Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма как фактор обеспечения экономической безопасности экономики и общества
Чувилкин Н.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Цитировать:
Чувилкин Н.А. Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма как фактор обеспечения экономической безопасности экономики и общества // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – С. 1237-1258. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113487.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47146457
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Субъекты финансово-кредитной системы органично интегрированы в единый механизм управления всей системой хозяйствования, а также обеспечения функционирования других социально-экономических систем, что обуславливает роль обеспечения экономической безопасности субъектов системы и их взаимоотношений с учетом требований «противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ). С учетом влияния экономических кризисов и негативных факторов на устойчивость финансово-кредитной системы показана роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка, а также экономической безопасности экономики и общества
Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическая система, отмывание денег, финансирование терроризма, финансово-кредитная система, кризис
JEL-классификация: F51, F52, H56, G01
Введение. Экономисты рассматривают экономическую безопасность как сложную многогранную категорию, которая отражает систему экономических отношений, формирующихся в результате достижения целей функционирования в процессе хозяйственно-финансовой деятельности отдельных частей системы. Достижение стабильности и устойчивого функционирования частей системы обуславливает выбор мер, которые создают условия обеспечения экономической безопасности субъектов финансово-кредитной системы и их отношений.
Финансово-кредитная система, находясь в единстве с внешней средой, является составным органическим элементом системы более высокого порядка: финансовой, экономической и социальной систем государства. Финансово-кредитная система обеспечивает стабильность производственной, экономической, финансовой, социальной сфер государства и отражает экономические отношения и связи в обществе. Это означает, что стабильность экономической обстановки в стране во многом зависит от функционирования финансово-кредитной системы. Актуальность исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность с учетом требований ПОД/ФТ выступает гарантом безопасной и экономически эффективной деятельности организаций, поскольку вовлечение субъектов финансово-кредитной системы в противозаконную деятельность порождает вероятность исходов реализации рисковых событий, таких как финансовые убытки, снижение деловой репутации, конкурентоспособности, ликвидности организации, потери доли на рынке, партнеров и клиентов.Цель исследования: показать роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной системы.
Задачи исследования:
- показать рост субъектного состава финансово-кредитной системы, совокупности финансово-кредитных отношений субъектов и определить роль субъектов в обеспечении функционирования других социально-экономических систем;
- выявить влияние негативных факторов на экономическую безопасность субъектов финансово-кредитной системы;
- обосновать роль системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка.
Объектом исследования является кредитно-финансовая сфера Российской Федерации, предметом – система ПОД/ФТ.
Научная новизна заключается в уточнении субъектного состава финансово-кредитной системы и совокупности финансово-кредитных отношений, в обосновании роли системы ПОД/ФТ как фактора обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы синтеза, системного анализа, индукции, дедукции. В процессе написания статьи автором использован анализ данных Банка России, Росстата, рейтинговых агентств.
В научных источниках существуют разные подходы к рассмотрению понятия финансово-кредитной системы, поскольку в научной среде отсутствует единый подход по вопросам структурных элементов финансово-кредитной системы. Тем не менее в широком смысле финансово-кредитная система представляет собой комплекс элементов, рассматриваемых как единое целое – «кредитных и некредитных организаций, инфраструктуры рассматриваемых организаций, финансово-кредитного законодательства и финансово-кредитного рынка, состоящих в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой» [30] (Isaeva, Leshchenko, 2019).
Традиционным является подход, рассматривающий двухуровневую модель финансово-кредитной системы. Определим первый уровень, состоящий из контрольно-надзорных органов, второй уровень – из организаций, реализующих финансово-кредитные отношения, что отражено в таблице 1.
Таблица 1Двухуровневая модель финансово-кредитной системы РФ
Уровень системы | Элементы финансово-кредитной системы |
1 | 2 |
Макроуровень (верхний уровень) | Контрольно-надзорные органы: Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Пробирная палата, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор |
Микроуровень(нижний уровень) | Кредитные организации Некредитные финансовые организации |
Организации микроуровня как основные субъекты по аккумулированию и перераспределению денежных средств становятся участниками потенциальных незаконных схем отмывания преступных доходов. В целях предупреждения, выявления и пресечения действий, которые имеют цель отмывание денег и финансирование терроризма (ОД/ФТ), взаимоотношения сторон, которые осуществляют операции с денежными средствами и иным имуществом, регулирует Федеральный закон № 115-ФЗ [1]. Сфера применения данного закона, а также «субъектный состав организаций и других сторон, которые реализуют операции с денежными средствами и иным имуществом» [24] (Medvedeva, Krutyakov, 2019), «отражает увеличение субъектов процесса ОД/ФТ и многообразие операций, в которые включены не только банковские операции, но и операции между организациями, юридическими и физическим лицами не только с денежными средствами, но движимым и недвижимым имуществом, а также с денежными цифровыми активами» [21] (Kuznetsova, 2021). Такой рост участников и видов операций свидетельствует о росте и многообразии противоправных схем по легализации доходов. Субъектный состав финансово-кредитных отношений, а также некоторые виды операций, реализуемых в процессе таких отношений, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Субъектный состав финансово-кредитных отношений
Субъектный
состав
|
Операции
в процессе реализации финансово-кредитных отношений
| |
1
|
2
| |
Кредитные организации
|
Банковские,
небанковские |
Операции
с денежными средствами по банковским операциям,
покупка-продажа валюты, кредитование физических и юридических лиц, операции с денежными средствами с использованием банковских счетов |
Некредитные финансовые организации
| ||
Фонды
|
Негосударственные
пенсионные
|
Пенсионные
накопления и выплаты
|
Организации
|
Микрофинансовые,
федеральной почтовой связи, страховые, осуществляющие операции с драгоценными металлами, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, организаторы азартных игр, оказывающие услуги по купле/продаже недвижимого имущества |
Выплата
страховых возмещений,
получение/ предоставление микрозаймов, купля-продажа, скупка драгоценных металлов, получение, передача, выплата денежных средств физлицам при участии в азартных играх, операции при сделках с недвижимостью |
Операторы
|
По
приему платежей,
инвестиционных платформ, связи, лотерей, финансовых платформ, информационных систем и обмена цифровых информационных активов |
С
цифровыми денежными активами,
оплата услуг связи, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее |
Участники
|
Профессиональный
рынок ценных бумаг
|
Приобретение
/отчуждение ценных бумаг
|
Ломбарды
|
Ломбарды
|
Купля-продажа
движимого имущества
|
Компании
|
Лизинговые,
управляющие инвестиционных и паевых инвестиционных фондов,
Управляющие негосударственных пенсионных фондов |
Предоставление
имущества по договору лизинга
|
Кооперативы
|
Кредитные
потребительские (сельскохозяйственные)
|
Предоставление/получение
займов
|
Общества
|
Общества
взаимного страхования
|
Получение/предоставление
займов
|
Иные
лица
| ||
Лица, реализующие предпринимательскую
деятельность в области оказания бухгалтерских или юридических услуг
|
Нотариусы,
адвокаты, аудиторы
|
Подготовка
и/или реализация сделок от имени и по поручению с денежными средствами или
иным имуществом,
купля/продажа организаций, основание организаций |
Юридические и физические лица
|
Потребители услуг кредитных
и некредитных финансовых организаций, в том числе заемщики финансовых средств
|
Операции,
реализуемые кредитными и некредитными финансовыми
организациями
|
Все указанные выше операции сопряжены с перемещением денежных средств, то есть с их распределением, а также образованием у одного из субъектов доходов и накоплений, и образуют совокупность финансово-кредитных отношений субъектов рынка.
Финансово-кредитная система как совокупность субъектов и финансово-кредитных отношений субъектов рынка с позиции системного подхода представляет собой ключевую подсистему социально-экономической системы государства, чьей целью является реализация эффективных процессов накопления и распределения денежных средств разного рода экономическими субъектами. Результатом взаимоотношений между элементами системы является финансовое обеспечение более широкого общественного воспроизводства в экономике страны. Таким образом, в системе финансово-кредитных отношений формируется среда для создания, накопления и перераспределения капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.
Рассмотрим количественный состав субъектов финансово-кредитных отношений, отраженный в таблице 3.
Таблица 3
Количественный состав субъектов финансово-кредитных отношений
Субъекты
|
Количество
участников на указанную дату, шт.
| ||||
01.01.17
|
01.01.18
|
01.01.19
|
01.01.20
|
01.01.20
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Кредитные
организации
|
623
|
561
|
484
|
442
|
406
|
Субъекты
страхового дела
|
364
|
309
|
275
|
255
|
232
|
Профессиональные
участники рынка ценных бумаг
|
681
|
614
|
537
|
484
|
466
|
Субъекты
рынка коллективных инвестиций (НПФ, акционерные инвестиционные фонды,
управляющие компании
|
449
|
405
|
363
|
344
|
388
|
Паевые
инвестиционные фонды
|
1553
|
1497
|
1440
|
1531
|
1631
|
Микрофинансовые организации
|
2588
|
2
271
|
2
002
|
1774
|
1385
|
Жилищные
накопительные кооперативы
|
69
|
63
|
59
|
50
|
43
|
Кредитные
потребительские кооперативы
|
3059
|
2
666
|
2
285
|
2 058
|
1 971
|
Сельскохозяйственные
кредитные потребительские кооперативы
|
1470
|
1
242
|
1
042
|
863
|
748
|
Ломбарды
|
7415
|
5
782
|
4
617
|
3 599
|
3 167
|
Операторы
платежных систем
|
33
|
30
|
34
|
30
|
20
|
Операторы
финансовых платформ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Как видим, разнообразие и количество субъектов финансово-кредитных отношений и операций, реализуемых в процессе данных отношений, говорит о масштабности финансово-кредитного обеспечения общественного воспроизводства в масштабах страны, о распространении этих отношений во все сферы хозяйствования. Сложная и многоканальная система финансово-кредитных отношений пронизывает весь экономический организм общества.
С позиции системного подхода финансово-кредитная система носит устойчивый характер и обладает наличием сформированных взаимосвязей, что обусловлено большинством финансово-кредитных операций, осуществлением межбанковских расчетов, взаимодействием с рыночными институтами и организациями, юридическими и физическими лицами. В то же время следует учитывать нарастание общей нестабильности и изменчивости в финансово-кредитной системе, вызванных финансово-экономическими кризисами, состоянием экономической ситуации в стране, влиянием мировых рынков, «санкциями со стороны других государств, что отражается на экономической ситуации в стране» [14] (Kazantsev, 2021).
В частности, негативные влияния кризиса 2014 года проявились в многочисленных отрицательных тенденциях: резких колебаниях инфляционных процессов, росте уровня бедности, ослаблении национальной валюты по отношению к иностранным валютам, нестабильной экономической ситуации, повышении стоимости кредитов в национальной валюте, снижении реальных располагаемых доходов населения, что, в свою очередь, отрицательно повлияло на функционирование экономических систем и подвело государство к критической оценке уровня безопасности [3; 5; 6, с. 38; 16, с. 35] (Avdiyskiy, Bezdenezhnyh, 2016; Avdiyskiy, Bezdenezhnyh, 2019; Avdiyskiy, Dadalko, Sinyavskiy, 2019, р. 38; Karanina, 2015, р. 35).
Аналогичное влияние на экономику не только России, но и всего мира оказал кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19: экономическая активность ослабла, а неустойчивость на финансовых рынках и изменчивость цен на базовые сырьевые продукты способствовали росту показателя финансового стресса [15] (Kazantsev, Kolpakova, Lev, Sokolov, 2021). Аналитическое кредитное рейтинговое агентство АКРА рассчитывает индекс финансового стресса ACRA FSI на основе как экономических (курс валют, инфляция, цены на сырье и т. д.), так и финансовых (индексы фондового рынка, ставки денежного рынка, ставки по корпоративным облигациям и др.) показателей, призванный оценить приближение отечественной финансовой системы к ситуации кризиса. Как показывает рисунок 1, увеличение роста уровня финансового стресса в 2020 году близко к уровню 2015 года.
Рисунок 1. Динамика индекса финансового стресса
Источник: составлено автором на основе данных АКРА [8].
Высокая зависимость системы от внешних источников инвестирования, высокий уровень волатильности и иные функционально-структурные характеристики влекут за собой повышение уровня финансового стресса и подверженность финансово-кредитной сферы внешним шокам: снижению темпов роста мировых экономических процессов, снижению ликвидности мировых финансовых рынков, падению цен на ресурсы и др., финансовым кризисам, бегству внешних капиталов, санкционным ограничениям и т.д.
Масштабный отток капитала отразился на динамике показателей фондового рынка. Введение небывалых по масштабам противоэпидемических мер в Российской Федерации, равным образом, как и в иных государствах, привело к сокращению экономической активности, снижению доходов населения и т.д. Объем внутреннего валового продукта (ВВП) уменьшился на 3,0% после увеличения на 2,0% годом ранее. Снижение добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых внесло основной вклад в сокращение ВВП в 2020 году. Значительно (на 9,4%) снизилась добыча угля, что обусловлено уменьшением спроса на сырье со стороны Китая уже в I квартале 2020 года. Процент добычи полезных ископаемых в составе валовой добавленной стоимости в 2020 году уменьшился до 9,8% (в 2019 году – 12,9%) [29].
В результате сжатия экономической активности увеличился уровень безработицы – с предельного минимума 4,6% в 2019 году до 5,8%, годовая инфляция в 2020 году составила 4,9% (в 2019 году – 3,0%), что демонстрируют рисунки 2, 3.
|
|
Рисунок 2. Динамика уровня
безработицы
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29]. |
Рисунок 3. Динамика уровня
инфляции
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29]. |
«В условиях пандемии коронавирусной инфекции субъекты финансово-кредитной системы оказали значительную поддержку экономике» [12, 18] (Drobot, Makarov, 2021; Kiyko, 2014), предоставив кредитные ресурсы тогда, когда она больше всего в этом нуждалась.
|
|
Рисунок 4. Активы
кредитных организаций
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29]. |
Рисунок 5. Динамика
кредитования
Источник: составлено автором на основе данных Банка России [29]. |
Кризисные явления коснулись всех сфер экономики, при этом в различной степени, с учетом продолжительности действия. Но финансово-кредитная система оказалась более устойчива за счет повышения капитализации и регуляторных ограничений.
«Стремительный рост цифровизации в финансово-кредитном секторе, в том числе расширение и усложнение перечня цифровых услуг, предоставляемых дистанционно, перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим работы сделали чрезвычайно важными проблемы по обеспечению экономической безопасности и повышению киберустойчивости» [23] (Lev, Leshchenko, 2020), поскольку возросло число угроз со стороны киберпреступлений.
Нарастание нестабильности порождает сложность решения задач по обеспечению защищенности финансово-кредитной системы от влияния негативных факторов, что обуславливает роль «обеспечения экономической безопасности системы» [32] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, Perestoronina, 2021).
Таким образом, активно формирующиеся финансово-экономические кризисы, дестабилизация мировых экономик, негативные факторы внешней среды обуславливают рост важности обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной сферы, побуждая субъектов финансово-кредитной системы к переосмыслению вопросов в обеспечении экономической безопасности.
Стабильность финансово-кредитной системы влияет на способность аккумулировать финансовые активы и гарантировать доступ к данным активам всего населения. Соответственно, финансово-кредитные отношения, выполняя роль посредничества, стимулируют инвестиционный процесс, аккумулируя сбережения для инвестиций, и обеспечивают эффективное использование данных средств, вовлекая инновационный потенциал. Что оказывает влияние на такие движущие силы, как увеличение эффективности перераспределения ресурсов, повышение производительности, увеличение долгосрочных инвестиций компаний, повышение ликвидности и пр. Что повышает роль финансово-кредитной системы в социально-экономическом развитии России и повышает актуальность обеспечения экономической безопасности отношений субъектов, реализуемых в финансово-кредитной сфере. Поскольку, с позиции системного подхода, нарушение взаимосвязей и взаимоотношений элементов системы приведет к нестабильности всей финансово-кредитной системы.
Экономическая безопасность финансово-кредитной системы как среды по эффективному аккумулированию и перераспределению финансовых ресурсов обуславливает достижение целей развития экономики, комплексное эффективное увеличение благосостояния населения, качества жизни, достижение устойчивости социально-значимых показателей» [20] (Kuznetsova, 2020).
Усиление влияний негативных факторов, кризисных явлений, неблагоприятные условия инвестиционного климата ведут к нестабильности в финансово-кредитной сфере, что влечет за собой увеличение масштаба теневых экономических отношений. Росстат оценил долю теневой экономики, которая отражена в таблице 4.
Таблица 4
Объем теневой экономики в Российской Федерации
Год |
Размер теневой экономики, в трлн Рублей
|
Доля от ВВП, в %
|
1
|
2
|
3
|
2014
|
12,35
|
17,3
|
2015
|
23,4
|
28,1
|
2016
|
24,3
|
28,3
|
2017
|
18,9
|
20,4
|
2018
|
20,9
|
20
|
Очевиден рост теневой экономики начиная с 2014 года и сохранение объема теневой экономики на достаточно высоком уровне.
«Теневые экономические отношения, в том числе и в финансово-кредитной сфере, ведут к искажению деловой активности» [19] (Kuznetsova, 2020), негативно сказываются на развитии бизнеса, оказывают деструктивное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества. Деятельность теневого бизнеса углубляется во все процессы и отрасли экономики, в конечном итоге дестабилизируя их изнутри [7] (Avdiyskiy, Dadalko, Sinyavskiy, 2021). Необходимость вопросов противодействия отрицательным последствиям теневой экономики, считая степень ее увеличивающегося воздействия на социально-экономические процессы, диктует применение более действенных методов противодействия, выработка которых должна обуславливаться не только осознанием причин, но и пониманием объемов, структуры и методов ее осуществления [4] (Avdiyskiy, Bezdenezhnyh, 2018).
Финансово-кредитная система вовлечена в теневые экономические процессы в качестве инструмента в отмывании нелегальных доходов и финансирования терроризма. Это обусловлено тем, что финансово-кредитные отношения субъектов рынка как финансовых посредников складываются из значительного количества операций по перераспределению финансовых средств, которые становятся привлекательными для ОД/ФТ и способствуют перетоку финансов в нелегальный оборот [11] (Glotov, Nemtsov, 2015).
Поэтому для субъектов финансово-кредитных отношений очень высок риск вовлечения в нелегальные операции с денежными средствами.
Мы полагаем, что основополагающим моментом обеспечения экономической безопасности не только финансово-кредитной системы, но и государства и общества, является системное противодействие угрозам на основе управления рисками. Риски в деятельности субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены, проявление одного риска влечет за собой проявление других рисков. Так, «реализация риска ОД/ФТ может повлечь финансовые, правовые риски, риски деловой репутации» [17] (Karanina, Abramovskaya, 2019) и др. Поэтому, управляя риском ОД/ФТ, нивелируются проявления системно-рыночных рисков.
Таким образом, «важным вопросом обеспечения экономической безопасности финансово-кредитной системы представляются действия по предупреждению, выявлению и пресечению негативных факторов со стороны незаконных и других структур» [25] (Medvedeva, 2020) с целью управления риском вовлечения субъектов финансово-кредитной системы в нелегальные схемы отмывания преступных денежных средств.
«Особую роль в данном процессе играет система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как система снижения значительной доли противоправных угроз» [22] (Lebedeva, 2016). Основу для риск-ориентированного подхода (РОП) к применению мер по ПОД/ФТ закладывает оценка рисков ОД/ФТ.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ «РОП принимается как «принципиальная основа» системы ПОД/ФТ государства. РОП в области ПОД/ФТ подразумевает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения будут выявлять, оценивать и осознавать риски ОД/ФТ, которым они подвержены, и принимать меры по ПОД/ФТ, соразмерные таким рискам, для их эффективного снижения» [27]. Такого рода толкование сущности РОП предусматривает не только исследование зон функциональной деятельности, но и принимает во внимание создание механизмов координирования всей совокупности мер и ресурсов, включая принятие мер по минимизации потенциальных рисков, и трактуется как понимание риск-ориентированного подхода [13] (Ermolovskaya, 2021).
Реализация данного подхода в системе ПОД/ФТ предполагает выявление сфер, в которых возможность ОД/ФТ достаточно велика. Этими областями риска, которые в максимальной степени подвержены воздействиям угроз, являются финансово-кредитные отношения субъектов рынка.
«Построение системы ПОД/ФТ как фактора экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка значительно облегчает выполнение многих задач в обеспечении безопасности» [9] (Bezdenezhnyh, 2020), связанных с обнаружением и противодействием угрозам безопасности, позволяя выявлять источники опасности в начальной стадии, не давая им распространиться. Результаты по выявлению угроз применяются для обоснованности, выбора и исполнения процедур по защите, соизмеримым угрозам экономической безопасности финансово-кредитной системы.
«Выявление и оценка рисков являются основой для гибкого подхода к определению мер для уменьшения рисков с учетом особого характера, уровня и видов соответствующих рисков» [10], а в случае систематичности и масштабности угроз выстроенная система ПОД/ФТ поможет максимально точно определить возможные последствия, ликвидировать их, предотвратить возникновение рисковых ситуаций в дальнейшем. Таким образом, система ПОД/ФТ в обеспечении экономической безопасности обеспечивает тот самый механизм системного противодействия угрозам на основе управления риском ОД/ФТ.
Именно на микроуровне участники системы противодействия рискам финансово-кредитных отношений субъектов рынка предпринимают значительные меры по своевременному выявлению и предупреждению различных противоправных действий, направленных на отмывание нелегальных доходов, в частности, выстраивают системы ПОД/ФТ как подсистемы экономической безопасности кредитно-финансовых отношений субъектов рынка.
Субъекты финансово-кредитной системы каждый в отдельности выстраивают систему ПОД/ФТ как фактор обеспечения экономической безопасности, но этого недостаточно, поскольку возрастает роль обеспечения безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка как установившихся взаимосвязей между частями финансово-кредитной системы, обеспечение экономический безопасности таких взаимосвязей обеспечивается системой ПОД/ФТ. Поскольку именно финансово-кредитные отношения субъектов рынка обеспечивают область производства материальных благ необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного течения расширенного воспроизводства, возрастает роль создания эффективной системы ПОД/ФТ, включающей в себя систему противодействия рискам в сфере финансово-кредитных отношений субъектов рынка, и выступает фактором обеспечения экономической безопасности кредитно-финансовой системы, что является условием нормального функционирования экономики страны и обеспечивает безопасность государства и общества.
В этом контексте «экономическая безопасность финансово-кредитных отношений субъектов рынка является существенным показателем состояния экономической и социальной систем государства» [31] (Leshchenko, 2020), уровня регуляции финансовых потоков и нормализации расчетных отношений, развития финансово-кредитного рынка, степени защищенности интересов субъектов финансово-кредитных отношений, гарантии требуемых условий для повышения инвестиционной деятельности.
Все субъекты финансово-кредитных отношений тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и взаимодействуют с налоговыми и бюджетными системами, политикой цен и доходов, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономического функционирования. Их деятельность связана с производством, потреблением и обращением нематериальных и материальных благ и свободным предпринимательством, что обуславливает необходимость государственного регулирования их деятельности, наличием особого института в виде контрольно-надзорных органов. Таким регулятором является Центробанк РФ, кроме этого, роль контрольно-надзорных органов исполняют Роскомнадзор, Пробирная палата, Федеральная налоговая служба.
На макроуровне в управлении процессом обеспечения экономической безопасности в системе противодействия рискам финансово-кредитных отношений субъектов рынка с учетом требований ПОД/ФТ первостепенную роль играет Центробанк РФ, который служит основным субъектом государственного регулирования функционирования финансово-кредитных организаций и следит за соблюдением и исполнением требований законодательства в области ПОД/ФТ, а также адаптирует эти требования для субъектов финансово-кредитных отношений.
В кругу основополагающих задач, реализуемых на настоящий момент Банком России в сфере ПОД/ФТ, возможно указать нижеследующие:
- развитие механизмов исполнения субъектами финансово-кредитных отношений требований законодательства в области ПОД/ФТ и, прежде всего, мер, которые направлены на превентивное реагирование;
- масштабное применение РОП в области ПОД/ФТ в целях оздоровления финансовой отрасли, обеспечения ее прозрачности;
- внедрение механизмов ПОД/ФТ в субъектах финансово-кредитных отношений, а кроме того, повышение результативности и координации надзора за деятельностью некредитных и кредитных организаций для снижения рисков, которые сопряжены с перетеканием нелегальных финансовых потоков из области кредитных финансовых организаций в область некредитных финансовых организаций;
- реализация мониторинга деятельности субъектов финансово-кредитных отношений, контроль исполнения установленных нормативов финансово-кредитной деятельности, содействие организации и внедрению «автоматизированных информационных систем» [2] (Agapova, Borisova, Boboshko, 2021).
Как видим, механизм обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений субъектов рынка интегрирован с механизмом государственного регулирования экономической безопасности, связанной с механизмом обеспечения экономической безопасности субъектов и сложной системы финансово-кредитных отношений субъектов рынка с созданием условий для построения системы ПОД/ФТ как в каждом отдельно взятом субъекте, так и для финансово-кредитной системы в целом. Риск ОД/ФТ возникает именно в процессе финансово-кредитных отношений, поэтому система ПОД/ФТ рассматривается с позиции обеспечения экономической безопасности именно отношений.
Заключение
Многообразие субъектов финансово-кредитной системы и совокупность взаимосвязей данных субъектов с другими социально-экономическими системами образуют сложную систему финансово-кредитных отношений. Финансово-кредитные отношения, обеспечивая все сферы хозяйствования денежными средствами, в наибольшей степени подвержены дестабилизирующим факторам, а также вовлечению в процессы легализации преступных доходов, что приводит к возрастанию роли обеспечения экономической безопасности финансово-кредитных отношений с учетом требований ПОД/ФТ, что показал проведенный анализ. Обеспечение экономической безопасности финансово-кредитных отношений играет высокую роль в экономической безопасности государства и общества [26] (Starovoytov, 2017), что требует от субъектов финансово-кредитных отношений переосмысления вопросов построения системы экономической безопасности с учетом требований ПОД/ФТ.
Источники:
2. Агапова Т.Н., Борисова Е.В., Бобошко Н.М. Применение информационных технологий в экономических исследованиях. - Москва: Издательство «Перо», 2021. – 97 c.
3. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – c. 6–13.
4. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Структура финансовых потоков в теневой экономике и основные способы их оценки // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 5. – c. 6–15.
5. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Эффективность управления сложной многоуровневой организацией как качество ее экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 5(53). – c. 17-22.
6. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Национальная и региональная экономическая безопасность России. / учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 363 c.
7. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. / учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 538 c.
8. АКРА. Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/1817 (дата обращения: 28.08.21).
9. Безденежных В.М. Повышение эффективности взаимодействия подразделений и служб по противодействию мошенничеству и обеспечению экономической безопасности организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 11 (107). – c. 45–52.
10. БКБН. Эффективное управление рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма // Базельский комитет по банковскому надзору. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/bcbs275.pdf (дата обращения: 28.08.21).
11. Глотов В.И., Немцов Ю.И. К вопросу вывода капиталов из экономики на современном этапе // Вестник РАЕН. – 2015. – № 6. – c. 29–33.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
13. Ермоловская О.Ю. Современные аспекты финансовой составляющей экономической безопасности на примере банка «ВТБ» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 381-400. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111741.
14. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. - Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2021. – 210 c.
15. Казанцев С.В., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Соколов М.М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - М.:, 2021. – 224 c.
16. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). / монография. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 239 c.
17. Каранина Е.В.,Абрамовская Г.А. Управление рисками финансовой безопасности организации // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2019. – c. 110–113.
18. Кийко М.Ю. Теневая экономика и тенденции развития // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 3(41). – c. 111- 121.
19. Кузнецова Е. И. Методы противодействия проведению теневых финансовых операций в кредитных организациях // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 2. – c. 266-270. – doi: 10.24411/2073-0454-2020-10110.
20. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность. / Учебник и практикум / 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 1 c.
21. Кузнецова Е. И. Критерии выявления и признаки сомнительных банковских операций // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: Сборник научных статей, Москва, 03 декабря 2020 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва, 2021. – c. 276-279.
22. Лебедева М. Е. Актуальные проблемы коммерческих банков при выполнении функций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 2. – c. 41-45.
23. Лев М. Ю. Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
24. Медведева М.Б., Крутяков В.С. Информационные технологии и конкурентоспособность банков // Банковские услуги. – 2019. – № 6. – c. 22-30.
25. Медведева М.Б. Мировая финансовая индустрия в условиях цифровизации // Банковские услуги. – 2020. – № 7-8. – c. 3-10. – doi: 10.36992/2075-1915_2020_7-8_3.
26. Старовойтов В.Г. Обеспечение устойчивого развития и экономической безопасности России и за рубежом // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития: III международный конгресс молодых ученых по проблемам устойчивого развития. Москва, 2017. – c. 112–118.
27. ФАТФ. Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода для банковского сектора. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/fatf/rukovodstvofatfropvbankovskomsektore.pdf (дата обращения: 28.08.21).
28. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 28.08.21).
29. Центральный Банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 28.08.21).
30. Isaeva E. A. Leshchenko J. G. Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets // Creative Economy. – 2019. – № 10. – p. 2045-2066. – doi: 10.18334/ce.13.10.40967.
31. Leshchenko Yu. G. Adaptive economic security policy Russian Federation in the process of integration to international financial and economic organizations // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 30 декабря 2020 года – Москва: Инфинити. Москва, 2020. – p. 23-27.
32. Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E. A. Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1 (109). – p. 21-34. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 11:17:50