Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию
Гармашова Е.П.1, Дребот А.М.1, Баранов А.Г.1, Митус А.А.1, Тарабардина М.Ю.1
1 Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь
Скачать PDF | Загрузок: 394 | Цитирований: 35
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062014
Цитирований: 35 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Статья посвящена определению сущности и классификации санкций. Термин «санкции» в статье предлагается трактовать в широком значении, то есть как различные меры международного принуждения, применяемые коллективно или индивидуально отдельными государствами, а также международными организациями с целью оказания давления на политику других стран. Авторами систематизируются различные виды санкций и приводится их классификация по критерию применяемого инструментария. В результате авторами выделятся следующие виды санкций: политические (дипломатические и процессуальные), военные, коммуникационные, экономические санкции (торговые и финансовые) и санкции в сфере образования, культуры и спорта. Изучение практики применения санкций позволяет сделать вывод о том, что степень воздействия санкций определяется не только их перечнем вводимых мер принуждения, но и сложившимся балансом сил между всеми вовлеченными государствами и характером их экономического взаимодействия
Ключевые слова: санкции,меры международного принуждения, дипломатические санкции, коммуникационные санкции,экономические санкции
JEL-классификация: F51, F52, F53
Введение. Актуальность вопросов применения различных ограничительных мер в международной экономике связана с расширением практики применения санкций. В последние десятилетия существенно расширился перечень причин и поводов к применению санкционных режимов, а усложнение мировой экономики приводит к появлению новых видов ограничительных мер.
Целью исследования является систематизация различных видов санкций (мер международного принуждения).
Материалы и методы исследования. Организация Объединенных Наций под санкциями понимает принудительные меры, принимаемые СБ ООН в отношении государства (части его территории или определенных лиц), несущего угрозу миру, с целью поддержания или восстановления безопасности [1]. При этом принудительные действия, предпринимаемые государствами в одностороннем порядке, в литературе часто именуются контрмерами, ответными мерами или односторонними мерами принуждения. Подобное разграничение терминов присутствует не только в международном праве, но и в трудах отечественных представителей науки: например, в работах Кристеневич С.А., Евсякова А.А. [2, 3] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019). Однако в настоящее время в связи с активным применением односторонних мер принуждения большое распространение получил более широкий подход к трактовке термина «санкции». Так, например, Кешнер М.В. международными санкциями именует «все действия государств, которыми они реагируют на определенные внутриполитические процессы в отдельных странах» [4] (Keshner, 2015). Григорян Г.Р. отмечает политический контекст санкций и указывает на их использование в качестве средства конкурентной борьбы [5] (Grigoryan, 2019).
Вопросы применения и последствий санкций в отношении Российской Федерации рассматривались такими учеными, как Телегина Е.А., Халова Г.О. [6] (Telegina, Khalova, 2019), Дробот Е.В. [7] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Махова А.В. [8] (Makhova, 2019), Маглинова Т.Г. [9] (Maglinova, 2019), Макаров И.Н., Иванова А.А. [10] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017), Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [11] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019) и др. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций рассматриваются в работах Дробот Е.В., Ивко Е.С. [12] (Drobot, Ivko, 2018).
В контексте поставленной цели термин «санкции» будет трактоваться нами в широком значении, то есть как различные меры международного принуждения, применяемые коллективно или индивидуально отдельными государствами, а также международными организациями с целью оказания давления на политику других стран. Исходя из данного определения понятия «санкции» вытекает широкий перечень мер принуждения, которые в данной работе предлагается классифицировать по критерию инструментов санкционного воздействия.
В зависимости от применяемого инструментария санкции могут быть:
− политические, которые, в свою очередь, делят на дипломатические и процессуальные;
− военные санкции;
− санкции в сфере образования, культуры и спорта;
− коммуникационные санкции;
− экономические санкции: которые можно подразделить на торговые и финансовые.
Рассмотрим данную классификацию подробнее в разрезе конкретных прикладных инструментов, используемых в рамках каждого вида санкций.
1. Политические санкции представляют собой принудительные меры политического характера, реализуемые путем полного прекращения или частичного ограничения дипломатических отношений или членства в международных организациях (рис. 1).
Рисунок 1. Инструментарий политических санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
С точки зрения американского адвоката, эксперта в области международного права, Ч. Хайда дипломатические санкции «не только являются проявлением национального негодования, но и говорят о желательности удовлетворения претензии» [13] (Khayd, 1950). К дипломатическим санкциям также относится отзыв сотрудников дипломатических представительств, снижение интенсивности правительственных визитов на высшем уровне, прекращение действия виз. Примером подобного вида санкций является резолюция СБ ООН № 757 от 1992 года в отношении Республики Югославии [14].
Процессуальные санкции предусмотрены уставами большинства международных организаций. К ним относят лишение государства права на представительство в выборных органах ООН, приостановление членства или лишение права голоса в различных международных организациях.
2. Военные санкции – это самая крайняя мера, применяемая в ответ на агрессию, угрозу международному миру, порядку и безопасности, реализуемая путем незапрещенных военных мер принудительного характера в отношении государства – объекта санкций (рис. 2). Юридической основой для применения военных санкций являются ст. 41–42 Устава ООН, предусматривающие применение воздушных, морских и сухопутных сил, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности [1].
Рисунок 2. Инструментарий военных санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Часто военные санкции являются средством предупреждения совершения противоправных мер с еще большими последствиями (например, при глобальной террористической угрозе или угрозе применения ядерного или химического оружия). Формами военных санкций являются:
− блокада – разновидность военных санкций, предусматривающая принуждение страны-нарушителя в основном невоенными методами к разрешению конфликта. Так, морские блокады часто применялись в ХIX в. для препятствия морской торговле, как например, морская блокада 1827 г. в Великобритании, Франции и России в отношении Турции для ограничения их снабжения. Следует отметить, что ряд ученых, в том числе Ч. Хайд, не считают мирную блокаду военной санкцией как таковой [13] (Khayd, 1950);
− самооборона применяется для отражения вооруженного нападения, привлечения государства-правонарушителя к ответственности и обеспечения международного порядка;
− миротворческие операции по принуждению к миру с целью предупреждения или прекращения военной активности. С 50-х годов прошлого века ООН организовала более 60 миротворческих операций [15] (Zverev, 2013);
− демонстрация военной силы, военного превосходства, а также действия, представляющие угрозу с целью принуждения или оказания давления на другое государство;
− разоружение, роспуск, контроль и ограничение вооруженных формирований и вооружения. Данные санкции Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать и давать в их отношении рекомендации членам ООН и СБ ООН. В широком смысле понимается существенное снижение военного потенциала страны путем прекращения производства вооружения, ликвидации военных баз и милитаристских организаций, прекращения производства и утилизация запасов химического, биологического, ядерного и других видов оружия массового уничтожения, эмбарго на поставку оружия. Примером такой санкции является запрет на поставки в Иран военной техники и вооружения, а также сокращение различных видов военного сотрудничества в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1929 от 9 июня 2010 года [16].
3. Коммуникационные санкции включают целый ряд ограничительных мер, связанных с передвижением, связью и транспортом (рис. 3).
Рисунок 3. Инструментарий коммуникационных санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Коммуникационные санкции строятся на использовании следующих инструментов:
− запрет на въезд в страну является достаточно распространенной формой международных санкций. В частности, запрет на поездки применяется в отношении КНДР (Резолюция 1718, 2006 г.) [17], Ливии (Резолюция 1970, 2011 г.) [18], Сомали (Резолюция 751, 1992 г.) [19], Гвинеи-Бисау (Резолюция 2048, 2012 г.) [20], Центральноафриканской Республики (Резолюция 2127, 2013 г.) [21]. В основном запрет на поездки предусматривает, что все государства-члены должны принять необходимые меры для предотвращения въезда на их территорию или транзитного проезда через нее определенных лиц;
− полное или частичное ограничение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио иди других средств сообщения. Например, в соответствии с резолюциями СБ ООН в отношении КНДР (резолюция 1718 от 2006 г., 2270 от 2016 г., 2321 от 2016 г.) все государства должны запретить заход в их порты судов КНДР, запретить владение, лизинг, эксплуатацию, фрахт судов, находящихся в собственности, под контролем или эксплуатируемых КНДР, отказать воздушным суднам взлет с их территории, посадку на их территории или пролет над ней, если на борту имеются запрещенные предметы и т.д.
− ограничение по выдаче виз;
− выдворение из страны пребывания;
− облегченный порядок въезда только для определенной категории граждан;
− принуждение к отказу от гражданства своей страны;
− запрет отдельным лицам пользоваться активами, размещенными за пределами своего государства.
4. Санкции в сфере образования, культуры и спорта редко вводятся коллективно (на основании резолюции СБ ООН) и зачастую являются ограничительными мерами, вводимыми странами в одностороннем порядке для оказания давления на политику других стран (рис. 4).
Рисунок 4. Санкции в сфере образования, культуры и спорта
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Данная группа санкций многообразна и может включать:
− запрет на участие в спортивных соревнованиях спортсменов, которые представляют страну – объект санкций со стороны организаторов соревнований. Примером в декабре 2019 года Всемирный антидопинговый комитет ввел санкции в отношении России: российских спортсменов отстранили от участия в крупных международных соревнованиях на четыре года. При этом спортсменам, не замешанным в допинговых махинациях, разрешили принять участие в соревнованиях только под нейтральным флагом;
− запрет на участие в спортивных соревнованиях спортсменов, представляющих страну – инициатора санкций. Примером может служить бойкотирование правительством США Олимпиады 1980 года, проводимой в СССР, из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года;
− запрет спортивных мероприятий на территории таргетируемой страны. В декабре 2019 года из-за возможных махинаций спортсменов с допинг-пробами Россию на четыре года лишили права принимать чемпионаты мира и подавать заявки на их проведение;
− запрет на поставку спортивного оборудования;
− запрет проката кинопродукции (кинофильмов и сериалов), трансляций телепередач и телевизионных каналов;
− запрет, квотирование и лицензирование распространения издательской (книжной) продукции;
− запрет проведения культурных мероприятий;
− запрет или сокращение молодежных обменов;
− исключение образовательных организаций из рейтингов или понижение их международной репутации, сложность международной аккредитации образовательных программ;
− непризнание документов об образовании.
5. Экономические санкции – это меры по снижению активности в экономической, финансовой сфере в отношении отдельных стран либо конкретных юридических и физических лиц, на которых введены санкции (рис. 5).
Рисунок 5. Инструментарий экономических санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
5.1 Торговые санкции. В зависимости от применяемых инструментов торговые санкции могут включать:
− прекращение торговых отношений (с учетом объема устанавливаемых запретов бывает полное и частичное). Так, в XX веке полное торговое эмбарго было применено Соединенными Штатами Америки в отношении КНДР как реакция на участие в войне 1950–1953 годов. Под частичное эмбарго часто попадают оружие, нефть, продукция для ядерного производства, электроника и другая высокотехнологичная продукция, алкогольные напитки. Оружейное эмбарго на международном уровне применяется, например, в отношении Судана (Резолюция 1591 от 2005 г.);
− полный отказ от режима наибольшего благоприятствования торговле означает отмену обязательств предоставлять другим странам благоприятные условия в области экономических отношений [22];
− повышение таможенных пошлин. Примером могут служить таможенные пошлины, введенные США в 2019 году в отношении ряда европейских товаров, в том числе продукции винодельческой отрасли, что привело к сокращению экспорта французских вин на 17,5% за IV квартал 2019 года и означало общую потерю товарооборота в размере более 20%, по мнению Федерации экспортеров вин и спиртных напитков (FEVS) [23];
− демпинг в международной торговле представляет собой продажу товаров по цене ниже нормальной стоимости (то есть стоимости аналогичного товара на внутреннем рынке) [24];
− превентивные закупки можно считать экономической санкцией (на практике – военной тактикой), где одна из воюющих сторон осуществляет закупки товаров у нейтральной стороны с целью лишения возможности использования данных товаров другими воюющими сторонами.
5.2 Финансовые санкции зачастую реализуются в форме замораживания активов физических и юридических лиц страны – объекта санкций, приостановки инвестиционного сотрудничества и ограничения доступа на финансовые рынки. Замораживание активов физических и юридических лиц является наиболее часто применяемой формой финансовых мер принуждения. Так, из 14 действующих режимов санкций Совета Безопасности ООН 13 содержат финансовые санкции в виде замораживания активов, например, в отношении Ливии (Резолюция 1970, 2011 г.) [18].
Заключение. Таким образом, санкции в широком значении представляют собой систему действий международного принуждения, применяемых индивидуально или коллективно государствами и международными организациями. При этом следует отметить, что международное право не ограничивает государства в использовании санкций. Поэтому зачастую ограничения на применение санкций определяются общественным мнением страны-инициатора. Исходя из данного определения понятия «санкции» вытекает широкий перечень международных мер принуждения, которые в данной работе предлагается классифицировать следующим образом: дипломатические и процессуальные, военные санкции, санкции в сфере образования, культуры и спорта, коммуникационные санкции и экономические санкции (торговые и финансовые). Наглядно предложенная классификация представлена таблице 1.
Таблица 1
Виды санкций по критерию применяемого инструментария
|
санкции
(оГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ) −
совокупность инструментов международного принуждения, применяемых индивидуально или коллективно государствами и международными организациями по отношению к объектам санкционной политики | |
|
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ:
− дипломатические − процессуальные |
4.
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
|
|
2. ВОЕННЫЕ
|
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
− финансовые − торговые |
|
3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ
| |
В связи с тем, что в современных условиях санкции используются странами в качестве инструмента политического и экономического воздействия, дальнейшее усиление международной конкуренции будет способствовать все более активному и разнообразному их применению. Кроме того, если еще несколько десятилетий назад в качестве инструмента влияния достаточно часто использовались военные меры, то сегодня такие способы не находят поддержки со стороны населения (избирателей) и одобрения мирового сообщества, а применение отдельных видов вооружения, например ядерного оружия, опасно и абсурдно априори. Поэтому именно индивидуальные и коллективные меры международного принуждения активно используются странами, существенно ограничивая международные отношения. Притом часть санкций имеет искусственный (формальный) характер и не несут за собой серьезные или весомые последствия, однако зачастую санкции оказывают существенное воздействие на международную торговлю, международное движение капитала, миграцию рабочей силы и т.д. Среди основных тенденций, препятствующих распространению санкций, можно назвать процессы международной экономической интеграции, которые не только снижают применение санкций и расширяют применение различных видов поддержки внутри союзов, но и позволяют коллективно ответить на санкции против других государств.
В контексте дальнейших исследований особый интерес представляют торговые и финансовые санкции, поскольку они влекут негативные последствия, причем не только на хозяйственную деятельность страны-объекта, но и на экономику страны – субъекта санкций. При этом степень воздействия определяется не только перечнем вводимых санкций, но и сложившимся балансом сил между всеми вовлеченными государствами и характером их экономического взаимодействия. Поэтому дальнейшие исследования авторов будут нацелены на качественную характеристику и количественное определение степени влияния санкций на экономику.
Источники:
2. Кристиневич С.А. Односторонние меры принуждения в мировой экономике: обзор теоретических подходов /Кристиневич С.А.// Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Белорусский государственный экономический университет. − Минск, 2019. − С. 239-244.
3. Евсякова А.А. Санкции как элемент экономической войны. Правовые аспекты применения/ А.А. Евсякова //Spirit Time. − 2019. − № 3-1 (15). − С. 45-46.
4. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве/ М.В. Кешнер. − М.: Проспект, 2015. – 181 с.
5. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций/ Г.Р. Григорян // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2793-2804.
6. Телегина Е. А., Халова Г. О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Tом 63. – Выпуск №2. – C. 13-20
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Махова А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 / Махова А.В., Печенкина А.В. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – С. 60-63.
9. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – С. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
11. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
12. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 605-616. – doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
13. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки: в 6 т. – М: Изд-во иностр. лит., 1950−1954 гг.
14. Резолюция 757 (1992) Совета Безопасности от 30 мая 1992 года [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/757(1992) (дата обращения 06.07.2020 г.)
15. Зверев П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН // Молодой ученый. 2013. − № 11. − С. 528-530.
16. Резолюция 1929 (2010) Совета Безопасности от 9 июня 2010 года [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1929%20(2010)(дата обращения 06.07.2020 г.)
17. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1718 (2006) [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1718 (дата обращения 06.07.2020 г.).
18. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1970 (2011) Совета Безопасности по Ливии [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1970 (дата обращения 06.07.2020 г.).
19. Комитет Совета Безопасности, в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/751 (дата обращения 06.07.2020 г.).
20. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2048 (2012) по Гвинее-Бисау [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/2048 (дата обращения 06.07.2020 г.).
21. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2127 (2013) по Центральноафриканской Республике [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/2127 (дата обращения 06.07.2020 г.).
22. Большой юридический словарь // Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др.− М.: Инфра-М, 2001. – 704 с.
23. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. Статья VI. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. – Режим доступа: − http://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения 06.07.2020 г.).
24. США повысят пошлины на импорт европейских самолетов // RFI. − Режим доступа: https://www.rfi.fr/ru/ (дата обращения 07.07.2020 г.).
25. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы [Электронный ресурс]: отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 260 с., С.218−229. − Режим доступа: − https://books.google.com/books?id=L9o2DUDRBCgC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 06.07.2020 г.)
Страница обновлена: 13.09.2025 в 23:48:22
Download PDF | Downloads: 394 | Citations: 35
Sanctions as means of international enforcement: main types and theoretical approaches to the concept
Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A., Tarabardina M.Yu.Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 3 (July-september 2020)
Abstract:
The article is devoted to the definition and classification of sanctions. The authors oof the article propose to interpret sanctions in a broad sense, that is, as various means of international enforcement applied collectively or individually by individual states, as well as by international organizations in order to exert pressure on the policies of other countries. The authors systematize various types of sanctions and classify them according to the criteria of the tools. As a result, the authors distinguish the following types of sanctions: political (diplomatic and procedural), military, communication, economic (trade and financial), and sanctions in the field of education, culture and sports. The study of the practice of applying sanctions allows to conclude that the degree of impact of sanctions is determined not only by their list of imposed enforcement measures, but also by the existing balance of power between all the states involved and the nature of their economic interaction.
Keywords: sanctions, international means of enforcement, diplomatic sanctions, communication sanctions, economic sanctions
JEL-classification: F51, F52, F53

Россия, Севастополь