскую деятельность в области оказания бухгалтерских или юридических услуг
нотариусы, адвокаты, аудиторы,
подготовка и/или реализация сделок от имени и по поручению с денежными средствами или иным имуществом,
купля/продажа организаций,
основание организаций.
Юридические и физические лица
потребители услуг кредитных и не кредитных финансовых организаций, в том числе заемщики финансовых средств
операции, реализуемые кредитными и не кредитными финансовыми организациями
Источник: составлено автором на по материалам Федерального закона ФЗ-115 [1].

Все указанные выше операции сопряжены с перемещением денежных средств, то есть с их распределением, а также образованием у одного из субъектов доходов и накоплений, и образуют совокупность финансово-кредитных отношений субъектов рынка.

Финансово-кредитная система, как совокупность субъектов и финансово-кредитных отношений субъектов рынка, с позиции системного подхода, представляет собой ключевую подсистему социально-экономической системы государства, чьей целью является реализация эффективных процессов накопления и распределения денежных средств разного рода экономическими субъектами. Результатом взаимоотношений между элементами системы является финансовое обеспечение более широкого общественного воспроизводства в экономике страны. Таким образом, в системе финансово-кредитных отношений формируется среда для создания, накопления и перераспределения капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.

Рассмотрим количественный состав субъектов финансово-кредитных отношений, отраженный в таблице 3.

Таблица 3.

Количественный состав субъектов финансово-кредитных отношений

Субъекты
Количество участников на указанную дату, шт.
01.01.17
01.01.18
01.01.19
01.01.20
01.01.20
1
2
3
4
5
6
Кредитные организации
623
561
484
442
406
Субъекты страхового дела
364
309
275
255
232
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
681
614
537
484
466
Субъекты рынка коллективных инвестиций (НПФ, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании
449
405
363
344
388
Паевые инвестиционные фонды
1553
1497
1440
1531
1631
Микро-финансовые организации
2588
2 271
2 002
1774
1385
Жилищные накопительные кооперативы
69
63
59
50
43
Кредитные потребительские кооперативы
3059
2 666
2 285
2 058
1 971
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
1470
1 242
1 042
863
748
Ломбарды
7415
5 782
4 617
3 599
3 167
Операторы платежных систем
33
30
34
30
20
Операторы финансовых платформ
-
-
-
-
3
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29].

Как видим, разнообразие и количество субъектов финансово-кредитных отношений и операций, реализуемых в процессе данных отношений, говорит о масштабности финансово-кредитного обеспечения общественного воспроизводства в масштабах страны, о распространении этих отношений во все сферы хозяйствования. Сложная и многоканальная система финансово-кредитных отношений пронизывает весь экономический организм общества.

С позиции системного подхода финансово-кредитная система носит устойчивый характер и обладает наличием сформированных взаимосвязей, что обусловлено большинством финансово-кредитных операций, осуществлением межбанковских расчетов, взаимодействием с рыночными институтами и организациями, юридическими и физическими лицами. В то же время следует учитывать нарастание общей нестабильности и изменчивости в финансово-кредитной системе, вызванными финансово-экономическими кризисами, состоянием экономической ситуации в стране, влиянием мировых рынков, «санкциями со стороны других государств, что отражается на экономической ситуации в стране» [14].

В частности, негативные влияния кризиса 2014 года проявились в многочисленных отрицательных тенденциях: резких колебаниях инфляционных процессов, росте уровня бедности, ослаблении национальной валюты по отношению к иностранным валютам, нестабильной экономической ситуации, повышении стоимости кредитов в национальной валюте, снижении реальных располагаемых доходов населения, что, в свой очередь, отрицательно повлияло на функционирование экономических систем и подвело государство к критической оценке уровня безопасности [3; 5; 6, с. 38; 16, с. 35].

­Аналогичное влияние на экономику не только России, но и всего мира оказал кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19: экономическая активность ослабла, а неустойчивость на финансовых рынках и «изменчивость цен на базовые сырьевые продукты способствовало росту показателя финансового стресса» [15]. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство АКРА рассчитывает индекс финансового стресса ACRA FSI на основе как экономических (курс валют, инфляция, цены на сырье и т. д.), так и финансовых (индексы фондового рынка, ставки денежного рынка, ставки по корпоративным облигациям и др.) показателей, призванный оценить приближение отечественной финансовой системы к ситуации кризиса. Как показывает рисунок 1, увеличение роста уровня финансового стресса в 2020 году близок к уровню 2015 года.

Рисунок 1. Динамика индекса финансового стресса

Источник: составлено автором на основе данных АКРА [8].

Высокая зависимость системы от внешних источников инвестирования, высокий уровень волатильности и иные функционально-структурные характеристики влекут за собой повышение уровня финансового стресса и подверженность финансово-кредитной сферы внешним шокам: снижению темпов роста мировых экономических процессов, снижению ликвидности мировых финансовых рынков, падению цен на ресурсы и др., финансовым кризисам, бегству внешних капиталов, санкционным ограничениям и т.д.

Масштаб­ный отток капитала отразился на динамике показателей фондового рынка. Введение небывалых по масштабам противоэпидемиче­ских мер в Российской Федерации, равным образом, как и в иных государствах, привело к сокращению экономической ак­тивности, снижению доходов населения и т.д. Объем внутреннего валового продукта (ВВП) уменьшился на 3,0% после увеличения на 2,0% годом ранее. Сниже­ние добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых внесло основной вклад в сокращение ВВП в 2020 году. Значительно (на 9,4%) снизилась добыча угля, что обусловлено уменьшением спроса на сырье со стороны Китая уже в I квартале 2020 года. Процент добычи полезных ископаемых в составе валовой добавленной стоимости в 2020 году уменьшилась до 9,8% (в 2019 году – 12,9%) [29].

В результате сжатия экономической активности увеличился уровень безработицы – с предельного минимума 4,6% в 2019 году до 5,8%, годовая инфляция в 2020 году составила 4,9% (в 2019 году – 3,0%), что демонстрируют рисунки 2, 3.



Рисунок 2. Динамика уровня безработицы
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29].
Рисунок 3. Динамика уровня инфляции
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29].
В 2020 году население, как и прежде поддерживало интерес в увеличении сбережений в российских рублях: за год депозиты в национальной валюте повысились на 7,0%, а депозиты в долларовом выражении снизились на 4,6%. Организации увеличивали валютные депозиты активными темпами: валютные депозиты в долларовом эквиваленте за 2020 год выросли на 19,3%, в то время как рублевые депозиты – на 14,1%. Активы кредитных организаций (без учета валютной переоценки) в 2020 году увеличились на 12,5% (в 2019 году – на 5,9%), до 103,8 трлн. рублей, что видно на рисунке 4.

«В условиях пандемии коронавирусной инфекции субъекты финансово-кредитной системы оказали значительную поддержку экономике» [12; 18], предоставив кредитные ресурсы тогда, когда она больше всего в этом нуждалась.



Рисунок 4. Активы кредитных организаций
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29].
Рисунок 5.Динамика кредитования
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29].
Портфель розничных кредитов за 2020 год вырос на 13,5% (за 2019 год – на 18,6%), до 20 трлн рублей (19,3% активов сектора), показано на рисунке 5. Основным драйвером ро­ста розничного кредитования были ипотечные жилищные кредиты в значитель­ной степени за счет действующих государственных программ.

Кризисные явления коснулись всех сфер экономики, при этом в различной степени, с учетом продолжительности действия. Но финансово-кредитная система оказалась более устойчива за счет повышения капитализации и регуляторных ограничений.

«Стремительный рост цифровизации в финансово-кредитном секторе, в том числе расширение и усложнение перечня цифровых услуг, предоставляемых дистанционно, перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим работы сделали чрезвычайно важными проблемы по обеспечению экономической безопасности и повышению киберустойчивости» [23], поскольку возрасло число угроз со стороны киберпреступлений.

Нарастание нестабильности порождает сложность решения задач по обеспечению защищенности финансово-кредитной системы от влияния негативных факторов, что обуславливает роль «обеспечения экономической безопасности системы» [32].

Таким образом, активно формирующиеся финансово-экономические кризисы, дестабилизация мировых экономик, негативные факторы внешней среды обуславливают рост важности обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной сферы, побуждая субъектов финансово-кредитной системы к переосмыслению вопросов в обеспечении экономической безопасности.

Стабильность финансово-кредитной системы влияет на способность аккумулировать финансовые активы и гарантировать доступ к данным активам всего населения. Соответственно финансово-кредитные отношения, выполняя роль посредничества, стимулируют инвестиционный процесс, аккумулируя сбережения для инвестиций, и обеспечивают эффективное использование данных средств, вовлекая инновационный потенциал. Что оказывает влияние на такие движущие силы как увеличение эффективности перераспределения ресурсов, повышение производительности, увеличение долгосрочных инвестиций компаний, повышение ликвидности и пр. Что повышает роль финансово-кредитной системы в социально-экономическом развитии России и повышает актуальность обеспечения экономической безопасности отношений субъектов, реализуемых в финансово-кредитной сфере. Поскольку, с позиции системного подхода, нарушение взаимосвязей и взаимоотношений элементов системы приведет к нестабильности всей финансово-кредитной системы.

«Экономическая безопасность финансово-кредитной системы, как среды по эффективному аккумулированию и перераспределению финансовых ресурсов, обуславливает достижение целей развития экономики, комплексное эффективное увеличение благосостояния населения, качества жизни, достижение устойчивости социально-значимых показателей» [20].

Усиление влияний негативных факторов, кризисных явлений, неблагоприятные условия инвестиционного климата ведут к нестабильности в финансово-кредитной сфере, что влечет за собой увеличение масштаба теневых экономических отношений. Росстат оценил долю теневой экономики, которая отражена в таблице 4.

Таблица 4.

Объем теневой экономики в Российской Федерации


Год
Размер теневой экономики, в трлн. Рублей
Доля от ВВП, в %
1
2
3
2014
12,35
17,3
2015
23,4
28,1
2016
24,3
28,3
2017
18,9
20,4
2018
20,9
20
Источник: Федеральная служба государственной статистики [28].

Очевиден рост теневой экономики, начиная с 2014 года, и сохранение объема теневой экономики на достаточно высоком уровне.

«Теневые экономические отношения, в том числе и в финансово-кредитной сфере, ведут к искажению деловой активности» [19], негативно сказываются на развитии бизнеса, оказывают деструктивное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества. Деятельность теневого бизнеса углубляется во все процессы и отрасли экономики, в конечном итоге, дестабилизируя их изнутри [7]. Необходимость вопросов противодействия отрицательным последствиям теневой экономики, считая степень ее увеличивающегося воздействия на социально-экономические процессы, диктует применение более действенных методов противодействия, выработка которых должна обуславливаться не только осознанием причин, но и пониманием объемов, структуры и методов ее осуществления [4].

Финансово-кредитная система вовлечена в теневые экономические процессы в качестве инструмента в отмывании нелегальных доходов и финансирования терроризма. Это обусловлено тем, что финансово-кредитные отношения субъектов рынка, как финансовых посредников, складываются из значительного количества операций по перераспределению финансовых средств, которые становятся привлекательными для ОД/ФТ и способствуют перетоку финансов в нелегальный оборот [11].

Поэтому для субъектов финансово-кредитных отношений очень высок риск вовлечения в нелегальные операции с денежными средствами.

Мы полагаем, что основополагающим моментом обеспечения экономической безопасности не только финансово-кредитной системы, но и государства и общества, является системное противодействие угрозам на основе управления рисками. Риски в деятельности субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены, проявление одного риска влечет за собой проявление других рисков. Так, «реализация риска ОД/ФТ может повлечь финансовые, правовые риски, риски деловой репутации» [17] и др. Поэтому, управляя риском ОД/ФТ, нивелируются проявления системно-рыночных рисков.

Таким образом, «важным вопросом обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной системы представляются действия по предуп­реждению, выявлению и пресечению негативных факторов со стороны незаконных и других структур» [25], с целью управления риском вовлечения субъектов финансово-кредитной системы в нелегальные схемы отмывания преступных денежных средств.

«Особую роль в данном процессе играет система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как система снижения значительной доли противоправных угроз» [22]. Основу для риск-ориентированного подхода (РОП) к применению мер по ПОД/ФТ закладывает оценка рисков ОД/ФТ.

В соответствии с рекомендациями ФАТФ, «РОП принимается как «принципиальная основа» системы ПОД/ФТ государства. РОП в области ПОД/ФТ подразумевает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения будут выявлять, оценивать и осознавать риски ОД/ФТ, которым они подвержены, и принимать меры по ПОД/ФТ, соразмерные таким рискам, для их эффективного снижения» [27]. Такого рода толкование сущности РОП предусматривает не только исследование зон функциональной деятельности, но и принимает во внимание создание механизмов координирования всей совокупности мер и ресурсов, включая принятие мер по минимизации потенциальных рисков, и трактуется как понимание риск-ориентированного подхода [13].

Реализация данного подхода в системе ПОД/ФТ предполагает выявление сфер, в которых возможность ОД/ФТ достаточно велика. Этими областями риска, которые в максимальной степени подвержены воздействиям угроз, являются финансово-кредитные отношения субъектов рынка.

«Построение системы ПОД/ФТ как фактора экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка значительно облегчает выполнение многих задач в обеспечении безопасности» [9], связанных с обнаружением и противодействием угрозам безопасности, позволяя выявлять источники опасности в начальной стадии, не давая им распространиться. Результаты по выявлению угроз применяются для обоснованности, выбора и исполнения процедур по защите, соизмеримым угрозам экономической безопасности финансово-кредитной системы.

«Выявление и оценка рисков являются основой для гибкого подхода к определению мер для уменьшения рисков с учетом особого характера, уровня и видов соответствующих рисков» [10], а в случае систематичности и масштабности угроз выстроенная система ПОД/ФТ поможет максимально точно определить возможные последствия, ликвидировать их, предотвратить возникновение рисковых ситуаций в дальнейшем. Таким образом, система ПОД/ФТ в обеспечении экономической безопасности обеспечивает тот самый механизм системного противодействия угрозам на основе управления риском ОД/ФТ.

Именно на микроуровне участники системы противодействия рискам финансово-кредитных отношений субъектов рынка предпринимают значительные меры по своевременному выявлению и предупреждению различных противоправных действий, направленных на отмывание нелегальных доходов, в частности, выстраивают системы ПОД/ФТ, как подсистемы экономической безопасности кредитно-финансовых отношений субъектов рынка.

Субъекты финансово-кредитной системы каждый в отдельности выстраивают систему ПОД/ФТ, как фактор обеспечения экономической безопасности, но этого недостаточно, поскольку возрастает роль обеспечения безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка, как установившихся взаимосвязей между частями финансово-кредитной системы, обеспечение экономический безопасности таких взаимосвязей обеспечивается системой ПОД/ФТ. Поскольку именно финансово-кредитные отношения субъектов рынка обеспечивают область производства материальных благ необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного течения расширенного воспроизводства, возрастает роль создания эффективной системы ПОД/ФТ, включающей в себя систему противодействия рискам в сфере финансово-кредитных отношений субъектов рынка и выступает фактором обеспечения экономической безопасности кредитно-финансовой системы, что является условием нормального функционирования экономики страны и обеспечивает безопасность государства и общества.

В этом контексте «экономическая безопасность финансово-кредитных отношений субъектов рынка является существенным показателем состояния экономической и социальной систем государства» [31], уровня регуляции финансовых потоков и нормализации расчетных отношений, развития финансово-кредитного рынка, степени защищенности интересов субъектов финансово-кредитных отношений, гарантия требуемых условий для повышения инвестиционной деятельности.

Все субъекты финансово-кредитных отношений тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и взаимодействуют с налоговыми и бюджетными системами, политикой цен и доходов, системой ценообразования, с условиями внешне­экономического функционирования. Их деятельность связана с производством, потреблением и обращением нематериальных и материальных благ, и свободного предпринимательства, что обуславливает необходимость государственного регулирования их деятельности, наличием особого института в виде контрольно-надзорных органов. Таким регулятором является Центробанк РФ, кроме этого, роль контрольно-надзорных органов исполняют Роскомнадзор, Пробирная палата, Федеральная налоговая служба.

На макроуровне в управлении процессом обеспечения экономической безопасности в системе противодействия рискам финансово-кредитных отношений субъектов рынка с учетом требований ПОД/ФТ первостепенную роль играет Центробанк РФ, который служит основным субъектом государственного регулирования функционирования финансово-кредитных организаций и следит за соблюдением и исполнением требований законодательства в области ПОД/ФТ, а также адаптирует эти требования для субъектов финансово-кредитных отношений.

В кругу основополагающих задач, реализуемых на настоящий момент Банком России в сфере ПОД/ФТ, возможно указать нижеследующие:

- развитие механизмов исполнения субъектами финансово-кредитных отношений требований законодательства в области ПОД/ФТ, и, прежде всего, мер, которые направлены на превентивное реагирование;

- масштабное применение РОП в области ПОД/ФТ в целях оздоровления финансовой отрасли, обеспечения ее прозрачности;

- внедрение механизмов ПОД/ФТ в субъектах финансово-кредитных отношений, а кроме того, повышение результативности и координации надзора за деятельностью не кредитных и кредитных организаций для снижения рисков, которые сопряжены с перетеканием нелегальных финансовых потоков из области кредитных финансовых организаций в область не кредитных финансовых организаций;

- реализация мониторинга деятельности субъектов финансово-кредитных отношений, контроль исполнения установлен­ных нормативов финансово-кредитной деятельности, содействие организации и внедрению «автоматизированных информационных систем» [2].

Как видим, механизм обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка интегрирован с механизмом государственного регулирования экономической безопасности, связанной с механизмом обеспечения экономической безопасности субъектов и сложной системы финансово-кредитных отношений субъектов рынка с созданием условий для построения системы ПОД/ФТ как в каждом отдельно взятом субъекте, так и для финансово-кредитной системы в целом. Риск ОД/ФТ возникает именно в процессе финансово-кредитных отношений, поэтому система ПОД/ФТ рассматривается с позиции обеспечения экономической безопасности именно отношений.

Заключение

Многообразие субъектов финансово-кредитной системы и совокупность взаимосвязей данных субъектов с другими социально-экономическими системами образуют сложную систему финансово-кредитных отношений. Финансово-кредитные отношения, обеспечивая все сферы хозяйствования денежными средствами, в наибольшей степени подвержены дестабилизирующим факторам, а также вовлечению в процессы легализации преступных доходов, что приводит к возрастанию роли обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений с учетом требований ПОД/ФТ, что показал проведенный анализ. «Обеспечение экономической безопасности финансово-кредитных отношений играет высокую роль в экономической безопасность государства и общества» [26], что требует от субъектов финансово-кредитных отношений переосмысления вопросов построения системы экономической безопасности с учетом требований ПОД/ФТ.


Источники:

1. Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 28.08.21).
2. Агапова Т.Н., Борисова Е.В., Бобошко Н.М. Применение информационных технологий в экономических исследованиях. - Москва: Издательство «Перо», 2021. – 97 c.
3. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – c. 6–13.
4. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Структура финансовых потоков в теневой экономике и основные способы их оценки // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 5. – c. 6–15.
5. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Эффективность управления сложной многоуровневой организацией как качество ее экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 5(53). – c. 17-22.
6. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Национальная и региональная экономическая безопасность России. / учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 363 c.
7. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. / учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 538 c.
8. АКРА. Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/1817 (дата обращения: 28.08.21).
9. Безденежных В.М. Повышение эффективности взаимодействия подразделений и служб по противодействию мошенничеству и обеспечению экономической безопасности организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 11 (107). – c. 45–52.
10. БКБН. Эффективное управление рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма // Базельский комитет по банковскому надзору. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/bcbs275.pdf (дата обращения: 28.08.21).
11. Глотов В.И., Немцов Ю.И. К вопросу вывода капиталов из экономики на современном этапе // Вестник РАЕН. – 2015. – № 6. – c. 29–33.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
13. Ермоловская О.Ю. Современные аспекты финансовой составляющей экономической безопасности на примере банка «ВТБ» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 381-400. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111741.
14. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. - Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2021. – 210 c.
15. Казанцев С.В., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Соколов М.М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - М.:, 2021. – 224 c.
16. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). / монография. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 239 c.
17. Каранина Е.В.,Абрамовская Г.А. Управление рисками финансовой безопасности организации // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2019. – c. 110–113.
18. Кийко М.Ю. Теневая экономика и тенденции развития // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 3(41). – c. 111- 121.
19. Кузнецова Е. И. Методы противодействия проведению теневых финансовых операций в кредитных организациях // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 2. – c. 266-270. – doi: 10.24411/2073-0454-2020-10110.
20. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность. / Учебник и практикум / 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 1 c.
21. Кузнецова Е. И. Критерии выявления и признаки сомнительных банковских операций // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: Сборник научных статей, Москва, 03 декабря 2020 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва, 2021. – c. 276-279.
22. Лебедева М. Е. Актуальные проблемы коммерческих банков при выполнении функций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 2. – c. 41-45.
23. Лев М. Ю. Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
24. Медведева М.Б., Крутяков В.С. Информационные технологии и конкурентоспособность банков // Банковские услуги. – 2019. – № 6. – c. 22-30.
25. Медведева М.Б. Мировая финансовая индустрия в условиях цифровизации // Банковские услуги. – 2020. – № 7-8. – c. 3-10. – doi: 10.36992/2075-1915_2020_7-8_3.
26. Старовойтов В.Г. Обеспечение устойчивого развития и экономической безопасности России и за рубежом // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития: III международный конгресс молодых ученых по проблемам устойчивого развития. Москва, 2017. – c. 112–118.
27. ФАТФ. Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода для банковского сектора. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/fatf/rukovodstvofatfropvbankovskomsektore.pdf (дата обращения: 28.08.21).
28. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 28.08.21).
29. Центральный Банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 28.08.21).
30. Isaeva E. A. Leshchenko J. G. Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets // Creative Economy. – 2019. – № 10. – p. 2045-2066. – doi: 10.18334/ce.13.10.40967.
31. Leshchenko Yu. G. Adaptive economic security policy Russian Federation in the process of integration to international financial and economic organizations // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 30 декабря 2020 года – Москва: Инфинити. Москва, 2020. – p. 23-27.
32. Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E. A. Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1 (109). – p. 21-34. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.

Страница обновлена: 13.09.2021 в 18:27:28