Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать эту статью:
Омарова, Н. Ю. Классификация видов взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке / Н. Ю. Омарова, Ф. А. Любимов // Российское предпринимательство. – 2008. – Т. 9, № 1. – С. 68-72.
Omarova, N. Y., & Lyubimov, F. A. (2008). Klassifikatsiya vidov vzaimodeystviya predprinimatelskikh struktur na potrebitelskom rynke. Russian Journal of Entrepreneurship, 9(1), 68-72. Аннотация:
В современных условиях взаимодействие предпринимательских структур представляет собой творческую деятельность, ориентированную на долгосрочные отношения взаимодействующих субъектов рынка по обеспечению на данной территории экономически эффективного и социально ответственного процесса создания, распределения и использования товарно-денежных ценностей. Эффективность деятельности предпринимательских структур напрямую зависит от разграничения уровней взаимодействий со всеми субъектами рынка.
Ключевые слова: предпринимательство, межфирменное взаимодействие
В современных условиях взаимодействие предпринимательских структур представляет собой творческую деятельность, ориентированную на долгосрочные отношения взаимодействующих субъектов рынка по обеспечению на данной территории экономически эффективного и социально ответственного процесса создания, распределения и использования товарно-денежных ценностей. Эффективность деятельности предпринимательских структур напрямую зависит от разграничения уровней взаимодействий со всеми субъектами рынка.
Основными причинами, побуждающими субъектов региональных потребительских рынков к взаимодействию, являются защита от конъюнктурных изменений на рынке, диверсификация, приобретение маркетинговых, технологических, финансовых, кадровых преимуществ в положении на рынке [2].
Механизм взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке образует собой систему взаимоотношений, нацеленную на повышение эффективности деятельности субъектов взаимодействий, представляющую их единство и определяющую взаимные права и обязанности, процедуры, направление и характер связей между ними.
В предпринимательских структурах для сохранения и дальнейшего развития партнерских отношений необходимо изучать потребности заказчиков, своевременно изменять ассортимент выпускаемой продукции; выбирать поставщиков, которые могут предоставить наиболее дешевые и качественные ресурсы. Таким образом, межотраслевое и внутриотраслевое взаимодействие предприятий друг с другом сводится преимущественно к поиску заказчиков и поставщиков продукции, основанному на изучении ассортимента и ценовой политики.
Классификация видов взаимодействий предпринимательских структур на потребительских рынках может быть представлена на основе 28 критериев, объединенных в три группы по поглощающему принципу: взаимоотношения на микро-, мезо- и макроуровнях [3]. В связи с ограниченным объемом статьи невозможно рассмотреть их все, и поэтому остановимся на самых основополагающих.
К микроуровню относятся взаимодействия, осуществляемые на уровне предпринимательской структуры как системы управления, а также взаимоотношения с потребителями. К этой группе целесообразно отнести 7 критериев:
Взаимодействия с точки зрения привлекательности клиентов (высокая привлекательность (класс А), средняя (класс В), низкая (класс С)).
Стадия взаимоотношений с клиентом (потенциальный клиент, разовый, постоянный (Х, Y, Z) и потерянный).
Взаимодействия, связанные с пристрастиями потребителя (инициатор, авторитет, лицо, принимающее решение, покупатель, пользователь).
Взаимодействия, связанные с управлением потребителем (задание целей, управление запросами, привлечение, информирование, работа с потребителями, решение проблем, повторное взаимодействие).
Отношение управленческого персонала к трансакционной сделке (дружественные взаимодействия, при которых руководящий состав и акционеры интегрируемых субъектов поддерживают данную сделку; враждебные взаимодействия, при которых руководящий состав «субъекта-мишени» не согласен с готовящейся трансакционной сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий).
Характер актов взаимодействия (одностороннее, двустороннее, солидарное, антагонистическое, организованное, неорганизованное, шаблонное, нешаблонное, интеллектуальное, чувственное, волевое).
В зависимости от природы проводников (непосредственное или опосредованное взаимодействие).
Мезоуровень представляет собой взаимодействия предпринимательской структуры с основными элементами системы маркетинга. В данной группе выделяется 11 классификационных критериев:
Объект взаимодействия («предпринимательская структура – потребитель», «предпринимательская структура – предпринимательская структура», «предпринимательская структура – власть», «предпринимательская структура реальная – предпринимательская структура потенциальная»).
Взаимодействия со смежными организациями (с поставщиками, заказчиками, собственниками факторов производства, посредниками).
Взаимозависимость деятельности (прямые или косвенные взаимодействия).
Метод конкуренции. Субъекты потребительского рынка взаимодействуют в отношении ценовых показателей - «ценовая конкуренция» и неценовых показателей - «неценовая конкуренция».
Существование во времени (краткосрочные или долгосрочные взаимодействия).
Взаимодействие крупного и малого предпринимательства (интрапренерство, инкубаторство, сателитная форма (диапольная, атомарная, сетчатая)).
Направленность связей (внутренние или внешние взаимодействия).
Теснота взаимосвязей (родственные или самостоятельные структуры).
Степень согласованности поведения субъекта на рынке (конкурентные (несогласованные) или кооперативные (согласованные) взаимодействия).
Тип структуры (простая сеть, коалиция, партнерство, ассоциация).
Степень институциональности (четко оформленные или аморфные взаимодействия) [1].
Макроуровень представлен взаимодействиями между предприятием и государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства. Они основаны на принадлежности взаимодействующих субъектов к сфере деятельности, взаимодействии систем рынка, уровне влияния и других характеристиках. В этой группе находится 7 критериев:
Взаимосвязь элементов рынка (вертикальная, горизонтальная, матричная).
Степень конкуренции на рынке (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
Результат функционирования субъектов. Классификация взаимодействий субъектов по результату их функционирования предполагает выделение двух таких больших категорий как:
- стабильный рынок, на котором результат взаимодействия субъектов определен однозначно – цена и объемы выпуска принимают конкретные значения и за короткий период времени наступает относительное равновесие со стабильными параметрами поведения экономических субъектов;
- нестабильный рынок, на котором взаимодействия субъектов приводят к мновариантности результата. Цена и другие параметры рынка все время меняются в определенном диапазоне, равновесие не достигается или достигается путем разрушения самого рынка.
Принадлежность взаимодействующих субъектов к сфере деятельности (с производственно-хозяйственными структурами, со структурами управления, со структурами финансово-кредитной системы).
Отношение к элементам рыночной сети (взаимодействие систем рынка, взаимодействие субъектов и объектов рыночной сети, взаимодействие подсистем рыночной сети).
Структурно-сетевое отображение элементов взаимодействия (субъект-субъект, объект-объект, субъект-объект, структурное).
Уровень влияния (внутрифирменные, межфирменные, внутриотраслевые, межотраслевые, внутрирегиональные, межрегиональные).
Таким образом, предложенная классификация позволит определить границы уровней взаимодействий предпринимательских структур со всеми субъектами рынка, разработать механизм взаимодействия, направленный на повышение эффективности функционирования потребительского рынка в целом.
Источники:
1. Асаул Н. А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса. – СПб. : Гуманистика, 2004. – 280 с.
2. Маркетинг-взаимодействия: методология, стратегии на национальных и международных рынках, интегрированные коммуникации, корпоративный брэндинг, эффективность : ученые записки / под ред. Г. Л. Багиева, Н. Саид-Мохамеда. – СПб., 2002. – 225 с.
3. Омарова Н. Ю. Методология функционирования и эффективного взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке / НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 275 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:35