Особенности разработки стратегии инновационного развития региона


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618997
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Основная цель стратегии комплексного инновационного регионального развития заключается в обеспечении устойчивого экономического становления региона, повышения качества жизни населения и окружающей среды определенной территории. В каждом конкретном случае стратегия инновационного развития региона определяется с одной стороны проводимой государственной макроэкономической политикой, а с другой – политикой органов государственного управления субъектов Федерации.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационное развитие, экономика региона



Основная цель стратегии комплексного инновационного регионального развития заключается в обеспечении устойчивого экономического становления региона, повышения качества жизни населения и окружающей среды определенной территории. В каждом конкретном случае стратегия инновационного развития региона определяется с одной стороны проводимой государственной макроэкономической политикой, а с другой - политикой органов государственного управления субъектов Федерации.

В части регулирования инновационного развития на уровне регионов органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо:

- установить рамочные условия развития инновационного бизнеса;

- разработать стратегию комплексного инновационного развития региональной экономики;

- осуществить прогноз технологического развития региона и определить на этой базе научно-технологические приоритеты;

- развивать региональную инновационной инфраструктуру;

- обеспечить косвенное и прямое стимулирование инновационной деятельности;

- участвовать в развитии сферы исследований и разработок;

- осуществлять постоянное взаимодействие с федеральными органами исполнительной и законодательной власти в части вопросов экономического и социального развития.

Как показывает зарубежный опыт, региональные инновационные системы являются весьма эффективным инструментом территориального развития. С учетом российских условий для каждого региона и муниципального образования требуются индивидуальные подходы к решению возникающих проблем инновационного развития и, соответственно, разработке стратегии комплексного инновационного развития. Одновременно с этим на федеральном уровне должна быть разработана стратегия инновационного развития, базирующаяся на проводимой макроэкономической политике, федеральном законодательстве.

В настоящее время государство не уделяет достаточного внимания финансированию научно-технологической сферы. Таким образом, формирование данной стратегии должно осуществляться, исходя, в первую очередь, из собственных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых возможностей. Поэтому органам государственной власти субъектов Федерации необходимо усиливать свою роль в развитии инновационных процессов на региональном уровне.

Основной целью формирования и практической реализации стратегии инновационного развития региона является не только технологическое развитие, но и социально-экономическое.

В настоящее время добиться быстрого успеха в социально-экономическом развитии региона и муниципальных образований можно, как правило, лишь путем обеспечения конкурентоспособности сектора высоких технологий региональной экономики, что связано с необходимой реструктуризацией хозяйственного комплекса. Таким образом, важнейшей первоначальной задачей формирования стратегии комплексного инновационного развития региона является создание соответствующего возможностям и потребностям региона научно-технологического комплекса, который смог бы обеспечить необходимую конкурентоспособность.

Но независимо от выбранной схемы, формирование и реализация стратегии комплексного инновационного развития должны базироваться на следующих принципах:

1) индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости региональным законодательством могут быть приняты специальные условия, характерные для каждого конкретного региона;

2) государственная поддержка функционирования региона, инвестиционные проекты и программы которых соответствуют приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;

3) экономическое развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов;

4) выбор направлений развития, при этом необходимо учитывать максимально возможное использование имеющихся конкурентных преимуществ региона;

5) учет превалирующих тенденций технологического развития. Наиболее высокая эффективность инновационного развития регионов будет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственный комплекс соответствует перспективному технологическому укладу, взаимосвязанному с таким укладом, который ранее в существенной степени был представлен в экономике региона;

6) учет требований рынка. Безусловным приоритетом эффективного формирования стратегии инновационного развития является перестройка регионального научно-производственного комплекса, исходящая из потребностей реального (хотя и прогнозируемого на перспективу, но не гипотетического) рынка сбыта продукции и истинных объемов платежеспособного спроса;

7) необходимый уровень развития инфраструктуры региона. Важнейшее значение для эффективного функционирования научно-производственного комплекса региона имеет адекватное его потенциалу развитие таких секторов инфраструктуры как транспортные и телекоммуникационные сети, сферы финансовых и информационных услуг;

8) развитие региональных инновационных сетей. Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных элементов научно-производственного комплекса при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников регионального инновационного процесса. Это обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития научно-производственного комплекса региона.

При подготовке стратегии комплексного инновационного развития региона и муниципальных образований на первом этапе необходимо провести тщательное исследование социально-экономического состояния, в ходе которого должны быть рассмотрены следующие моменты:

- анализ социально-экономической ситуации в регионе;

- формирование стратегических целей и сценариев инновационного развития;

- определение приоритетных направлений научно-технологического и промышленного развития региона;

- оценка имеющихся ресурсов, включая возможные меры государственной поддержки;

- определение уровня конкурентоспособности выпускаемой в регионе научной и промышленной продукции;

- анализ состояния инфраструктуры инновационной деятельности и перспективы ее развития;

- пути реструктуризации научно-технологического и промышленного комплекса и его адаптации к рыночным условиям;

- перспективы социально-экономического развития и совершенствование обслуживающей инфраструктуры.

Существующая практика инновационного развития территорий показывает, что максимальный успех реализации стратегии инновационного развития региона достигается при одновременном выполнении таки условий как:

1. достаточность исходного научно-производственного потенциала региона;

2. наличие у региона конкурентных преимуществ;

3. обладание достаточно емкими рынками сбыта существующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса территории;

4. наличие достаточных источников финансовых средств;

5. сильная поддержка инновационного развития региона со стороны органов власти.

Стратегия комплексного инновационного развития региона должна состоять, на наш взгляд, из информации о регионе, характеристики и оценки его конкурентных преимуществ, социально-экономического и экологического комплекса, перспективных рынков сбыта;

Стратегия должна также рассматривать финансово-экономическое обеспечение, где приводятся сведения об источниках и размерах инвестируемых средств, и распространение технологий.

Таким образом, применение эффективных экономических и финансовых методов регулирования в рамках разработанной стратегии комплексного инновационного развития региона будет способствовать совершенствованию управления инновационными процессами в регионах. Это, в конечном итоге, положительно отразится на комплексном социально-экономическом развитии субъекта Федерации в целом.


Источники:

1. Ивантер В.В. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? / Ивантер В.В., Кузык Б.Н. – М. : Институт экономических стратегий, 2005.
2. Самогородская М.Н. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
3. Санто Б. Инновации как средство экономического развития : пер. с венгер. / Санто Б. – М. : Прогресс, 1990.
4. Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
5. Яковлев А.Е. Современная инновационная политика как основное направление регионального развития // Проблемы инновационного социально-экономического развития региона : Материалы Всерос. науч,-практ. конф. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – С. 406-410.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 15:52:52