Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию
Гармашова Е.П.1, Дребот А.М.1, Баранов А.Г.1, Митус А.А.1, Тарабардина М.Ю.1
1 Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь
Скачать PDF | Загрузок: 136 | Цитирований: 35
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062014
Цитирований: 35 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Статья посвящена определению сущности и классификации санкций. Термин «санкции» в статье предлагается трактовать в широком значении, то есть как различные меры международного принуждения, применяемые коллективно или индивидуально отдельными государствами, а также международными организациями с целью оказания давления на политику других стран. Авторами систематизируются различные виды санкций и приводится их классификация по критерию применяемого инструментария. В результате авторами выделятся следующие виды санкций: политические (дипломатические и процессуальные), военные, коммуникационные, экономические санкции (торговые и финансовые) и санкции в сфере образования, культуры и спорта. Изучение практики применения санкций позволяет сделать вывод о том, что степень воздействия санкций определяется не только их перечнем вводимых мер принуждения, но и сложившимся балансом сил между всеми вовлеченными государствами и характером их экономического взаимодействия
Ключевые слова: санкции,меры международного принуждения, дипломатические санкции, коммуникационные санкции,экономические санкции
JEL-классификация: F51, F52, F53
Введение. Актуальность вопросов применения различных ограничительных мер в международной экономике связана с расширением практики применения санкций. В последние десятилетия существенно расширился перечень причин и поводов к применению санкционных режимов, а усложнение мировой экономики приводит к появлению новых видов ограничительных мер.
Целью исследования является систематизация различных видов санкций (мер международного принуждения).
Материалы и методы исследования. Организация Объединенных Наций под санкциями понимает принудительные меры, принимаемые СБ ООН в отношении государства (части его территории или определенных лиц), несущего угрозу миру, с целью поддержания или восстановления безопасности [1]. При этом принудительные действия, предпринимаемые государствами в одностороннем порядке, в литературе часто именуются контрмерами, ответными мерами или односторонними мерами принуждения. Подобное разграничение терминов присутствует не только в международном праве, но и в трудах отечественных представителей науки: например, в работах Кристеневич С.А., Евсякова А.А. [2, 3] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019). Однако в настоящее время в связи с активным применением односторонних мер принуждения большое распространение получил более широкий подход к трактовке термина «санкции». Так, например, Кешнер М.В. международными санкциями именует «все действия государств, которыми они реагируют на определенные внутриполитические процессы в отдельных странах» [4] (Keshner, 2015). Григорян Г.Р. отмечает политический контекст санкций и указывает на их использование в качестве средства конкурентной борьбы [5] (Grigoryan, 2019).
Вопросы применения и последствий санкций в отношении Российской Федерации рассматривались такими учеными, как Телегина Е.А., Халова Г.О. [6] (Telegina, Khalova, 2019), Дробот Е.В. [7] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Махова А.В. [8] (Makhova, 2019), Маглинова Т.Г. [9] (Maglinova, 2019), Макаров И.Н., Иванова А.А. [10] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017), Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [11] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019) и др. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций рассматриваются в работах Дробот Е.В., Ивко Е.С. [12] (Drobot, Ivko, 2018).
В контексте поставленной цели термин «санкции» будет трактоваться нами в широком значении, то есть как различные меры международного принуждения, применяемые коллективно или индивидуально отдельными государствами, а также международными организациями с целью оказания давления на политику других стран. Исходя из данного определения понятия «санкции» вытекает широкий перечень мер принуждения, которые в данной работе предлагается классифицировать по критерию инструментов санкционного воздействия.
В зависимости от применяемого инструментария санкции могут быть:
− политические, которые, в свою очередь, делят на дипломатические и процессуальные;
− военные санкции;
− санкции в сфере образования, культуры и спорта;
− коммуникационные санкции;
− экономические санкции: которые можно подразделить на торговые и финансовые.
Рассмотрим данную классификацию подробнее в разрезе конкретных прикладных инструментов, используемых в рамках каждого вида санкций.
1. Политические санкции представляют собой принудительные меры политического характера, реализуемые путем полного прекращения или частичного ограничения дипломатических отношений или членства в международных организациях (рис. 1).
Рисунок 1. Инструментарий политических санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
С точки зрения американского адвоката, эксперта в области международного права, Ч. Хайда дипломатические санкции «не только являются проявлением национального негодования, но и говорят о желательности удовлетворения претензии» [13] (Khayd, 1950). К дипломатическим санкциям также относится отзыв сотрудников дипломатических представительств, снижение интенсивности правительственных визитов на высшем уровне, прекращение действия виз. Примером подобного вида санкций является резолюция СБ ООН № 757 от 1992 года в отношении Республики Югославии [14].
Процессуальные санкции предусмотрены уставами большинства международных организаций. К ним относят лишение государства права на представительство в выборных органах ООН, приостановление членства или лишение права голоса в различных международных организациях.
2. Военные санкции – это самая крайняя мера, применяемая в ответ на агрессию, угрозу международному миру, порядку и безопасности, реализуемая путем незапрещенных военных мер принудительного характера в отношении государства – объекта санкций (рис. 2). Юридической основой для применения военных санкций являются ст. 41–42 Устава ООН, предусматривающие применение воздушных, морских и сухопутных сил, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности [1].
Рисунок 2. Инструментарий военных санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Часто военные санкции являются средством предупреждения совершения противоправных мер с еще большими последствиями (например, при глобальной террористической угрозе или угрозе применения ядерного или химического оружия). Формами военных санкций являются:
− блокада – разновидность военных санкций, предусматривающая принуждение страны-нарушителя в основном невоенными методами к разрешению конфликта. Так, морские блокады часто применялись в ХIX в. для препятствия морской торговле, как например, морская блокада 1827 г. в Великобритании, Франции и России в отношении Турции для ограничения их снабжения. Следует отметить, что ряд ученых, в том числе Ч. Хайд, не считают мирную блокаду военной санкцией как таковой [13] (Khayd, 1950);
− самооборона применяется для отражения вооруженного нападения, привлечения государства-правонарушителя к ответственности и обеспечения международного порядка;
− миротворческие операции по принуждению к миру с целью предупреждения или прекращения военной активности. С 50-х годов прошлого века ООН организовала более 60 миротворческих операций [15] (Zverev, 2013);
− демонстрация военной силы, военного превосходства, а также действия, представляющие угрозу с целью принуждения или оказания давления на другое государство;
− разоружение, роспуск, контроль и ограничение вооруженных формирований и вооружения. Данные санкции Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать и давать в их отношении рекомендации членам ООН и СБ ООН. В широком смысле понимается существенное снижение военного потенциала страны путем прекращения производства вооружения, ликвидации военных баз и милитаристских организаций, прекращения производства и утилизация запасов химического, биологического, ядерного и других видов оружия массового уничтожения, эмбарго на поставку оружия. Примером такой санкции является запрет на поставки в Иран военной техники и вооружения, а также сокращение различных видов военного сотрудничества в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1929 от 9 июня 2010 года [16].
3. Коммуникационные санкции включают целый ряд ограничительных мер, связанных с передвижением, связью и транспортом (рис. 3).
Рисунок 3. Инструментарий коммуникационных санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Коммуникационные санкции строятся на использовании следующих инструментов:
− запрет на въезд в страну является достаточно распространенной формой международных санкций. В частности, запрет на поездки применяется в отношении КНДР (Резолюция 1718, 2006 г.) [17], Ливии (Резолюция 1970, 2011 г.) [18], Сомали (Резолюция 751, 1992 г.) [19], Гвинеи-Бисау (Резолюция 2048, 2012 г.) [20], Центральноафриканской Республики (Резолюция 2127, 2013 г.) [21]. В основном запрет на поездки предусматривает, что все государства-члены должны принять необходимые меры для предотвращения въезда на их территорию или транзитного проезда через нее определенных лиц;
− полное или частичное ограничение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио иди других средств сообщения. Например, в соответствии с резолюциями СБ ООН в отношении КНДР (резолюция 1718 от 2006 г., 2270 от 2016 г., 2321 от 2016 г.) все государства должны запретить заход в их порты судов КНДР, запретить владение, лизинг, эксплуатацию, фрахт судов, находящихся в собственности, под контролем или эксплуатируемых КНДР, отказать воздушным суднам взлет с их территории, посадку на их территории или пролет над ней, если на борту имеются запрещенные предметы и т.д.
− ограничение по выдаче виз;
− выдворение из страны пребывания;
− облегченный порядок въезда только для определенной категории граждан;
− принуждение к отказу от гражданства своей страны;
− запрет отдельным лицам пользоваться активами, размещенными за пределами своего государства.
4. Санкции в сфере образования, культуры и спорта редко вводятся коллективно (на основании резолюции СБ ООН) и зачастую являются ограничительными мерами, вводимыми странами в одностороннем порядке для оказания давления на политику других стран (рис. 4).
Рисунок 4. Санкции в сфере образования, культуры и спорта
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
Данная группа санкций многообразна и может включать:
− запрет на участие в спортивных соревнованиях спортсменов, которые представляют страну – объект санкций со стороны организаторов соревнований. Примером в декабре 2019 года Всемирный антидопинговый комитет ввел санкции в отношении России: российских спортсменов отстранили от участия в крупных международных соревнованиях на четыре года. При этом спортсменам, не замешанным в допинговых махинациях, разрешили принять участие в соревнованиях только под нейтральным флагом;
− запрет на участие в спортивных соревнованиях спортсменов, представляющих страну – инициатора санкций. Примером может служить бойкотирование правительством США Олимпиады 1980 года, проводимой в СССР, из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года;
− запрет спортивных мероприятий на территории таргетируемой страны. В декабре 2019 года из-за возможных махинаций спортсменов с допинг-пробами Россию на четыре года лишили права принимать чемпионаты мира и подавать заявки на их проведение;
− запрет на поставку спортивного оборудования;
− запрет проката кинопродукции (кинофильмов и сериалов), трансляций телепередач и телевизионных каналов;
− запрет, квотирование и лицензирование распространения издательской (книжной) продукции;
− запрет проведения культурных мероприятий;
− запрет или сокращение молодежных обменов;
− исключение образовательных организаций из рейтингов или понижение их международной репутации, сложность международной аккредитации образовательных программ;
− непризнание документов об образовании.
5. Экономические санкции – это меры по снижению активности в экономической, финансовой сфере в отношении отдельных стран либо конкретных юридических и физических лиц, на которых введены санкции (рис. 5).
Рисунок 5. Инструментарий экономических санкций
Источник: составлено авторами на основании [2–5] (Kristinevich, 2019; Evsyakova, 2019; Keshner, 2015; Grigoryan, 2019).
5.1 Торговые санкции. В зависимости от применяемых инструментов торговые санкции могут включать:
− прекращение торговых отношений (с учетом объема устанавливаемых запретов бывает полное и частичное). Так, в XX веке полное торговое эмбарго было применено Соединенными Штатами Америки в отношении КНДР как реакция на участие в войне 1950–1953 годов. Под частичное эмбарго часто попадают оружие, нефть, продукция для ядерного производства, электроника и другая высокотехнологичная продукция, алкогольные напитки. Оружейное эмбарго на международном уровне применяется, например, в отношении Судана (Резолюция 1591 от 2005 г.);
− полный отказ от режима наибольшего благоприятствования торговле означает отмену обязательств предоставлять другим странам благоприятные условия в области экономических отношений [22];
− повышение таможенных пошлин. Примером могут служить таможенные пошлины, введенные США в 2019 году в отношении ряда европейских товаров, в том числе продукции винодельческой отрасли, что привело к сокращению экспорта французских вин на 17,5% за IV квартал 2019 года и означало общую потерю товарооборота в размере более 20%, по мнению Федерации экспортеров вин и спиртных напитков (FEVS) [23];
− демпинг в международной торговле представляет собой продажу товаров по цене ниже нормальной стоимости (то есть стоимости аналогичного товара на внутреннем рынке) [24];
− превентивные закупки можно считать экономической санкцией (на практике – военной тактикой), где одна из воюющих сторон осуществляет закупки товаров у нейтральной стороны с целью лишения возможности использования данных товаров другими воюющими сторонами.
5.2 Финансовые санкции зачастую реализуются в форме замораживания активов физических и юридических лиц страны – объекта санкций, приостановки инвестиционного сотрудничества и ограничения доступа на финансовые рынки. Замораживание активов физических и юридических лиц является наиболее часто применяемой формой финансовых мер принуждения. Так, из 14 действующих режимов санкций Совета Безопасности ООН 13 содержат финансовые санкции в виде замораживания активов, например, в отношении Ливии (Резолюция 1970, 2011 г.) [18].
Заключение. Таким образом, санкции в широком значении представляют собой систему действий международного принуждения, применяемых индивидуально или коллективно государствами и международными организациями. При этом следует отметить, что международное право не ограничивает государства в использовании санкций. Поэтому зачастую ограничения на применение санкций определяются общественным мнением страны-инициатора. Исходя из данного определения понятия «санкции» вытекает широкий перечень международных мер принуждения, которые в данной работе предлагается классифицировать следующим образом: дипломатические и процессуальные, военные санкции, санкции в сфере образования, культуры и спорта, коммуникационные санкции и экономические санкции (торговые и финансовые). Наглядно предложенная классификация представлена таблице 1.
Таблица 1
Виды санкций по критерию применяемого инструментария
санкции
(оГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ) −
совокупность инструментов международного принуждения, применяемых индивидуально или коллективно государствами и международными организациями по отношению к объектам санкционной политики | |
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ:
− дипломатические − процессуальные |
4.
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
|
2. ВОЕННЫЕ
|
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
− финансовые − торговые |
3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ
|
В связи с тем, что в современных условиях санкции используются странами в качестве инструмента политического и экономического воздействия, дальнейшее усиление международной конкуренции будет способствовать все более активному и разнообразному их применению. Кроме того, если еще несколько десятилетий назад в качестве инструмента влияния достаточно часто использовались военные меры, то сегодня такие способы не находят поддержки со стороны населения (избирателей) и одобрения мирового сообщества, а применение отдельных видов вооружения, например ядерного оружия, опасно и абсурдно априори. Поэтому именно индивидуальные и коллективные меры международного принуждения активно используются странами, существенно ограничивая международные отношения. Притом часть санкций имеет искусственный (формальный) характер и не несут за собой серьезные или весомые последствия, однако зачастую санкции оказывают существенное воздействие на международную торговлю, международное движение капитала, миграцию рабочей силы и т.д. Среди основных тенденций, препятствующих распространению санкций, можно назвать процессы международной экономической интеграции, которые не только снижают применение санкций и расширяют применение различных видов поддержки внутри союзов, но и позволяют коллективно ответить на санкции против других государств.
В контексте дальнейших исследований особый интерес представляют торговые и финансовые санкции, поскольку они влекут негативные последствия, причем не только на хозяйственную деятельность страны-объекта, но и на экономику страны – субъекта санкций. При этом степень воздействия определяется не только перечнем вводимых санкций, но и сложившимся балансом сил между всеми вовлеченными государствами и характером их экономического взаимодействия. Поэтому дальнейшие исследования авторов будут нацелены на качественную характеристику и количественное определение степени влияния санкций на экономику.
Источники:
2. Кристиневич С.А. Односторонние меры принуждения в мировой экономике: обзор теоретических подходов /Кристиневич С.А.// Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Белорусский государственный экономический университет. − Минск, 2019. − С. 239-244.
3. Евсякова А.А. Санкции как элемент экономической войны. Правовые аспекты применения/ А.А. Евсякова //Spirit Time. − 2019. − № 3-1 (15). − С. 45-46.
4. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве/ М.В. Кешнер. − М.: Проспект, 2015. – 181 с.
5. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций/ Г.Р. Григорян // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2793-2804.
6. Телегина Е. А., Халова Г. О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Tом 63. – Выпуск №2. – C. 13-20
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Махова А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 / Махова А.В., Печенкина А.В. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – С. 60-63.
9. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – С. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
11. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
12. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 605-616. – doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
13. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки: в 6 т. – М: Изд-во иностр. лит., 1950−1954 гг.
14. Резолюция 757 (1992) Совета Безопасности от 30 мая 1992 года [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/757(1992) (дата обращения 06.07.2020 г.)
15. Зверев П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН // Молодой ученый. 2013. − № 11. − С. 528-530.
16. Резолюция 1929 (2010) Совета Безопасности от 9 июня 2010 года [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1929%20(2010)(дата обращения 06.07.2020 г.)
17. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1718 (2006) [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1718 (дата обращения 06.07.2020 г.).
18. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1970 (2011) Совета Безопасности по Ливии [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1970 (дата обращения 06.07.2020 г.).
19. Комитет Совета Безопасности, в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/751 (дата обращения 06.07.2020 г.).
20. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2048 (2012) по Гвинее-Бисау [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/2048 (дата обращения 06.07.2020 г.).
21. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2127 (2013) по Центральноафриканской Республике [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/2127 (дата обращения 06.07.2020 г.).
22. Большой юридический словарь // Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др.− М.: Инфра-М, 2001. – 704 с.
23. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. Статья VI. [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. – Режим доступа: − http://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения 06.07.2020 г.).
24. США повысят пошлины на импорт европейских самолетов // RFI. − Режим доступа: https://www.rfi.fr/ru/ (дата обращения 07.07.2020 г.).
25. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы [Электронный ресурс]: отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 260 с., С.218−229. − Режим доступа: − https://books.google.com/books?id=L9o2DUDRBCgC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 06.07.2020 г.)
Страница обновлена: 15.08.2024 в 17:06:23