Макроэкономическое влияние на развитие региональной инфраструктурыкак основы экономического роста территории и промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современной тенденцией развития мировой экономики является регионализация, повышение роли территорий в хозяйственной жизни, расширении полномочий управленческих структур. Это обусловливает формирование стратегии развития регионов, в которой учитывается с одной стороны, специфика территориального воспроизводства, сочетание социально-экономических и природно-ресурсных составляющих, с другой – взаимодействие макроэкономических и локальных хозяйственных циклов.
Ключевые слова: экономическое развитие региона, стратегия развития региона, региональная инфраструктура
Современной тенденцией развития мировой экономики является регионализация, повышение роли территорий в хозяйственной жизни, расширении полномочий управленческих структур. Это обусловливает формирование стратегии развития регионов, в которой учитывается с одной стороны, специфика территориального воспроизводства, сочетание социально-экономических и природно-ресурсных составляющих, с другой — взаимодействие макроэкономических и локальных хозяйственных циклов.
Существенную роль в региональном развитии играет инфраструктура, которая выступает как результат общественного развития. На данном этапе научно-технический прогресс обеспечивает новый качественный уровень существования социума и доминирование определенных отраслей народного хозяйства. Ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением.
Возникновение инфраструктуры обусловлено развитием промышленности, которое стимулирует появление новых видов производств, обслуживающих и интегрирующих с ней отраслей, форм деятельности. Формирование современной парадигмы способствует высвобождению значительной части экономических ресурсов для предоставления и потребления услуг обществу, процессу интеграции материального и нематериального производства.
Интегрирующая роль региональной инфраструктуры
Региональная инфраструктура в целом представляет собой «…комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социоприродохозяйственной системы региона» [1]. По функциональной структуре она представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных разновидностей инфраструктуры, среди которых выделяются:— основные (производственная, социальная, институциональная);
— дополнительные (кредитно-финансовая, экологическая, информационная, инновационная, коммерческая).
Интегрирующая роль современной региональной инфраструктуры существенно усиливается в результате наличия пространственно-территориального признака. Это проявляется:
— в диверсификации отраслей социальной и производственной инфраструктуры;
— в увеличении количества элементов инфраструктуры, которые являются инвестиционно-привлекательными экономическими объектами (транспортные автомагистрали европейского уровня, современные средства связи и коммуникаций, программное обеспечение, объекты социальной инфраструктуры, направленные на воспроизводство человеческого капитала). Локально привязанные объекты инфраструктуры способны удовлетворять потребности экономических субъектов конкретной территории.
Территориальная асимметрия инфраструктуры отчетливо проявляется на внутрирайонном уровне, но незначительно — на межрайонном. Современная концепция инфраструктуры предусматривает нивелировку межрегиональных различий. Если по уровню развития производственной инфраструктуры между экономическими регионами, за небольшим исключением, особых различий нет, то в развитии социальной инфраструктуры есть существенные межрегиональные различия, преодоление которых становится одной из важнейших задач региональной политики.
Программа социально-экономического развития южных регионов
Интегральная оценка уровня экономического развития регионов Южного федерального округа (ЮФО) свидетельствует об их значительном отставании от среднероссийского уровня по ключевым социальным показателям, дифференциации экономического макропространства. Для достижения высокого уровня экономического роста ЮФО целесообразно обеспечение необходимой для реализации инвестиционных проектов инфраструктуры (автомобильные дороги, порты, аэропорты, системы водоснабжения и водоотведения, железные дороги, объекты энергетики и газоснабжения).Комплексная государственная поддержка по обеспечению экономического роста в депрессивных и проблемных субъектах федерации предполагает совершенствование программно-целевого механизма:
— по распределению налоговых доходов;
— по определению налоговой ставки в соответствии с финансовыми условиями территориального развития;
— по оказанию федеральной финансовой поддержки и др.
При разработке Федеральной целевой программы «Экономический рост регионов Юга России (2008—2012 годы)» [3] был использован программно-функциональный подход. Он обеспечивает снижение социально-экономической дифференциации регионов ЮФО с учетом национальных и территориально-экономических интересов.
В данной программе было предусмотрена реализация следующих социально-экономических мероприятий:
— осуществление общественно значимых капиталоёмких проектов, согласованных с развитием государственно-частного партнерства и направленных на снижение ограничений для развития частного бизнеса и социальной инфраструктуры. В большинстве регионов решение вышеперечисленных задач ограничено дотационным характером их бюджетов (обеспеченность доходами в среднем по ЮФО составляет 48 %). Привлечению инвестиций к финансированию данных проектов препятствуют как несовершенство нормативно-правовой и организационной базы, так и проблемы обеспечения безопасности ведения частного бизнеса на территории республик Северного Кавказа;
— применение федеральных приоритетов на Юге России (занятость населения, развитие рыбохозяйственного, туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса);
— внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, что является особенно актуальным для северокавказских республик ЮФО.
Недостатки предыдущей федеральной программы «Юг России»
В результате реализации мероприятий ФЦП [1] «Юг России» в 2000—2007 годах было осуществлено совершенствование правового регулирования и координация действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Несмотря на положительные моменты, проект не обеспечил комплексного социально-экономического развития ЮФО, что связано со следующими факторами:— мероприятия программы не были акцентированы на создание условий для привлечения на территорию ЮФО частных инвестиций. Комплекс проблем, решаемых в рамках ФЦП «Юг России», не имел четкой направленности и охватывал практически все стороны социальной, общественной и экономической жизни ЮФО;
— недофинансирование ФЦП «Юг России» со стороны бюджетов субъектов России, муниципальных образований, внебюджетных источников.
Таким образом, в современных условиях возникает необходимость использования целевого нивелирования развития региональной инфраструктуры, инструментов стимулирования внутреннего потенциала проблемных регионов. Это можно осуществить на основе:
— проведения инвентаризации основного капитала градообразующих предприятий;
— формирования региональных и межрегиональных кластеров;
— диверсификации банка перспективных инвестиционно-инновационных проектов в направлении интенсификации переработки минерального сырья.
Примером является Волгоградская область, где в зонах опережающего развития на базе крупнейших месторождений калийных руд, бишофита и нефти реализуются масштабные проекты по строительству горнообогатительного комбината, завода по производству магния и сплавов, переработке углеводородного сырья в полимеры.
Источники:
2. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008—2025) / Отв. ред. О.В. Иншаков. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 356с.
3. Концепция федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 754-р).
Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:50:27