Классификация видов взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке

Омарова Н.Ю., Любимов Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных условиях взаимодействие предпринимательских структур представляет собой творческую деятельность, ориентированную на долгосрочные отношения взаимодействующих субъектов рынка по обеспечению на данной территории экономически эффективного и социально ответственного процесса создания, распределения и использования товарно-денежных ценностей. Эффективность деятельности предпринимательских структур напрямую зависит от разграничения уровней взаимодействий со всеми субъектами рынка.

Ключевые слова: предпринимательство, межфирменное взаимодействие



В современных условиях взаимодействие предпринимательских структур представляет собой творческую деятельность, ориентированную на долгосрочные отношения взаимодействующих субъектов рынка по обеспечению на данной территории экономически эффективного и социально ответственного процесса создания, распределения и использования товарно-денежных ценностей. Эффективность деятельности предпринимательских структур напрямую зависит от разграничения уровней взаимодействий со всеми субъектами рынка.

Основными причинами, побуждающими субъектов региональных потребительских рынков к взаимодействию, являются защита от конъюнктурных изменений на рынке, диверсификация, приобретение маркетинговых, технологических, финансовых, кадровых преимуществ в положении на рынке [2].

Механизм взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке образует собой систему взаимоотношений, нацеленную на повышение эффективности деятельности субъектов взаимодействий, представляющую их единство и определяющую взаимные права и обязанности, процедуры, направление и характер связей между ними.

В предпринимательских структурах для сохранения и дальнейшего развития партнерских отношений необходимо изучать потребности заказчиков, своевременно изменять ассортимент выпускаемой продукции; выбирать поставщиков, которые могут предоставить наиболее дешевые и качественные ресурсы. Таким образом, межотраслевое и внутриотраслевое взаимодействие предприятий друг с другом сводится преимущественно к поиску заказчиков и поставщиков продукции, основанному на изучении ассортимента и ценовой политики.

Классификация видов взаимодействий предпринимательских структур на потребительских рынках может быть представлена на основе 28 критериев, объединенных в три группы по поглощающему принципу: взаимоотношения на микро-, мезо- и макроуровнях [3]. В связи с ограниченным объемом статьи невозможно рассмотреть их все, и поэтому остановимся на самых основополагающих.

К микроуровню относятся взаимодействия, осуществляемые на уровне предпринимательской структуры как системы управления, а также взаимоотношения с потребителями. К этой группе целесообразно отнести 7 критериев:

  • Взаимодействия с точки зрения привлекательности клиентов (высокая привлекательность (класс А), средняя (класс В), низкая (класс С)).
  • Стадия взаимоотношений с клиентом (потенциальный клиент, разовый, постоянный (Х, Y, Z) и потерянный).
  • Взаимодействия, связанные с пристрастиями потребителя (инициатор, авторитет, лицо, принимающее решение, покупатель, пользователь).
  • Взаимодействия, связанные с управлением потребителем (задание целей, управление запросами, привлечение, информирование, работа с потребителями, решение проблем, повторное взаимодействие).
  • Отношение управленческого персонала к трансакционной сделке (дружественные взаимодействия, при которых руководящий состав и акционеры интегрируемых субъектов поддерживают данную сделку; враждебные взаимодействия, при которых руководящий состав «субъекта-мишени» не согласен с готовящейся трансакционной сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий).
  • Характер актов взаимодействия (одностороннее, двустороннее, солидарное, антагонистическое, организованное, неорганизованное, шаблонное, нешаблонное, интеллектуальное, чувственное, волевое).
  • В зависимости от природы проводников (непосредственное или опосредованное взаимодействие).
  • Мезоуровень представляет собой взаимодействия предпринимательской структуры с основными элементами системы маркетинга. В данной группе выделяется 11 классификационных критериев:

  • Объект взаимодействия («предпринимательская структура – потребитель», «предпринимательская структура – предпринимательская структура», «предпринимательская структура – власть», «предпринимательская структура реальная – предпринимательская структура потенциальная»).
  • Взаимодействия со смежными организациями (с поставщиками, заказчиками, собственниками факторов производства, посредниками).
  • Взаимозависимость деятельности (прямые или косвенные взаимодействия).
  • Метод конкуренции. Субъекты потребительского рынка взаимодействуют в отношении ценовых показателей - «ценовая конкуренция» и неценовых показателей - «неценовая конкуренция».
  • Существование во времени (краткосрочные или долгосрочные взаимодействия).
  • Взаимодействие крупного и малого предпринимательства (интрапренерство, инкубаторство, сателитная форма (диапольная, атомарная, сетчатая)).
  • Направленность связей (внутренние или внешние взаимодействия).
  • Теснота взаимосвязей (родственные или самостоятельные структуры).
  • Степень согласованности поведения субъекта на рынке (конкурентные (несогласованные) или кооперативные (согласованные) взаимодействия).
  • Тип структуры (простая сеть, коалиция, партнерство, ассоциация).
  • Степень институциональности (четко оформленные или аморфные взаимодействия) [1].
  • Макроуровень представлен взаимодействиями между предприятием и государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства. Они основаны на принадлежности взаимодействующих субъектов к сфере деятельности, взаимодействии систем рынка, уровне влияния и других характеристиках. В этой группе находится 7 критериев:

  • Взаимосвязь элементов рынка (вертикальная, горизонтальная, матричная).
  • Степень конкуренции на рынке (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
  • Результат функционирования субъектов. Классификация взаимодействий субъектов по результату их функционирования предполагает выделение двух таких больших категорий как:
  • - стабильный рынок, на котором результат взаимодействия субъектов определен однозначно – цена и объемы выпуска принимают конкретные значения и за короткий период времени наступает относительное равновесие со стабильными параметрами поведения экономических субъектов;

    - нестабильный рынок, на котором взаимодействия субъектов приводят к мновариантности результата. Цена и другие параметры рынка все время меняются в определенном диапазоне, равновесие не достигается или достигается путем разрушения самого рынка.

  • Принадлежность взаимодействующих субъектов к сфере деятельности (с производственно-хозяйственными структурами, со структурами управления, со структурами финансово-кредитной системы).
  • Отношение к элементам рыночной сети (взаимодействие систем рынка, взаимодействие субъектов и объектов рыночной сети, взаимодействие подсистем рыночной сети).
  • Структурно-сетевое отображение элементов взаимодействия (субъект-субъект, объект-объект, субъект-объект, структурное).
  • Уровень влияния (внутрифирменные, межфирменные, внутриотраслевые, межотраслевые, внутрирегиональные, межрегиональные).
  • Таким образом, предложенная классификация позволит определить границы уровней взаимодействий предпринимательских структур со всеми субъектами рынка, разработать механизм взаимодействия, направленный на повышение эффективности функционирования потребительского рынка в целом.

    Источники:

    1. Асаул Н. А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса. – СПб. : Гуманистика, 2004. – 280 с.
    2. Маркетинг-взаимодействия: методология, стратегии на национальных и международных рынках, интегрированные коммуникации, корпоративный брэндинг, эффективность : ученые записки / под ред. Г. Л. Багиева, Н. Саид-Мохамеда. – СПб., 2002. – 225 с.
    3. Омарова Н. Ю. Методология функционирования и эффективного взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке / НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 275 с.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:35