Процессный подход к управлению как инструмент интеграции деятельности организации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Среди российских предприятий все большую популярность приобретает процессноориентированное управление. Зачастую интерес к этому вызван желанием получить сертификацию Международной системы стандартов ISO 9000, которая требует использования процессного подхода как основы интеграции менеджмента организации.
Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, интеграция, процессный подход, процессоориентированное управление
Среди российских предприятий все большую популярность приобретает процессно-ориентированное управление. Зачастую интерес к этому вызван желанием получить сертификацию Международной системы стандартов ISO 9000, которая требует использования процессного подхода как основы интеграции менеджмента организации.
Процесс был исторически первым объектом управления в бизнесе. По мере развития менеджмента объект управления стал иметь все более структурированную иерархию, в которой процесс, предметы и масштабы связаны друг с другом [4].
Процессы бизнеса в настоящее время также имеют сложную структуру. Менеджмент, ориентированный на управление стохастическими процессами, оперирует вероятностным подходом к анализу, прогнозированию и планированию деятельности. Это типично, например, для управления инвестициями, кредитами, чрезвычайными ситуациями, сроками проектов в отличие от, например, научного, операционного или организационного менеджмента и др.
В конце 60-х – начале 70-х годов было обращено внимание на процессы, связанные с взаимодействиями различного уровня, что привело к развитию новых видов менеджмента, таких как:
‑ межфункциональное, межорганизационное и межотраслевое управление;
‑ управление партнерскими связями, проектным взаимодействием, отношениями с клиентами, взаимодействиями с органами государственной власти и др.
Довольно часто предмет, как объект управления, в своем состоянии связан с развитием процесса, а потому управление им становится неотъемлемой частью определенного вида менеджмента. Например, к таковым видам менеджмента можно отнести управление персоналом, рабочей силой, трудом, человеческими ресурсами, фокус-группой. В работе с так называемыми неодушевленными предметами имеется столь же жесткая взаимосвязь. Это относится, в частности, к работе с материальными ресурсами: материальному и интегральному менеджменту, логистике; управлению запасами, недвижимостью, фасилити-менеджменту и т.д. Аналогичная картина наблюдается и при работе с финансовыми ресурсами: доверительное управление, управление дебиторской задолженностью, денежными средствами, заработной платой, затратами, инвестиционным портфелем, оборотным капиталом, расходами, стоимостью проекта и др. Можно говорить о наличии связи процессов и с информационными ресурсами, а также с орудиями труда.
Нематериальные предметы, как объекты управления, часто бывают неотделимы от процессов, связанных с ними. Такими вопросами занимается менеджмент обнаружения и исправления ошибок, менеджмент времени, знаний и др.
Целый спектр объектов управления состоит из неотделимых друг от друга процессов, материальных и нематериальных предметов. Таковыми являются все социально-экономические системы, а, следовательно, организации, предприятия, объединения, государственными органы. Эти объекты рассматриваются в административном и инновационном менеджменте, государственном и корпоративном управлении, менеджменте организации, управлении экономикой и др.
Практика детализации объекта управления и влияния на развитие менеджмента разделения труда, целей, стиля и национально-культурных особенностей управления, актуализирует вопросы интеграции менеджмента в различных направлениях.
Понятие «интеграция» используется в нескольких областях знания, в каждой из которых его значение имеет определенную специфику [5]. В менеджменте интеграция рассматривается с различных сторон, например, как:
‑ объединение видов деятельности;
‑ комплексная реализация функций и управленческих взаимодействий;
‑ взаимодействие участников процесса товародвижения (в т.ч., продавца и покупателя);
‑ наличие общих инфокоммуникационных систем;
‑ построение организационных отношений (в т.ч., рационализация организации системы);
‑ процесс включения, вовлечения в деятельность новых элементов, сфер деятельности или отдельных функций.
Интеграция менеджмента, вызываемая углубляющейся профессиональной дифференциацией, требует исследования механизма данного процесса. Для этого необходимо понимать его внутреннее устройство, т.е. структуру, включающую:
‑ звенья механизма, а также процедуру их взаимодействия;
‑ систему объектов и субъектов, действия которых вызывают определенное состояние других элементов управления;
‑ совокупность состояний и процессов, из которых складывается деятельность системы управления организацией.
Именно дифференциация объектов управления и выявление деятельности, как основного интегратора менеджмента в организации заставило провести ревизию классического функционального (или структурного) подхода, который заключается в видении бизнеса, прежде всего, как механизма, состоящего из набора функций. Он требует разработки организационной системы управления компанией, закрепления за отдельными функциональными подразделениями обязанностей, полномочий и ответственности.
Многолетняя практика функционального подхода позволила накопить ряд очевидных выводов о его недостатках [2]. Например, в [1] отмечено, что функциональная ориентация приводит к отсутствию стимула в достижении конечного результата деятельности предприятия, к усложнению процесса обмена информацией между подразделениями, к отсутствию гибкости и адаптивности. Успешными попытками преодоления причин этих недостатков стало развитие матричных и проектных структур, которые позволили реализовать элементы будущего процессного подхода к управлению в рамках функциональной структуры организации.
Процессный подход к управлению игнорирует организационную структуру управления организацией со свойственным ей закреплением функций за отдельными структурами. При процессном подходе компания воспринимается руководителями и сотрудниками как деятельность, нацеленная на получение конечного результата. Появление первых публикаций [7] привело к бурному развитию этой темы и включению процессного подхода как обязательного принципа управления организацией по ИСО 9000:2000. Результатом стало то, что к 2000 году, по данным Fortune 1000, 90% наиболее успешных компаний завершили переход на процессное управление.
В связи с широким распространением культуры функционального мышления и альтернативностью по отношению к ней нового процессно-ориентированного мышления, довольно много публикаций посвящено разъяснению сути процессного подхода к управлению. В России большинство из них принадлежит специалистам по моделированию бизнес-процессов и инфокоммуникационным технологиям [3]. Это приводит к разрыву процессного подхода к управлению с теорией и практикой операционного менеджмента, который в мировой практике был теоретической основой развития процессного подхода.
Реинжиниринг и инжиниринг бизнес-процессов завершится совершенствованием бизнеса и повышением его эффективности только в случае перестройки системы управления, основанной на рассмотрении процессов как основы интеграции менеджмента организации.
Источники:
2. Питер Л.Дж. Принцип Питера, или почему дела всегда идут вкривь и вкось. – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. – М. : Стандарты и качество, 2006. – 408 с.
4. Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). ‑ № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.
5. Стерлигова А.Н. Интеграл управления: Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента // Российское предпринимательство. ‑ № 4 (1). – 2007. – С. 155-158.
6. Стерлигова А.Н. Анализ значения термина "интеграция" в контексте управления организацией // Логистика и управление цепями поставок. – 2005. - №6. – С. 70-79.
7. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:33